Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:20, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение такого важного экономического явления как инфляция, ее причины и последствия, методы регулирования в Республике Беларусь.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1. ознакомиться с теоретическими аспектами инфляции;
2. изучить социально-экономические последствия инфляции;
3. изучить антиинфляционную политику, реализуемую в Республике Беларусь.
Обязательным условием использования инфляционного таргетирования является также отсутствие официально принимаемых ориентиров по другим показателям, например, по обменному курсу или агрегатам денежной массы.
Таким образом, можно заключить, что в течение последних лет произошло некоторое улучшение ряда макроэкономических показателей, которые характеризуют возможность перехода к денежно-кредитной политике на основе инфляционного таргетирования. Но это улучшение не является достаточным. В целом система условий и предпосылок для такого перехода еще не сформирована.
О преждевременности такого перехода к инфляционному таргетированию говорит соотношение монетарной и немонетарной инфляции в общем инфляционном процессе. Доля последней в наше время является весьма значительной. По некоторым оценкам, она составляет до 60%. В годы реформ динамика данного показателя в целом была негативной. Следовательно, эволюция монетарного регулирования, денежно-кредитной политики происходила более быстрыми темпами, чем проведение структурных преобразований в экономике.
Заключение
Инфляция есть тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция — одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира.
Среди причин инфляции можно выделить денежные (монетарные) и неденежные, которые в свою очередь подразделяются на более мелкие. Все эти факторы воздействуют на уровень инфляции в разной степени. Необходимо знание их механизма действия, для того чтобы сформулировать экономическую политику, направленную на снижение темпов роста инфляции и достичь её естественного уровня. Для измерения инфляции используются индексы цен, характеризующие изменение цен во времени. Наиболее наглядными из которых являются индексы потребительских цен, индексы розничных цен, индексы цен ВВП, дефлятор ВВП.
В зависимости от характера и темпов нарастания инфляционных процессов различают умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. В зависимости от роста цен по разным товарным группам можно выделить два вида инфляции: сбалансированную инфляцию и несбалансированную инфляцию. В зависимости от того, какие формы принимает неравновесие спроса и предложения, различают открытый и подавленный типы инфляции.
Особенностями современной инфляции являются: постоянная тенденция роста цен, всеохватывающий характер, более сложный механизм развития, опасность возникновения «импортируемой» инфляции с увеличением открытости экономики, инфляция носит самоподдерживающийся характер. Для переходной экономики характерна гиперинфляция.
Инфляция ведёт к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обусловливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наёмных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции. Инфляция увеличивает риск инвестирования, затрудняет долгосрочное планирование, увеличивает ставку процента, что негативно влияет на экономику в целом. Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютные отношения, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований.
В экономике республики достаточно сильны немонетарные факторы инфляции. Рост цен с определенным лагом обуславливает увеличение номинальных размеров потоков платежей. Это приводит к соответствующему увеличению номинальных величин денежных агрегатов. Что касается активной роли денежной политики, то она проявляется, прежде всего во влиянии на динамику валютного курса. При этом наиболее приемлемым вариантом валютной политики представляется такая, которая предполагает поддержание значений темпов девальвации несколько ниже по сравнению с темпами инфляции. В этом случае: а) создаются благоприятные условия для снижения темпов роста цен; б) долгосрочные перспективы для стран с переходной экономикой характерна тенденция к росту реального валютного курса; в) создаются необходимые условия для поддержания нормального состояния экспортеров, а так же недопущения существенной разницы между валютной доходностью процентных операций в национальной валюте и нормой процента на международных финансовых рынках.
В Республике Беларусь, отсутствует четкая система целевых ориентиров монетарной политики с выделением основной цели, промежуточных целевых ориентиров, операционных ориентиров и индикативных параметров монетарной политики.. Необходимо более широко применять методы финансового программирования, то есть разрабатывать и внедрять экономические модели и соответствующее программное обеспечение в практику макроэкономического анализа и прогнозирования в Национальном банке и Правительстве Республики Беларусь в целях обеспечения большей сбалансированности важнейших макроэкономических и денежно-кредитных показателей.
Наиболее эффективной мерой по борьбе с инфляцией считается инфляционное таргетирование, которое можно охарактеризовать как режим монетарной политики, основанный на использовании прогноза инфляции в качестве промежуточного целевого ориентира. Однако для его проведения необходимо наличие ряда факторов, одним из которых является независимость Нацбанка. Таким образом, возможный переход к прямому инфляционному таргетированию в республике требует дальнейшего совершенствования и упорядочения существующего законодательства.
Инфляция представляет собой комплексную проблему. Для ее решения необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсообеспечением, так и совершенствованием системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением проблемы неплатежей. Что касается денежно-кредитной политики, то она должна последовательно ужесточаться, но без разного рода “шоковых потрясений” и по мере проведения общеэкономических преобразований.
Современная экономика инфляционно по своей сути. Поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.
Последний вывод, на который бы хотелось указать, заключается в том, что как ни стоит пренебрегать достижениями современной западной экономической науки, так же нет смысла искать готовые рецепты для решения наших проблем, вряд ли существуют некие универсальные пути для борьбы с инфляцией. Каждая экономика представляет собой в той или иной степени специфическую систему, и для понимания природы инфляции, обоснования антиинфляционной политики необходим соответствующий анализ ее экономических особенностей. Экономика нашей республики - также явление уникальное, поэтому методы регулирования и борьбы с инфляцией должны быть подобраны исходя из сегодняшней белорусской реальности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рисунок 1 -Общая схема политики таргетирования инфляции.
Источник: [16]
Рисунок 2 - Предпосылки успешной реализации политики таргетирования
Источник:[16]