Социально-экономическое развитие местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследуемой в курсовой работе темы заключается в том, что бы показать реализацию новых подходов к управлению на местном уровне, которая осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения.

Содержание работы

Введение............................................................................................................................................3
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления
в социально – экономическом развитии муниципального образования.....................................5
1.1 Понятие, задачи и конституционно-правовые основы местного самоуправления……....5
1.2 Финансово-экономические основы муниципального управления.......................................8
1.3 Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования......................................................................................................................................10
Глава 2. Теоретические основы управления экономикой муниципального образования……13
2.1 Нормативно-правовые основы управления муниципальной экономикой………….….13
2.2 Современная структура системы управления муниципальной экономикой…………..19
Заключение......................................................................................................................26
Список литературы..........................................................................................................29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.06 Кб (Скачать файл)

Возглавляет систему управления (регулирования) муниципальной экономикой глава муниципального образования.

В настоящее время традиционная форма регулирования социально  экономического развития муниципальных  образований в значительной мере устарела. Решения о применении тех  или иных экономических регуляторов  должны приниматься на инновационной  основе с учетом мнения предпринимательских  кругов муниципального образования. Как  показывает практика, специалисты органов  местного самоуправления в основе своей  достаточно далеки от проблем предпринимателей. Более того, как муниципальные  служащие, они получают фиксированное  денежное со держание. Законом им запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Отсутствие дополнительных стимулов, а также дистанцированность от нужд частного сектора ограничивают инициативу экономических служб местных администраций в выработке стратегии и формировании эффективного инструментария регулирования муниципальной экономики.

Все это требует применения качественно иного подхода к  организации работ по социально-экономическому развитию территорий с использованием опыта преуспевающих предпринимателей . муниципального образования и созданием условий по его реализации.

На современном этапе  одним из наиболее эффективных инновационных  подходов к организации процесса регулирования муниципального развития может стать практика создания специализированных агентств социально-экономического развития (АСЭР) и фондов социально-экономического развития (ФСЭР) территорий. Представляется, что такие структуры могли  бы наилучшим образом обеспечить взаимодействие местной администрации, представительной власти, предпринимательских  кругов и общественности в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований.

К числу возможных функций  АСЭР имеет смысл отнести:

    • анализ природных, демографических, производственных, финансовых и других ресурсов территории;
    • анализ макросреды муниципального образования (изучение наметившихся объективных тенденций развития экономики страны, анализ экономической политики с использованием данных макроэкономических прогнозов Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, ведущих международных финансовых организаций и экономических подразделений региональных структур управления) с целью определения «внешних» условий развития территорий;
    • постоянный мониторинг муниципальной экономики, прогнозирование тенденций в ключевых отраслях и на предприятиях муниципального образования;
    • разработку сценариев долгосрочного экономического развития территории, общая оценка затрат и эффекта при их реализации, внесение предложений по наиболее вероятному сценарию;
    • анализ позитивного опыта реформирования муниципального хозяйства и подготовка экспертных заключений по возможности его адаптации к местным условиям;
    • подготовка предложений местной администрации по выбору направлений предпринимательской деятельности, вопросам инвестиционной политики и поддержки бизнеса;
    • экспертизу бизнес-проектов на предмет их соответствия приоритетам стратегического развития муниципального образования.

Реализация данных функций  предъявляет высокие требования к работникам АСЭР. В структуру  данной организации должны войти  руководитель, способный сочетать принцип  независимости организации с  налаживанием рабочих контактов  с администрацией, бизнесом и общественностью; экономисты-аналитики (2 - 3 штатные единицы), способные правильно оценить  конъюнктуру рынка и подготовить  для администрации выгодные бизнес-предложения; специалисты по прогнозированию и составлению моделей; демограф или специалист по социальным вопросам; финансист; специалист по управлению проектами; юрисконсульт; возможно, другие специалисты.

Наиболее приемлемая организационно-правовая форма АСЭР -некоммерческое партнерство. Его учредителями могут выступать: администрация муниципального образования; администрация со ответствующего субъекта Федерации; промышленные, финансовые, торговые и другие предприятия, действующие на территории муниципального образования и привлеченные извне; научно исследовательские организации и высшие учебные заведения; инвесторы, уже работающие в муниципальном образовании или потенциальные; общественные организации и объединения; местные средства массовой информации и др.

Источниками финансирования деятельности АСЭР могут служить  взносы учредителей, вступительные  взносы юридических и физических лиц, ежегодные членские взносы, в  случае необходимости - бюджетные средства.

Одна из ключевых задач  АСЭР состоит в разработке перспективных  бизнес-проектов и предложений для местной администрации как основного субъекта муниципальной экономики. При этом ассоциация не имеет возможности непосредственным образом воз действовать на протекающие в муниципальном образовании социально-экономические процессы.

Для этой цели на базе ряда действующих структурных под  разделений местной администрации (отдела экономики и прогнозирования, комитета по управлению имуществом, фонда  поддержки предпринимательства  и т. п.) создается единый орган - фонд социально-экономического развития территории.

В его компетенцию следует  вменить практическую реализацию предложений  АСЭР, в том числе формирование и использование муниципальной  собственности, аккумулирование средств  на выполнение социальных программ (сверх  защищенных статей местного бюджета), построение системы управления проектами, соответствующими стратегии развития муниципального образования, осуществление  мероприятий по поддержке предпринимательских  структур и др.

Взаимодействие между  фондом и агентством может строиться  по следующей схеме. Фонд, единолично учрежденный и контролируемый администрацией, управляет недвижимостью и финансовыми  ресурсами, осуществляет бизнес-проекты, работает в на правлении привлечения на территорию потенциальных инвесторов. В то же время фонд как структура местной администрации входит в состав учредителей АСЭР.

АСЭР, проводя аналитические  исследования, ресурсный анализ, осуществляя  взаимодействие с представителями  органов местного самоуправления, бизнеса, общественных организаций, концентрирует  всю необходимую информацию для  разработки реальных планов, учитывающих имеющиеся ресурсы, возможные инвестиции, потенциальных инвесторов.

При этом используется встречное  движение предложений и объединение  усилий: с одной стороны, предприятия-учредители, входящие в ассоциацию, предлагают собственные проекты, с другой - АСЭР и фонд могут формировать проекты  согласно выработанной стратегии и  осуществлять подбор исполнителей. В  любом случае все реализуемые  проекты проходят экспертизу в АСЭР на соответствие основным приоритетам  стратегического развития муниципального образования.

Результатом деятельности агентства является взаимосвязанная  система стратегических и оперативных  планов, утвержденных главой администрации. Результат деятельности фонда - портфель проектов, соответствующих мероприятиям, предусмотренным в планах, и комплекс мер по их реализации.

Ведущая роль в муниципальной  экономике принадлежит органам  местного самоуправления.

Местные органы власти занимают особое место в системе муниципальных  экономических отношений.

С одной стороны, они, подобно  государственным властным структурам, выполняют функцию регулирования  хозяйственных отношений на подведомствен ной им территории. С другой - выступают в роли полноправного субъекта этих отношений, способного самостоятельно расширять свой экономический потенциал (пополнять состав муниципальной собственности, укреплять местный бюджет и т. п.).

При этом с точки зрения ведения хозяйственной деятельности органы местного самоуправления близки к коммерческим организациям, так  как выступают на рынке как  самостоятельные и равноправные субъекты экономических отношений, т. е. могут самостоятельно распоряжаться  принадлежащей им собственностью, финансовыми  ресурсами, землей и получать при  этом при быль. Но в отличие от коммерческих организаций, цель которых состоит в извлечении прибыли в интересах участников этих организаций, муниципальные структуры не могут использовать ни перечисленные ресурсы, ни полученную от их эксплуатации при быль в сферах, не связанных с интересами населения, образующего местное сообщество.

Вместе с тем в ходе распределения полученной в результате хозяйственной деятельности прибыли  или любых других ресурсов органы местного самоуправления выступают  в роли гаранта обеспечения населению  определенного уровня благоустройства, предоставления социальных услуг на уровне не ниже общепринятых стандартов, что в большей степени роднит их уже с государственными структурами, поскольку и те, и другие своей  деятельностью призваны обеспечить жизненные потребности населения, среди которых жилье, коммунально-бытовое обслуживание, общественный транспорт, поддержание здоровой санитарной и эко логической среды.

Таким образом, содержание деятельности органов местного самоуправления закономерно распадается на два  направления: властное и экономическое. Особенно четко это прослеживается во взаимоотношениях местных органов  власти с субъектами хозяйственной  деятельности.

Последние могут быть разделены  на две следующие группы:

    • муниципальные предприятия и учреждения, под которыми понимаются организации, в которых муниципалитет обладает всей или частью собственности;
    • предприятия и учреждения иных форм собственности (государственные, акционерные, частные и др.).

Роль каждой из названных  групп хозяйствующих субъектов  различна. Муниципальные предприятия  свои результаты, будь то прибыль или  конкретные товары и услуги, обязаны  направлять на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном по рядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения. Поэтому вполне естественно, что права органов местного самоуправления в отношении этих групп и методы управления ими будут различными, т. е. в различной степени сочетающими властные и экономические (собственнические) признаки.

Таким образом, управление экономикой муниципального образования  в настоящее время осуществляют как органы федеральной, региональной власти, так и органы местного самоуправления. Это обуславливает необходимость  четкого разделения полномочий всех уровней власти и закрепление  форм взаимодействия в области управления муниципальной экономикой.

Заключение

Формы управления и самоуправления во многом определяются государственными формами, политическими  режимами и политическими системами. Формы, содержание и принципы управления и самоуправления в федеративных государствах и конфедеративных  республиках существенно отличаются от таковых в унитарных государствах.

Управление и самоуправление в  России должны строиться с учетом всей специфики российского общества и государства. При формировании институтов власти и управления необходимо сочетать интересы как всех народов России, так и народов исторически сложившихся территориальных образований. Местные органы власти также следует формировать с обязательным учетом многонационального состава населения каждой республики, области, края и округа.

               В целях разработки, принятия и реализации эффективных экономических решений экономика города должна пониматься как комплексное знание, как единое целое, во взаимосвязи и взаимодействии ее основных элементов. В этом контексте очевидно, что ее предметная область существенно шире и сложнее, чем предметная область муниципальной экономики.

             Сегодня, когда органы местного самоуправления наделены значительными полномочиями и возможностями определять направления социально-экономического развития своих территорий, чрезвычайно велика их потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих не только актуальными знаниями в тех или иных частных сферах экономики, права и организационного строительства, но и более широкими - комплексными - представлениями о городской экономике и закономерностях муниципального социально-экономического развития. Эти знания требуются не только муниципальным управленцам - в них нуждаются представители бизнеса, работающего в «городской среде», работники предприятий - поставщиков коммунальных и иных инфраструктурных (например, транспортных) услуг, строители, архитекторы, финансист. Более того, в настоящее время как никогда актуальна задача формирования «общего языка», на котором можно было бы обсуждать возникающие проблемы.

В настоящее время  Россия находится в состоянии  глубокого экономического кризиса  и одной из главных проблем, от решения которой зависит преодоление этого кризиса является организация эффективного местного самоуправления. Это обусловлено следующими причинами:

  • Неизбежность преобразования всей системы управления, целесообразность рассредоточения государственной власти между всеми уровнями управления;
  • Необходимость обеспечения активного, равноправного, реального участия населения России в управлении развитием ее социально-экономической сферы;
  • Необходимость усиления ориентации местных сообществ на самопомощь, на усиление деловой активности всего дееспособного населения соответствующей территории;
  • Необходимость преодоления экономического кризиса в России путем использования имеющихся резервов территориальных образований.

Все перечисленные  проблемы находят отражение и  на местном уровне, что усугубляется и наличием в органах местного самоуправления собственных проблем. Поставленная цель работы достигнута. С помощью решения задач выявлены недостатки и разработаны предложения  по их устранению. Для этого проанализированы роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом  развитии муниципального образования, в том числе структура органов  местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления в  социально – экономическом развитии района и само понятие и цели социально  – экономической политики местного самоуправления. Исследование  социально  – экономического развития муниципального образования показало, что существуют ряд проблем.

Информация о работе Социально-экономическое развитие местного самоуправления