Скрытая безработица в современной РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия и содержания безработицы, изучение ее видов, причин возникновения, анализ состояния безработицы и её динамики в РФ, пути снижения уровня безработицы и определение ключевых методов ее минимизации в условиях рыночной экономики в РФ. Особое внимание уделяется анализу скрытой безработицы в современной РФ.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. раскрытие сущности понятия безработицы
2. анализ причин и последствий безработицы, а также анализ рынка труда в различных экономических концепциях (кейнсианская, классическая, марксистская, монетаристская теории),
3. изучение динамики российской безработицы,
4. анализ сложившейся на данный момент структурной безработицы в РФ,

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и виды безработицы, причины её возникновения 6
2. Состояние безработицы в современной России 14
3. Методы борьбы с безработицей. 21
Заключение 33
Список источников информации 36
Приложения 37

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Bezrabotitsa3.doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

- До 2015 года действует законодательное правило индексации пенсии, согласно которому она должна быть выше инфляции. Даже если упадут цены на нефть и снизятся доходы Пенсионного фонда, пенсия будет индексироваться по уровню инфляции, - пояснил он «Известиям». [7]

Безработица, в свою очередь, сократится, предполагают в Минэкономразвития: через четыре года безработных в РФ будет 3,8 млн человек - на 300 тыс. меньше, чем в прошлом году.

- В последние кварталы отмечается замедление ключевых макроэкономических параметров: внутренний спрос, экспорт, снижение темпов роста ВВП. Так что есть риск, что прогноз Минэкономразвития будет не выполнен, - рассуждает Антон Сороко.

Как прогнозируют в ведомстве, 10,3% россиян будут продолжать жить за чертой бедности - сейчас этих людей в стране 11,2%. При составлении прогноза бедности специалисты Минэкономразвития исходили из того, что к 2016 году размер прожиточного минимума должен вырасти до 8420 рублей - то есть на 29%, рассказал изданию Олег Засов.

- Снижение уровня бедности в отрыве от существенного роста реальной заработной платы связано с пересмотром набора товаров потребительской корзины в 2013 году: у нас изменилось количество товаров и услуг, соответственно выросло число людей, которые не проходят по этому минимуму, - добавляет собеседник «Известий». [7]

Председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев, в свою очередь, рассчитывает на гораздо более существенный рост благосостояния и соответственно сокращение уровня безработицы в РФ.

- Минимальный размер оплаты труда будет поднят до прожиточного минимума. Исходя из этого, мы рассчитываем, что к 2016 году количество граждан, живущих

Очень оптимистическими прогнозами на ближайшее будущее поделилось с гражданами Минэкономразвития РФ - опубликован прогноз развития экономики РФ в период до 2013 г.

В нем, если совсем коротко, сказано, что зарплаты вырастут, пенсии вырастут, размер прожиточного минимума вырастет, а количество бедных и безработных уменьшится. Теперь подробнее. К 2016 году, говорится в прогнозе, средняя российская зарплата фактически вырастет больше, чем на 50% и будет равняться 41,1 тысяче рублей (по данным на 2012 год средняя зарплата по стране - 26,8 т.р.). В исчислении на товары и услуги, которые смогут за эти деньги купить россияне, рост (т. е. реальный рост, не учитывая инфляции) будет составлять 24%.

С этими подсчетами согласны и финансовый аналитик Антон Сороко (ИК «Финам»), и Андрей Исаев, председатель думского комитета по труду и социальной политике. Оба эксперта говорят, что в ситуации политической стабильности (каковая сейчас наблюдается в РФ), без потрясений (коих не предвидится), при наличии сдержанного, но все же роста экономики - подобные цифры выглядят вполне реальными. Исаев к тому же указывает на выгодное географическое положение РФ, которая находится между мировой мастерской Китаем и потребителем произведенного в Китае, Европой.

Это тоже должно благоприятно влиять на экономические условия страны. Им возражает эксперт из Института социальной политики ВШЭ, его директор Сергей Смирнов. Он указывает, что рост ВВП в РФ сейчас очень умеренный - всего 3-4%. При таких показателях прогноз Минэкономразвития выглядит слишком «оптимистичным». Сергей Смирнов не видит причин для подобного роста зарплат. А специалисты Минэкономразвития прогнозируют дальше.

К 2016 году средняя пенсия станет больше на 41,6%. это, впрочем, не означает, что российский пенсионер потягается доходами с норвежским, а просто уровень пенсии будет слегка возвышаться над уровнем инфляции. До 2015 года, напоминает Олег Засов, один из специалистов Минэкономразвития, в РФ действует закон, в соответствии с которым пенсии индексируются по уровню инфляции, независимо от того продолжают цены на нефть расти или падают; растут или уменьшаются доходы ПФР.

Планируется также рост прожиточного минимума - на 29%, что составит в 2016 г. почти 8,5 тысяч рублей. В настоящее время, согласно статистическим данным, за чертой бедности в РФ живут 11,2%. Олег Засов указывает на то, что увеличение данного процента сейчас произошло в связи с изменением состава потребительской корзины: туда включили товары и услуги, до которых «дотягивается» меньшее количество людей, чем прежде. Однако к 2016 году количество это изменится в лучшую сторону и за чертой бедности останутся только 10,3%. Минэкономразвития предполагает сокращение числа безработных на 300 тысяч человек к 2016 г. [7]

 

3. Методы борьбы с безработицей

 

 

Не все из мер активной политики считаются эффективными и могут подвергаться критике, так как степень их воздействия на уровень безработицы трудно проверить. Существуют разные методы активного влияния на рынок труда, вот некоторые из них [1,3]:

Монетаристы считают такие меры несостоятельными, указывая на большие задержки в проявлении эффекта этих мер, что, по их мнению, ведёт к непредсказуемости результатов. Позднее монетаристы указывали на эффект вытеснения частных инвестиций в сферу государственных операций, опасаясь, что то, что выигрывает экономика от увеличения госинвестиций теряется из-за сокращения инвестиций из частного сектора.

1) Непосредственное создание новых рабочих мест за счёт государственных расходов, чаще всего для выполнения работ в интересах общества. Это, например, работа в области охраны окружающей среды, строительства автомобильных и железных дорог, очистка мест проживания от мусора и так далее. Такой подход является частью кейнсианской модели экономики. Он показал свою эффективность во время Великой Депрессии в США. В общей сложности в 1933-1939 годах на общественных работах в США численность занятых на общественных работах по строительству каналов, дорог, мостов достигла 4 миллионов человек. Одним из примеров использования такой политики являются меры по уменьшению безработицы, проведённые бургомистром Унтергуггенбергером в австрийском городе Вёргль.

2) Стимулирование большого и малого предпринимательства позволяет относительно быстро создать новые рабочие места. Предполагается, что, развиваясь, предприятия будут создавать новые рабочие места, содействуя занятости населения. Основным источником стимулирования малого бизнеса является банковская система, тогда как их поддержка является в основном государственной прерогативой. В странах с рыночной экономикой вмешательство государства в экономическую деятельность предприятий носит преимущественно косвенный характер, то есть путём регулирования налогообложения и кредитно-финансовых механизмов. Наряду с финансовыми, существуют административные методы регулирования, которые в странах с рыночной экономикой сводятся к корректировке законодательства и контролю за его соблюдением. В целом чаще всего применяется субсидирование процентных ставок по кредиту и снижение налогов.

Меры, объединённые общим названием экономическая дипломатия, заключающиеся в продвижении товаров данной страны на внешнем рынке, поддержке инвестиционных проектов в других странах и привлечении иностранных инвестиций, обеспечении наилучших условий торговли на внешних рынках.

Протекционизм, то есть меры по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Позволяет защитить неразвитые и неэффективные отрасли хозяйства страны, снижая безработицу, вызванную поражением предприятий в конкурентной борьбе. Вместе с тем снижается конкурентоспособность национальных предприятий, подрывается международная торговля, монополизируется производство, приводя к различным негативным для экономики последствиям.

Выплата государственных субсидий предприятиям. В данном случае государственные субсидии (называемые ещё дотациями, субвенциями или премиями) используются для в стимулирования предприятий к совершению действий, которые они не стали бы осуществлять в обычных условиях в отсутствие подобной помощи ввиду их экономической неоправданности субсидии начисляются определённым категориям лиц, а не по географическому признаку. Субсидии, выделяемые на борьбу с безработицей бывают 3-х видов:

Субсидии, позволяющие избежать ликвидации рабочих мест, если предприятие столкнулось с экономическими трудностями.

Освобождение предприятий от налогов и выплаты, упрощающие их создание.

Полная или частичная выплата государством зарплат и пособий работникам, если в течение длительного времени предприятие не может этого сделать.

3) Воздействие на рынок труда, в том числе с целью его развития. Это Принятие мер по перераспределению имеющегося спроса на труд путем побуждения предприятий к уменьшению рабочего времени отдельных работников. Нехватка трудовых ресурсов компенсируется созданием новых рабочих мест. Склонить предприятие к такой политике можно только путём субсидирования.

Помощь молодым специалистам в интеграции на рынок труда. На рынке труда молодёжь часто оказывается в невыгодном положении по сравнению с более опытными старшими работниками. Особенно остро эта проблема стоит в государствах, в которых рынок труда строго контролируется.

Улучшение обеспечения рынка труда информацией о существующих вакансиях. Безусловно, если безработный не владеет этой информацией, он не сможет устроиться на работу. Для решения этой проблемы создаются биржи труда, центры занятости и другие подобные частные или государственные организации. Не менее важны систематические исследования рынка труда. Это исследования структуры занятости на полном рынке труда государственных субъектов, проблем регистрируемой безработицы, проблем взаимодействия работника с работодателями, проблем занятости отдельных категорий населения, проблем организации работы службы занятости и ее отдельных направлений. Кроме того, могут проводится различные ярмарки вакансий, дни открытых дверей и тому подобное.

Устранение препятствий мобильности рабочей силы. Важна как географическая мобильность, то есть миграция рабочей силы, так и межпрофессиональная мобильность. Существует тенденция миграции рабочей силы из экономически отсталых районов в экономически развитые, что создаёт проблемы и там и там. Для решения этой проблемы необходимо концентрировать усилия по борьбе с безработицей в тех районах, где она выше. Существует особый вид мобильности рабочей силы, предполагающий дистанционное управление работником. Работодатель связывается с работником через интернет, даёт ему определённое задание, а затем получает результаты труда также через интернет. Конечно, существуют определённые ограничения такой мобильности: работодателю достаточно трудно оценить результат, если дело не касается обработки информации. Отсутствие активной государственной политики на рынке труда в сочетании с сокращающейся мобильностью населения может привести к социальным конфликтам.

Развитие системы профессионального образования позволяет повысить квалификацию работников, тем самым приспосабливая их к изменениям рынка труда. Особое внимание должно уделяться дефицитным специальностям и профессиям. Недостатком этого метода является то, что он не даёт быстрого результата и увеличивает неравенство среди работников, так как вероятность получения образования повышается в соответствии с занимаемым положением. Однако, безработица вызванная спадом производства или резким увеличением численности трудоспособного населения не может быть снижена таким образом.

Снижение пенсионного возраста. Это позволяет освободить некоторую часть рабочих мест, но создаёт дополнительную нагрузку на систему пенсионного обеспечения.

Судебное преследование безработных с целью побудить их к поиску работы (так называемые статьи «За тунеядство»). Этот метод был распространён в государствах с плановой экономикой. В СССР лица, не работавшие более четырех месяцев подряд, подлежали уголовной ответственности. Объяснялась такая мера тем, что каждый гражданин СССР был обязан заниматься общественно полезным трудом. Исключение делалось лишь для нетрудоспособных граждан и для домохозяек, имеющих детей. Кампания борьбы с тунеядством особых результатов не дала. Статья просуществовала 30 лет и была отменена 19 апреля 1991 года законом «О занятости населения», легализовавшим безработицу.

4) Монетарные и фискальные меры, направленные на повышение спроса и регулирование цен путём борьбы с инфляцией. Такая политика, позволяя уменьшить инфляцию и улучшить сальдо торгового баланса, мало влияет на уровень безработицы.  Сторонники монетарной теории экономики критикуют такие меры, заявляя, что эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен. Исследования показали отсутствие в развитых странах связи между безработицей и инфляцией, но такая связь когда-то существовала. Например, в Соединённых Штатах эта связь явно прослеживалась в 60-е годы, а в 80-90-е инфляция и безработица сокращалась одновременно. Также выяснилось, что безработица и инфляция детерминируются большим количеством факторов, причем их набор в каждой стране в определенный период времени уникален, хотя не все специалисты с этим согласны с такой точкой зрения.

5) Политика дерегламентации, предлагаемая либеральными экономистами, предполагает принятие следующих мер:

  • уменьшение влияния профсоюзов;
  • сокращение разного рода компенсаций;
  • отмена минимума заработной платы;
  • смягчение правил найма и увольнения работников.

А.С. Пигу и его последователи, считающие, что проблема в слишком высокой заработной плате, предлагают снижать заработную плату и разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, влечёт рост безработицы. Ещё они предлагают государству трудоустраивать безработных, претендующих на невысокий доход, в частности, содействовать развитию социальной сферы. Такая политика является спорной и приводит к состоянию неуверенности работников в завтрашнем дне, побуждает домохозяйства к сбережению доходов, снижая потребление.

Поскольку многие описанные в этой статье меры осуществляются с помощью заёмного капитала, то развитие системы кредитования может помочь их реализации.

Информация о работе Скрытая безработица в современной РФ