Социальная политика. Система социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика предполагает не только разработку новых теоретических подходов, но и выбор форм, методов и средств регулирования доходов населения, которые соответствовали бы принципам экономической и социальной эффективности. На это должна быть направлена государственная политика. Таким образом, цель настоящей работы – рассмотреть сущность доходов, их форм и политики их регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть виды доходов населения; - определить способы измерения неравенства в распределении доходов населения; - выявить роль государства в перераспределении доходов населения.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...4
1. Проблема справедливого распределение доходов. Личные
и располагаемые доходы. ……………..………………………………….6
2. Измерение неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца
и коэффициент Джини ………………………………………………….11
3. Социальная защита и поддержка населения
4. Социальная благотворительность. Помощь безработным.
Заключение………………………………………………………………3
Список использованных источников…………………………………34

Файлы: 1 файл

Социальная политика (2).doc

— 485.50 Кб (Скачать файл)

Центральное место в  доходах населения занимает заработная плата. Механизм государственного регулирования  оплаты труда реализуется через  Конституцию Республики Республика Беларусь; Трудовой кодекс Республики Республика Беларусь от 26 июля 1999 года (с изменениями и дополнениями); ряд законов Республики Республика Беларусь и декретов главы государства, а так в нашей стране с января 1992 года в организациях и отраслях экономики применяется тарифная система, представляющая собой совокупность нормативных актов, при помощи которых осуществляются дифференциация и регулирование размеров заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от тяжести, сложности, интенсивности труда и уровня квалификации, а также особенностей видов работ, производств и отраслей, в которых заняты работники. Это позволяет при равных экономических условиях добиться единства меры труда и его оплаты, равной оплаты за равный труд, дифференциации основной части заработной платы в зависимости от признаков, характеризующих качество труда [4].

На протяжении продолжительного времени минимальная заработная плата (МЗП) не выполняла роли минимальной  гарантии, поскольку служила основой  не для определения размеров оплаты труда, а для выплат штрафов и пенсий. Для преодоления сложившегося противоречия в соответствии с Декретом Президента Республики Республика Беларусь № 3 от 15 февраля 2002 года "О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы" она стала применяться исключительно в сфере трудовых отношений в качестве минимальной гарантии оплаты труда.

Политика оплаты труда  будет и дальше основываться на сочетании  государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования. Приоритетами остаются создание равных прав на труд, условия труда и его оплату для всех субъектов хозяйствования, обеспечение формирования экономических предпосылок для роста заработной платы, легализации всех трудовых доходов.

На первый план выходят  необходимость увеличения заработной платы у низкооплачиваемых работников, снижение доли малообеспеченности среди  занятого населения. К этому должно привести последовательное повышение  размеров оплаты труда в отраслях с низким уровнем заработной платы, совершенствование налогообложения в интересах низкооплачиваемых работников, ужесточение ответственности нанимателей за несоблюдение минимальных гарантий в области труда. Названным целям отвечает разработка эффективных схем материального и нематериального вознаграждения, в первую очередь высококвалифицированных специалистов и работников высшего управленческого звена, способных по-новому и нетрадиционно решать сложные задачи национальной экономики в условиях мирового кризиса.

Следующим этапом должна стать отмена обязательного установления министерствами и другими органами государственного управления предельного  норматива прибыли, направляемой на оплату труда, для организаций, достигших  предельных размеров тарифной ставки первого разряда.

Нужно отметить, что в  условиях контролируемой инфляции и  объективного метода ее оценки заработная плата и ее покупательная способность  должны прирастать в меру роста производительности труда. Об обязательности их увязки свидетельствует  практика стран с развитой рыночной экономикой.

Необходимость существенного  повышения заработной платы связана  с ростом цен на жилье, жилищно-коммунальные услуги, переходом на платные медицинские  и образовательные услуги, отменой  многих льгот населению, ликвидацией такого института, как общественные фонды потребления. Сегодня многие социальные расходы из государственного бюджета и внебюджетных фондов перенесены на самих граждан.

Размер заработной платы  должен устанавливаться на уровне цены рабочей силы, позволяющей работнику и его семье удовлетворять возросшие материальные и духовные потребности и создавать денежные накопления для развития человеческого потенциала.

Кроме того, макроэкономическая стабилизация в условиях переходной экономики требует расширения внутреннего рынка продукции. Это представляется возможным на основе увеличения покупательной способности населения, что, в свою очередь, обусловливает необходимость повышения реальной заработной платы.

Значимая статья доходов  населения – пенсии. С 1997 года у  нас в стране осуществляется пенсионная реформа – многоаспектная программа, реализуемая в интересах основной массы нетрудоспособных граждан. Избран достаточно "мягкий" вариант совершенствования действующей системы с ориентацией на последовательное использование результатов экономического роста.

Привязка повышения  пенсий в республике к росту средней  заработной платы позволяет реально  увеличивать их размеры и соответствующие  надбавки.

В рамках последовательных преобразований у нас в стране установлена зависимость права на трудовую пенсию от уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, введен механизм повышения пенсий лицам, отложившим выход на заслуженный отдых по возрасту.

Важным шагом по совершенствованию  организации пенсионной системы  стал переход с 2003 года на индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование. Он обеспечивает сбор и хранение полных и достоверных сведений о каждом застрахованном лице, позволяет максимально защитить пенсионные права работающих граждан, исключает нецелевое расходование средств социального страхования, является инструментом адаптации пенсионной системы к современным условиям и создает необходимую базу для формирования ее многоуровневой структуры.

Дальнейший ход преобразований пенсионной системы в Республике Республика Беларусь видится как продолжение процесса поэтапного создания всех необходимых новых компонентов пенсионной системы на основе закрепления и развития имеющегося опыта и достижений.

Одно из важнейших  направлений политики доходов – оказание государственной материальной поддержки семьям с детьми.

В Республике Республика Беларусь назначаются следующие  виды государственных пособий семьям, воспитывающим детей:

  • по беременности и родам;
  • в связи с рождением ребенка;
  • женщине, ставшей на учет в медицинских учреждениях до 12-недельного срока беременности;
  • по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • пособия на детей в возрасте от 3 до 16 лет (до 18 лет);
  • по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет;
  • по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;
  • по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет; при санаторно-курортном лечении детей - инвалидов;
  • на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом.

Система социальной поддержки  семей в связи с рождением  и воспитанием ребенка постоянно  совершенствуется. В 2008 году вступил  в действие Закон Республики Республика Беларусь "О внесении изменений  и дополнений в Закон Республики Республика Беларусь "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей", в котором содержится норма об установлении пособий по уходу за ребенком в возрасте до трех лет в размере 80% БПМ вместо ранее действующей - 65% БПМ.

Помимо этого в Республике Республика Беларусь широкое распространение получили и другие социальные выплаты семьям с детьми. Среди них – льготы по оплате питания детей в детских дошкольных учреждениях, бесплатное питание детям первых двух лет жизни, бесплатное питание школьникам из малообеспеченных семей, льготы по оплате за пользование учебниками и другие.

Существенным достижением  социально-экономического развития страны последних лет является сравнительно низкий уровень регистрируемой безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Доходы населения представляют собой сумму денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода.

Доходы населения могут  существовать в двух формах - денежной и натуральной. Более распространённой формой доходов является денежная форма. У бедных слоёв населения всегда высока доля натуральных доходов. В период ухудшения экономической обстановки в стране удельный вес натуральных доходов повышается.

Доходы бывают номинальными, располагаемыми и реальными. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережения. Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учётом изменения розничных цен и тарифов, представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов.

Основными источниками  формирования доходов населения являются заработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд; доходы от собственности; доходы от индивидуальной трудовой деятельности; выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальных фондов, ежегодные выплаты по страхованию жизни; доходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода.

Несмотря на разнообразие источников поступления доходов  все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.

Различия в уровне доходов на душу населения или  на одного занятого называются дифференциацией  доходов. Дифференциация доходов ведет к имущественной дифференциации, к разному потребительскому старту.

Вторгаясь в сферу  распределения доходов, государство  ни в коем случае не должно добиваться их уравнивания. Неравенство доходов - обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию

В то же самое время, неравенство  доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической  стабильности в стране, поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения. Но разработка такого рода мер возможна лишь при умении точно определять степень дифференциации доходов и богатства и воздействовать на нее с помощью государственной политики.

Эффективным средством  преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник.4-е изд. / под общ. Ред.  А.В. Сидоровича. - М.: МГУ, Издательство "Дело и сервис", 2002. - 447 с.

2. Богданович А.В., Александрович  Я.М. Основные положения национальной  стратегии устойчивого социально-экономического  развития Республики Беларусь  до 2020 года // Белорусский экономический  журнал.-2004. -№3. -С.4-19.

3. Довыдок И. С. Доходы населения и оплата труда, социальная защита населения // Экономический бюллетень. - 2010. -№9. - С.23 - 27.

4. Кобрина Т.Р. Уровень жизни  населения растет // НЭГ, - 2007. - № 9.-С. 20-28

5. Козырев В.М. Основы современной экономики: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 368 с.

6. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3): учеб. пособие для студентов экономических  специальностей вузов / И.М. Лемешевский.  - Минск: ООО "ФУАинформ", 2004 - 389 c.

7. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник  для эк. вузов. В 2 т. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. пер. с англ. -Москва: ИНФРА-М. Т.1, 2000. - 387 с.

8. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И.  Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред.М.И. Плотницкого. - М.: Новое знание, 2002. - 462 с.

9. Макроэкономика: социально-ориентированный  подход / Э.А. Лутоухина [и др.]; под ред. Э.А. Лутоухиной. - Минск.: ИВЦ Минфина, 2005. - 400 с.

10. Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др. - Минск: БГЭУ, 2007. - 415 с.

11. Национальный статистический комитет Республики Беларусь (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 06.02.2013.

12. Национальный банк Республики Беларусь (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nbrb.by. – Дата доступа: 06.02.2013.

13. Национальная экономика Беларуси // Под. ред.В.Н. Шимова.2-е изд., перераб. и доп. - Минск.: БГЭУ, 2006.- 751 с.

14. Основы экономической теории: учебник / В.Л. Клюня [и др.]; под ред.В.Л. Клюни, Н.В. Черченко.- Минск.: Выш. шк., 2005. - 408 с.

Информация о работе Социальная политика. Система социальной защиты населения