Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 14:29, курсовая работа
Актуальность исследуемой в курсовой работе темы заключается в том, что бы показать реализацию новых подходов к управлению на местном уровне, которая осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения.
Введение............................................................................................................................................3
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления
в социально – экономическом развитии муниципального образования.....................................5
1.1 Понятие, задачи и конституционно-правовые основы местного самоуправления……....5
1.2 Финансово-экономические основы муниципального управления.......................................8
1.3 Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования......................................................................................................................................10
Глава 2. Теоретические основы управления экономикой муниципального образования……13
2.1 Нормативно-правовые основы управления муниципальной экономикой………….….13
2.2 Современная структура системы управления муниципальной экономикой…………..19
Заключение......................................................................................................................26
Список литературы..........................................................................................................29
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный горный университет»
(ФГБОУ ВПО «УГГУ»)
Кафедра «Управление персоналом»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Основы организации муниципального управления»
на тему:
"Социально-экономическое развитие местного самоуправления"
Исполнитель: студент группы ГУ.ш-10- 2
управление»
Научный
Руководитель: преподаватель
кафедры «Управление персоналом»
Екатеринбург 2013
Содержание
Введение......................
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления
в социально – экономическом
развитии муниципального образования...................
1.1 Понятие, задачи и конституционно-правовые основы местного самоуправления……....5
1.2 Финансово-экономические
основы муниципального управления....................
1.3 Механизм управления
социально-экономическим развитием муниципального
образования...................
Глава 2. Теоретические основы управления экономикой муниципального образования……13
2.1 Нормативно-правовые основы управления муниципальной экономикой………….….13
2.2 Современная структура системы управления муниципальной экономикой…………..19
Заключение....................
Список
литературы....................
Введение.
В современных условиях большое
значение имеют вопросы повышения
эффективности управления социально-экономическим
развитием на уровне муниципальных
образований, так как основная часть
жизнедеятельности населения
Актуальность исследуемой в курсовой работе темы заключается в том, что бы показать реализацию новых подходов к управлению на местном уровне, которая осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения. Отдельные планы и программы развития, разработанные местными организациями, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в системе целей и недостаточной обеспеченности ресурсами процесса управления развитием. В условиях существенного увеличения числа муниципальных образований, сокращения местных налогов и сборов и уменьшения доходной части местных бюджетов, проблема эффективного использования собственного потенциала развития становится особенно актуальной. В этой связи, органы местного самоуправления нуждаются в инструментарии самоконтроля эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей развитие муниципального образования.
Для решения отмеченных проблем
и совершенствования системы
и процесса управления местным развитием
необходима комплексная диагностика
основных направлений и результатов
управленческой деятельности, что обуславливает
актуальность разработки инструментария
оценки качества и результативности
управления социально-экономическим
развитием муниципальных
Важнейшим условием эффективного управления и регулирования процессами становления и развития муниципальных образований является полная, своевременная и достоверная информация о мероприятиях, методах и средствах, направленных на решение стоящих перед ними задач по повышению социальной защищенности территории.
Предметом курсовой работы является изучение и анализ теоретических положений и практических рекомендаций по дифференцированному управлению социально-экономическим развитием муниципальных образований в рыночных условиях. Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:
Теоретическую и методологическую
основу исследования составили положения
теорий отечественных и зарубежных
авторов в области социально-
Структура курсовой работы состоит из:
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования.
1.1 Понятие, задачи и конституционно-правовые основы местного самоуправления.
В европейской литературе наиболее
распространенным определением термина
«самоуправление» является определение
Г. Еллинека: «Самоуправление — это
есть государственное управление через
посредство лиц, не являющихся профессиональными
государственными должностными лицами,
управление, которое, в противоположность
государственно-
Согласно главе 8 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Действующее законодательство выделяет ряд обязательных атрибутов местного самоуправления: территория, население, выборные органы, формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении, местный бюджет, местные налоги и сборы, муниципальная собственность, местные нормативные акты.
Главным отличием местного самоуправления от других видов управления являются его цели — обеспечение жизнедеятельности, повышение качества жизни населения.
Местное самоуправление необходимо для решения следующих задач:
Таким образом, местная власть призвана решать те же задачи, что стоят перед государством в целом, но имеет в отношении этих задач несколько иные приоритеты: на первом месте социальные задачи, затем — экономические и только потом политические.4
Согласно
закону № 131- ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» от 06.10.2003 г., структуру органов
местного самоуправления составляют представительный
орган муниципального образования, глава
муниципального образования, местная
администрация (исполнительно-
Конституционно-правовые основы местного самоуправления можно условно разделить на три уровня, где основное место будут занимать Конституция РФ, Европейская Хартия местного самоуправления, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Второй уровень правовых основ составляет законодательство субъектов РФ (конституции республик, уставы иных субъектов РФ, содержащие положения, касающиеся местного самоуправления. И третий, нижний, уровень составляют акты, принимаемые органами местного самоуправления и непосредственно населением (прежде всего уставы муниципальных образований, закрепляющие в общей форме институты прямого волеизъявления граждан по вопросам местного значения).
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации, не находятся в отношениях подчиненности с органами государственной власти, не обязаны исполнять их указания (кроме случаев осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с законодательством), но самостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органами государственной власти. Органы местного самоуправления находятся в системе государственно-властных отношений, действуют в русле единой государственной политики, могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Как и всякая публичная власть, органы местного самоуправления имеют общую экономическую и организационно-правовую основу с органами государственной власти — народ, те же принципы избирательной системы, те же механизмы принятия решений, та же обязательность их исполнения, а также сходные формы и методы деятельности.5
Информация о работе Социально-экономическое развитие местного самоуправления