Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование роли и функций национального счетоводства и системы национальных счетов.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
Раскрыть понятие Системы национальных счетов, историю её возникновения, причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации, рекомендованную ООН;
Раскрыть сущность, роль и функции национального счетоводства, основные составляющие построения и значение для макроэкономического анализа;
Изучить составляющие основных макроэкономических показателей, их взаимосвязь, методы измерений
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......4
ГЛАВА 1 Понятие, сущность и функции национального счетоводства. Система национального счетоводства. CНC: понятие, сущность, структура и теоретические принципы ее построения. Модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода…………………………………………………………….......6
1.1 Система национального счетоводства: сущность, роль и функции ……6
1.2 Принципы построения СНС……………………………………………..9
1.3. Основные показатели национальных счетов и соотношения между ними…………………………………………………………………………......12
1.4. Содержание национальных счетов……………………………………..15
1.5. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода……………….22
ГЛАВА 2 Система национальных счетов в Республике Беларусь и ее показатели………………………………………………………………………24
2.1. Система счетов, отражающих взаимосвязи отраслей и секторов экономики в условиях ее рыночного регулирования. Методология системы национальных счетов Республики Беларусь…………………………………24
2.2. Основные показатели системы национальных счетов по Республике Беларусь…………………………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..35
РЕФЕРАТ
Тема курсовой работы: Национальное счетоводство и система национальных счетов
Данная курсовая состоит из введения, двух глав, раскрывающих теоретические основы национального счетоводства и системы национальных счетов в Республике Беларусь, заключения и списка использованной литературы. В данной курсовой работе приведена 1 таблица.
Ключевые слова: Национальное счетоводство, система национальных счетов, методология системы национальных счетов Республики Беларусь
Объект исследования: система национальных счетов Республики Беларусь
В работе проведен анализ систем национального счетоводства, его роли и функций в национальной экономике.
Проведенная курсовая работа подтверждает огромное значение системы национального счетоводства в национальной экономике Республики Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемой проблемы.
(Подпись)
СОДЕРЖАНИЕ |
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… | |
ГЛАВА 1 Понятие, сущность и функции национального
счетоводства. Система национального
счетоводства. CНC: понятие, сущность, структура
и теоретические принципы ее построения.
Модель кругооборота ресурсов, продукта
и дохода……………………………………………………………. | |
1.1 Система национального | |
1.2 Принципы построения СНС………………… | |
1.3. Основные показатели | |
1.4. Содержание национальных 1.5. Модель кругооборота ресурсов,
продуктов и дохода……………….22 | |
ГЛАВА 2 Система национальных счетов
в Республике Беларусь и ее показатели…………………………………………………… | |
2.1. Система счетов, отражающих взаимосвязи
отраслей и секторов экономики
в условиях ее рыночного | |
2.2. Основные показатели системы национальных
счетов по Республике Беларусь………………………………………………………… | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..35 |
ВВЕДЕНИЕ
В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.
Для государственной регуляции экономической деятельности необходима достоверная экономика – статистическая информация, которая должна объективно отражать предпосылки, ход и результат процесса воспроизводства. Ценность результатов, получаемых с использованием статистических подходов. Поставила перед специалистами широкого круга вопрос о необходимости овладения хотя бы основами статистических знаний и приемов анализа.
В первую очередь следует заметить, что история развития национального счетоводства насчитывает несколько десятилетий. Целесообразность ее использования была испытана макроэкономической практикой статистики многих стран. Первый международный стандарт системы национальных счетов (СНС) был предложен ООН в 1950 г. Усовершенствованый вариант СНС, принятый Статистической комиссией ООН в 1968 г., был основой национального счетоводства стран до 1993 г. Последний вариант методологии СНС разработан Статистической комиссией ООН и принят в феврале в 1993 г. Сегодня СНС заказная ООН и другими международными организациями и разрабатывается больше как в 150 странах мира [16].
Система национальных счетов (СНС) это современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.
Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной вязке этих показателей между собой.
Система национально счетоводства - применяемая в развитых странах система национального учета, статистики в масштабе страны, основанная на обобщении и систематизации данных сплошных и выборочных обследований, статистической отчетности. В итоге обработки этой первичной информации составляется комплекс балансовых таблиц, показатели которых позволяют определить обобщающие макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики и динамику экономического роста.
Целью данной курсовой работы является исследование роли и функций национального счетоводства и системы национальных счетов.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
Объектом курсовой работы является система национальных счетов Республики Беларусь.
Предметом курсовой работы вопросы теории и практики формирования и развития системы национальных счетов в рыночных условиях.
ГЛАВА 1 Понятие, сущность и функции национального счетоводства. Система национального счетоводства. Система национальных счетов (CНC): понятие, сущность, структура и теоретические принципы ее построения. Модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода.
1.1 Система национального
История развития национального счетоводства насчитывает несколько десятилетий. Целесообразность ее использования была испытана макроэкономической практикой статистики многих стран. Первый международный стандарт системы национальных счетов (СНС) был предложен ООН в 1950 г. Усовершенствованный вариант СНС, принятый Статистической комиссией ООН в 1968 г., был основой национального счетоводства стран до 1993 г. Последний вариант методологии СНС разработан Статистической комиссией ООН и принят в феврале в 1993 г. Сегодня СНС заказная ООН и другими международными организациями и разрабатывается больше как в 150 странах мира.
Национальное счетоводство в широком понимании являет собой масштабную систему макроэкономического первобытного бухгалтерского учета и статистики, которая базируется на методологических принципах и завершается построением системы национальных счетов (СНС). На основании системы показателей СНС отражаются взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями. СНС - своего рода модель экономики, которая используется для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основании взаимозасчитывающихся балансов (счетов), которые отражают потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе осуществления ими экономических операций.
Сущность СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на разных стадиях процесса создания и взаимного согласования этих показателей между собой. СНС являет собой систему взаимозасчитывающихся статистических показателей, построенную в виде определенной подборки счетов и таблиц, которые характеризуют результаты экономической деятельности страны.
При этом учетчиками национальных счетов различаются такие понятия как экономическая операция, и экономический агент. Здесь экономический агент — это любой хозяйствующий субъект рыночной экономики, включая домашние хозяйства и некоммерческие организации. Экономическая операция в таком случае есть перемещение денежных средств или иных благ от одного экономического субъекта к другому. При учете, разумеется, используется денежное выражение рыночной стоимости перемещенных благ, для обеспечения базы сравнения.
Сам учет проводится в виде двойной записи по типу принятой в бухгалтерском учете. Это обозначает, что каждая операция имеет плательщика и получателя, и поэтому записана один раз как ресурсы и один раз — как использование. Таким образом, все операции характеризуются в реальном и финансовом аспектах. В общем, упрощенно, можно представить расчет национальных счетов как бухгалтерию гигантского предприятия, которым является экономика страны, а цехами в нем будут тогда являться определенные секторы экономики.
В основе национального счетоводства лежат процессы создания, распределения, перераспределения и использования дохода, в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования.
Каждой стадии воспроизводительного цикла - производству продуктов, услуг и связанного с этим процесса образования доходов, первобытному и вторичному их распределению и использованию, - отвечает счет или группа счетов. Счета разрабатываются для национальной экономики в целом, а также для секторов, отраслей и регионов.
Следовательно, структура национальной экономики в рамках СНС определяется секторами, отраслями и регионами. Первую из отмеченных структур необходимо объяснить.
Секторы национальной экономики образуют так называемые институционные единицы. В СНС единица считается институционной, если она ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом, то есть может самостоятельно принимать решение, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами, принимать обязательства и осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Сектор являет собой совокупность институционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. В соответствии с действующей концепцией национального счетоводства, согласно типов экономического поведения, институционные единицы объединяются в следующие секторы: нефинансовые предприятия, финансовые предприятия, государственные учреждения, - сектор общего государственного управления, некоммерческие организации, которые обслуживают домашние хозяйства. Выделяют также сектор “Домашние хозяйства” и сектор “Внешний мир”.
В СНС проводится четкое разграничение между внутренней (национальной) экономикой и “остальным миром” (внешним миром). Для понимания разницы между этими категориями необходимо осознать следующие понятия: “экономическая территория”, “центр экономического интереса”, “резидент”.
Под экономической территорией понимают географическую территорию, на которой могут свободно перемещаться лица, товары и денежные средства. К ней принадлежит также национальное воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф в международных водах, на которые страна имеет исключительные права, и территориальные анклавы, в других странах (территории, на которых располагаются посольства, консульства, военные и научные базы, и т.п.). В то же время части собственной географической территории страны, которые используются другими странами, не включаются в состав ее экономической территории.
Институционная единица имеет центр экономического интереса на экономической территории страны, если она расположена строением или землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в течение длительного времени (как правило не меньше одного года).
Резидент - институционная единица, которая имеет центр экономического интереса на экономической территории страны. Иначе говоря, резиденты - предприятия, организации, учреждения, домашние хозяйства, граждане данной страны, которые принимают участие в экономической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока времени (не менее года), а также лица (физические и юридические), которые проживают, или осуществляют экономические операции на территории страны более одного года. Следовательно, понятие “резидент” не совпадает с понятием “гражданство” или “национальность”.
Каждый счет СНС являет собой балансовую таблицу, где каждая операция отображается дважды: один раз в разделе “использования”, второй раз - в разделе “ресурсы”. Расчеты ведутся с помощью балансовой статьи.
В СНС используются две классификации. Первая классификации, используемая в счетах производства, потребления и капиталообразования, является функциональной, и выглядит следующим образом:
а) Отрасли производства товаров и услуг;
б) Органы общего государственного управления;
в) Частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
г) Домашние хозяйства.
Вторая классификация — институционная — используется в счетах расходов и доходов и в счетах финансирования капитальных затрат:
Информация о работе Система национальных счетов в Республике Беларусь и ее показатели