Социально-экономические последствия инфляции и пути их преодоления на основе антиинфляционной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение такого важного экономического явления как инфляция, ее причины и последствия, методы регулирования в Республике Беларусь.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1. ознакомиться с теоретическими аспектами инфляции;
2. изучить социально-экономические последствия инфляции;
3. изучить антиинфляционную политику, реализуемую в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

116400 Социально-экономические последствия инфляции и пути их преодоления на основе антиинфляционной политики государства.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

В-пятых, инфляция сказывается на состоянии государственных финансов. Финансируя дефицит бюджета путем дополнительной эмиссии, государство облагает население специфическим инфляционным налогом, потому что своими действиями правительство снижает реальную покупательную способность денег, находящихся на руках у людей. Инфляция обесценивает налоговые поступления в бюджет.

В-шестых, негативные последствия инфляции проявляются и в области внешнеэкономических отношений. Инфляция отрицательно сказывается на состоянии платежного баланса страны и ведет к обесценению национальной валюты. Вследствие этого осложняется проблема погашения внешнего долга.

В-седьмых, важным последствием инфляции является перераспределение национального дохода. От инфляции больше страдают лица, получающие фиксированные доходы (студенты, безработные и т.д.).

Прогнозированию инфляции в переходный период в странах СНГ стала придаваться особая значимость. В прогнозных расчетах заинтересованы правительство, хозяйствующие субъекты и население. Результаты прогнозов служат основой для разработки мер и принятия управленческих решений. Это обусловливает необходимость применения синтеза методов прогнозирования, позволяющих избежать серьезных ошибок в прогнозах.

Прогнозирование инфляции можно осуществлять на основе индексов потребительских цен:

                             (2.1)

 

Однако для характеристики инфляции в условиях несбалансированной экономики только лишь индекса потребительских цен недостаточно. Необходимо учитывать скрытую инфляцию, или неудовлетворенный спрос. В этих условиях индекс инфляции (Jи) можно рассчитать по формуле:

                                              (2.2)

где Jр  — индекс потребительских цен; Кс и — коэффициент скрытой инфляции, или неудовлетворенного спроса.

В свою очередь коэффициент скрытой инфляции может быть определен как

                                            (2.3)

где ΔСн — прирост неудовлетворенного спроса или вынужденных сбережений; Jд — индекс денежных доходов населения; Jто — индекс товарооборота и услуг.

Альтернативным методом определения индекса инфляции является метод, основанный на использовании индексов расходов, доходов и цен:

                                          (2.4)

где, Jд — индекс доходов; Jрс — индекс расходов; Jр — индекс цен.

Если Jрс = Jд, то Jи = Jр, т.е. если расходы растут только в соответствии с доходами, то инфляция целиком определяется динамикой цен.

Этот метод является приближенным. Главное его достоинство — наличие информации в центральных планирующих органах: баланса денежных доходов и расходов населения и других данных.

Можно прогнозировать уровень инфляции, базируясь на данных изменения денежной массы. Исходя из классического уравнения денежного обмена (МдV - PQ), уровень цен определяется как

                                          (2.5)

где Р — уровень цен; Мд — денежная масса; V— скорость денежного обращения; Q — количество реальных товаров и услуг.

Следовательно, индекс роста цен Jр можно представить как соотношение индексов денежной массы Jм, скорости денежного обращения Jv и реального ВВП JQ

                                              (2.6)

Учитывая, что инфляция происходит в силу влияния множества факторов, целесообразно прогнозные расчеты осуществлять на основе многофакторных моделей с применением корреляционно-регрессионного метода, позволяющего установить наличие корреляционной связи между прогнозируемой инфляцией и влияющими на нее факторами, определить форму связи, сформировать уравнение и на его основе осуществить прогноз инфляции. Общий вид многофакторной модели:

                                               (2.7)

Среди важнейших факторов следует выделить: изменение курса валюты, рост денежной массы, изменение ставки рефинансирования национального банка. При этом по каждому фактору необходимо учитывать временной лаг. При изменении ситуации временной лаг меняется. Изменчивость временного лага является одним из фундаментальных макроэкономических факторов. Знание временной связи между инфляцией и ее факторами позволяет осуществить более точное прогнозирование инфляционных процессов и умело управлять ими[5, с. 118].

В мировой практике распространенным методом прогнозирования инфляции является расчет ее уровня на основе дефлятора ВВП. Сущность этого метода состоит в следующем. На основе данных по инфляции в предшествующем периоде и учета влияния факторов в прогнозируемом периоде определяется инфляция на определенный прогнозируемый период. Выделяются следующие факторы: изменение денежных доходов, субсидий, экспортных и импортных цен ближнего и дальнего зарубежья, процентных ставок по кредитам и депозитам и др.

По каждому фактору определяются его прогнозируемая величина и изменение. Затем данные в абсолютном выражении по соответствующему фактору в периоде, предшествующем прогнозируемому, делятся на ВВП в том же периоде, и этот результат умножается на процентное изменение фактора в прогнозируемом периоде по сравнению с предшествующим.

Результаты по каждому фактору суммируются и, исходя из уровня инфляции предшествующего периода и влияния факторов, рассчитывается инфляция в прогнозируемом периоде.

Поскольку инфляционные процессы проявляются при росте цен, прогнозирование инфляции должно осуществляться в сочетании с прогнозированием индексов изменения цен.

Западные экономисты при анализе тенденций развития инфляционных процессов часто обращаются к прогнозированию движения цен на отдельные виды товаров, пытаясь с помощью этих прогнозов определить возможные темпы инфляции. В последнее время в основе этих прогнозов, как правило, находится динамика либо цен на энергоносители (нефть, газ), либо заработной платы (расходы на заработную плату в США и других странах составляют существенную долю в издержках предприятий).

Последствия инфляции в сфере распределения были бы не такими тяжелыми и даже устранимыми, если бы можно было предвидеть инфляцию и иметь возможность скорректировать свои номинальные доходы с учет предстоящих изменений в уровне цен. Если предвидеть наступление инфляции, то можно также внести изменения в распределение доходов между кредитором и дебитором[10,c.98].

При высоком уровне инфляции и низкой процентной ставке за кредит получается, что кредитор платит получателю кредита за то, что последний пользовался его деньгами. Кредитор может избежать выплаты такой субсидии, если повысит процентную ставку в соответствии с предполагаемым уровнем инфляции. Необходимо отметить, что сберегательные и ссудные учреждения некоторых зарубежных стран ввели закладные с изменяющейся процентной ставкой, чтобы защитить себя от негативного воздействия инфляции.

Реальная процентная ставка – это выраженная в процентах увеличение покупательной способности, которое кредитор получает от заёмщика. Номинальная процентная ставка – это выраженное в процентах увеличение денежной суммы, которую получает кредитор. Разница между этими двумя понятиями состоит в том, что, в отличие от номинальной процентной ставки, реальная процентная ставка корректируется, или «дефлируется», в соответствии с уровнем инфляции. Иными словами, номинальная процентная ставка равна сумме реальной процентной ставки и премии, выплачиваемой для компенсации предполагаемого уровня инфляции.

Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Индекс цен определяет их общий уровень по отношению к базовому периоду. Таким образом, темп инфляции можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100[5,c.67].

Индекс цен в данном году определяется отношением цены рыночной корзины в данном году (набор определённых товаров и услуг) к цене аналогичной рыночной корзины в базовом году.

Есть ещё так называемое «правило величины 70», которое дает другую возможность количественно измерить инфляцию. Так. Приблизительное количество лет, необходимое для удвоения темпов инфляции равно 70 разделить на темп ежегодного увеличения уровня цен. Следует отметить, что «правило величины 70»  применяют и тогда, когда, например, надо установить, сколько потребуется времени, чтобы реальный валовой национальный продукт (ВНП) удвоился.

Таким образом, последствия инфляции приводит к:

1. Снижение реальных доходов  населения. Особенно сильно этот процесс отражается на лицах, получающих фиксированные доходы (пенсии, стипендии). Сужаются мотивы к трудовой деятельности, усиливается дифференциация населения по уровню доходов. Возникает опасность социальных потрясений.

2. Обесценение сбережений населения.

3. Ослабление позиции властных  структур, снижение доверия населения к правительственным программам и мероприятиям.

4. Возникновение трудностей с  долгосрочным планированием, решения принимают спекулятивную направленность.

5. Повышение риска инвестирования. Появляются требования более высоких прибылей и процентов в качестве платы за риск[10, с. 255].

 

3 Антиинфляционная  политика, реализуемая в Республике  Беларусь, ее приоритеты, результативность  и направления совершенствования

 

 

3.1 Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь

 

С возникновением высокой инфляции в 90-х годах Республике Беларусь возникла необходимость ее регулирования и сдерживания. Следует отметить, что конкретные методы сдерживания инфляции и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильности «диагноза»: открытая или закрытая, сбалансированная или нет. Поставить «диагноз» - значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания» [19, с.43].

Кардинальные антиинфляционные меры содержались в Программе перехода к рынку, принятой в 1991 году, ряде других основополагающих документах 1992-1994 годов. Однако в силу ряда причин реализация важнейших их положений по существу и не начиналась. Под давлением промышленного и аграрного лобби, т.е. проинфляционно настроенных сил в Верховном Совете и Совете Министров, был избран вариант мягкой бюджетной и денежно-кредитной политики, направленной на поддержание уровня производства, в том числе неэффективного, и гарантированный уровень заработной платы любой ценой, что не могло не привести в 1992-1994 годах к резкому скачку цен и ухудшению макроэкономической ситуации в целом. Ускорение темпов денежной массы (за 1992 год средняя РДМ увеличилась в 3 раза, за 1993 год – в 8,2 раз, а за 1994 год – в 10,6 раза) привело к острому валютному и финансовому кризису.

В конце 1994 – первой половине 1995 годов стабилизационный курс проводился более или менее последовательно. Благодаря сокращению объемов инфляционного финансирования бюджетного дефицита и весьма грамотной и ответственной политике Национального банка удалось снизить инфляцию с 39,2% в январе 1995 года до рекордно низкой отметки в 3,4% в мае и около 4% в среднем за месяц в период за май-декабрь 1995года. Достигнутые первые признаки макроэкономической стабилизации опирались на единый, относительно стабильный, курс белорусского рубля к доллару и на частичную либерализацию экономики. Были заложены основы для предсказуемости важнейших макроэкономических параметров. Однако этот период был непродолжительным[2, с.32].

По существу, уже с 1996 года произошел возврат к мягкой (инфляционистской) денежно-кредитной политике, традиционно предполагающей большие объемы эмиссии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Аналогичной была и бюджетная политика, состоявшая в перераспределении финансовых ресурсов от эффективных к неэффективным секторам и экономическим субъектам. С конца 1996 года стали использоваться административные (а иногда и силовые) инструменты из арсенала командной системы, приостановлена приватизация, начал искусственно форсироваться экономический рост при помощи как административного нажима, так и мягкого кредитного финансирования. В это же время серьезно ухудшилось финансовое состояние предприятий, организаций, колхозов. Если, например, в 1992 году убыточных среди них было 4,8%, в 1993 – 6,2%, то в 1996 году – 18,4%. Рентабельность продукции составила соответственно 22,1, 17,4 и 9,7%. Резко возросли суммы кредиторской и дебиторской задолженности.

В этих условиях налоговая нагрузка оказалась  завышенной, так как даже убыточные предприятия должны были платить социальные налоги, платежи во внебюджетные фонды и прочие ресурсные платежи. Избыточное налоговое давление производители старались перекладывать на потребителей через повышение цен. Кроме того, налоговое законодательство, составленное без учета инфляции, приходилось часто менять, что привело к абсолютной непредсказуемости налогов и соответственно невозможности четкого финансового планирования на предприятиях, которые пытались обезопасить себя повышением цен и уклонением от налогов, создавая тем самым дополнительное инфляционное давление. Начиная с 1996 года, в условиях частично регулируемых отпускных цен, большинство предприятий потеряли резко ликвидность.

  Характерно, что с ухудшением  финансового положения субъектов хозяйствования в выступлениях некоторых представителей исполнительной власти появились «объяснения» этой негативной тенденции. Они объясняли это ухудшение «недостатком денег» в экономике. Сторонники подобного подхода в качестве средства снижения просроченной задолженности не только предлагали, но и требовали увеличения денежной массы. Теперь же можно с уверенностью сказать, что практика полностью подтвердила ошибочность подобного подхода. Он носит явно односторонний характер, учитывая лишь краткосрочные эффекты дополнительной эмиссии.

Информация о работе Социально-экономические последствия инфляции и пути их преодоления на основе антиинфляционной политики государства