Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 07:03, дипломная работа
Цель работы состоит в теоретическом обосновании формирования и развития инвестиционных процессов в границах муниципальных образований и выработке рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма управления инвестиционными процессами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи исследования:
• раскрыть содержание понятия инвестиции, виды инвестиций, инвестиционная система, инвестиционный процесс, управление инвестиционными процессами органами местного самоуправления;
• углубить теоретические представления об инвестиционных процессах в муниципальных образованиях,
• дать характеристику инвестиционного климата экономики муниципального образования и показать его влияние на инвестиционную деятельность;
• оценить состояние управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления;
• в заключении предложить рекомендации по совершенствованию механизма управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие, виды и источники инвестиций муниципального образования
1.2 Инвестиционная система муниципального образования
1.3 Характеристика инвестиционных проектов и критерии отбора
ГЛАВА 2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС1
2.1 Особенности управления инвестиционными процессами органами МСУ
2.2. Методы и принципы управления инвестиционными процессами органами МСУ
2.3 Факторы, влияющие на инвестиционные процессы в пространстве муниципального образования
ГЛАВА 3. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
3.1 Методика привлечения инвестиций в экономику муниципального образования
3.2 Инвестиции в социальную сферу муниципального образования
3.3 Проблемы управления инвестиционными процессами на территории муниципального образования
ГЛАВА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ ОРГАНАМИ МСУ
4.1 Методика оценки уровня управляемости инвестиционными процессами органами местного самоуправления
4.2 Алгоритм выбора решений по совершенствованию управления инвестиционными процессами на территории муниципального образования
4.3 Оценка эффективности совершенствования управления инвестиционными процессами как элемент организационно-экономического механизма управления инвестиционными процессами на территории муниципального образования
4.4 Механизмы совершенствования инвестиционно-финансовой деятельности муниципального образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Управляемой подсистемой инвестиционной системы муниципального образования выступает инвестиционный процесс на его территории, под которым понимается движение инвестиций различных форм и уровней. Инвестиционный процесс включает в себя реализацию инвестиционных проектов: коммерческих, социальных, инфраструктурных, экологических.
Цели инвестиционной системы определяются
существующими социально-
Инвестиционная система
1.3 Характеристика инвестиционных проектов и критерии отбора
Инвестиционные проекты
•коммерческие: генерируют прямые внешние
доходы (например, плата за коммунальные
услуги, плата за автобусные и железнодорожные
билеты, плата за проезд через мосты),
достаточные для обслуживания расходов
и капитальных затрат на проект.
Эти доходы одинаково доступны как
для администрации
•экономические: генерируют косвенные
доходы, то есть окупаемость проектов
обеспечивается не за счет прямых платежей
потребителей, а через расширение
налогооблагаемой базы, рост арендной
платы или другие доходы, доступные
только для администрации
•социальные: результаты проекта измеряются не финансовыми доходами, а социальными преимуществами для населения (улучшение систем образования, здравоохранения и т.п.).
Определяющим при выборе инвестиционных проектов, финансируемых за счет заемных средств муниципалитета, должно быть то обстоятельство, что основные задачи органов местного самоуправления – социальные. Коммерческие проекты должны финансироваться за счет бюджетных средств лишь постольку, поскольку они будут способствовать достижению социальных целей. Приоритетными при выборе инвестиционных проектов должны быть социальные проекты, так как они могут быть реализованы только за счет бюджетных заемных средств, в то время как коммерческие проекты могут финансироваться за счет частного капитала. Также вполне оправданно финансирование экономических проектов, способствующих росту экономической активности и дополнительным налоговым поступлениям.
В большинстве стран доля участия
бюджетных средств в
Таким образом, основными критериями
выбора инвестиционных проектов должны
быть их общественная значимость (определяется
долей населения, на которую распространяются
выгоды от реализации проекта), общественная
полезность (характеризуется уровнем
потребности населения, на которое
распространяются выгоды от реализации
проекта), бюджетная и экономическая
эффективность. О результатах реализации
проектов можно судить по созданию
новых или повышению
Представительным органам
В тех случаях, когда выразить значимость проекта в численном виде невозможно, его объективная оценка на качественном уровне может основываться на нескольких субъективных экспертных оценках. Количество субъективных оценок одного критерия, во-первых, должно быть достаточным для того, чтобы взаимно «погашались» ошибки, во-вторых, этих оценок не может быть слишком много, поскольку количество компетентных специалистов (экспертов) ограничено.
Глава 2. инвестиционный процесс
Инвестиционный процесс - это совокупность процессов формирования и размещения инвестиционных ресурсов в инвестиционные объекты, а также их возмещения с целью получения дополнительного доход, затрагивающая все сектора инвестиционной сферы и обеспечивающей цепь обратной связи воспроизводственного процесса.
Основные этапы инвестиционного процесса и:
а) привлечение инвестиций (подготовительный этап);
б) вложение капитала (этап реализации проекта);
в) возврат инвестиций (подведение итогов);
г) реинвестирование (продолжение процесса на новом витке).
Управление инвестиционными процессами органами местного самоуправления7 - это научно обоснованная целенаправленная деятельность органов местного самоуправления как по созданию условий для привлечения и удержания инвестиций на территории муниципального образования, так и по воздействию на инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов муниципального образования и на инвестиции, осуществляемые органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета и иных источников с целью обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
При этом под комплексным
социально-экономическим
Исходя из данной концептуальной
установки для обеспечения
В настоящее время регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности предусматривает:
1) создание в муниципальных
-установления субъектам
-защиты интересов инвесторов;
-предоставления субъектам
-расширения использования
2) прямое участие органов
-разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;
-размещения на конкурсной
-проведения экспертизы
-выпуска муниципальных займов
в соответствии с
-вовлечения в инвестиционный
процесс временно
- предоставление на конкурсной
основе муниципальных гарантий
по инвестиционным проектам за
счет средств местных бюджетов.
Порядок предоставления
2.1 Особенности управления инвестиционными процессами органами МСУ
Особый характер субъекта управления – органы местного самоуправления (МСУ) и особый характер проекта управления – инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов и инвестиции, осуществляемые за счет средств местного бюджета, определяют особенности управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления:
- · необходимость ориентации
управления инвестиционными
- · способность к
- · особое место органов
местного самоуправления в
2.2 Методы и принципы управления инвестиционными процессами органами МСУ
Особенности оказывают непосредственное влияние на методы управления инвестициями, которые классифицируются по трем основным группам:
1) экономические методы (регулирующие методы; методы прямого участия);
2) административные методы;
3) морально-политические методы.
Содержание управления инвестициями органами МСУ определяется принципами - коренными началами и научными идеями, лежащими в основе деятельности соответствующей организации, обусловленные природой местного самоуправления и условиями его осуществления. Среди них:
1) комплексность социально-
2) единоначалие в координации
действий по реализации
3) наличие первого должностного
лица в структуре органа МСУ,
ответственного за весь блок
вопросов, связанных с развитием
и управлением инвестициями и
способного определять
4) согласованность муниципальных
правовых актов, регулирующих
инвестиционную деятельность в
пространстве муниципального