Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 00:21, курсовая работа
Рыночная экономика предполагает не только разработку новых теоретических подходов, но и выбор форм, методов и средств регулирования доходов населения, которые соответствовали бы принципам экономической и социальной эффективности. На это должна быть направлена государственная политика. Таким образом, цель настоящей работы – рассмотреть сущность доходов, их форм и политики их регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть виды доходов населения; - определить способы измерения неравенства в распределении доходов населения; - выявить роль государства в перераспределении доходов населения.
Введение …………………………………………………………………...4
1. Проблема справедливого распределение доходов. Личные
и располагаемые доходы. ……………..………………………………….6
2. Измерение неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца
и коэффициент Джини ………………………………………………….11
3. Социальная защита и поддержка населения
4. Социальная благотворительность. Помощь безработным.
Заключение………………………………………………………………3
Список использованных источников…………………………………34
Вышеприведенные факторы положительно влияли на экономический рост. Однако проблемы во внешнем секторе постепенно обострялись, в том числе из-за повышенного потребительского спроса.
Основными негативными моментами стали рост отрицательного сальдо торгового баланса, недостаточный приток прямых иностранных инвестиций и нехватка золотовалютных резервов государства. Страна больше потребляла, чем поставляла на внешние рынки. В 2011 г. проблемы в экономике достигли своего критического уровня и произошла объективная корректировка экономики. Это привело к ускорению инфляции и предопределило снижение реальных доходов населения и подением уровня жизни части населения страны. В соответствии с данными Белстата реальная заработная плата по экономике в августе 2011 г. составила всего 81,3% от уровня декабря 2010 года [12]. Если проанализировать данные по реальной заработной плате по некоторым видам экономической деятельности, то можно отметить рост данного индикатора в горнодобывающей промышленности и страховании. Во всех остальных сферах отмечалось падение реальной заработной платы. Причем наибольший спад был зафиксирован в финансовом секторе, образовании и здравоохранении.
Как было отмечено выше,
уровень жизни населения
Вместе с тем, для борьбы с инфляцией необходимо ужесточение денежно-кредитной и фискальной политики, что ведет к сокращению ряда квазидоходов, которые раньше могло получать население. Речь идет прежде всего о доступе к дешевым кредитным ресурсам банков. Таким образом, доступ к дешевым кредитным ресурсам автоматически повышал уровень жизни населения.
В настоящее время
выдача льготных кредитов временно практически
приостановлена. Однако в будущем
Правительство планирует
Существенным видом государственной помощи является также субсидирование из бюджета услуг ЖКХ и проезда в общественном транспорте. Хотя в ближайшем будущем помощь со стороны государства в данном направлении сохранится, но стоимость в номинальном выражении будет расти. Поэтому вполне оправданно ожидать в ближайшем будущем роста цен в данной области для сохранения размера возмещения на уровне хотя бы прошлого года.
Аналогичные тенденции характерны и в сфере ценообразования проезда на общественном транспорте.
Возросли издержки белорусов в области международных поездок и отдыха. Если раньше организованный отдых могли позволить многие, то в текущем году некоторые или просто никуда не выезжали, или выбирали более дешевые варианты. На это повлиял прежде всего рост цен на проездные билеты для поездок за пределы страны.
За 2011 г. только услуги пассажирского железнодорожного транспорта международного сообщения возросли почти в 2,5 раза [11]. Услуги турфирм также постоянно дорожают в связи с ростом курса доллара США. При этом отдых в белорусских санаториях зачастую становится недоступен для белорусов в связи с тем, что отечественные здравницы стараются привлечь максимальное количество иностранных туристов.
Таким образом, по данному критерию уровень жизни белорусов также снизился.
Негативное влияние на размер реальных доходов населения оказывает рост цен на товары повседневного потребления. Здесь важно отметить повышение цен именно на социально значимые товары. Если раньше в условиях высокой инфляции цены на данную группу товаров сохранялись на достаточно стабильном уровне, то со II квартала 2011 г. Правительство поэтапно стало повышать цены. Осуществляется это, с одной стороны, для недопущения больших убытков производителей в условиях галопирующей инфляции, а с другой — в целях предотвращения массового вывоза данных групп товаров в сопредельные государства (прежде всего в Россию), где цены на такие товары в долларовом эквиваленте на порядок выше.
Надо отметить, что На конец 2012 г. общий объем денежных доходов населения составил 284,8 трлн. рублей.
В структуре денежных доходов оплата труда занимает 63,9%, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, – 10,1%, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и др.) – 21,5%, доходы от собственности и прочие доходы – 4,5% (рис. 5) [12].
Рисунок 5 - Структура денежных доходов населения в Беларуси за период 2011-2012 гг.
Денежные доходы в расчете на душу населения на конец 2012 г. составили 2 736,6 тыс. рублей в месяц и превысили бюджет прожиточного минимума в 3,4 раза [12].
Реальные располагаемые
Рисунок 6 - Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения в Беларуси за период 2011-2012 гг.
Таким образом, одним из основных негативных последствий инфляции в Беларуси стало снижение уровня жизни населения. С макроэкономической точки зрения данное явление — объективно обосновано. На протяжении ряда лет реальные доходы населения увеличивались ускоренными темпами, и государство постоянно стимулировало такой рост. При этом качественные показатели эффективности экономики демонстрировали более умеренную динамику роста. Население больше потребляло, чем производило. В результате в экономике назрела критическая масса негативных факторов (в первую очередь во внешнем секторе), что привело к необходимой коррекции экономики страны и резкому падению реальных доходов населения.
Лидерами по размеру заработной платы по-прежнему являются работники финансово-банковской сферы, органов государственного управления, науки и научного обслуживания, строительства, физической культуры и спорта, промышленности. Самыми низкими заработки остаются в сельском хозяйстве, сферах социального обеспечении и образования. При этом в республике обеспечивается последовательное укрепление минимальной заработной платы как основной государственной гарантии в области оплаты труда и формы социальной защиты низкооплачиваемых работников. Осуществляется индексация заработной платы и других доходов граждан.
Предметом особой заботы государства является последовательное повышение уровня пенсионного обеспечения. В последние годы в Республике Республика Беларусь осуществлен ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовому укреплению: введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование; в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели. С начала текущего года вступил в силу Закон Республики Республика Беларусь "О профессиональном пенсионном страховании". В нашей стране существует широкая система материальной поддержки семей с детьми: пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, обеспечение бесплатным питанием детей до двух лет, предоставление льготных жилищных кредитов и материальной помощи в погашении кредитов на строительство жилья и др.
Рост заработной платы
и других доходов населения позволил
существенно снизить в Республи
Согласно определению бедных как "отдельных лиц или семьи, чьи средства настолько малы, что они оказываются исключенными из минимального приемлемого образа жизни населения стран, в которых они проживают" [4].
Первоначально к малоимущим (бедным) категориям населения в Республике Республика Беларусь относились лица с уровнем располагаемых доходов ниже 60% минимального потребительского бюджета.
Таким образом, в соответствии
с белорусским
Перед международным сообществом (Саммит тысячелетия, Нью-Йорк, 2000 год) была поставлена задача к 2015 году сократить вдвое долю населения, чье материальное положение можно охарактеризовать как бедность. Республика Беларусь взяла на себя повышенные обязательства: сократить более чем втрое в период 2000-2015 годов долю населения, живущего ниже национальной черты бедности. Анализ ситуации в данной области в нашей стране в соответствии с методическими рекомендациями ООН дает основание заключить, что эта задача успешно реализована уже сегодня.
Наибольшему риску бедности в Республике Республика Беларусь подвержены лица, проживающие в сельской местности, малых городах, а также семьи с высокой степенью иждивенчества. Однако следует отметить, что в сельской местности значительная доля населения занята в личных подсобных хозяйствах, что позволяет компенсировать расходы семей, связанные с приобретением продуктов питания. Поэтому для проживающего там населения наибольшую актуальность имеют "денежные" аспекты бедности, связанные с доступностью непродовольственных товаров и услуг.
Вторым по значимости местом концентрации бедности в Республике Республика Беларусь выступают малые города, где проживает примерно 6% населения страны. Это явление в малых городах страны, как и в сельской местности, во многом определяется неразвитостью локальных рынков труда, а также неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием градообразующих предприятий.
К наименее проблемным в данном отношении регионам Республике Республика Беларусь относится Минск, областные центры (Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев), а также Борисов, Барановичи, Бобруйск и некоторые другие крупные города, обладающие достаточно развитым экономическим, социально-культурным и интеллектуальным потенциалом.
Для решения проблем
малообеспеченности (бедности) в Республике
Республика Беларусь разработаны и
реализуются ежегодные
Расходы на социальные программы в Республике Республика Беларусь являются одними из самых высоких среди стран СНГ. Широко задействуется и такой механизм, как предоставление социальных льгот и гарантий, доступ к которым осуществляется по категориальному принципу.
Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20 % населения, а оставшиеся 20 % распределяются между 80 % населения, причем соотношение 80 к 20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.
Для Республике Республика Беларусь можно выделить такие факторы, как:
В современном мире наименьшая дифференциация доходов наблюдается в Норвегии, где 10 % самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джини равен 0,258. На другом «полюсе» находится Бразилия, в которой соотношение доходов последней и первой децильных групп составляет 65,8, коэффициент Джини — 0,607. Для Республики Республика Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304.
Неравенство доходов достигло своего максимума в Республике Республика Беларусь в середине 1990-х годов. С 1995 года оно оставалось на довольно низком и стабильном уровне, выраженное как в индексе Джини, так и в индексе Тайла. Неравенство расходов (но не доходов) достигло максимума в 1999 году, после российского финансового кризиса, после чего снижалось. Тренд изменился в 2004 году, когда начался небольшой рост неравенства как доходов, так и расходов.
Региональное неравенство
распределено почти равномерно между
областями, ни в одной из них оно
не отличается в значительной мере
от других. Изменения в уровне неравенства
для всей страны в основном обусловлены
изменениями неравенства в
Информация о работе Социальная политика. Система социальной защиты населения