Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 00:21, курсовая работа
Рыночная экономика предполагает не только разработку новых теоретических подходов, но и выбор форм, методов и средств регулирования доходов населения, которые соответствовали бы принципам экономической и социальной эффективности. На это должна быть направлена государственная политика. Таким образом, цель настоящей работы – рассмотреть сущность доходов, их форм и политики их регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть виды доходов населения; - определить способы измерения неравенства в распределении доходов населения; - выявить роль государства в перераспределении доходов населения.
Введение …………………………………………………………………...4
1. Проблема справедливого распределение доходов. Личные
и располагаемые доходы. ……………..………………………………….6
2. Измерение неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца
и коэффициент Джини ………………………………………………….11
3. Социальная защита и поддержка населения
4. Социальная благотворительность. Помощь безработным.
Заключение………………………………………………………………3
Список использованных источников…………………………………34
Центральное место в доходах населения занимает заработная плата. Механизм государственного регулирования оплаты труда реализуется через Конституцию Республики Республика Беларусь; Трудовой кодекс Республики Республика Беларусь от 26 июля 1999 года (с изменениями и дополнениями); ряд законов Республики Республика Беларусь и декретов главы государства, а так в нашей стране с января 1992 года в организациях и отраслях экономики применяется тарифная система, представляющая собой совокупность нормативных актов, при помощи которых осуществляются дифференциация и регулирование размеров заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от тяжести, сложности, интенсивности труда и уровня квалификации, а также особенностей видов работ, производств и отраслей, в которых заняты работники. Это позволяет при равных экономических условиях добиться единства меры труда и его оплаты, равной оплаты за равный труд, дифференциации основной части заработной платы в зависимости от признаков, характеризующих качество труда [4].
На протяжении продолжительного времени минимальная заработная плата (МЗП) не выполняла роли минимальной гарантии, поскольку служила основой не для определения размеров оплаты труда, а для выплат штрафов и пенсий. Для преодоления сложившегося противоречия в соответствии с Декретом Президента Республики Республика Беларусь № 3 от 15 февраля 2002 года "О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы" она стала применяться исключительно в сфере трудовых отношений в качестве минимальной гарантии оплаты труда.
Политика оплаты труда
будет и дальше основываться на сочетании
государственных, рыночных и коллективно-договорных
механизмов регулирования заработной
платы при постепенном расширен
На первый план выходят
необходимость увеличения заработной
платы у низкооплачиваемых
Следующим этапом должна стать отмена обязательного установления министерствами и другими органами государственного управления предельного норматива прибыли, направляемой на оплату труда, для организаций, достигших предельных размеров тарифной ставки первого разряда.
Нужно отметить, что в условиях контролируемой инфляции и объективного метода ее оценки заработная плата и ее покупательная способность должны прирастать в меру роста производительности труда. Об обязательности их увязки свидетельствует практика стран с развитой рыночной экономикой.
Необходимость существенного повышения заработной платы связана с ростом цен на жилье, жилищно-коммунальные услуги, переходом на платные медицинские и образовательные услуги, отменой многих льгот населению, ликвидацией такого института, как общественные фонды потребления. Сегодня многие социальные расходы из государственного бюджета и внебюджетных фондов перенесены на самих граждан.
Размер заработной платы должен устанавливаться на уровне цены рабочей силы, позволяющей работнику и его семье удовлетворять возросшие материальные и духовные потребности и создавать денежные накопления для развития человеческого потенциала.
Кроме того, макроэкономическая стабилизация в условиях переходной экономики требует расширения внутреннего рынка продукции. Это представляется возможным на основе увеличения покупательной способности населения, что, в свою очередь, обусловливает необходимость повышения реальной заработной платы.
Значимая статья доходов населения – пенсии. С 1997 года у нас в стране осуществляется пенсионная реформа – многоаспектная программа, реализуемая в интересах основной массы нетрудоспособных граждан. Избран достаточно "мягкий" вариант совершенствования действующей системы с ориентацией на последовательное использование результатов экономического роста.
Привязка повышения пенсий в республике к росту средней заработной платы позволяет реально увеличивать их размеры и соответствующие надбавки.
В рамках последовательных преобразований у нас в стране установлена зависимость права на трудовую пенсию от уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, введен механизм повышения пенсий лицам, отложившим выход на заслуженный отдых по возрасту.
Важным шагом по совершенствованию организации пенсионной системы стал переход с 2003 года на индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование. Он обеспечивает сбор и хранение полных и достоверных сведений о каждом застрахованном лице, позволяет максимально защитить пенсионные права работающих граждан, исключает нецелевое расходование средств социального страхования, является инструментом адаптации пенсионной системы к современным условиям и создает необходимую базу для формирования ее многоуровневой структуры.
Дальнейший ход преобразований пенсионной системы в Республике Республика Беларусь видится как продолжение процесса поэтапного создания всех необходимых новых компонентов пенсионной системы на основе закрепления и развития имеющегося опыта и достижений.
Одно из важнейших направлений политики доходов – оказание государственной материальной поддержки семьям с детьми.
В Республике Республика
Беларусь назначаются следующие
виды государственных пособий
Система социальной поддержки
семей в связи с рождением
и воспитанием ребенка
Помимо этого в Республике Республика Беларусь широкое распространение получили и другие социальные выплаты семьям с детьми. Среди них – льготы по оплате питания детей в детских дошкольных учреждениях, бесплатное питание детям первых двух лет жизни, бесплатное питание школьникам из малообеспеченных семей, льготы по оплате за пользование учебниками и другие.
Существенным достижением социально-экономического развития страны последних лет является сравнительно низкий уровень регистрируемой безработицы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Доходы населения представляют собой сумму денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода.
Доходы населения могут существовать в двух формах - денежной и натуральной. Более распространённой формой доходов является денежная форма. У бедных слоёв населения всегда высока доля натуральных доходов. В период ухудшения экономической обстановки в стране удельный вес натуральных доходов повышается.
Доходы бывают номинальными, располагаемыми и реальными. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережения. Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учётом изменения розничных цен и тарифов, представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов.
Основными источниками формирования доходов населения являются заработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд; доходы от собственности; доходы от индивидуальной трудовой деятельности; выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальных фондов, ежегодные выплаты по страхованию жизни; доходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода.
Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.
Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Дифференциация доходов ведет к имущественной дифференциации, к разному потребительскому старту.
Вторгаясь в сферу распределения доходов, государство ни в коем случае не должно добиваться их уравнивания. Неравенство доходов - обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию
В то же самое время, неравенство
доходов может достигать
Эффективным средством
преодоления неравенства и
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник.4-е изд. / под общ. Ред. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ, Издательство "Дело и сервис", 2002. - 447 с.
2. Богданович А.В., Александрович
Я.М. Основные положения
3. Довыдок И. С. Доходы населения и оплата труда, социальная защита населения // Экономический бюллетень. - 2010. -№9. - С.23 - 27.
4. Кобрина Т.Р. Уровень жизни населения растет // НЭГ, - 2007. - № 9.-С. 20-28
5. Козырев В.М. Основы современно
6. Лемешевский, И.М.
7. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник для эк. вузов. В 2 т. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. пер. с англ. -Москва: ИНФРА-М. Т.1, 2000. - 387 с.
8. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред.М.И. Плотницкого. - М.: Новое знание, 2002. - 462 с.
9. Макроэкономика: социально-ориентированный подход / Э.А. Лутоухина [и др.]; под ред. Э.А. Лутоухиной. - Минск.: ИВЦ Минфина, 2005. - 400 с.
10. Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др. - Минск: БГЭУ, 2007. - 415 с.
11. Национальный статистический комитет Республики Беларусь (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 06.02.2013.
12. Национальный банк Республики Беларусь (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nbrb.by. – Дата доступа: 06.02.2013.
13. Национальная экономика Беларуси // Под. ред.В.Н. Шимова.2-е изд., перераб. и доп. - Минск.: БГЭУ, 2006.- 751 с.
14. Основы экономической теории: учебник / В.Л. Клюня [и др.]; под ред.В.Л. Клюни, Н.В. Черченко.- Минск.: Выш. шк., 2005. - 408 с.
Информация о работе Социальная политика. Система социальной защиты населения