Социально-экономические последствия инфляции и пути их преодоления на основе антиинфляционной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение такого важного экономического явления как инфляция, ее причины и последствия, методы регулирования в Республике Беларусь.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1. ознакомиться с теоретическими аспектами инфляции;
2. изучить социально-экономические последствия инфляции;
3. изучить антиинфляционную политику, реализуемую в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

116400 Социально-экономические последствия инфляции и пути их преодоления на основе антиинфляционной политики государства.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Разумеется, подавление инфляции должно осуществляться посредством экономических рычагов. Речь идет о решительной макроэкономической стабилизации, включающей последовательную либерализацию хозяйственной деятельности, жесткую бюджетную и денежно-кредитную политику, широкую приватизацию.

Но этого как раз и не хватало в 1996 году. Тогда преобладали административные методы руководства и управления экономическими процессами, отсутствие практических шагов в реформировании экономики. Во-первых, начиная с 1996 года, стали возрастать масштабы государственного вмешательства в процессы ценообразования и контроля за ценами (расширение круга товаров и услуг, по которым осуществляется государственное регулирование). Во-вторых, продолжалось искусственное поддержание относительно стабильным курса белорусского рубля, допускались перекосы в валютной политике и внешнеэкономической деятельности (обязательная продажа предприятиями валютной выручки, покупка ими валюты по завышенному курсу и т.д.). Иначе говоря, в результате этих и других мер со стороны государства значительная часть инфляции носила скрытый характер. В этот период объем импорта товаров в долларовом эквиваленте увеличился за 1996 год на 26,9%, а экспорта – на 17,7%, что опять же усилило финансовые трудности отечественных предприятий, вызывая новую потребность в их финансовой поддержке и, соответственно, провоцируя новую инфляционную волну[2, с.32].

В 1996-1998 годах высокие темпы инфляции продолжают сохраняться. В 1999 году произошел сильный рост инфляции в Беларуси: потребительские цены увеличились в 3,5 раза. Этому способствовали в основном внешние негативные факторы: 1. отсутствие внешних источников кредитования при наличии дефицита торгового баланса; 2. рост цен на нефть (потребности республики в валюте возросли в 2,5 раза); 3. неблагоприятные условия для сельского хозяйства.

В 2000 году Национальный банк Республики Беларусь добивается финансовой стабилизации, т.е. работает над уменьшением инфляции и выходом на единый курс, но не любой ценой, а обеспечивая экономический рост без снижения жизненного уровня. Экономический рост обеспечивался за счет кредитования хозяйства банковской системой. В первом полугодии 2000 года осуществлялась более жесткая денежно-кредитная политика, масштабы эмиссии были ограничены[8, с.41].

 В 2001 году инфляция остается  достаточно высокой. Главная же  причина относительно высокой  инфляции в этот период в  нашей республике связана с  тем, что реальный сектор экономики  в значительной степени функционирует в условиях «мягких бюджетных ограничений». И для подавления инфляции до уровня, существующего в экономике западных стран, необходима системная программа, охватывающая как проблемы, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и совершенствование системы ценообразования, налогообложения, ужесточение бюджетных ограничений[17, с.45].

Ситуация началась меняться лишь в 2003 – 2005 годах  вследствие роста доли срочных рублевых депозитов в денежной массе в национальной валюте, что и позволило несколько нарушить связь между дефицитом бюджета и уровнем инфляционных последствий.

Причем достаточно примечательным фактом является то, что эластичность инфляции по активной рублевой денежной массе существенно снизилась в первом полугодии 2004 года, несмотря на значительный (более 100 миллиардов рублей) прямой кредит Национального банка, выданный в конце декабря 2003 года Министерству финансов.

Вышеуказанное явление в сочетании с отказом с 2004 года от практики кредитования дефицита бюджета за счет кредитов Национального банка позволяет говорить о происходящих изменениях в процессах формирования инфляционных импульсов в экономике, т.е. об изменении трансмиссионного механизма.

Произошедшие изменения, очевидно, связаны в первую очередь с процентной политикой Национального банка и стабилизацией обменного курса национальной валюты.

Основным фактором роста доли срочных рублевых депозитов стала процентная политика 2000 – 2004 годов, обеспечившая существенное превышение ставок по ним над темпами инфляции и девальвации. Поддержание практически фиксированного обменного курса белорусского рубля к доллару США в январе — августе 2004 года сохранило высокую валютную доходность рублевых инвестиций и повысило доверие к проводимой политике (психологический эффект фиксированного курса), что повлекло за собой сохранение бума вкладов населения. Поддержание фиксированного обменного курса стало возможным благодаря снижению реального эффективного курса белорусского рубля вследствие высокой девальвации к евро и российскому рублю в 2003 году как результата падения по отношению к ним доллара США[4, с. 4].

Следует также отметить, что «курс белорусского рубля, как никогда прежде, стабилен и прогнозируем». В частности, белорусский рубль укрепился по отношению к евро, практически не изменился его курс к доллару. А девальвация белорусского рубля к российскому составила лишь 1,3%.

 



В  2006 году инфляция в Республике Беларусь составила 6,6%. В настоящее время существуют достаточно серьезные предпосылки для того, чтобы отметить усиление роли внешнего сектора в развитии инфляционных процессов. Эластичность индекса цен производителей промышленной продукции является весьма изменчивой, что позволяет сделать два важных вывода для национальной экономики: во-первых, в условиях высокой доли импорта в ВВП (более 70 процентов) зависимость Беларуси от импорта промежуточных товаров может оказывать достаточно ощутимое влияние на инфляцию при отсутствии внутренних источников инфляционных возмущений (при их наличии "внешняя" инфляция может, наоборот, поглощаться "внутренней"); во-вторых, белорусские производители не способны нейтрализовать негативный эффект внешних шоков иначе как за счет роста цен, что говорит о минимуме собственных резервов управления издержками.

Инфляция в Беларуси в 2009 году составила 11,7%, сообщили БЕЛТА в Министерстве статистики и анализа. В декабре она сложилась на уровне 2,4%.

В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2010 год годовая инфляция была запланирована в пределах 6-8% (такие же параметры по инфляции заложены и на 2011 год).

Цены на промышленную продукцию производственно-технического назначения в прошлом году увеличились на 18,9%, в декабре по сравнению с ноябрем 2009 года - на 1,8%.

Индекс цен на строительно-монтажные работы, по данным Министерства архитектуры и строительства, в декабре 2010 года к декабрю 2009-го составил 113%, к ноябрю 2009 года - 108%.-0-

По итогам января — декабря 2010 года реальная заработная плата возросла на 11,8 процента, что лишь на 2,1 процентного пункта выше темпов роста реального ВВП и предполагает отсутствие существенного влияния на инфляцию, которая определялась в основном внешним сектором: снижение среднего за период обменного курса белорусского рубля к доллару США в 2010 г. относительно аналогичного периода 2009 года составило 8,1 процента при росте импортных цен на 14,8 процента, что дает 24,1 процента прироста цен внешнего сектора.

Финансовый (экономический) кризис 2011 года в Республике Беларусь — комплекс явлений в экономике страны, вызванный многолетним отрицательным сальдо торгового баланса и издержками элементов административно-командной системы в экономике, и обострившийся из-за ажиотажного спроса на иностранную валюту и повышения заработной платы перед президентскими выборами 2010 года.

Основными причинами кризиса чаще всего называют следующие факторы:

  • Растущий дефицит бюджета, а также торгового и платёжного баланса (см. ниже)
  • Непрекращающаяся эмиссия белорусского рубля Нацбанком, отчасти из-за «предвыборного» директивного повышения зарплат (см. ниже)
  • Недостаточный уровень валютных резервов для удержания курса доллара на уровне 3100 рублей.
  • Определенная экономическая модель.
  • Повышение цен на энергоресурсы.

 Кризис проявляется в нехватке  валюты, падении рентабельности  импорта, росте цен и падении покупательной способности населения вследствие более чем 50%-ной девальвации белорусского рубля. Несмотря на проведение девальвации и введение антикризисного регулирования экономики, кризисные явления не исчезли, а инфляция многократно превысила прогнозные показатели.

С начала года (за январь-август) 2011 инфляция достигла 53,6%.  Это самый высокий рост потребительских цен за последнее десятилетие, с 2001 года Беларусь не знала столь высоких темпов.

Инфляция в Беларуси: 2001-2011 годы  представлена на рисунке 3.1.

Рисунок  3.1 -  Инфляция в Беларуси: 2001-2011

*Данные за 2011 год приведены за  январь-август к аналогичному  прошлогоднему периоду.

Источник:[14]

 

Инфляция за январь-октябрь 2011 составила 88,7%, базовая инфляция (без учёта цен на товары и услуги, регулируемые государством и сезонно изменяющиеся) за этот же период — 101,5%. Это самый высокий показатель в Европе и СНГ[2]. Цены на продукты питания (в том числе, контролируемые государством) за этот же период выросли в среднем на 107,5%, на непродовольственные товары — на 97,5%, на услуги — на 40,3%, на пассажирские перевозки — на 59,3%. К ноябрю 2011 ставки по потребительским кредитам выросли до 120% годовых[14].

Изначально ничего не предвещало, что в этом году страна пойдет на инфляционный рекорд. В первом квартале инфляция была сравнительно высокой (за январь-март - 6,1%), но говорить о грядущем инфляционном буме оснований не было.

 По оценкам Министерства  экономики, множественность курсов  белорусского рубля, возникшая во  втором квартале, стала одним из катализаторов высоких инфляционных процессов. Как результат, инфляция к сентябрю достигла 53,6%. И если за июль рост цен составил 3,5%, то за август - уже 8,9%.

"Основная причина роста инфляционных  процессов в августе - продолжение  девальвации белорусского рубля на теневых сегментах валютного рынка. Этот процесс начался в конце июля", - констатирует аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.

 Кроме того, как полагает  эксперт, высокие темпы инфляции  в августе связаны с тем, что в июле продолжала расти рублевая масса. "Плюс ко всему сохраняются инфляционные и девальвационные ожидания у населения. Это приводит к тому, что в стоимость товара закладываются разного рода риски", - поясняет эксперт[17].

       Таким  образом, в настоящее время природа инфляции в Республике Беларусь подвергается очевидным изменениям: ослабевает роль денег (вследствие нейтрализации большей части негативных эффектов дефицита государственного бюджета) при нарастании важности факторов внешнего сектора и целей по росту заработной платы. Иными словами, сформированы достаточные предпосылки для того, чтобы экономика вышла из фазы бюджетно-монетарной инфляции и вошла в фазу функционирования в инфляции издержек. При этом важным изменением является переход в формировании денежного предложения в национальной валюте от канала кредитной эмиссии к каналу покупки иностранной валюты, который является менее инфлятогенным[4, с.8].

В современных условиях основной целью Национального банка Республики Беларусь является поддержание устойчивости национальной денежной единицы и ограничение инфляции до приемлемого уровня: 3-5% в год. Такие цели являются общепризнанными в мировой практике.

 Сложность реализации основной цели Национальным банком обычно состоит в том, что достижение положительных результатов по одним показателям вызывает, как правило, ухудшение других. Так, рост денежной активности за  счет увеличения доходов обычно сопровождается ростом цен. В тоже время меры, направленные на борьбу с инфляцией и улучшения платежного баланса, ослабляют экономический рост и ухудшают показатель занятости населения. Поэтому Национальный банк должен принимать регулирующие меры последовательно, попеременно отдавая предпочтение то одним, то другим в зависимости от конкретной  экономической ситуации[16,  с.22].

Наиболее адекватной стратегией действий Национального Банка представляется следующая:

1. использование обменного  курса для борьбы с инфляцией исключительно в пределах, не противоречащих интересам внешней торговли. Рост реального курса желателен только в случае появления четких признаков эффективности других инструментов управления внешней торговлей (налогово-бюджетной, инвестиционной, политикой занятости, в том числе ее секторального аспекта и т. п.), но не в расчете на достижение данной эффективности с течением времени.

В нашей стране при борьбе с инфляцией необходимо отказаться от чрезмерного использования государственных заимствований для покрытия бюджетного дефицита, что становится инфляционным фактором, когда нет реальных источников их погашения. Необходимо не только устанавливать, но и соблюдать лимит государственного долга.

2. формирование денежного  предложения в национальной валюте преимущественно за счет покупки иностранной валюты. Соответственно, необходимо безусловное обеспечение профицита платежного баланса, в первую очередь за счет привлечения иностранных инвестиций на чистой основе в размере не менее 4-5 процентов ВВП, так как профицит баланса внешней торговли в условиях высокой изношенности основных производственных фондов, с одной стороны, практически недостижим, а с другой - и не нужен.

Также большую роль в антиинфляционной политике нашей страны играет расширение инвестиционного процесса в стране. Необходимо увеличивать, а не сокращать инвестиции из государственного бюджета, при этом также следует создавать условия для того, чтобы частный сектор, малые предприятия постепенно увеличивали свои вложения в национальную экономику. Привлечение же иностранного капитала в нашу страну остается проблемным, так как  нет нормальных условий для его привлечения[14,  с.328].

Информация о работе Социально-экономические последствия инфляции и пути их преодоления на основе антиинфляционной политики государства