Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование роли и функций национального счетоводства и системы национальных счетов.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
Раскрыть понятие Системы национальных счетов, историю её возникновения, причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации, рекомендованную ООН;
Раскрыть сущность, роль и функции национального счетоводства, основные составляющие построения и значение для макроэкономического анализа;
Изучить составляющие основных макроэкономических показателей, их взаимосвязь, методы измерений
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......4
ГЛАВА 1 Понятие, сущность и функции национального счетоводства. Система национального счетоводства. CНC: понятие, сущность, структура и теоретические принципы ее построения. Модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода…………………………………………………………….......6
1.1 Система национального счетоводства: сущность, роль и функции ……6
1.2 Принципы построения СНС……………………………………………..9
1.3. Основные показатели национальных счетов и соотношения между ними…………………………………………………………………………......12
1.4. Содержание национальных счетов……………………………………..15
1.5. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода……………….22
ГЛАВА 2 Система национальных счетов в Республике Беларусь и ее показатели………………………………………………………………………24
2.1. Система счетов, отражающих взаимосвязи отраслей и секторов экономики в условиях ее рыночного регулирования. Методология системы национальных счетов Республики Беларусь…………………………………24
2.2. Основные показатели системы национальных счетов по Республике Беларусь…………………………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..35
8) в ней не отражается наличие
отходов производства и
Таким образом, модель представляет кругооборот ресурсов, продуктов и доходов в виде некоего вечного двигателя. Тем не менее, она весьма полезна для иллюстрации основных потоков, совершающихся в отношениях между домохозяйствами, фирмами и государством.
Таким образом СНС является наиболее распространенным балансовым методом статистики развития экономики и ее результатов, отражает результаты производства товаров и услуг, источники формирования доходов от всех видов экономической деятельности, вклад каждой институционной единицы, каждого сектора экономики и отрасли в их создание и участие в их распределении и использовании, а также в накоплении национального богатства. Цель национального счетоводства - дать наглядное цифровое отображение состояния экономики страны за определенный период времени. Система национальных счетов с помощью замкнутой системы счетов и ряда дополнительных таблиц показывает характер экономических процессов и основные макроэкономические показатели: ВНП, ВВП, НД.
ГЛАВА 2 Система национальных счетов в Республике Беларусь и её показатели
Совершенствование системы макроэкономического статистического учета и анализа прежде всего было связано с приданием показателю валового национального продукта (ВНП) статуса основной характеристики национальной экономической деятельности. Показатель ВНП в определенной мере оставался дополняющим элементом существующей системы показателей макроуровня. Настоятельная необходимость использования ВНП в практике статистического учета определялась тем, что он отражает функционирование всей экономики, включая как производственную, так и непроизводственную сферы. Важно также, что ВНП и его структура являются основой международных экономических сопоставлений, оценки степени интеграции республики в мирохозяйственные связи.
Наиболее полная и достоверная оценка ВНП могла быть достигнута только при переходе к системе национального счетоводства (СНС). При этом необходимо было учитывать, что она существенно отличалась от действующей системы статистического учета, основанного на методологии баланса народного хозяйства (БНХ).
Поэтому Постановлением совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 1992 года №523 была принята Республиканская программа перехода Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и статистики, одним из разделов которой является Создание системы национального счетоводства в Республике Беларусь.
Переход к системе национального счетоводства потребовал коренного пересмотра первичной статистической информации, бухгалтерского, финансового и банковского учета.
Концептуальные и организационно-методические различия двух систем привели к различным оценкам показателей доходов и расходов предприятий и учреждений или их совокупностей, доходов и расходов государственного бюджета, источников финансирования капитальных вложений, а также масштабов и путей перераспределения национального дохода, соотношения конечного и промежуточного продукта.
2.1. Система счетов, отражающих взаимосвязи
отраслей и секторов экономики
в условиях ее рыночного
Целью создания системы национальных счетов (СНС) Республики Беларусь является полное и точное отражение экономической деятельности государства. Внедрение СНС позволяет уточнить используемую и получить новую статистическую информацию о производстве продукции и оказании услуг, образовании, распределении и перераспределении доходов, движении капитала, конечном использовании народнохозяйственных ресурсов на потребление и накопление, а также об источниках их финансирования. С помощью СНС будет решена и задача адекватной оценки внешнеэкономических связей Республики Беларусь, ее торгового и платежного баланса.
За основу разработки системы национальных счетов Республики Беларусь был принят вариант СНС ООН, используемый в Европейском Сообществе и известный как "Европейская система интегрированных экономических счетов" (ЕСИЭС).
В СНС предусмотрено использовать два типа классификационных хозяйственных единиц - по отраслям и по секторам. Группировка по отраслям позволит оценивать процессы производства, распределения и потребления продуктов и услуг, балансы ресурсов и их использование. Группировка хозяйственных единиц по секторам экономики покажет потоки доходов и расходов, состояние финансовых активов и пассивов.
Так, счета для сектора "домашние хозяйства" обеспечат данными для анализа важнейших аспектов социальных процессов и уровня жизни (распределение доходов, потребление, сбережения и др.) и роли сектора "домашние хозяйства" в создании и использовании валового внутреннего продукта.
В СНС кроме исчисления макроэкономических показателей, характеризующих деятельность экономики Республики Беларусь в целом, предусмотрены также расчеты валовой добавленной стоимости, ряда других счетов, исчисление национального дохода по методологии ООН на уровне республики.
Использование СНС в отечественной практике позволило получить ряд важных макроэкономических показателей, необходимых для оценки и анализа функционирования народного хозяйства, разработки экономической политики. Важнейшими из них являются: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, национальное сбережение, располагаемый доход, конечные потребительские расходы на товары и услуги, валовые инвестиции и источники их финансирования, сальдо внешней торговли, сальдо по текущим операциям с заграницей. На основе этих данных оцениваются сложившиеся тенденции развития народного хозяйства, прогнозируются их изменения, вырабатывается экономическая политика и меры по ее осуществлению.
Внедрение СНС в практику народнохозяйственного учета и управления позволило также решить задачу представления необходимых данных в ООН и другие международные организации в соответствии с их требованиями и стандартами.
Особое место в системе национальных счетов занимают межотраслевые балансы, что обусловлено широкими возможностями, которые они представляют для анализа динамики и структуры экономики, основных стоимостных и натурально-вещественных пропорций, проведения международных сопоставлений, выполнения прогнозных экономических расчетов, оценки последствий предполагаемых управленческих решений.
Для построения межотраслевых балансов по схеме СНС, отражающих процессы образования, распределения и использования ресурсов и доходов по всем видам деятельности предусмотрено проведение научно-исследовательских работ по информационному и методическому обеспечению, учитывающих предстоящее реформирование общеметодологических и организационных основ государственной статистики в соответствии с международными правилами. Необходимо решение ряда методологических задач по определению состава, содержания и расчета информации, ранее не используемой в балансах, по переходу к несплошным методам наблюдений затрат и результатов хозяйственной деятельности. С целью получения сопоставимых с предыдущими годами данных и обеспечения преемственности динамических рядов предусмотрена взаимная увязка систем межотраслевых балансов, разрабатываемых по методологиям БНХ и СНС.
Перестройка организационных основ государственной статистики, оснащение ее современной техникой и порядок взаимодействия с ведомственной отчетностью потребовал решения сложного комплекса вопросов по организации и методам сбора и обработки первичной информации, построению математических моделей ее преобразования на региональном и республиканских моделей ее преобразования на региональном и республиканском уровнях, создания программного обеспечения для расчетов взаимоувязанной системы межотраслевых балансов по методологии БНХ и СНС.
Межотраслевые балансы разрабатываются на основе обобщения и интеграции статистической, бухгалтерской, банковской отчетности, перестройка которых должна предшествовать составлению отчетных балансов. Поэтому переход к системе межотраслевых балансов по СНС осуществлялся в два этапа.
На первом этапе, начиная с 1993 года, отрабатывался состав, методы расчета и формы получения информации о хозяйственной деятельности, доходах и расходах тех отраслей и секторов народного хозяйства, которые не отражались в межотраслевых балансах, разрабатываемых по методологии БНХ.
На втором этапе с учетом перестройки всей системы государственной статистики и ведомственной отчетности в соответствии с международными требованиями производилась разработка в 1995 году взаимоувязанной системы развернутых межотраслевых балансов, ориентированных на внутренних пользователей и международные организации.
Охват операций: Границы производства в целом соответствуют СНС 1993. Границы производства определяются в СНС как деятельность единиц-резидентов национальной экономики (включая деятельность иностранных и совместных организаций, имеющих центр экономических интересов в Республике Беларусь и действующих в ней на постоянной основе) по производству товаров и услуг. Производственная деятельность охватывает организации, производящие товары и услуги.
В границы производства включается также производственная деятельность домашних хозяйств. Она охватывает производство всех товаров независимо от того, проданы они или нет, включая сельскохозяйственную продукцию, полученную в личных подсобных хозяйствах, строительство собственными силами и различные услуги, в том числе торговые, посреднические и т.д. Услуги, производимые домашними хозяйствами для собственного потребления (домашние услуги), не включаются в границы производства, кроме условно исчисленной оплаты услуг по проживанию в собственных жилищах.
Методология СНС предусматривает отражение любой деятельности, подпадающей под определение экономической. Поэтому производственная деятельность включает также объемы ненаблюдаемой экономики, то есть экономической деятельности, не зарегистрированной статистическим учетом. Методология ее определения построена, в основном, на косвенных данных и экспертных оценках.
Границы активов, в основном, соответствуют СНС 1993 и включают следующие компоненты:
В границы активов не включаются исторические памятники, приобретенные нематериальные активы (условная стоимость деловых связей) и ценности, кроме ценностей, принадлежащих домашним хозяйствам.
Географический охват: Экономическое пространство Республики Беларусь – это территория, административно управляемая правительством, в пределах которой лица, товары и капиталы могут свободно перемещаться.
Национальные счета не включают территориальные анклавы других стран (посольства, военные базы и т.п.) или международных организаций, но включают анклавы своей страны на территории других стран.
Неучитываемая деятельность: В рамках ненаблюдаемой экономики осуществляются оценки законной деятельности. Сюда, в основном, входит экономическая деятельность, по которой нет отчетности или она занижена с целью избежания уплаты налогов и административного контроля. Однако методология оценки ненаблюдаемой экономики такова, что эти объемы могут частично включать незаконное производство.
Классификация/разбивка по секторам
Системы классификаций. В настоящее время виды экономической деятельности классифицируются по Общесоюзному классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), который отличается от Международной стандартной отраслевой классификации (МСОК). Белстат приступил к внедрению новой системы классификации видов экономической деятельности, известной как Общегосударственный классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД), который гораздо ближе к МСОК и полностью совместим с ней на 4-разрядном уровне. Работа по внедрению ОКЭД в Республике Беларусь начата с 2004 года.
Используемая в Республике Беларусь национальная классификация продуктов совместима на 2-разрядном уровне с классификацией отраслей экономики. Разбивка продуктов сельского хозяйства и промышленности соответствует классификации продуктов по отраслям на одно- и двухразрядном уровне.
Национальный статистический комитет приступил к изучению внедрения Классификации основных продуктов с января 2005 года и планирует провести его внедрение в течение 5 лет. При разработке статистики экспорта и импорта товаров применяется Гармонизированная система.
Классификация индивидуального потребления по целям (КИПЦ) используется в обследовании домашних хозяйств и, следовательно, при расчете расходов на конечное потребление домашних хозяйств.
Данные о расходах бюджета классифицируются согласно Классификации функций органов государственного управления (КФОГУ).
Организации относятся к основному виду экономической деятельности согласно Общесоюзному классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ).
Информация о работе Система национальных счетов в Республике Беларусь и ее показатели