Социально-экономическое развитие местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследуемой в курсовой работе темы заключается в том, что бы показать реализацию новых подходов к управлению на местном уровне, которая осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения.

Содержание работы

Введение............................................................................................................................................3
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления
в социально – экономическом развитии муниципального образования.....................................5
1.1 Понятие, задачи и конституционно-правовые основы местного самоуправления……....5
1.2 Финансово-экономические основы муниципального управления.......................................8
1.3 Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования......................................................................................................................................10
Глава 2. Теоретические основы управления экономикой муниципального образования……13
2.1 Нормативно-правовые основы управления муниципальной экономикой………….….13
2.2 Современная структура системы управления муниципальной экономикой…………..19
Заключение......................................................................................................................26
Список литературы..........................................................................................................29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.06 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский  государственный горный университет»

(ФГБОУ  ВПО «УГГУ»)

 

Кафедра «Управление персоналом»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине: «Основы организации муниципального управления»

на тему:

"Социально-экономическое развитие местного самоуправления"

 

 

                                                 Исполнитель: студент группы ГУ.ш-10- 2

                                                                специальности 080504

                                                                                                 «Государственное и муниципальное

                                                   управление»

                                                                          Чухнин Артем Алексеевич

 

Научный

                                Руководитель: преподаватель

   кафедры «Управление персоналом»

                                                                                         Бородина Людмила Александровна

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

Содержание

 

 

 

Введение............................................................................................................................................3

 

Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления

в социально – экономическом  развитии муниципального образования.....................................5

1.1 Понятие, задачи и конституционно-правовые основы  местного самоуправления……....5

1.2 Финансово-экономические основы муниципального управления.......................................8

1.3 Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования......................................................................................................................................10

 

Глава 2. Теоретические основы управления экономикой муниципального образования……13

2.1 Нормативно-правовые основы управления муниципальной экономикой………….….13

2.2 Современная структура системы управления муниципальной экономикой…………..19

 

Заключение......................................................................................................................26

 

Список  литературы..........................................................................................................29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В современных условиях большое  значение имеют вопросы повышения  эффективности управления социально-экономическим  развитием на уровне муниципальных  образований, так как основная часть  жизнедеятельности населения происходит в них. Местное самоуправление является конкретной и непосредственной формой народовластия, обеспечивающей защиту интересов граждан на относительно локальной территории. Сущность местного самоуправления как субъекта организации  саморазвития состоит в реализации многообразных потребностей населения  в труде и социальных благах.

Актуальность исследуемой в  курсовой работе темы заключается в  том, что бы показать реализацию новых подходов к управлению на местном уровне, которая осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения. Отдельные планы и программы развития, разработанные местными организациями, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в системе целей и недостаточной обеспеченности ресурсами процесса управления развитием. В условиях существенного увеличения числа муниципальных образований, сокращения местных налогов и сборов и уменьшения доходной части местных бюджетов, проблема эффективного использования собственного потенциала развития становится особенно актуальной. В этой связи, органы местного самоуправления нуждаются в инструментарии самоконтроля эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей развитие муниципального образования.

Для решения отмеченных проблем  и совершенствования системы  и процесса управления местным развитием  необходима комплексная диагностика  основных направлений и результатов  управленческой деятельности, что обуславливает  актуальность разработки инструментария оценки качества и результативности управления социально-экономическим  развитием муниципальных образований.

Важнейшим условием эффективного управления и регулирования процессами становления  и развития муниципальных образований  является полная, своевременная и  достоверная информация о мероприятиях, методах и средствах, направленных на решение стоящих перед ними задач по повышению социальной защищенности территории.

Предметом курсовой работы является изучение и анализ теоретических положений и практических рекомендаций по дифференцированному управлению социально-экономическим развитием муниципальных образований в рыночных условиях. Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:

  • проанализировать роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования;
  • проанализировать  состояние и социально-экономическое развитие;
  •    разработать предложения по совершенствованию социально – экономического развития и управления муниципальным образованием.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения  теорий отечественных и зарубежных авторов в области социально-экономического и устойчивого развития.

Структура курсовой работы состоит из:

  • Ведение;
  • Основная часть:
  • Роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования;
  • Понятие, задачи и конституционно-правовые основы  местного самоуправления;
  • Финансово-экономические основы муниципального управления;
  • Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования;
  • Теоретические основы управления экономикой муниципального образования;
  • Нормативно-правовые основы управления муниципальной экономикой;
  • Современная структура системы управления муниципальной экономикой.
  • Заключение;

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления в социально –  экономическом развитии муниципального образования.

1.1 Понятие,  задачи и  конституционно-правовые основы  местного самоуправления.

В европейской литературе наиболее распространенным определением термина  «самоуправление» является определение  Г. Еллинека: «Самоуправление — это  есть государственное управление через  посредство лиц, не являющихся профессиональными  государственными должностными лицами, управление, которое, в противоположность  государственно-бюрократическому, есть управление через посредство самих заинтересованных лиц».1 В российской истории понимания термина «местное самоуправление» в первую очередь следует упомянуть таких исследователей данного явления, как А. И. Васильчиков, Н.И. Лазаревский, М.А. Курчинский.2  Сам термин «местное самоуправление» появился в России в 1785 г.3

Согласно главе 8 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и  распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем  референдума, выборов, других форм прямого  волеизъявления, через выборные и  другие органы местного самоуправления в городских, сельских поселениях и  на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура  органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. 

Действующее законодательство выделяет ряд обязательных атрибутов местного самоуправления: территория, население, выборные органы, формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении, местный бюджет, местные налоги и сборы, муниципальная собственность, местные нормативные акты.

Главным отличием местного самоуправления от других видов управления являются его цели — обеспечение жизнедеятельности, повышение качества жизни населения. 

Местное самоуправление необходимо для решения следующих задач:

  1. Предоставление социальных и коммунальных услуг (обеспечение населения жильем, благоустройство территории, услуги ЖКХ, местного транспорта и связи, общее образование, здравоохранение, торговое, бытовое, культурное обслуживание населения). Приоритетность этого круга задач для местной власти вызвана соответствующими требованиями к ней со стороны населения и способностью местной власти оперативно и эффективно решать именно эти задачи с учетом местных условий.
  2. Привлечение местных ресурсов (природных, человеческих, географических и любых других, присущих только данному микро-территориальному уровню) в силу потребности в увеличении налоговой базы, заинтересованности в снятии социальной напряженности развития территории без обращения за ресурсами к государству.
  3. Создание третьего центра публичной власти, непосредственно опирающегося на население, максимально ответственного перед ним, и вовлечение населения в решение общественных задач (преодоление иждивенческих настроений).

Таким образом, местная власть призвана решать те же задачи, что стоят перед государством в целом, но имеет в отношении этих задач несколько иные приоритеты: на первом месте социальные задачи, затем — экономические и только потом политические.4

Согласно закону № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г., структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Конституционно-правовые основы местного самоуправления  можно условно разделить на три уровня, где основное место будут занимать Конституция РФ, Европейская Хартия местного самоуправления, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Второй уровень правовых основ составляет законодательство субъектов РФ (конституции республик,  уставы иных субъектов РФ, содержащие положения, касающиеся местного самоуправления.  И третий, нижний, уровень составляют акты, принимаемые органами местного самоуправления и непосредственно населением (прежде всего уставы муниципальных образований, закрепляющие в общей форме институты прямого волеизъявления граждан по вопросам местного значения).

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации, не находятся в отношениях подчиненности с органами государственной власти, не обязаны исполнять их указания (кроме случаев осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления  в соответствии с законодательством), но самостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органами государственной власти. Органы местного самоуправления находятся в системе государственно-властных отношений, действуют в русле единой государственной политики, могут наделяться отдельными государственными полномочиями.  Как и всякая публичная власть, органы местного самоуправления имеют общую экономическую и организационно-правовую основу с органами государственной власти — народ, те же принципы избирательной системы, те же механизмы принятия решений, та же обязательность их исполнения, а также сходные формы и методы деятельности.5

Информация о работе Социально-экономическое развитие местного самоуправления