Социально-экономические последствия инфляции и пути их преодоления на основе антиинфляционной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение такого важного экономического явления как инфляция, ее причины и последствия, методы регулирования в Республике Беларусь.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1. ознакомиться с теоретическими аспектами инфляции;
2. изучить социально-экономические последствия инфляции;
3. изучить антиинфляционную политику, реализуемую в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

116400 Социально-экономические последствия инфляции и пути их преодоления на основе антиинфляционной политики государства.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Антиинфляционная политика Республики Беларусь должна включать также мероприятия по обеспечению полноценной значимости отечественной валюты.

         3. совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков с исключением любых нерыночных инструментов предоставления ликвидности. Ставка рефинансирования должна стать ценой, по которой Национальный банк реально осуществляет рефинансирование банков.

Дальнейшее развитие ситуации с инфляцией видится по одному из следующих направлений:

благоприятное - совершенствование общеэкономической политики в направлении повышения эффективности управления издержками на уровне предприятий, что позволит усилить тенденцию снижения темпов роста цен по сравнению с текущей;

нейтральное - сохранение в целом текущей экономической политики с уменьшением негативного эффекта целевого роста заработной платы за счет менее активного, чем в первом варианте, применения указанных выше инструментов. Данный вариант за счет снижения среднегодовой девальвации обменного курса и возможной благоприятной динамики импортных цен в 2010 г. может позволить сохранить тенденцию снижения инфляции;

неблагоприятное - отсутствие достаточных позитивных изменений в общеэкономической политике, вызывающее в полном объеме негативные последствия. В данной варианте весьма вероятно либо ускорение инфляции в 2012 году, либо дальнейшее снижение объема прибыли в экономике и обеспечение снижения инфляции за счет уменьшении собственных воспроизводственных возможностей реального сектора[4, с.13].

В Республике Беларусь предпочтение будет отдаваться благоприятному направлению.

Хозяйственная практика в переходных экономиках (к которой и относится наша республика) подводит итог, что макроэкономическая стабильность имеет шансы на успех, когда разумно сочетаются инструменты и денежно-финансовой и кредитной сфер с мерами по стимулированию производства, его реорганизации, созданию нормальной рыночной инфраструктуры[1,  с.59].

 

 

 

 

3.2  Меры денежно-кредитной и бюджетной политики, направленные на регулирование последствий инфляции

 

Экономическая жизнь страны в огромной степени определяется состоянием валюты, кредита и финансов. Прежде всего, от монетарной и фискальной политики государства зависит макроэкономическая стабильность, без чего невозможны высокая эффективность производства, оптимальный уровень инвестиций и здоровый рост ВВП, объективно необходимый для повышения благосостояния народа.

Для борьбы с инфляцией используется сдерживающая фискальная политика. Она направлена на сдерживание деловой активности. Её инструментами выступают:

  • Сокращение государственных закупок
  • Увеличение налогов
  • Сокращение трансфертов

Таким образом, меры фискальной политики направлены на сокращение денежной массы.

Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой меры, позволяющие национальному банку регулировать денежный рынок. В целях сокращения уровня инфляции используется сдерживающая монетарная политика. К её инструментам относятся:

  • Повышение нормы обязательных резервов
  • Повышение учётной ставки процента
  • Продажа Нацбанком государственных ценных бумаг

В Республике Беларусь основной целью монетарной политики является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Органы денежно-кредитного регулирования в нашей стране не придерживаются четкой классификации и строгой иерархии целей и целевых ориентиров монетарной политики. Вместе с тем анализ институциональных аспектов, используемых контролируемых переменных и индикаторов позволяет классифицировать избранный Национальным банком Республики Беларусь на ближайшую среднесрочную перспективу тип монетарной политики как ползущую привязку — одну из мягких разновидностей таргетирования обменного курса.

Выбор обменного курса в качестве промежуточного целевого ориентира монетарной политики в Республике Беларусь оправдан в среднесрочной перспективе. Во многом этот выбор определен договоренностями в рамках создания условий для введения единой денежной единицы Союзного государства Беларуси и России, в рамках которых Национальный банк проводит с 1 января 2001 года политику привязки белорусского рубля к российскому. Помимо этого имеется ряд других аргументов в пользу данного выбора в условиях Беларуси.

Фиксация курса обеспечивает прозрачный номинальный якорь монетарной политики. Объявление ориентиров по обменному курсу Национальной валюты дает возможность населению и предприятиям получать прозрачную информацию относительно будущего уровня инфляции, по крайней мере, в краткосрочном периоде (в особенности если иностранная валюта, к которой привязывается курс национальной, широко используется в экономике в качестве средства расчетов, платежей и сбережений). В такой ситуации стабильность обменного курса практически ассоциируется у населения и предприятий со стабильностью внутренних цен в экономике. Кроме того, в сравнении с ориентирами по денежной массе целевые параметры по обменному курсу могут контролироваться экономическими субъектами практически на ежедневной основе.

Применение фиксации валютного курса, как правило, оказывает дисциплинирующее влияние как на монетарную, так и на фискальную политику. Это обусловлено тем, что если темп роста цен в отечественной экономике существенно выше, чем в стране привязки, возникает тенденция к реальной переоценке национальной валюты. Это, как правило, приводит к росту спроса на импортные товары и услуги, ухудшению позиций экспортоориентированных отраслей, к ухудшению текущего счета платежного баланса, уменьшению золотовалютных резервов, к возникновению тенденции к спаду в экономике и в итоге — к отказу от привязки курса. Осознавая возможные негативные последствия, центральные банки и правительства вынуждены проводить здоровую монетарную и фискальную политику исходя из параметров по обменному курсу и избегать избыточного роста денежного предложения[2].

Наряду с рассмотренными вопросами при выборе того или иного номинального якоря монетарной политики большое значение играет контролируемость переменной, по которой устанавливаются целевые ориентиры. Не секрет, что в условиях переходного периода лишь немногие действительно автономные центральные банки имеют возможность эффективно контролировать денежную базу как по причине внешнего вмешательства, так и низкой степени доверия общества к проводимой ими политике. Национальный банк Республики Беларусь исключением не является. С другой стороны, у Национального банка имеется возможность практически полностью контролировать динамику обменного курса путем регулирования ликвидности коммерческих банков, проведения соответствующей процентной политики и интервенций на валютном рынке.

С учетом вышеизложенного в нашей стране привязку обменного курса можно считать приемлемым вариантом номинального якоря монетарной политики, который позволит обеспечить дальнейшее снижение инфляции. Вместе с тем ее необходимо рассматривать в качестве надежного, но временного механизма стабилизации. Основная опасность при привязке курса заключается в использовании ее в течение слишком длительного периода. Необходимо вовремя уйти от фиксации курса и постепенно переходить к более гибким его формам. В противном случае, как показывает мировой опыт, высока вероятность валютного кризиса. По мнению автора предложенной статьи, в среднесрочной перспективе Национальному банку Республики Беларусь необходимо работать над созданием условий для перехода к инфляционному таргетированию.

В Республике Беларусь отсутствует четкая система целевых ориентиров монетарной политики с выделением основной цели, промежуточных целевых ориентиров, операционных ориентиров и индикативных параметров монетарной политики. При этом, как показывает практика проведения Национальным банком монетарной политики, одновременное достижение нескольких целевых ориентиров, зафиксированных в Основных направлениях денежно-кредитной политики, как правило, не обеспечивается. Частично это объясняется недостаточной согласованностью основных денежно-кредитных и макроэкономических показателей, включаемых в Основные направления. В связи с этим необходимо более широко применять методы финансового программирования, то есть разрабатывать и внедрять экономические модели и соответствующее программное обеспечение в практику макроэкономического анализа и прогнозирования в Национальном банке и Правительстве Республики Беларусь в целях обеспечения большей сбалансированности важнейших макроэкономических и денежно-кредитных показателей.

Национальный банк должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики. Добиваться, в первую очередь, совершенствования структуры денежной массы в обращении. Более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы, таких как срочные депозиты, например, способствуют ослаблению инфляционного давления, равно как и уменьшение доли наличных денег в совокупной массе. Тогда линия проведения денежно-кредитной политики Национального банка сбалансируется самим реальным рынком, его саморегуляторами[7, с. 34-38].

 

3.3 Возможности применения инфляционного таргетирования в Беларуси

 

В целом инфляционное таргетирование можно охарактеризовать как режим монетарной политики, основанный на использовании прогноза инфляции в качестве промежуточного целевого ориентира (номинального якоря). Национальный банк прогнозирует предстоящую динамику инфляции и на основе этого прогноза задает количественно целевой ориентир по инфляции на планируемый период, не принимая на себя обязательств по достижению каких-либо других целевых ориентиров. Основное преимущество инфляционного таргетирования состоит в том, что для проведения монетарной политики односторонний характер промежуточных целевых ориентиров (по обменному курсу или агрегатам денежной массы) замещается синтезом целого ряда макроэкономических показателей.

В отличие от других известных режимов монетарной политики инфляционное таргетирование предполагает большую свободу и гибкость действий центрального банка. В случае применения промежуточных целевых ориентиров по обменному курсу или денежной массе население и предприятия могут свободно проконтролировать их выполнение и, исходя из этого, сделать выводы о текущем состоянии монетарной политики. Это позволяет центральному банку стабилизировать инфляционные ожидания, оказывающие существенное влияние на результаты монетарной политики. Общей схемой проведения политики таргетирования инфляции является сопоставление прогноза предстоящей инфляции при условии неизменности денежно-кредитной политики с прогнозом желательного уровня инфляции. Их расхождением определяется необходимая степень корректировки мероприятий центрального банка. При этом политика, основанная на использовании уровня инфляции в качестве целевого показателя, позволяет проводить более оперативные корректировки с учетом прогноза будущей инфляции, поскольку она не связана целевым уровнем промежуточных показателей на текущий период и не осуществляется в запаздывающем режиме (Приложение 1, рис.1).

При использовании инфляционного таргетирования Национальный банк принимает на себя официальные обязательства по достижению лишь главного целевого ориентира на основании своего прогноза динамики цен, который выступает в качестве своеобразного промежуточного целевого ориентира. Чтобы проводить монетарную политику с использованием инфляционного таргетирования, Национальный банк, во-первых, должен обладать большим кредитом доверия со стороны общества, во-вторых, его действия должны быть прозрачны.

Практический опыт стран, использовавших ориентиры по инфляции, позволил сформулировать общие условия, минимально необходимые для использования этого режима монетарной политики:

  1. Прежде всего, инфляционное таргетирование возможно только там, где обеспечение низкой инфляции не только формально, но и фактически является основополагающей целью монетарной политики.
  2. Денежные власти страны должны четко сознавать, что инфляция наносит невосполнимый урон экономике, что с помощью монетарной и фискальной экспансии нельзя стимулировать развитие реального сектора экономики и что монетизация бюджетного дефицита создает прямые предпосылки к увеличению темпов роста цен в экономике, нарушению стабильности финансового сектора и подрывает долгосрочный рост экономики.
  3. Обеспечение должной степени автономности центрального банка и отказ от таргетирования каких-либо показателей, кроме прогноза инфляции. Автономность центрального банка предполагает, в частности, отказ от принципа фискального доминирования, то есть подчинения монетарной политики интересам фискальной. Кроме того, Национальный банк должен обладать полной свободой в принятии решений относительно применения инструментов монетарной политики[9, с. 28-34].Кроме этих необходимых условий существуют и другие (Приложение 1, рис.2).

В основе принципа фискального доминирования лежит проблема временного несоответствия монетарной политики, суть которой состоит в следующем. Сроки работы правительства ограничены во времени (как правило, 3—5 лет). В краткосрочном периоде с помощью монетарной экспансии можно стимулировать рост совокупного выпуска, снижение безработицы, увеличение доходов государственного бюджета, а также решать другие задачи краткосрочного характера, что позволяет правительству получать политические дивиденды, не затрачивая больших усилий. В связи с этим правительство всегда стремится контролировать Национальный банк и использовать эмиссию в своих интересах. Последствия такой политики проявляются позже, с существенным временным лагом, в виде высокой инфляции, нестабильности в сфере денежного обращения, падения темпов реального роста экономики. Однако решать эти проблемы, как правило, приходится уже другому составу правительства.

В условиях переходного периода ситуация усугубляется экономическим спадом, необходимостью обновления основного капитала в производственном секторе экономики, проведением структурных преобразований и другими проблемами, способствующими увеличению расходов государственного бюджета при сокращающейся налогооблагаемой базе. Все это заставляет правительство изыскивать дополнительные источники финансирования растущих государственных расходов. Одним из таких источников, как правило, становятся кредиты центрального банка. Отчасти поэтому считается, что таргетирование инфляции применимо только для наиболее развитых стран с переходной экономикой.

Информация о работе Социально-экономические последствия инфляции и пути их преодоления на основе антиинфляционной политики государства