Социальная политика в ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Объединение Европы – далекий от завершения исторический процесс. Встав на путь интеграции более 50 лет назад, западноевропейские государства определили вектор своего развития, превратившись в мощное наднациональное объединение, представляющее собой новый тип экономически и политически регулируемой структуры со сложившейся идеологией «европеизма», где удается избегать острых социальных потрясений. В рамках Европейского союза сконцентрирована большая часть экономического и политического потенциала Европы. Становление единой Европы совершается на наших глазах.

Содержание работы

Введение;
Правовая и институциональная база социальной политики ЕС
Финансовые источники решения социальных проблем
2) Функции институтов Европейского Союза
· Европейский Союз и Россия 12
· Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Тем не менее в абсолютном измерении доход на душу населения  в среднем по ЕС в составе 25 участников достигает (по данным Евростата) примерно 21,3 тысячи долларов США. Это ниже, чем самый высокий доход (в США аналогичный показатель превышает 34 тысячи долларов), однако весьма солидный по сравнению с менее развитыми странами (например, в России ВВП на душу населения по текущему курсу в 2002 году составлял 2,5 тысячи долларов, а в 2004-м - 4 тысячи (рассчитано по данным Госкомстата, опубликованным на сайте www.gks.ru).

При этом прогнозы статистической службы ЕС (Евростат) по поводу изменения  среднего дохода в Сообществе, сделанные для 15 и 25 стран-участниц, не лишены оптимизма:

ВВП на душу населения  в ЕС (в евро)

Годы:

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

Европа-25

21990

22280 (п)

23160 (п) 

24120 (п)

Европа-15

24040

24360

25690 (п) 

27160 (п) 

Еврозона 

23630

23800 (п)

24660 (п)

25580 (п)


Источник: данные отчета Евростата за 2004 год (Eurostat Yearbook 2004). (п) — прогноз; последняя строка содержит данные по странам, вошедшим в зону единой валюты - евро.

Данные таблицы прогнозируют не слишком большое снижение среднего дохода на душу населения после вступления 10 стран в ЕС. Отметим, что последнее расширение, по прогнозам Евростата, не приведет к увеличению разрыва в доходах. Так, в среднем по ЕС квинтильный коэффициент, показывающий, во сколько раз доходы самых богатых 20 процентов населения превышают доходы самых бедных 20 процентов населения, практически не изменился и равен 4,5 как для прежнего, так и для нынешнего состава Союза. Для сравнения: аналогичный разрыв доходов в России приближается к 15 (для России взят децильный коэффициент, измеряющий разницу в доходах между 10 процентами самых богатых и 10 процентами самых бедных, по данным Госкомстата).

Небольшой разрыв в доходах  между бедными и богатыми слоями населения ЕС - заслуга социальной политики, использующей прежде всего перераспределение доходов. В странах ЕС с более высоким экономическим развитием разрыв в доходах минимальный (в 3 раза). Самый большой разрыв (в 6 раз) обнаруживается в Португалии, причем даже в Польше он значительно меньше.

Косвенным фактором выравнивания и поддержания стабильности реальных доходов населения служит направленная сельскохозяйственная политика ЕС. Еще со времен Римского договора важнейшей задачей общей политики в сельском хозяйстве является обеспечение справедливого уровня жизни сельскохозяйственного сообщества. Для этого поддерживается стабильность рынков. Потребители имеют бесперебойные поставки товаров по разумным ценам. Сами же цены на сельскохозяйственную продукцию также поддерживаются на стабильном уровне и защищены от колебаний мировой конъюнктуры. Производство сельского хозяйства субсидируется из бюджета ЕС. Так, в 2002 году субсидии фермерам составили примерно 54 миллиарда евро, а это 40 процентов всего бюджета Союза (Паскаль Фонтэйн. Европа в 12 уровнях. (Публикации 2005 года.) Сайт Представительства Европейской Комиссии/ www. delrus.cec.eu.i-t).

Социальная  защищенность и безработица в  ЕС

Социальная защита страхует людей от рисков, которым подвергаются люди при потере работы или трудоспособности - лишаются доходов, медицинского обслуживания, возможности получать образование, оплачивать жилье и вообще все, необходимое для жизни. В ЕС социальный пакет сохраняет гражданам все эти возможности на достойном уровне. Такова важнейшая цель социальной политики и интеграции.

Важным средством в  достижении этой цели являются социальные трансферты. Об их объеме в ЕС можно  судить по показателю уровня бедности до и после выплаты пособий. Отметим, что бедными в Союзе считаются  люди с доходом, составляющим 60 процентов  от уровня среднего дохода (например, от 24 120 евро на человека в год, т.е. примерно от 2 тысяч евро в месяц). Итак, по данным Евростата, в 2001 году число людей, считающихся бедными, после социальных выплат резко сокращается - с 24 до 15 процентов. При этом прогноз статистической службы с учетом расширения ЕС благоприятный: доля населения, получившая социальное спасение от правительства, остается прежней, как и при 15 участниках.

В целом по ЕС госрасходы на обеспечение достойного уровня жизни  составляют 116 841,8 миллиона евро в виде пособий и субсидий, а расходы на выплаты людям, вышедшим на пенсию преждевременно, - 8366,9 миллиона евро (данные отчета Евростата за 2004 год (Eurostat Yearbook 2004).

Но как чувствуют  себя европейцы, привыкшие к высокому и качественному уровню жизни? Все зависит от фактора времени, т.е. насколько долго человек остается без работы. В первый период в основном люди испытывают психологический стресс или дискомфорт. Экономически потеря работы смягчается пособием, размер которого зависит от уровня заработной платы. Однако со временем часть потерявших работу привыкают к жизни без профессиональной самореализации в обмен на доход, позволяющий жить "сносно". Зачем работать? Вот оборотная сторона высокой социальной защищенности - снижение стимулов к поиску работы и потеря профессиональных навыков, за приобретение которых когда-то, возможно, заплатило правительство, а значит, налогоплательщики. Эта история не нова. Например, такая тенденция ярко проявилась в Великобритании еще в эпоху Маргарет Тэтчер.

Как правило, проблема безработицы  обостряется при снижении темпов экономического роста, особенно когда  в экономике наблюдаются не просто застойные, а кризисные явления. Например, замедление роста может  быть вызвано снижением конкурентоспособности  экономики, ростом издержек производителей. Кстати, в ЕС сейчас именно такая ситуация. Играют роль оба фактора: оборотная сторона социальной политики, включая активность профсоюзов в борьбе за неадекватное производительности труда повышение заработной платы, рост издержек в связи с длительным удорожанием энергоресурсов, что собственно и ведет к снижению конкурентоспособности, плюс переоценка евро по отношению к доллару.

Этими причинами европейские  эксперты объясняют пересмотр прогнозов  властями ЕС темпов роста экономики в текущем году, а значит, и доходов в сторону понижения. Впервые за последние годы темпы развития ЕС отстали даже от Японии. Так, рост ВВП в 2005 году прогнозируется в Союзе на уровне 1,2 процента, в Японии - на уровне 1,5, а в США - на уровне 3,6 процента. Последствие снижения темпов роста экономики - увеличение безработных.

Как обстоят дела с  безработицей в ЕС сегодня? Самая  большая безработица - в крупнейших экономиках ЕС Германии и Франции. Причем уровень безработицы в Германии самый высокий и составляет 12,5 процента. Примерно так было во время экономического спада в начале 1990 годов. Затем безработица снизилась до 5-6 процентов. В начале 2000-х занятость снова сокращается. Уровень безработицы в ЕС в 2004 году составил 9 процентов, а в первой половине 2005-го - 8,7. Для сравнения: в США (в экономике, возобновившей рост) уровень безработицы составил 5,1 и 4,8 процента соответственно.

Если посмотреть на структуру  безработных, то можно увидеть: безработица  в Европе выше среди женщин, чем  среди мужчин. Безработных с высшим образованием - 6,3 процента, а с начальным и средним образованием - 9,8 (данные отчета Евростата за 2004 год (Eurostat Yearbook 2004), приведенные за 2002 год).

Сокращение занятости  в период структурной перестройки  экономики увеличивает нагрузку на бюджет правительств. Собственные средства бюджета ЕС в основном пополняются от налога на добавленную стоимость (НДС) и от взносов государств в размере определенного процента от ВВП участника интеграции. На период с 2000 по 2006 год отчисления в общеевропейский котел установлены на уровне 1,27 процента ВВП. В результате порядок суммарного бюджета ЕС составляет около 100 миллиардов евро в год (по данным на 2003 г.).

Во время спада или  депрессии расходы на пособия  и субсидии в рамках социальной политики увеличиваются автоматически. Как, впрочем, автоматически сокращаются поступления в бюджеты ЕС и национальных правительств на фоне спада или депрессии. Однако данное явление носит временный характер. Политика ЕС направлена на оздоровление экономик и восстановление роста на новом, более качественном уровне. Об этом свидетельствует активизация деятельности Европейского Совета с целью придать импульс устойчивому развитию экономики Союза.

Пенсионное обеспечение в ЕС

В ЕС нет единой системы  пенсионного обеспечения. Сотни различных систем, организованных по странам (в странах). Для работников частного сектора в большинстве стран действует трехуровневая система. Для государственных служащих и самозанятых — различные режимы.

Государственный уровень:  
национальная солидарная система;  
— текущих поступлений (распределительная) (одно исключение: Дания — финансируется из налоговых поступлений);  
— выплаты пенсионерам и другим бенефициарам;  
— нехватка покрывается из общих бюджетных поступлении или за счет соответствующих налогов.

Второй уровень:  
групповая пенсия;

групповая солидарность и (или) индивидуальная ответственность.  
Финансирование:  
— распределительная во Франции;  
— балансовые резервы (частично) в Германии, Люксембурге, Швеции, Испании и Австрии; (постепенная отмена в Испании);  
— накопительная в Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Дании, Финляндии, Норвегии, Швейцарии, Италии и Португалии;  
— носит все более накопительный характер в Германии, Люксембурге, Швеции, Испании и Австрии;  
— установленные выплаты преобладают в Ирландии, Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Германии, Португалии и т.д.  
— установленные взносы преобладают в Италии (обязательные), Испании, скоро — в Швеции.  
Стоимость государственного уровня в ЕС очень высока; в настоящее время она составляет около 10% ВВП, из которых 9% финансируются из текущих поступлений, и примерно 1% — за счет налогов (субсидируется).

Если законы не будут  пересмотрены, к 2030 году стоимость государственного уровня составит 15% ВВП, из которых 10% будут финансироваться из текущих поступлений и 5% — субсидироваться за счет общих налогов.

Между странами существуют серьезные различия: в Ирландии текущие  расходы составляют 5% ВВП, в Италии — 15%.

Большое влияние оказывает  процесс старения населения: сегодня в ЕС из распределительной системы выплачивается 84% пенсий.

Если систему финансирования не изменить, распределительные пенсии вытеснят все остальные социальные выплаты, в частности — выплаты, связанные с медицинской помощью (где также имеются проблемы вследствие старения населения), и семейные пособия.

Растет осознание необходимости  пенсионной реформы.

В ЕС присутствуют проблемы, связанные со скрытым пенсионным долгом и значительными расхождениями  в положениях, которыми регулируются профессиональные пенсионные планы.

Отмечаются шаги в  сторону расширения накопительного компонента и гармонизации в регулировании  профессиональных планов, включая предоставление пенсий на территории других стран.

В настоящее время  пенсионное обеспечение находится  в основном в компетенции каждой из стран-членов, однако все большую поддержку находит идея о том, что определенная роль может принадлежать общеевропейской структуре, особенно на втором уровне: речь идет о координации, где возможно — гармонизации, а также определении общего направления движения (выявлении) "оптимальных подходов".

Растущая роль накопительных планов. Активы накопительных пенсий как % ВВП (1998 год) (второй уровень). За последние 15 лет в структуре размещаемых активов пенсионных фондов в Европе наблюдается значительный рост доли акций.

Процентная доля акций  в совокупных активах увеличилась  примерно вдвое вследствие как активного  размещения, так и хорошего состояния рынков акций (за исключением Великобритании и Ирландии, где у пенсионных фондов уже 15 лет назад значительная доля средств была вложена в акции).

Заметны огромные различия между рынками в крупных и  небольших странах, а также между  теми странами, где имеются ограничения на инвестиции, и странами, где такие ограничения отсутствуют.

В небольших странах  Евросоюза наблюдается значительное смещение от отечественных акций  в сторону акций "Евролэнд" (напр., Бельгия, Нидерланды).

Во всех странах, где  имеются крупные, прозрачные и ликвидные рынки капитала, пенсионные фонды и другин долгосрочные институциональные инвесторы играют важную роль. Примеры: США, Великобритания, Нидерланды, Швеция и Швейцария.

 

 

Новый уровень  социального развития: лиссабонская стратегия

Наступил новый этап европейской политики, начало которому положено в 2002 году на Всемирном саммите  по устойчивому развитию в Йоханнесбурге. При подготовке к нему на заседании в Барселоне Европейский Совет поставил задачу - сделать свою политику устойчивого развития примером для подражания во всем мире.

Основные направления  политики устойчивого развития - сохранение и рациональное использование природных  ресурсов; международная система охраны окружающей среды; наращивание технологического потенциала Европы; активизация деятельности по передаче технологий развивающимся странам. Положительный эффект от реализации намеченных направлений, конечно, будет заметен так же, как и его социальный компонент, социальная направленность: снова снизится уровень безработицы, повысится производительность труда и уровень национального дохода, прибыли компаний, да и вообще налогооблагаемая база как источник бюджетных поступлений на различных уровнях интеграции. Облегчится и решение проблемы социального обеспечения растущей доли стареющего населения.

Главное - вовремя осознать проблему и своевременно принимать  меры. Правительство своевременно осознало, что экономике ЕС нужна глубокая модернизация, чтобы конкурировать с США и другими крупными участниками мирового рынка. В 2000 году Европейский Совет на встрече в Лиссабоне поставил задачу: за 10 лет создать "наиболее конкурентоспособную и динамичную, основанную на наукоемких технологиях экономику, способную обеспечивать устойчивый рост, создавая новые рабочие места, и развитую социальную интеграцию". В столь сжатой формулировке заключается основной смысл Лиссабонской стратегии выхода европейской экономики на новые рубежи: в рамках качественно новой социальной интеграции утверждаться в постиндустриальной экономике и соответствовать вызовам информационной глобализации.

Информация о работе Социальная политика в ЕС