Социальная политика. Система социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика предполагает не только разработку новых теоретических подходов, но и выбор форм, методов и средств регулирования доходов населения, которые соответствовали бы принципам экономической и социальной эффективности. На это должна быть направлена государственная политика. Таким образом, цель настоящей работы – рассмотреть сущность доходов, их форм и политики их регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть виды доходов населения; - определить способы измерения неравенства в распределении доходов населения; - выявить роль государства в перераспределении доходов населения.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...4
1. Проблема справедливого распределение доходов. Личные
и располагаемые доходы. ……………..………………………………….6
2. Измерение неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца
и коэффициент Джини ………………………………………………….11
3. Социальная защита и поддержка населения
4. Социальная благотворительность. Помощь безработным.
Заключение………………………………………………………………3
Список использованных источников…………………………………34

Файлы: 1 файл

Социальная политика (2).doc

— 485.50 Кб (Скачать файл)

4. Проблема  экономических возможностей.

Существует неравный доступ к образованию, профессиональной подготовке, высокооплачиваемой работе, другим общественным и частным благам, что создает неравные для всех стартовые экономические условия. Поэтому, даже в высокоразвитой рыночной экономике шансы на получение образования распределены таким образом, что часть молодых людей вынуждена отказаться от определенных профессий или совмещать учебу и работу, что непосредственно сказывается на уровне квалификации, перспективах трудоустройства и получения доходов.

Однако, несмотря на существенное влияние вышеотмеченных факторов на неравенство доходов, все же общепризнанным является то, что "самые большие  различия доходов обусловлены разницей в унаследованном и приобретенном богатстве" [7, с.114].

Неравномерное распределение  национального богатства между  собственниками капитала и собственниками труда приводит к тому, что чем  большей собственностью обладают отдельные  индивиды, тем большую долю национального  дохода они присваивают.

5. Различия  социально-экономических условий  в регионах.

6. Различия  в отношении к риску. На предприятиях с повышенным риском для жизни человека более высокие доходы.

7. Дискриминация  в трудовых отношениях.

8. Неформальные  отношения и др.

Доходы используются на финансирование, потребительских расходов и сбережение, которое может быть источником будущих расходов на потребление или использоваться для финансирования приобретения населением финансовых активов и имущества (дома, земля и др.), владение которыми также влияет на уровень жизни.

Для измерения уровня и структуры доходов населения  используется ряд показателей, характеризующих  их в различных аспектах. Одним  из основных показателей является объем личных доходов населения - все виды доходов населения, полученных в денежной форме или в натуре.

Анализ доходов семьи (домохозяйства) начинается с вычисления общих их уровней, что уже представляет собой сложную экономическую  задачу, включающую наряду с вычислительными  операциями логическую увязку их результатов. Затем анализируются роль различных источников в формировании доходов, а также факторы, от которых зависят их уровень и структура. Сопоставляются доходы разных социальных групп населения, групп, различающихся по статусу в занятости, составу семей и т.д.

 

2 Проблемы неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини

 

 

Различия в уровне доходов на душу населения или  на одного занятого называются дифференциацией  доходов. Дифференциация доходов ведет  к имущественной дифференциации, к разному потребительскому старту.

При переходе от административно-командной  к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть  населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы  и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются [16, с.226].

Вторгаясь в сферу  распределения доходов, государство  ни в коем случае не должно добиваться их уравнивания. Неравенство доходов - обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию [16, с.227].

В то же самое время, неравенство  доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране, поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения. Но разработка такого рода мер возможна лишь при умении точно определять степень дифференциации доходов и богатства и воздействовать на нее с помощью государственной политики.

Одним из методов, используемых для оценки масштабов доходов  различных групп населения, является построение "кривой Лоренца", которая позволяет определить, насколько реальное распределение доходов населения отличается от абсолютных равенства и неравенства. Также кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в различные периоды времени, в различных странах, между различными социальными группами. [8, с.89]

Кривая Лоренца ― это метод графического изображения уровня концентрации дохода. Для ее построения на оси абсцисс наносят число семей (в процентах от общего числа), а на оси ординат ― доля в общем объеме личных доходов. Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой АВ, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20 % всех семей получают 20 % от всего дохода, 40 % от 40 %, а 60 % от 60 % и т. д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе АВ (рис. 1).

 

 

 

 

%, дохода 


     100                                                В


        


       80


     


      60                               


                                                                                       


       40


                             

      20       


   А          С


                                                      %, семей


         20     40      60      80      100

       

 Рисунок  1- Кривая Лоренца 

 

На практике доход распределяется между семьями неравномерно,  реальное распределение дохода всегда  будет характеризоваться отклонением от биссектрисы АВ. Абсолютно неравномерное распределение совпало бы с осями координат. Но поскольку «сверхбедные» и «сверхбогатые» составляют незначительную часть рыночного общества, то образуется кривая (кривая Лоренца), отклонение которой от биссектрисы наглядно покажет степень неравномерного распределения доходов. Чем больше область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца, тем больше степень неравенства доходов.

Кривую Лоренца можно  использовать, чтобы сравнивать распределение  доходов в различные периоды времени, или в различных странах, или между различными группами населения, принимая во внимание доходы до и после вычета налогов и трансфертные платежи.

Для расчета  конкретного уровня неравенства  в распределении доходов используется индекс концентрации доходов населения коэффициент Джини.  Площадь, образованную биссектрисой АВ и кривой Лоренца, т. е. линиями равномерного и неравномерного распределения доходов (она на графике заштрихована), относят  к площади треугольника АВС (рис.1). Полученный результат и есть коэффициент Джини.

При коэффициенте, близком  к нулю, общество находится в состоянии абсолютной «уравниловки», а при коэффициенте, равном единице, ― в ситуации «нищего большинства и сверхбогатого меньшинства». Цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов.

Экономическая статистика обнаружила, что распределение доходов, если оно выше определенного уровня, характеризуется значительной устойчивостью. Эта зависимость между величиной дохода (начиная с некоторого уровня) и числом получающих его лиц в экономической теории получила название закона Парето (по имени открывшего его итальянского экономиста). Закон Парето означает, что если распределение низких доходов подвержено резким и подчас непредсказуемым колебаниям, то при достижении более высокого уровня оно приобретает стабильность. Закон подтверждает, что социальная стабильность ― следствие высокого уровня благосостояния населения.

Неравенство доходов  оказывает влияние на социально-экономическое  развитие страны и приводит к негативным последствиям [6, с.157]:

- рост дифференциации доходов означает для экономики выманивание среднего класса, являющегося основным "производителем" спроса на товары и услуги. Происходит рост богатства и без того богатого населения, что приводит к еще большим потерям спроса в экономике.

- чрезмерная дифференциация доходов и ее крайние формы, такие, как бедность и нищета, приводят к неизбежному росту социальных издержек: дисквалификации, профессиональной деградации, росту социальных болезней (преступности, наркомании, самоубийствам, маргинализации), что в свою очередь приводит к разрушению, размыванию человеческого капитала, являющегося одним из основных факторов современного экономического роста.

- высокая дифференциация доходов является одним из факторов усиления социальной напряженности в обществе, что увеличивает инвестиционные и предпринимательские риски и препятствует устойчивому развитию экономики.

Таким образом, дифференциация выделяет не только высокодоходные и  низкодоходные группы, одновременно развивается межотраслевая и  региональная дифференциация, а также дифференциация внутри предприятий (между работниками и администрацией).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Распределение  доходов населения Республики  Беларусь

 

 

Социальная направленность экономики Беларуси и положительные  темпы экономического роста на протяжении нескольких лет гарантировали рост заработной платы как в номинальном, так и в реальном определении. За двенадцать лет заработная плата  выросла почти в 10 раз (со 123 тыс. руб. в 2001 г. до 3 740,5 тыс. руб. в 2012 г.).

Кроме того, возрастание соотношения  между средне душевыми доходами и  бюджетом прожиточного минимума также  свидетельствует о росте уровня жизни населения. Если в 2005 г. средняя  заработная плата превышала бюджет прожиточного минимума в 2 раза, то в 2010 г. — уже в 3 раза (рис. 2) [11].

Рисунок 2 –  Соотношение среднедушевых доходов  населения с бюджетом прожиточного минимума в Беларуси

 

 В соответствии  с Законом Республики Беларусь  “О прожиточном минимуме Республики  Беларусь” бюджет прожиточного  минимума как социальный норматив  используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий. Увеличение разрыва между средней заработной платой и минимальным потребительским бюджетом при отсутствии больших разрывов между доходами самых богатых и самых бедных может свидетельствовать о том, что доля занятых, получающих доходы, в несколько раз превышающие минимально необходимый уровень, постоянно возрастает.

Рисунок 3 – Динамика основных видов денежных доходов населения

 

Исходя из данных рисунка 3 можно отметить, что вплоть до 2011 г. реальный рост заработной платы был положительным. За десять лет данный индикатор возрос в 3,3 раза. Государственная экономическая политика максимально стимулировала рост доходов населения [11].

Однако быстрый рост заработной платы не сопровождался  соответствующим увеличением других макропоказателей. В экономической  теории считается, что повышение  доходов работников, не подкрепленное соответствующим ростом производительности труда, может привести к росту цен и увеличению импорта. Именно это и произошло в Беларуси. На фоне трехкратного роста реальной заработной платы производительность труда за десять лет возросла менее чем в 2 раза (рисунок 4) [11].

Рисунок 4 – Динамика роста заработной платы и производительности труда в Беларуси

 

Активный рост заработной платы населения сопровождался  увеличением других доходов, таких  как социальные выплаты, доходы от предпринимательской деятельности и т. д. Начиная с 1999 г. в республике был обеспечен положительный рост пенсионных выплат в реальном выражении. Особенно активно увеличивались пенсии в 2000 г., 2001 г., 2004 г., 2006 г. и 2010 г. Их рост в эти периоды в реальном выражении составлял более 20% [12]. Все это положительно сказывалось на уровне жизни населения страны.

Повышение доходов населения  стимулировало рост потребления, который  частично обеспечивался притоком импорта. В последние две пятилетки  средний рост розничного товарооборота опережал увеличение производства потребительских товаров более чем в два раза.

Для более точного  определения уровня жизни населения  необходимо учитывать не только финансовые поступления гражданам в виде заработной платы или социальных выплат, но и предоставление им ряда льгот, а также субсидирование государством некоторых расходов населения. К таким субсидиям относятся: частичное покрытие стоимости поездки на общественном транспорте, стоимости услуг ЖКХ (население оплачивало около 30%), льготное кредитование в сфере жилищного строительства, регулирование цен на некоторые виды социально-значимых товаров и т. д.

Проведение такой социальной политики, с одной стороны, создавало  дополнительную нагрузку на бюджет и  торговый баланс, а с другой —  стимулировало рост инвестиций и потребления. Так, например, в 2011 г. по отношению к 2000 г. объемы ввода в действие жилых домов возросли в 1,87 раза [10]. Активное строительство жилья было возможно как за счет роста доходов населения, так и в результате привлечения льготных кредитов. Доля льготных кредитов на строительство жилья в общем объеме таких кредитов в последние годы превышала 80% [11].

Информация о работе Социальная политика. Система социальной защиты населения