Скрытая безработица в современной РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия и содержания безработицы, изучение ее видов, причин возникновения, анализ состояния безработицы и её динамики в РФ, пути снижения уровня безработицы и определение ключевых методов ее минимизации в условиях рыночной экономики в РФ. Особое внимание уделяется анализу скрытой безработицы в современной РФ.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. раскрытие сущности понятия безработицы
2. анализ причин и последствий безработицы, а также анализ рынка труда в различных экономических концепциях (кейнсианская, классическая, марксистская, монетаристская теории),
3. изучение динамики российской безработицы,
4. анализ сложившейся на данный момент структурной безработицы в РФ,

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и виды безработицы, причины её возникновения 6
2. Состояние безработицы в современной России 14
3. Методы борьбы с безработицей. 21
Заключение 33
Список источников информации 36
Приложения 37

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Bezrabotitsa3.doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

Пассивная политика на рынке труда направлена на формирование определённого отношения к безработице в обществе, и сглаживание её негативных последствий.

С точки зрения пассивной политики, Субсидирование занятости - это поддержка безработных, открывающих собственное дело и льготное кредитование.

Помощь в оформлении досрочного выхода на пенсию, с частичным или полным сохранением её размера, в тех государствах, где такая возможность предусмотрена законодательством.

Пособия по безработице поддерживают тех, кто не имеет работы. Они позволяют безработным искать место работы, частично сохраняя прежний уровень жизни, поддерживают внутренний спрос и ослабляют социальное неравенство. Но увеличение количества безработных и продолжительности безработицы создают угрозы финансовому равновесию всей системы пособий. Сторонники политики дерегламентации считают, что повышение пособий по безработице способствует её увеличению, но существует и противоположное мнение.

Наблюдение за обязательностью выплаты установленного минимума заработной платы и пособий является необходимой мерой для снижения уровня безработицы.

Политика пассивной занятости в отличие от активной включает много мер, не уменьшающих скрытую безработицу и ограниченных следующим:

  • вопросами учёта и регистрации безработных в ее различных проявлениях;
  • поиском рабочих мест для безработных, их трудоустройством;
  • поиском соответствующих работников на вакантные рабочие места и материальной поддержкой безработных.

Обобщим пути снижения уровня безработицы в таблице 2.

 

Таблица 2 – Пути снижения уровня безработицы

Вид безработицы

Пути снижения безработицы

1

2

Вынужденная

создание новых рабочих  мест

создание бирж труда  и иных видов служб занятости.

Циклическая

проведение стабилизационной политики;

создание дополнительных рабочих мест государством.

Сезонная

создание новых рабочих  мест

создание бирж труда  и иных видов служб занятости.

Технологическая

повышение квалификации работников;

сдерживание технологического прогресса и/или замедление темпов внедрения его результатов.

Добровольная

создание новых рабочих  мест

создание бирж труда  и иных видов служб занятости.

Структурная

создание возможностей для переподготовки и переквалификация безработных;

поддержка частных и  государственных служб, которые этим занимаются;

протекционистские меры по защите рынка.

Институциональная

создание новых рабочих  мест

создание бирж труда  и иных видов служб занятости.

Неустойчивая

создание новых рабочих  мест

создание бирж труда  и иных видов служб занятости.

Фрикционная

усовершенствование системы  информационного обеспечения рынка  труда;

создание специальных  служб для этого.

Маргинальная

социальная защита слабо  защищённых слоёв населения;

борьба с преступностью.

Молодежная

создание новых рабочих мест

создание бирж труда  и иных видов служб занятости.

Зарегистрированная

создание новых рабочих  мест

создание бирж труда  и иных видов служб занятости.

Скрытая

создание новых рабочих  мест

создание бирж труда  и иных видов служб занятости.


 

С точки зрения кейнсианства саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Кровень занятости населения зависит от величины, называемой «эффективным спросом» (упрощенно - это уровень потребления и инвестиций). Джон Мейнард Кейнс полагал, что тенденция к неполной занятости, характерная для общества того времени, имеет корни в недопотреблении. Причиной недопотребления он считал психологические факторы, которые побуждают потребителя к сбережению доходов при их увеличении, что снижает объём инвестиций и, в конечном счёте, влечёт спад производства и безработицу. Таким образом, кейнсианцы считали необходимыми меры государственного экономического воздействия для достижения полной занятости: повышение эффективного спроса, снижение ссудного процента и увеличение инвестиций.

Монетаристы считали кейнсианские методы неэффективными. В 1967 году Милтон Фридман предположил существование «естественного уровня безработицы», жёстко определенного условиями рынка труда и не изменяемого мерами государственной политики. Важным аргументом монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики борьбы с безработицей считается непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Монетаристские методы регулирования занятости предполагают большие изменения на рынке труда. Монетаристы считают, что пособия позволяют безработным воздерживаться от поисков работы. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы считают нужным отказаться от стимулирования экономического роста методом увеличения спроса.

В РФ в настоящее время усовершенствована системы информационного обеспечения рынка труда, предполагается снижение безработицы за счет проведения стабилизационной политики. Так, по прогнозам Минэкономразвития РФ [9]:

- к 2016 году средняя российская зарплата фактически вырастет больше, чем на 50% и будет равняться 41,1 тысяче рублей (по данным на 2012 год средняя зарплата по стране - 26,8 т.р.). В исчислении на товары и услуги, которые смогут за эти деньги купить россияне, рост (т. е. реальный рост, не учитывая инфляции) будет составлять 24%.

- планируется также рост прожиточного минимума - на 29%, что составит в 2016 г. почти 8,5 тысяч рублей. В настоящее время, согласно статистическим данным, за чертой бедности в РФ живут 11,2%. Олег Засов указывает на то, что увеличение данного процента сейчас произошло в связи с изменением состава потребительской корзины: туда включили товары и услуги, до которых «дотягивается» меньшее количество людей, чем прежде. Однако к 2016 году количество это изменится в лучшую сторону и за чертой бедности останутся только 10,3%.

В результате чего, Минэкономразвития предполагает сокращение числа безработных на 300 тысяч человек к 2016 г [11].

Политика занятости населения, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

Автор выделил наиболее важные меры такого рода.

Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать расхода на прием новых работников.

Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение дохода, а связанных с работой в интересах общества, например, работа в области охраны окружающей среды и т.д.

Переход к созданию эффективной системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели-профсоюзы-государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование трудоустроенности.

В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий должны иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает и создание новых рабочих мест.

Отдельно автор хотел бы коснуться предположения, что значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения трудоустроенности, хотя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

Автором предложены дополнительные способы снижения темпов роста безработицы, имеющие своей целью регулирование и контроль за этим явлением с точки зрения комплексного подхода к рассматриваемой проблеме:

1. Совершенствование премирования работников районных центров занятости. В настоящее время размер премий не поставлен в прямую зависимость от результатов труда (количества трудоустроенных безработных). Премии начисляются в процентах к должностному окладу, причем размер этого процента практически для всех работников одинаков. Совершенствование морального и материального стимулирования работников районных центров занятости имеет первостепенное значение для улучшения их деятельности, снижения безработицы в современных условиях хозяйствования.

2. Гуманизация производства. Гуманизация производства предусматривает создание стабильных и безопасных условий труда на производстве. Ряд факторов обуславливает объективную необходимость гуманизации производства: постоянное возвышение потребностей работников в результате прогресса производства, роста уровня образования и культуры, обеспечение роста плодотворности труда и эффективности производства, высокого качества выпускаемой продукции и становится возможным при создании для работников соответствующих условий. Направлением гуманизации производства должна служить перемена труда. Одна из ее форм – ротация, при которой работнику предоставляется возможность периодически менять рабочее место. Она может использоваться, например, на конвейере. Сохранение значительных массивов ручного труда в современном производстве существенно сдерживает рост производительности труда, рациональное использование производственного потенциала, тормозит повышение качества продукции. Главный путь к разрешению названных проблем – прогресс техники и технологии с обязательным учетом социальных требований.

3. Повышение уровня охраны труда на предприятии. Это предполагает соблюдение санитарных норм и норм безопасности при производстве работ, обеспечение нормального режима трудовой деятельности, недопущение к производству лиц, не соответствующих требованиям данной профессии по состоянию здоровья и уровню квалификации, не прошедших предварительный инструктаж по технике безопасности. Было бы целесообразным, по мнению автора, законодательно установить норматив издержек на охрану труда в процентах к фонду основной зарплаты в зависимости от видов производств. Такая мера приведет к улучшению финансирования охраны труда на предприятиях и организациях.

4. Эффективная миграционная политика. Такая политика в стране является основой гарантий первоочередности трудоустройства граждан РФ на открытые вакансии. Существующая на сегодняшний день в РФ система выдачи патентов для мигрантов лишает возможности использовать в полной мере систему квотирования. Поэтому особому контролю со стороны государства должна подлежать та часть иностранных работников, которая собирается трудиться, приобретя патент, так как они никак не учитываются в реестрах службы занятости. Автор особо подчеркивает, что существует опасность подмены патентами системы легализации трудовых мигрантов. В этом случае произойдет подмена статистики нелегально работающих иностранцев количеством выданных патентов.

Применительно к данной проблеме автор предлагает следующее решение: использовать возможности механизма установления допустимой доли привлечения иностранной рабочей силы. Таким образом, главной задачей миграционной политики должно стать привлечение иностранных работников при условии обеспечения права на приоритетное трудоустройство российских граждан.

5. Нехватка квалифицированных кадров на российских предприятиях. На наш взгляд, это ключевая разрушительная сила для экономики страны. Особенно это касается промышленности, сельского хозяйства, науки и наукоемких отраслей, а также сферы образования. Для разрешения этой проблемы автор предлагает ввести меры по поднятию престижа профессиональных технических училищ и стимулированию молодежи к обучению в них прикладным профессиям. Такая политика должна содержать в себе целый комплекс мероприятий, начиная от повышения финансирования профтехучилищ, создания социальных льгот для преподавателей, привлечения молодежи к обучению в такого рода учебных заведениях и заканчивая социальной рекламой и специально разработанной методикой продвижения образовательных услуг на данном уровне.

6. Механизм страхования от безработицы. Автор полагает, что на сегодняшний день – это один из самых актуальных инструментов регулирования безработицы в стране, который пока четко не прописан и подвержен критике как со стороны страховых компаний, так и со стороны работодателей. Автор считает, что страхование от безработицы не должно рассматриваться как замена государственной поддержки, в обязанности страховых компаний должно входить предложение дополнительной защиты граждан от безработицы сверх выплат государства. И хотя на сегодняшний день ряд мер, принятых Правительством РФ относительно страхования от безработицы, носит весьма спорный характер и четко прописанного механизма предложенного страхования пока нет, автор придерживается мнения, что введение страхования от безработицы, безусловно, говорит об уровне социальной ответственности государства. С точки зрения ОМС и обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов, нагрузка на промышленные предприятия растет, но населению страны необходимо иметь социальную защиту. В условиях ликвидации предприятий такое страхование - признак определенной степени цивилизованности общества.

 

 

Заключение

 

Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.

Принято выделять следующую классификацию видов безработицы.

Вынужденная, циклическая, сезонная, технологическая, добровольная, структурная, институциональная, неустойчивая, фрикционная, маргинальная, молодёжная безработица, зарегистрированная и скрытая.

Информация о работе Скрытая безработица в современной РФ