Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 19:07, реферат
Основной целью выполнения реферата является исследование и изучение формальных и неформальных правил на рынке туристических услуг, а также выявление их соотношения на современном этапе развития.
Для выполнения основной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть и изучить историю развития туризма.
2. Изучить формальные и неформальные правила на рынке туристических услуг.
3. Выявить соотношение формальных и неформальных правил.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История рынка туристических услуг…………………………………..5
§1. История российского рынка туристических услуг…………………………5
§2. История мирового рынка туристических услуг…………………………….8
Глава 2. Неформальные правила на рынке туристических услуг…………….11
Глава 3. Формальные правила на рынке туристических услуг…………...…..14
§1. Соотношение формальных и неформальных правил на рынке туристических услуг………………………………………………………….….18
Заключение………………………...……………………………………………..20
Глоссарий………………………………………………………………………...22
Список литературы………………………………………………………………24
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет
Реферат по дисциплине
«Экономика»
Выполнила:
Студентка группы М-2-13
Волгоград 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. История рынка туристических услуг…………………………………..5
§1. История российского рынка туристических услуг…………………………5
§2. История мирового рынка туристических услуг…………………………….8
Глава 2. Неформальные правила на рынке туристических услуг…………….11
Глава 3. Формальные правила на рынке туристических услуг…………...…..14
§1. Соотношение формальных
и неформальных правил на рынке туристических
услуг………………………………………………………….….
Заключение………………………...……………………
Глоссарий………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В последние годы все более усиливается значение туризма в жизни современного общества. Этому способствуют рост доходов населения, повышение интеллектуального уровня населения, все большая открытость границ между странами и другие факторы.
Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и это в свою очередь приносит доход государству. Не говоря уже о том, что эта система «кормит» физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристических услуг. Помимо значительной статьи дохода туризм является ещё и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан.
Туристическая деятельность в развитых странах является важным источником повышения благосостояния государства. В 1995 году США от реализации туристических услуг иностранным гражданам получили 58 млрд. $, Франция и Италия – по 27 млрд. $, Испания -25 млрд. $.
В России туристический бизнес развивается с преимущественной ориентацией на выезд. Подавляющее большинство действующих у нас туристических фирм предпочитают заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь небольшая их часть работает на привлечение гостей в РФ.
Какова же картина рынка туристических услуг сейчас?Каковы формальные и неформальные правила в нем? В создавшихся условиях эти вопросы представляются наиболее актуальными и заслуживающими внимания.
Основной целью выполнения реферата является исследование и изучение формальных и неформальных правил на рынке туристических услуг, а также выявление их соотношения на современном этапе развития.
Для выполнения основной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть и изучить историю развития туризма.
2. Изучить формальные и неформальные правила на рынке туристических услуг.
3. Выявить соотношение формальных и неформальных правил.
История рынка туристических услуг
История российского рынка туристических услуг
На протяжении своего существования человек всегда стремился познать окружающий его мир, делал новые открытия, завоевывал и осваивал новые земли, торговал и разыскивал новые транспортные пути. Путешествия стали большой страстью человечества, которое изобрело новый их вид, назвав его туризмом.
Если описать явление туризма языком ученых, то это будет социально-экономическое явление массового характера и международного масштаба. Но факт остается фактом, туризма как такового до конца XIX века в России не существовало. Купечество можно не считать, ведь купцов интересовала только практическая цель поездки, а осмотр достопримечательностей и знакомство с культурным наследием их практически не интересовало. Поэтому они чаще всего восхищались качеством заморских товаров, а не достижениями и культурным наследием иностранцев.
Переломный момент в истории туризма настал на рубеже XIX-XXвеков. 1890-1917 гг. - период предпринимательства в сфере туризма в России. Он характеризовался созданием мелких и средних коммерческих предприятий. Началось формирование инфраструктуры туристского бизнеса - гостиницы, специализированные магазины, экскурсионные бюро. Туризм был элитным, имел в основном экскурсионно-познавательный и рекреационный характер. В Крыму и на Кавказе сформировались курорты, где сосредоточились рекреационные виды туризма. К 1913 г. в России работало 60 санаториев на 3 тыс. мест. Популярностью пользовались круизные поездки. В 1913 г. в них участвовало около 10 млн. человек.
Анализ предпринимательской деятельности в области туризма показывает, что ее развитие непосредственно связано с технологическими укладами. Туризм стал развиваться после появления железной, затем появились пароходы, которые стимулировали практику морских путешествий. Развитие автомобильной промышленности способствовало перемещению людей на автомобилях с познавательными целями. Затем появились самолеты, сначала небольшие, а затем вмещающие несколько сотен пассажиров. Предприимчивые люди стали организовывать специальные рейсы для перевозки только туристов - чартерные рейсы.
К началу ХХ века российских путешественников стало настолько много, что практически на всех знаменитых приморских курортах Европы функционировали так называемые «русские пансионы». Обслуга в этих пансионах хорошо понимала русский язык, а стоимость предоставляемых услуг была невысокой, чтобы отдыхать здесь мог средний класс – преподаватели, инженеры, врачи.
Интересен тот факт, что в путешествие за границу отправлялись не только состоятельные граждане. Так, к примеру, паломническую поездку к Гробу Господнему в Иерусалим могли позволить себе даже простые крестьяне. Статистические данные говорят о том, что в начале ХХ века Землю Обетованную посещало от 30 до 40 тысяч россиян, в большинстве случаев это были простые крестьяне.
В послереволюционный период в 1929 году было организовано «Общество пролетарского туризма», целью которого было организация активного и познавательного отдыха. Деятельность этого общества стала настолько популярной, что уже к середине 30-х годов в Советском Союзе стал развиваться международный туризм.
Общество смогло наладить связи с коммунистическими организациями Германии и Чехословакии, а также и с другими европейскими странами. У граждан России появилась возможность выехать за пределы страны, а в свою очередь на просторы Советского Союза потянулись любопытные иностранцы. Но из-за этих связей «Общество пролетарского туризма» было распущено, руководство организации репрессировано, а все структуры общества были переданы в 1936 году во Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта.
Начавшаяся Вторая мировая война полностью парализовала всю туристическую деятельность. Но сразу после ее окончания по всей стране начинают свою деятельность туристско-экскурсионные управления. Эти управления дали мощный толчок развитию туристической отрасли.
Начиная с 1950-х годов, туризм начинает превращаться в своеобразную визитную карточку целой эпохи. Туризм начал входить в моду и его поддерживало большое число любителей путешествовать, особенно среди молодежи. В этот период широкое распространение получил такой вид туризма как речные и морские круизы. Туристическая организация «Интурист» для этих целей арендовала у торгового флота два теплохода «Победа» и «Грузия». Теплоходы совершали круизы из Одессы в Ленинград вокруг Европы.
После развала Советского Союза в 90-х годах для жителей открылись все границы, и россияне, как и жители бывшего СССР, начали открывать для себя ранее запретные маршруты.
Сегодня туризм выглядит совсем по другому, не таким, каким он был во времена СССР. На сегодняшний день туризм стал активным видом отдыха с возможностями интеллектуального развития.
В XXI век россияне начали активно осваивать все новые туристические маршруты. Кажется, что нет такой страны, где бы ни побывал гражданин России. Сегодня требования и запросы выходят на новый уровень, а туристические компании стараются удовлетворить все пожелания граждан.
История мирового рынка туристических услуг
Ведущий эксперт Всемирной туристской организации ДжафарДжафари в своей работе «Феноменология туризма» отмечает, что люди путешествовали всегда. Исторические очерки показывают, что по мере расширения торговой деятельности и завоеваний в Греции, Риме и Китае представители знатного сословия этих стран все чаще отправлялись в поездки для развлечения, с торговыми или с дипломатическими целями.
В организации путешествий первыми предпринимателями были купцы, перемещавшиеся из одного места в другое в поисках товаров и рынков сбыта. Они-то и стали организовывать поездки людей, не имевших отношения к торговле, но хотевших увидеть и познать что-то новое.
Для передвигавшихся по дорогам существовали путеводители, схематические карты, обозначавшими реки, озера, морские маяки, места, оборудованные для перемены лошадей, остановок для ночлега и привалов для военных отрядов. Стоили такие путеводители весьма дорого. Римляне часто пользовались услугами частных транспортных контор. Отдых и ночлег в пути были не очень комфортными, но недорогими.
Купцы, коммерсанты или другие лица, по профессиональным причинам часто выезжавшие за границу, устанавливали предварительные контакты с доверенными людьми в зарубежных странах, которые обеспечивали их прием и размещение, а также оказывали необходимую в поездке помощь. Этот институт гостеприимства был основан на принципах взаимности: иностранец имел право на такой же прием и поддержку на территории Римской империи. Обязанности, вытекающие из таких договоренностей, считались священными. Каждая из сторон могла разорвать договор только после публичного и официального извещения о своем намерении.
Мотивация путешествий в те времена была почти такой же, как и в настоящее время. Римская знать посещала различные страны с целью ознакомления с их достопримечательностями и для получения образования, оздоровления на минеральных и термальных источниках. Римлян по праву можно считать родоначальниками туристических поездок с целью отдыха и лечения.
В первой половине XIX в. предпринимательскую деятельность в туризме связывают с именем Томаса Кука.Об истории создания и развития "конторы Кука" в Англии опубликовано много работ. Он был новатором в искусстве вовлечения людей в путешествия.Правильно оценив возможности строящихся железных дорог и экономических решений английского правительства, Кук заключил контракт с управлением железных дорог на регулярную поставку пассажиров, получив взамен право на скидки на железнодорожные билеты.Кук стал организовывать путешествия для посещения выставок, знакомства с достопримечательностями других стран.
Во второй половине XIX в. в Европе туристическим бизнесом занимались также агентства Bennet (Норвегия, с 1850 г.), Stangen (Германия, с 1863 г.), Lubin (Франция, с 1874 г.), Lissone (Голландия, с 1876 г.). Однако компания "Томас Кук и сын" далеко опережала все другие фирмы. Своими успехами она обязана новым идеям и методам туристического обслуживания, инициативам, сопряженным с риском, но приносящим пользу клиентам. К инновациям можно отнести продажу стандартного пакета услуг, включающих билет на проезд по железной дороге (водным путям), введение дорожных чеков и др. С 1878 г. в компании создается специальный департамент, который занимается продвижением и массовой продажей "чеков Кука" путешественникам.
Развитие массового внутреннего и международного туризма способствовало строительству высококлассных гостиниц, развитию ресторанного бизнеса.
Согласно статистическим данным Всемирной туристской организацией, можно выделить следующие причины, определившие основные направления в истории развития мирового туризма:
- 50-е гг. - период восстановления
послевоенной Европы и Юго-
- 70-е гг. - период устоявшихся
тенденций к миру и
- 90-е гг. - период высоких
технологий индустрии туризма, развития
крупных транснациональных
Таким образом, начиная с XVIII в. появляется постоянный спрос на путешествия. Поездки с туристскими целями совершались как внутри стран, так и за их пределами. При этом основными целями путешествий являлись: образование, интерес к достопримечательностям культуры, оздоровление, мода. Формируются мировые туристские центры: Франция, Италии, Швейцария, морские курорты. Развитие коммуникационно-дорожной системы, использование в туристских целях новых видов транспорта способствуют появлению элементов комплексного обслуживания туристов (прототипы пакет-туров), совершенствуются услуги проживания и питания.
Неформальные правила на рынке туристических услуг
В современном обществе неформальные правила играют весьма значительную роль. Люди сталкиваются с неформальными правилами повсюду: в семье, во взаимоотношениях с другими людьми, в деловой и политической жизни. Простые люди обычно слабо осведомлены о материальном праве, регулирующем их отношения с другими людьми. Основные правила, которые организуют отношения людей в повседневной жизни, не закреплены в законах. Неформальные правила, в отличие от формальных, не накладывают жестких ограничений на действия людей, они лишь облегчают жизнь в обществе, делают ее более приятной.
Информация о работе Соотношение формальных и неформальных правил на рынке туристических услуг