Социально-экономическое развитие местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследуемой в курсовой работе темы заключается в том, что бы показать реализацию новых подходов к управлению на местном уровне, которая осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения.

Содержание работы

Введение............................................................................................................................................3
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления
в социально – экономическом развитии муниципального образования.....................................5
1.1 Понятие, задачи и конституционно-правовые основы местного самоуправления……....5
1.2 Финансово-экономические основы муниципального управления.......................................8
1.3 Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования......................................................................................................................................10
Глава 2. Теоретические основы управления экономикой муниципального образования……13
2.1 Нормативно-правовые основы управления муниципальной экономикой………….….13
2.2 Современная структура системы управления муниципальной экономикой…………..19
Заключение......................................................................................................................26
Список литературы..........................................................................................................29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.06 Кб (Скачать файл)

В то же время права муниципалитетов  на регулирование хозяйственной  деятельности других собственников  должны быть строго регламентированы законодательством, поскольку здесь  речь идет о границах применения властных полномочий, а сами органы местного самоуправления выступают не как  хозяйствующий субъект, а как  власть.

В качестве конкретных проявлений властного воздействия муниципалитетов  на хозяйствующие субъекты различных  форм собственности могут быть названы:

  • установление единых для всех предприятий и учреждений территории санитарно-экологических норм и стандартов;
  • контроль за перечислением денежных средств (в виде налогов, части прибыли муниципальных предприятий или других платежей) в местный бюджет и внебюджетные фонды;
  • право на применение санкций в отношении хозяйствующих субъектов, не выполняющих свои обязательства перед местным бюджетом, и т. д.

Помимо хозяйственных  отношений с предприятиями различных  форм собственности важной сферой муниципальной  экономики являются финансово-имущественные  отношения органов местного самоуправления с органами государственной власти федерального и регионального уровней. Именно на государственные органы законодательством  возложена обязанность обеспечения  минимума условий жизнедеятельности  населения, если этот минимум не может  быть обеспечен финансовыми и  иными ресурсами муниципального образования. Экономические отношения  органов местного самоуправления с  государственными структурами возникают  по поводу передачи государственного имущества в муниципальную собственность, зачисления регулирующих доходных источников и средств финансовой помощи в  местные бюджеты, а также финансирования государственных программ, осуществляемых на муниципальном уровне.

В процессе своей деятельности органы местного самоуправления одной  территории могут вступать в экономические  отношения с органами местного самоуправления других муниципальных образований. В силу различных объективных  и субъективных причин эта форма  хозяйственных отношений в России пока недостаточно развита. Однако механизм хозяйственной кооперации между  отдельными муниципальными образованиями  имеет тенденцию к укреплению в связи с принятием Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», который  предусматривает возможность создания межмуниципальных объединений, хозяйственных  обществ и других межмуниципальных организаций.

Таким образом, основными  системообразующими элементами муниципальной  экономики являются:

  • финансово-хозяйственные отношения между:
  • органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями (учреждениями);
  • органами местного самоуправления и органами государственной власти;
  • органами местного самоуправления и государственными предприятиями (учреждениями);
  • органами местного самоуправления и частными предпринимательскими структурами;
  • органами местного самоуправления различных муниципальных образований;
  • властные отношения между органами местного самоуправления и всеми остальными субъектами муниципальной экономики с целью регулирования социально-экономического раз вития территорий.

Финансово-хозяйственные  отношения органов местного само управления с субъектами муниципальной экономики могут носить имущественный или неимущественный характер.

Имущественные отношения  органов местного самоуправления с  муниципальными предприятиями связаны  с использованием, воспроизводством и возвратом муниципальной собственности. Они проявляются через передачу муниципальной собственности в  оперативное управление, хозяйственное  ведение, аренду, траст, а также через  ее использование в виде залога и  ипотеки.

Передавая муниципальное  имущество в хозяйственное ведение, аренду, траст муниципальным предприятиям, органы местного самоуправления формируют  экономическую базу для после  дующей деятельности этих предприятий. Однако хотя подобное предприятие и  наделяется правом в пределах, установленных  законодательством и учредительными документами, использовать переданное ему муниципальное имущество  по своему усмотрению, о переходе прав собственности от муниципальной  администрации к муниципальному предприятию речь в данном случае не идет. Предприятие лишь эксплуатирует  это имущество, выполняя за дачу, поставленную перед ним муниципальной администрацией. Оно не имеет права самостоятельно совершать сделки в отношении  этого имущества и несет перед местными органами власти административную и экономическую ответственность за его сохранность.

Более детально условия  использования муниципальной собственности  конкретными муниципальными предприятиями, составляющие уже сферу неимущественных  экономических отношений, оговариваются  в договорах о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение, аренду, траст, а также в виде вклада (пая) в состав имущества акционерного общества. Наличие таких договоров позволяет муниципальной администрации определять условия по номенклатуре и объему продукции (услуг), уровню затрат и ценам, поставке изделий на конкретный рынок, учету и отчетности, а также по участию представителей муниципальной администрации в органах управления (например, в качестве директора муниципального унитарного предприятия или представителя в совете директоров (совете акционеров) акционерного общества с участием муниципальной администрации).

Неимущественные отношения, таким образом, возникают по поводу условий, при которых собственность (в данном случае муниципальная) может  использоваться хозяйствующим субъектом, наделенным ею. Данные условия закрепляются в договоре, который, в свою очередь, является конкретной формой проявления неимущественных экономических  отношений.

Необходимость подобного  договора объективна. Он позволяет  определить границы контроля за деятельностью муниципального предприятия. Ведь муниципальное предприятие является юридическим лицом и, следовательно, имеет право на невмешательство муниципальных органов в его оперативную хозяйственную деятельность. Данная деятельность согласно Гражданскому кодексу РФ относится к исключительной компетенции самого предприятия. Органы местного самоуправления как представители территориальной общности людей в деятельности муниципального (уни тарного) предприятия вправе участвовать только своим капиталом, а руководить только через назначаемого директора.

Имущественные отношения  органов местного самоуправления с  немуниципальными структурами строятся на несколько иной основе. Так же, как и в случае с муниципальными предприятия ми и учреждениями, они  могут складываться по поводу аренды имущества, его залога, траста. Однако немуниципальным организациям имущество  не может быть передано в хозяйственное  ведение или оперативное управление. Более распространенной формой имущественных  отношений между органами местного самоуправления и немуниципальными хозяйствующими субъекта ми является передача денежных средств в оплату за исполнение муниципального заказа.

При такой схеме имущественных  отношений муниципальные органы выступают в роли заказчика определенного  объема работ, продукции или услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствую щей территории, а предприятия  любых форм собственности (не исключая и муниципальные) предстают в  качестве производите ля (подрядчика, поставщика) продукции и услуг, за что получают от муниципалитета соответствующие  материальные и финансовые средства (имущество), позволяющие им покрывать свои за траты и формировать фонд прибыли.

В то же время между заказчиком (муниципальной администрацией) и  подрядчиком (хозяйствующим субъектом) устанавливаются и неимущественные  отношения. Они возникают по поводу требований, предъявляемых муниципальной  администрацией к объему производимой продукции и услугам, качеству последних, срокам их предоставления, правам конечных потребителей и т. д., а также обязательств в отношении финансирования данных работ. Все это оформляется соответствующим  договором (контрактом), который обеспечивает равноправие сторон в отношении  друг друга и не позволяет органам  местного самоуправления произвольно  устанавливать ограничения хозяйственной  деятельности предприятий, за исключением  случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ (что не исключено в отношении  муниципальных хозяйствующих субъектов).

Таким образом, в настоящее  время возникает проблема правового  регулирования понятия и сущность «муниципальная экономика» или «экономика муниципального образования». В целях  повышения эффективности управления муниципальной экономикой представляется целесообразным сформулировать и законодательно закрепить понятие «муниципальная экономика».

 

 

 

 

 

 

2.2 Современная структура системы управления муниципальной экономикой.

Под системой управления комплексным  социально-экономическим развитием  муниципального образования будем  понимать систему, в которой реализуются  функции управления и которая  включает:

    •   специалистов, объединенных в органы управления;
    • используемый комплекс методов управления;
    • организационную и вычислительную технику;
    • связи между органами управления, объектом управления и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодействия и потоками управленческой информации;
    • документооборот, необходимый для выполнения функций, распределенных между органами управления для достижения целей, поставленных перед системой;
    • жителей муниципального образования.

В системе самоуправления жители (местное сообщество) являются одновременно и объектом, и субъектом  управления. Поэтому они также  включены в систему управления комплексным  социально-экономическим развитием  муниципального образования.

К основным элементам системы  управления комплексным социально-экономическим  развитием муниципального образования  следует отнести:

    • население муниципального образования;
    • органы местного самоуправления муниципального образования;
    • органы государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
    • подсистему взаимодействия органов местного самоуправления с населением (местным сообществом);
    • подсистему взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
    • подсистему информационного обеспечения процесса управления и др.

Государство может способствовать развитию экономики муниципального образования за счет создания следующих  условий. Во-первых, за счет обеспечения  институциональной инфраструктуры - прав собственности, законности и  правопорядка, а также норм, которые  поощряют эффективное долгосрочное инвестирование. Во-вторых, путем обеспечения  элементарных основ образования, здравоохранения, инфрастуктуры, защиты окружающей среды, необходимых для экономической  деятельности. В-третьих, государство  формирует макро- и микроэкономическую среду, в рамках которой формируются  стимулы для эффективной экономической  деятельности. Этому способствует осуществляемая государством бюджетно-налоговая, кредитно-денежная и антиинфляционная политика.

В то же время деятельность государства может сдерживать экономическую  активность в муниципальном образовании, как впрочем и во всей стране в результате принятия необоснованных решений, ценовых искажений (завышение курса национальной валюты; занижение цен на сельскохозяйственную продукцию и завышения цен на продукцию обрабатывающей промышленности - ножницы цен; нереалистичный уровень заработной платы; скрытые налоги или субсидии на использование капитала), высоких транзакционных издержек при создании новых или реорганизации старых компаний за счет взяточничества или волокиты, неопределенности поведения, когда государство часто меняет законы и нормы или когда происходит частая смена правительства.

Приоритеты и конкретные инструменты регулирования муниципальной  экономики закрепляются в рамках различных программных документов, разрабатываемых органами местного самоуправления: программ социально-экономического развития муниципальных образований, инвестиционных программ, про грамм  поддержки малого и среднего бизнеса  и т. п.

В настоящее время в  большинстве муниципальных образований  Российской Федерации планированием  социально-экономических показателей  и организацией работ по их достижению занимаются специалисты экономических  подразделений местных администраций (отделов экономики и прогнозирования  или родственных по профилю деятельности структур). Другие подразделения администрации  муниципального образования участвуют  в реализации этих документов по отдельным  курируемым ими на правлениям. Так, вопросы использования муниципального земельного фонда и иного недвижимого имущества находятся в компетенции органов управления имущественными отношениями, вопросы ценовой политики - в компетенции отделов цен и тарифов, вопросы взаимоотношений с предпринимательскими структурами - в ведении муниципальных органов поддержки предпринимательства ит. п.

Информация о работе Социально-экономическое развитие местного самоуправления