Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 15:17, курсовая работа
Объединение Европы – далекий от завершения исторический процесс. Встав на путь интеграции более 50 лет назад, западноевропейские государства определили вектор своего развития, превратившись в мощное наднациональное объединение, представляющее собой новый тип экономически и политически регулируемой структуры со сложившейся идеологией «европеизма», где удается избегать острых социальных потрясений. В рамках Европейского союза сконцентрирована большая часть экономического и политического потенциала Европы. Становление единой Европы совершается на наших глазах.
Введение;
Правовая и институциональная база социальной политики ЕС
Финансовые источники решения социальных проблем
2) Функции институтов Европейского Союза
· Европейский Союз и Россия 12
· Список использованной литературы 21
Курсовая работа по дисциплине экономическая теория
на тему: «Социальная политика в ЕС»
Работу выполнила: студентка 2 курса
Казакова Л.А.
Руководитель: Малышев Г.Н.
Москва 2010г.
Содержание:
2) Функции институтов Европейского Союза
· Европейский Союз и Россия 12
· Список использованной литературы 21
Введение
Объединение Европы – далекий от завершения исторический процесс. Встав на путь интеграции более 50 лет назад, западноевропейские государства определили вектор своего развития, превратившись в мощное наднациональное объединение, представляющее собой новый тип экономически и политически регулируемой структуры со сложившейся идеологией «европеизма», где удается избегать острых социальных потрясений. В рамках Европейского союза сконцентрирована большая часть экономического и политического потенциала Европы. Становление единой Европы совершается на наших глазах. Сейчас Европейский Союз- это объединение 27 европейских государств, подписавших договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор).
В странах с глубокой интеграцией, что сегодня представляет собой Европейский Союз, социальные проблемы имеют особое звучание. Ведь, несмотря на кажущуюся общность европейских стран, поэтапное расширение Союза порождает проблему социальной адаптации. Социум ЕС становится все более многослойным, многокультурным и многовекторным в своих традициях, интересах, доходах, качестве жизни и уровне развития.
Предметом курсовой работы является изучение становления и развития социальной политики Европейского Союза. Целью работы служит выявление тенденций развития социальной политики ЕС.
В настоящее время социальная политика ЕС является важной и неотъемлемой составляющей европейского интеграционного процесса. Основная цель социальной политики ЕС — достижение высокого уровня защиты его граждан и создание пространства социальной стабильности и справедливости на всей его территории. Поэтому в развитии этого направления интеграции в разной степени принимают участие все государства-члены. Однако особо можно выделить Великобританию и Францию, чье влияние на формирование данного направления деятельности ЕС было наиболее существенным.
Наибольшее внимание
проблеме развития социальной политики
ЕС уделяется зарубежными
На протяжении почти всего периода своего членства Великобритания занимала особую позицию в отношении социальной политики ЕС. Среди главных причин, оказывающих влияние на формирование отношения страны к развитию интеграции в социальной сфере, можно выделить следующие.
Во-первых, позиция Великобритании в данной области в целом отражала довольно сдержанное отношение этой страны к процессу углубления европейской интеграции.
Во-вторых, согласно официальной точке зрения, активное вовлечение страны в процесс построения европейского социального пространства (основная цель социальной политики ЕС) может нанести ущерб ее национальным интересам. Британская модель системы социального обеспечения значительно отличалась от аналогичных моделей других государств — членов ЕС. Долгое время присоединение к социальной политике ЕС рассматривалось внутри страны как реальная угроза национальной системе социальной защиты и, как следствие, социальной и экономической стабильности государства.
В-третьих, позиция Великобритании в отношении социальной политики ЕС на разных этапах ее развития менялась в зависимости от того, кто находился у власти: консерваторы, оценивающие ее влияние как негативное, или лейбористы, сторонники более активного участия в социальной сфере интеграции.
На момент вступления Великобритании в ЕС страна испытывала серьезные региональные и социальные трудности (особенно острой была проблема безработицы в отдельных регионах). Поэтому с помощью членства в ЕС Великобритания стремилась их разрешить. Во время состоявшегося в октябре 1972 г. официального визита британского премьер-министра Э. Хита в Рим по вопросу предстоящей конференции в Париже была достигнута договоренность, что в рамках будущего экономического и валютного союза региональной и социальной политике будет уделяться большее внимание [8].
На заседании Парижского саммита глав государств и правительств членов ЕС в октябре 1972 г. была поставлена цель углубления процесса европейской интеграции через развитие новых направлений деятельности, и Великобритания поддержала германскую инициативу об активизации социальной политики Европейских сообществ. Но уже на данном этапе был продемонстрирован специфический подход Великобритании к этому направлению деятельности ЕС. Так как Великобритания с момента вступления в ЕС становилась одним из основных получателей финансовой помощи на решение региональных и социальных проблем внутри страны, то наибольшую заинтересованность она проявила к увеличению бюджета Европейского социального фонда, созданного в 1960 г. в качестве основного инструмента социальной политики ЕС. Такой подход к социальной политике стал впоследствии характерным для Великобритании.
Таким образом, до конца
1970-х гг., Великобритания занимала достаточно
нейтральную позицию в
С приходом к власти в 1979 г. консервативной партии во главе с М. Тэтчер, позиция Великобритании в отношении социальной политики стала более жесткой. М. Тэтчер неоднократно высказывалась против выдвигаемых Францией планов создания европейского социального пространства и гармонизации в социальной сфере [15, s. D455]. В этот период Великобритания последовательно применяла вето при принятии законодательных актов и решений по социальным вопросам. Фактически это полностью блокировало всю работу ЕС в указанном направлении, так как на тот момент в большинстве случаев при принятии решений по социальным вопросам применялся принцип единогласия. Справедливости ради, следует отметить, что некоторые государства-члены использовали такую позицию Великобритании в качестве своеобразного прикрытия собственного нежелания развивать это направление деятельности [13, s. 160].
Великобритания также
выступила противником
На этом этапе Великобритания также категорически выступала против вынесения социальной сферы на наднациональный уровень. Попытка закрепить где-либо различные основные социальные нормы и стандарты рассматривалась как превышение полномочий ЕС и, по неоднократным заявлениям М. Тэтчер, «никогда не будет признана Великобританией» [14, s. 427].
Единственным аспектом социальной политики ЕС, в развитии которого была заинтересована Великобритания, была борьба с безработицей, уровень которой внутри страны был достаточно высоким. Но и здесь эта заинтересованность скорее препятствовала, чем способствовала формированию политики занятости ЕC [20, s. D94]. Великобритания и Комиссия ЕС расходились в методах борьбы с безработицей: первая выступала за использование экономических рычагов (в первую очередь либерализацию рынка труда), в то время как вторая делала акцент на активизации социального диалога и совершенствовании системы профессионального обучения.
Особенно ощутимо позиция Великобритании по отношению к социальной политике ЕС проявилась в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Это был период перехода на качественно новый уровень развития социальной политики ЕС, поэтому особенно очевидной стала сдерживающая роль Великобритании. Во-первых, в период подготовки Хартии основных социальных прав трудящихся (первого документа, закрепляющего основные социальные права) М. Тэтчер потребовала внесения большого количества поправок в ее первоначальный текст, что в итоге сильно уменьшило ее значимость. Кроме этого, несмотря на то, что текст Хартии был изменен, Великобритания в декабре 1989 г. в Страсбурге все равно отказалась подписывать и участвовать в Европейской социальной хартии. По мнению М. Тэтчер, стремление государств — членов ЕС распространить действие Хартии на Великобританию рассматривается как «попытки ввести социализм через черный ход» [18, s. 146]. Неучастие Великобритании в Хартии привело к тому, что она не получила обязательного характера, что в очередной раз снизило ее значимость.
Приход к власти в
ноябре 1990 г. Дж. Мэйджора в ЕС многими
был воспринят как возможность
улучшения отношения
Внутри страны Маастрихтский договор был встречен неоднозначно, привел к расколу консервативной партии, а Социальная глава вскоре стала инструментом спекуляции в процессе ратификации Договора в парламенте [1, с. 69]. Выступая накануне подписания Маастрихтского договора в палате общин Дж. Мэйджор указал на «вредность для Великобритании присоединения к социальной Хартии ЕС» [1, с. 58]. Он объяснял это тем, что сложившаяся в Великобритании благоприятная ситуация в экономике может быть поставлена под угрозу в случае распространения положений социальной Хартии на Великобританию. Это повлечет закрытие ряда рабочих мест, которые не отвечают европейским стандартам, рост цен, уменьшение конкурентоспособности британских компаний на мировых рынках [1, c. 58—59].
Справедливости ради, следует заметить, что на практике неприсоединение к Социальной главе не стало препятствием для вмешательства Суда ЕС при вынесения решений о выполнении положений в сфере социальной политики для Великобритании (продолжительность рабочей недели, уравнивание положения мужчин и женщин и др.).
В сентябре 1995 г. министр
иностранных дел Великобритании
М. Рифкинд во время выступления
в Королевском институте
В Белой книге (март 1996 г.), посвященной предстоящей межправительственной конференции в Турине, была сформулирована позиция Великобритании относительно расширения использования принципа квалифицированного большинства при голосовании по ряду социальных вопросов. При голосовании по вопросам занятости и другим вопросам социальной политики ЕС Великобритании (совместно с некоторыми другими государствами) удалось отстоять принцип единогласия [17, s. 283].
На межправительственной конференции в Турине, посвященной подготовке Амстердамского договора, Дж. Мэйджор продемонстрировал намерение твердо следовать своим национальным интересам, а потому не выражал желания присоединиться к Социальной главе Маастрихтского договора. Однако в мае 1997 г., накануне подписания Амстердамского договора на партийных выборах в победу одержала лейбористская партия во главе с Тони Блэром, что, в свою очередь, внесло коррективы в позицию страны в отношении социальной политики ЕС. Новое правительство заявило о готовности присоединиться к Социальной главе Маастрихтского договора, что и позволило включить ее в основной текст Амстердамского договора [21, s. 306]. На национальном уровне это повлекло за собой проведение ряда мероприятий в социальной сфере.
Присоединение Великобритании
к Социальному протоколу
Несмотря на некоторые коррективы позиции Великобритании в отношении социальной политики Европейского союза после прихода к власти лейбористской партии во второй половине 1990-х гг., в целом она остается прежней. Подтверждением этого в 2000-х гг. стал отказ Великобритании участвовать в Хартии основных прав, которой на заседании Европейского совета в июне 2007 г. был придан обязательный характер. Дело в том, что в Хартию в значительном объеме вошли социальные права (это было сделано для того, чтобы придать обязательный характер правам, перечисленным в Европейской социальной хартии 1989 г.).