Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 14:29, курсовая работа
Актуальность исследуемой в курсовой работе темы заключается в том, что бы показать реализацию новых подходов к управлению на местном уровне, которая осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения.
Введение............................................................................................................................................3
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления
в социально – экономическом развитии муниципального образования.....................................5
1.1 Понятие, задачи и конституционно-правовые основы местного самоуправления……....5
1.2 Финансово-экономические основы муниципального управления.......................................8
1.3 Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования......................................................................................................................................10
Глава 2. Теоретические основы управления экономикой муниципального образования……13
2.1 Нормативно-правовые основы управления муниципальной экономикой………….….13
2.2 Современная структура системы управления муниципальной экономикой…………..19
Заключение......................................................................................................................26
Список литературы..........................................................................................................29
Возглавляет систему управления (регулирования) муниципальной экономикой глава муниципального образования.
В настоящее время традиционная форма регулирования социально экономического развития муниципальных образований в значительной мере устарела. Решения о применении тех или иных экономических регуляторов должны приниматься на инновационной основе с учетом мнения предпринимательских кругов муниципального образования. Как показывает практика, специалисты органов местного самоуправления в основе своей достаточно далеки от проблем предпринимателей. Более того, как муниципальные служащие, они получают фиксированное денежное со держание. Законом им запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Отсутствие дополнительных стимулов, а также дистанцированность от нужд частного сектора ограничивают инициативу экономических служб местных администраций в выработке стратегии и формировании эффективного инструментария регулирования муниципальной экономики.
Все это требует применения
качественно иного подхода к
организации работ по социально-экономическому
развитию территорий с использованием
опыта преуспевающих
На современном этапе одним из наиболее эффективных инновационных подходов к организации процесса регулирования муниципального развития может стать практика создания специализированных агентств социально-экономического развития (АСЭР) и фондов социально-экономического развития (ФСЭР) территорий. Представляется, что такие структуры могли бы наилучшим образом обеспечить взаимодействие местной администрации, представительной власти, предпринимательских кругов и общественности в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований.
К числу возможных функций АСЭР имеет смысл отнести:
Реализация данных функций
предъявляет высокие требования
к работникам АСЭР. В структуру
данной организации должны войти
руководитель, способный сочетать принцип
независимости организации с
налаживанием рабочих контактов
с администрацией, бизнесом и общественностью;
экономисты-аналитики (2 - 3 штатные единицы),
способные правильно оценить
конъюнктуру рынка и
Наиболее приемлемая организационно-правовая форма АСЭР -некоммерческое партнерство. Его учредителями могут выступать: администрация муниципального образования; администрация со ответствующего субъекта Федерации; промышленные, финансовые, торговые и другие предприятия, действующие на территории муниципального образования и привлеченные извне; научно исследовательские организации и высшие учебные заведения; инвесторы, уже работающие в муниципальном образовании или потенциальные; общественные организации и объединения; местные средства массовой информации и др.
Источниками финансирования деятельности АСЭР могут служить взносы учредителей, вступительные взносы юридических и физических лиц, ежегодные членские взносы, в случае необходимости - бюджетные средства.
Одна из ключевых задач АСЭР состоит в разработке перспективных бизнес-проектов и предложений для местной администрации как основного субъекта муниципальной экономики. При этом ассоциация не имеет возможности непосредственным образом воз действовать на протекающие в муниципальном образовании социально-экономические процессы.
Для этой цели на базе ряда действующих структурных под разделений местной администрации (отдела экономики и прогнозирования, комитета по управлению имуществом, фонда поддержки предпринимательства и т. п.) создается единый орган - фонд социально-экономического развития территории.
В его компетенцию следует вменить практическую реализацию предложений АСЭР, в том числе формирование и использование муниципальной собственности, аккумулирование средств на выполнение социальных программ (сверх защищенных статей местного бюджета), построение системы управления проектами, соответствующими стратегии развития муниципального образования, осуществление мероприятий по поддержке предпринимательских структур и др.
Взаимодействие между
фондом и агентством может строиться
по следующей схеме. Фонд, единолично
учрежденный и контролируемый администрацией,
управляет недвижимостью и
АСЭР, проводя аналитические исследования, ресурсный анализ, осуществляя взаимодействие с представителями органов местного самоуправления, бизнеса, общественных организаций, концентрирует всю необходимую информацию для разработки реальных планов, учитывающих имеющиеся ресурсы, возможные инвестиции, потенциальных инвесторов.
При этом используется встречное движение предложений и объединение усилий: с одной стороны, предприятия-учредители, входящие в ассоциацию, предлагают собственные проекты, с другой - АСЭР и фонд могут формировать проекты согласно выработанной стратегии и осуществлять подбор исполнителей. В любом случае все реализуемые проекты проходят экспертизу в АСЭР на соответствие основным приоритетам стратегического развития муниципального образования.
Результатом деятельности агентства является взаимосвязанная система стратегических и оперативных планов, утвержденных главой администрации. Результат деятельности фонда - портфель проектов, соответствующих мероприятиям, предусмотренным в планах, и комплекс мер по их реализации.
Ведущая роль в муниципальной экономике принадлежит органам местного самоуправления.
Местные органы власти занимают особое место в системе муниципальных экономических отношений.
С одной стороны, они, подобно
государственным властным структурам,
выполняют функцию
При этом с точки зрения
ведения хозяйственной
Вместе с тем в ходе
распределения полученной в результате
хозяйственной деятельности прибыли
или любых других ресурсов органы
местного самоуправления выступают
в роли гаранта обеспечения населению
определенного уровня благоустройства,
предоставления социальных услуг на
уровне не ниже общепринятых стандартов,
что в большей степени роднит
их уже с государственными структурами,
поскольку и те, и другие своей
деятельностью призваны обеспечить
жизненные потребности
Таким образом, содержание деятельности органов местного самоуправления закономерно распадается на два направления: властное и экономическое. Особенно четко это прослеживается во взаимоотношениях местных органов власти с субъектами хозяйственной деятельности.
Последние могут быть разделены на две следующие группы:
Роль каждой из названных групп хозяйствующих субъектов различна. Муниципальные предприятия свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, обязаны направлять на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном по рядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения. Поэтому вполне естественно, что права органов местного самоуправления в отношении этих групп и методы управления ими будут различными, т. е. в различной степени сочетающими властные и экономические (собственнические) признаки.
Таким образом, управление
экономикой муниципального образования
в настоящее время осуществляют
как органы федеральной, региональной
власти, так и органы местного самоуправления.
Это обуславливает
Заключение
Формы управления
и самоуправления во многом определяются
государственными формами, политическими
режимами и политическими системами.
Формы, содержание и принципы управления
и самоуправления в федеративных
государствах и конфедеративных
республиках существенно
Управление и самоуправление в России должны строиться с учетом всей специфики российского общества и государства. При формировании институтов власти и управления необходимо сочетать интересы как всех народов России, так и народов исторически сложившихся территориальных образований. Местные органы власти также следует формировать с обязательным учетом многонационального состава населения каждой республики, области, края и округа.
В целях разработки, принятия и реализации эффективных экономических решений экономика города должна пониматься как комплексное знание, как единое целое, во взаимосвязи и взаимодействии ее основных элементов. В этом контексте очевидно, что ее предметная область существенно шире и сложнее, чем предметная область муниципальной экономики.
Сегодня, когда органы местного самоуправления наделены значительными полномочиями и возможностями определять направления социально-экономического развития своих территорий, чрезвычайно велика их потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих не только актуальными знаниями в тех или иных частных сферах экономики, права и организационного строительства, но и более широкими - комплексными - представлениями о городской экономике и закономерностях муниципального социально-экономического развития. Эти знания требуются не только муниципальным управленцам - в них нуждаются представители бизнеса, работающего в «городской среде», работники предприятий - поставщиков коммунальных и иных инфраструктурных (например, транспортных) услуг, строители, архитекторы, финансист. Более того, в настоящее время как никогда актуальна задача формирования «общего языка», на котором можно было бы обсуждать возникающие проблемы.
В настоящее время Россия находится в состоянии глубокого экономического кризиса и одной из главных проблем, от решения которой зависит преодоление этого кризиса является организация эффективного местного самоуправления. Это обусловлено следующими причинами:
Все перечисленные
проблемы находят отражение и
на местном уровне, что усугубляется
и наличием в органах местного
самоуправления собственных проблем.
Поставленная цель работы достигнута.
С помощью решения задач
Информация о работе Социально-экономическое развитие местного самоуправления