Социально-экономическое развитие местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследуемой в курсовой работе темы заключается в том, что бы показать реализацию новых подходов к управлению на местном уровне, которая осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения.

Содержание работы

Введение............................................................................................................................................3
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления
в социально – экономическом развитии муниципального образования.....................................5
1.1 Понятие, задачи и конституционно-правовые основы местного самоуправления……....5
1.2 Финансово-экономические основы муниципального управления.......................................8
1.3 Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования......................................................................................................................................10
Глава 2. Теоретические основы управления экономикой муниципального образования……13
2.1 Нормативно-правовые основы управления муниципальной экономикой………….….13
2.2 Современная структура системы управления муниципальной экономикой…………..19
Заключение......................................................................................................................26
Список литературы..........................................................................................................29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

1.2 Финансово-экономические основы муниципального управления.

Деятельность местных властей в сфере экономики, учитывая ограниченность ресурсов, заключается в ускорении нужных процессов, а не в прямом участии в деятельности отдельных предприятий. Процесс формирования конкретной местной экономической политики заключается в подготовке стратегии экономического развития города и концепции местной экономической политики.

Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развитие финансово-экономических основ местного самоуправления оказывают влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.

Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют:

а) муниципальное имущество;

б) местные бюджеты и иные финансовые ресурсы местного самоуправления;

в) имущество, находящееся в государственной собственности и преданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части. Одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, а вторая часть, т.е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет, согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ муниципальную казну муниципального образования.

Финансовые средства муниципального образования, т.е. совокупность денежных средств, находящихся в его распоряжении, включают:

а) средства местного бюджета

б) муниципальные внебюджетные средства

в) финансовые ресурсы муниципальных предприятий

г) средства, заимствованные на финансовом рынке (ссуды, займы, кредиты)

Самостоятельность местных бюджетов муниципальных образований обеспечивается, во-первых, тем, что они утверждаются и исполняются соответственно представительными и исполнительными органами местного самоуправления, во-вторых, наличием собственных источников доходов, в-третьих, правом самостоятельно определять направления использования и расходования бюджетных средств.  Тем не менее, местные бюджеты не автономны и являются звеном консолидированных бюджетов субъектов РФ. В этом смысле они сопоставляют часть бюджетной системы РФ.6

Следует рассмотреть более подробно отдельные виды доходов местных бюджетов в условиях действия закона о местном самоуправлении 2003 г.  Органы местного самоуправления обладают возможностью проводить определенную политику на территории муниципального образования, реализуя ее через земельный налог на имущество физических лиц и земельный налог. Но влияние на местное социально-экономическое развитие посредством только двух названных налогов недостаточно. К ним следовало бы добавить налоги на малый и средний бизнес, являющийся одной из важнейших основ местного самоуправления в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 61, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ установлены фиксированные нормативы зачисления в местные бюджеты доходов от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами ( с разбивкой по категориям муниципальных образований):

  • в бюджеты поселений: налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога;
  • в бюджеты муниципальных районов: налога

 

 

 

1.3 Механизм  управления социально-экономическим  развитием муниципального образования.

Реформа местного самоуправления наделила местное сообщество значительной долей независимости в финансово-экономическом  аспекте, обеспеченной самостоятельностью формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, наличием собственных доходов, правом самостоятельно определять направления использования и расходования бюджетных средств, наличием муниципального имущества.7

Как самостоятельный субъект  социально-экономических процессов  каждое муниципальное образование  реалиями развития государства поставлено в условия динамичной конкуренции  с другими субъектами за привлечение  ограниченных ресурсов. Для того чтобы  обеспечить свою привлекательность  для «владельцев» данных ресурсов, субъект должен обладать стабильностью, устойчивостью социально-экономического положения, что невозможно без выработки  цели и основных направлений развития муниципального образования. Реализация основного предназначения муниципального образования, заключающегося в обеспечении  благосостояния местного сообщества, эффективном решении вопросов местного значения, также невозможна без целенаправленного  социально-экономического развития.

Б.Б. Педанов определяет социально-экономическое развитие муниципального образования как  управляемый процесс качественного  изменения социальной и экономической  сфер, не ухудшающий состояние окружающей среды и приводящей к улучшению  условий жизни населения, т. е. дающий возможность местным сообществам более полно удовлетворять свои потребности с меньшими затратами.

Соответственно, сущность управления социально-экономическим  развитием муниципальных образований  состоит в целенаправленном воздействии  органов местного самоуправления на все субъекты хозяйствования и социально-экономические  процессы, обеспечивающие рост качества жизни граждан на основе эффективного использования потенциала территории и гармонизации интересов государства, населения, экономических субъектов  и отдельной личности.

Основными субъектами управления социально-экономическим развитием  муниципальных образований на уровне местного самоуправления являются:

  • органы государственной власти
  • органы местной власти
  • население
  • хозяйствующие субъекты

Субъекты управления социально-экономическим  развитием должны отслеживать динамику изменений в различных сферах, осуществлять прогнозирование и  выявлять тенденции для своевременного принятия решений по предотвращению депрессивных процессов в социальной, экономической и экологической  сферах. Привлечение населения и хозяйствующих субъектов органами власти к совместному обсуждению и решению вопросов местного значения создает условия для формирования корпоративного механизма управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.  Совершенствование механизма управления должно быть направлено на устранение экономических диспропорций между муниципальными образованиями. Для каждого типа муниципального образования необходимо разрабатывать свою стратегию социально-экономического развития. Существующие социально-экономические отношения в муниципальных образованиях не направлены на объединение и координирование усилий членов местного сообщества. Разнополярность интересов и несогласованность действий многочисленных общественных институтов приводят к нарушению взаимосвязей между различными хозяйствующими субъектами. Социально-экономические отношения не имеют достаточно устойчивых, общепризнанных и предсказуемых норм поведения, регулируются индивидуальными решениями, которые часто противоречат интересам населения муниципального образования. Эффективное объединение усилий и имеющихся ресурсов заинтересованных сторон (власти, бизнеса, населения) для решения местных проблем требует формирования и развития корпоративных социально-экономических отношений. Используемые на практике отдельные элементы корпоративного управления требуют обобщения и систематизации опыта, разработки модели и стратегий формирования корпоративного механизма управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. В этой связи целесообразна разработка системы стратегий формирования корпоративного механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования. Она включает в себя:

  • стратегию «социально-производственной корпорации» для сельского и городского поселения, ориентированную на формирование некоторых корпоративных институтов, направленных на продвижение товаров и услуг небольших предприятий (как правило, сельскохозяйственных), от деятельности которых зависит уровень благосостояния населения сельского и городского поселения;
  • стратегию «межмуниципальной корпорации» для муниципального района, направленную на объединение социально-производственных корпораций городских и сельских поселений в пределах одного муниципального района, имеющих единую цель социально-экономического развития муниципального района, формирующую условия для межмуниципального сотрудничества сельских и городских поселений;
  • стратегию «территориальной корпорации» для городского округа, ориентированную на формирование корпоративных институтов путем кооперирования активно развивающихся представительств и филиалов крупных областных финансовых, производственных и общественных объединений с имеющейся собственной социальной и экономической инфраструктурой с целью развития данного городского округа;
  • стратегию «ассоциации корпораций» для городского округа-мегаполиса, направленную на объединение активно развивающихся в крупном городе производственных, финансовых и иных корпораций, в том числе органов территориального общественного самоуправления для
  • достижения единой цели социально-экономического развития города.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Теоретические основы управления экономикой муниципального образования.

2.1 Нормативно-правовые основы управления муниципальной экономикой.

Местное самоуправление необходимо рассматривать как одну из форм самоорганизации  общества, обусловленную усложнением  общественных связей. Самоуправление является также механизмом взаимодействия общества и государства. Местное  самоуправление - это не только дань процессам демократизации, но и эффективный  инструмент региональной политики для  решения социальных и экономических  задач государства.

Конституция Российской Федерации  отделила местные органы от органов  государственных функционально  и организационно (ст. 12).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление - это часть того объема власти в  государстве, единственным источником которой является народ. «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Власть, осуществляемая населением самоуправляемой  территории непосредственно или  через органы местного самоуправления, является властью подзаконной. Это  означает, что властные полномочия и их объем регулируется законом (федеральными законами и законами субъектов Российской федерации).

Местное самоуправление как  составная часть власти в государстве  в отличие от государственной  власти, не может трансформировать само себя, т.е. набор полномочий, их объем не может превышать предела, установленного законом. В пределах, установленных законом, местное  самоуправление самостоятельно и под  свою ответственность может решать все вопросы, отнесенные законом  к вопросам местного значения.

Действующее российское законодательство не содержит правового определения  понятия «муниципальная экономика».

С позиций современной  науки муниципальная экономика - это система экономических отношений, в которые вступают органы местного самоуправления в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг на территории муниципального образования.

Муниципальная экономика  как системное явление существует в тесной взаимосвязи с государственным и частным секторами.

Государственный и муниципальный  сектора по своей природе эффективнее  других функционируют в таких  сферах деятельности, как разработка и проведение политики развития, обеспечение  социальной справедливости, борьба с  различного рода дискриминацией, поддержание  стабильности в предоставлении услуг  населению.

Предпринимательский сектор лучше справляется с экономическими и инновационными задачами, легче  адаптируется к быстрым переменам  и отказывается от устаревших форм и способов деятельности, эффективнее  решает технические проблемы.

К числу традиционных отраслей муниципальной экономики относятся  снабжение населения водой, газом, теплом, электроэнергией; канализация  и переработка сточных вод, вывоз  и пере работка мусора, городской  и пригородный пассажирский транс  порт, общественное питание, социальные услуги.

В пользу государственной  природы экономической деятельности органов местного самоуправления свидетельствует  и повышенная степень их материальной защиты, выражающаяся в наличии твердых, закрепленных за муниципалитетами налоговых  источников, в неприменении в отношении  местных органов власти процедуры  банкротства, в выделении им в  случае необходимости средств финансовой помощи из вышестоящих бюджетов и  т. п.

Следовательно, в вопросах экономической деятельности органы местного самоуправления сочетают в  себе государственные начала и коммерческие возможности частных хозяйствующих  субъектов, придающие им мобильность.

Так, в соответствии с  Гражданским кодексом РФ права органов  местного самоуправления в отношении  муниципальных предприятий не должны отличаться от прав любо го собственника в отношении принадлежащего ему имущества, за исключением небольшого круга ограничений, связанных с правовым статусом муниципалитетов как института власти (необходимо учитывать, что, принимая нормативно-правовые акты, органы местного самоуправления имеют возможность создавать льготные условия для деятельности своих предприятий в ущерб другим хозяйствующим субъектам; осуществляя же финансово хозяйственную деятельность в условиях свободного рынка, муниципалитеты рискуют бюджетными средствами и объектами собственности, основное предназначение которых - обеспечение жизнедеятельности, удовлетворение насущных интересов жителей муниципального образования).

Информация о работе Социально-экономическое развитие местного самоуправления