Совершенствование управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 07:03, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в теоретическом обосновании формирования и развития инвестиционных процессов в границах муниципальных образований и выработке рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма управления инвестиционными процессами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи исследования:
• раскрыть содержание понятия инвестиции, виды инвестиций, инвестиционная система, инвестиционный процесс, управление инвестиционными процессами органами местного самоуправления;
• углубить теоретические представления об инвестиционных процессах в муниципальных образованиях,
• дать характеристику инвестиционного климата экономики муниципального образования и показать его влияние на инвестиционную деятельность;
• оценить состояние управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления;
• в заключении предложить рекомендации по совершенствованию механизма управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие, виды и источники инвестиций муниципального образования
1.2 Инвестиционная система муниципального образования
1.3 Характеристика инвестиционных проектов и критерии отбора
ГЛАВА 2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС1
2.1 Особенности управления инвестиционными процессами органами МСУ
2.2. Методы и принципы управления инвестиционными процессами органами МСУ
2.3 Факторы, влияющие на инвестиционные процессы в пространстве муниципального образования
ГЛАВА 3. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
3.1 Методика привлечения инвестиций в экономику муниципального образования
3.2 Инвестиции в социальную сферу муниципального образования
3.3 Проблемы управления инвестиционными процессами на территории муниципального образования
ГЛАВА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ ОРГАНАМИ МСУ
4.1 Методика оценки уровня управляемости инвестиционными процессами органами местного самоуправления
4.2 Алгоритм выбора решений по совершенствованию управления инвестиционными процессами на территории муниципального образования
4.3 Оценка эффективности совершенствования управления инвестиционными процессами как элемент организационно-экономического механизма управления инвестиционными процессами на территории муниципального образования
4.4 Механизмы совершенствования инвестиционно-финансовой деятельности муниципального образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 433.34 Кб (Скачать файл)

Управляемой подсистемой инвестиционной системы муниципального образования  выступает инвестиционный процесс  на его территории, под которым  понимается движение инвестиций различных  форм и уровней. Инвестиционный процесс  включает в себя реализацию инвестиционных проектов: коммерческих, социальных, инфраструктурных, экологических.

Цели инвестиционной системы определяются существующими социально-экономическими проблемами муниципального образования. Основные цели инвестиционной системы  муниципального образования состоят  из целей предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории, и целей органов местного самоуправления и государственных органов власти и управления.

Инвестиционная система муниципального образования является важной составляющей его экономической системы и  играет огромную роль в функционировании всего муниципального образования. От уровня ее развития зависит объем  общественного производства, структура  экономики, занятость населения, доходы бюджета. Органы местного самоуправления должны обеспечить создание необходимых условий для притока инвестиционных ресурсов на территорию муниципального образования и создать эффективный механизм их преобразования в конкретные результаты деятельности, что будет способствовать устойчивому социально экономическому развитию муниципального образования и решению местных проблем.

 

1.3 Характеристика инвестиционных проектов и критерии отбора

 

Инвестиционные проекты принято  разделять на три основных категории  в зависимости от целей и результатов  инвестиций6:

•коммерческие: генерируют прямые внешние  доходы (например, плата за коммунальные услуги, плата за автобусные и железнодорожные  билеты, плата за проезд через мосты), достаточные для обслуживания расходов и капитальных затрат на проект. Эти доходы одинаково доступны как  для администрации муниципалитета, так и для частных инвесторов;

•экономические: генерируют косвенные  доходы, то есть окупаемость проектов обеспечивается не за счет прямых платежей потребителей, а через расширение налогооблагаемой базы, рост арендной платы или другие доходы, доступные  только для администрации муниципалитета. Это, например, проекты развития инфраструктуры и содействия промышленности, когда  рост экономической активности генерирует дополнительные налоговые поступления;

•социальные: результаты проекта  измеряются не финансовыми доходами, а социальными преимуществами для  населения (улучшение систем образования, здравоохранения и т.п.).

Определяющим при выборе инвестиционных проектов, финансируемых за счет заемных  средств муниципалитета, должно быть то обстоятельство, что основные задачи органов местного самоуправления – социальные. Коммерческие проекты должны финансироваться за счет бюджетных средств лишь постольку, поскольку они будут способствовать достижению социальных целей. Приоритетными при выборе инвестиционных проектов должны быть социальные проекты, так как они могут быть реализованы только за счет бюджетных заемных средств, в то время как коммерческие проекты могут финансироваться за счет частного капитала. Также вполне оправданно финансирование экономических проектов, способствующих росту экономической активности и дополнительным налоговым поступлениям.

В большинстве стран доля участия  бюджетных средств в коммерческих проектах очень мала. Практика показывает, что органы местного самоуправления не могут эффективно управлять коммерческими  проектами, так как должны учитывать  социальные и политические факторы. Если органы местного самоуправления успешно участвуют в коммерческой деятельности, то этот успех, как правило, является результатом использования  некоммерческих методов конкуренции, что подрывает местную экономику. Поэтому коммерческая составляющая проектов, финансируемых за счет заемных  средств бюджета, должна быть сведена  к минимуму.

Таким образом, основными критериями выбора инвестиционных проектов должны быть их общественная значимость (определяется долей населения, на которую распространяются выгоды от реализации проекта), общественная полезность (характеризуется уровнем  потребности населения, на которое  распространяются выгоды от реализации проекта), бюджетная и экономическая  эффективность. О результатах реализации проектов можно судить по созданию новых или повышению эффективности  существующих услуг, предоставляемых  населению, экономическому развитию территорий и т.п.

Представительным органам местного самоуправления следует разработать и закрепить критерии отбора проектов, основанные, главным образом, на оценке их общественной значимости и общественной полезности. Цели внедрения стандарта отбора инвестиционных проектов.

  • Отказ от использования средств городского бюджета для ресурсного обеспечения проектов, которые могут быть реализованы частным бизнесом;
  • Соблюдение принципа межотраслевых приоритетов при выборе объектов для инвестиций в городскую инфраструктуру в условиях ограниченности бюджетных средств;
  • Соблюдение принципа коллегиальности и объективности принимаемых решений;
  • Обеспечение конкурсного порядка отбора проектов. Процесс принятия решений при отборе проектов должен быть максимально объективным и прозрачным.

В тех случаях, когда выразить значимость проекта в численном виде невозможно, его объективная оценка на качественном уровне может основываться на нескольких субъективных экспертных оценках. Количество субъективных оценок одного критерия, во-первых, должно быть достаточным  для того, чтобы взаимно «погашались» ошибки, во-вторых, этих оценок не может  быть слишком много, поскольку количество компетентных специалистов (экспертов) ограничено.

 

 

Глава 2. инвестиционный процесс

 

Инвестиционный процесс - это совокупность процессов формирования и размещения инвестиционных ресурсов в инвестиционные объекты, а также их возмещения с целью получения дополнительного доход, затрагивающая все сектора инвестиционной сферы и обеспечивающей цепь обратной связи воспроизводственного процесса.

Основные этапы инвестиционного процесса и:

а) привлечение инвестиций (подготовительный этап);

б) вложение капитала (этап реализации проекта);

в) возврат инвестиций (подведение итогов);

г) реинвестирование (продолжение  процесса на новом витке).

Управление инвестиционными процессами органами местного самоуправления7 - это научно обоснованная целенаправленная деятельность органов местного самоуправления как по созданию условий для привлечения и удержания инвестиций на территории муниципального образования, так и по воздействию на инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов муниципального образования и на инвестиции, осуществляемые органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета и иных источников с целью обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

При этом под комплексным  социально-экономическим развитием  муниципального образования понимаются организующие действия органов местного самоуправления по созданию на подведомственной территории такого взаимосвязанного сочетания  производств и видов деятельности, которое обеспечивает усиление конкурентных преимуществ и улучшение финансовых результатов деятельности хозяйствующих  субъектов, рост количества, ассортимента и качества предоставляемых на территории муниципального образования экономических благ, увеличение реальных доходов населения, что, в итоге, будет способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей жителей местного сообщества.

Исходя из данной концептуальной установки для обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципального образования требуется рост инвестиций в его экономику и, в первую очередь, в инфраструктуру, разработка мер самой администрацией для  привлечения и удержания инвестиций, усиления влияния инвестиций на улучшение  условий жизнедеятельности населения  и конкурентного положения и  финансовых результатов хозяйствующих  субъектов, согласование задач государственной  инвестиционной политики РФ, субъекта РФ и экономических интересов  населения и хозяйствующих субъектов  муниципального образования.

В настоящее время регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности предусматривает:

1) создание в муниципальных образованиях  благоприятных условий для развития  инвестиционной деятельности, осуществляемой  в форме капитальных вложений, путем:

-установления субъектам инвестиционной  деятельности льгот по уплате  местных налогов;

-защиты интересов инвесторов;

-предоставления субъектам инвестиционной  деятельности не противоречащих  законодательству Российской Федерации  льготных условий пользования  землей и другими природными  ресурсами, находящимися в муниципальной  собственности;

-расширения использования средств  населения и иных внебюджетных  источников финансирования жилищного  строительства и строительства  объектов социально-культурного  назначения

2) прямое участие органов местного  самоуправления в инвестиционной  деятельности, осуществляемой в  форме капитальных вложений, путем:

-разработки, утверждения и финансирования  инвестиционных проектов, осуществляемых  муниципальными образованиями;

-размещения на конкурсной основе  средств местных бюджетов для  финансирования инвестиционных  проектов. Размещение указанных  средств осуществляется на возвратной  и срочной основах с уплатой  процентов за пользование ими  в размерах, определяемых нормативными  правовыми актами о местных  бюджетах, либо на условиях закрепления  в муниципальной собственности  соответствующей части акций  создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный  срок на рынке ценных бумаг  с направлением выручки от  реализации в доходы местных  бюджетов. Порядок размещения на  конкурсной основе средств местных  бюджетов для финансирования  инвестиционных проектов утверждается  представительным органом местного  самоуправления в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

-проведения экспертизы инвестиционных  проектов в соответствии с  законодательством Российской Федерации;

-выпуска муниципальных займов  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

-вовлечения в инвестиционный  процесс временно приостановленных  и законсервированных строек  и объектов, находящихся в муниципальной  собственности.

- предоставление на конкурсной  основе муниципальных гарантий  по инвестиционным проектам за  счет средств местных бюджетов. Порядок предоставления муниципальных  гарантий за счет средств местных  бюджетов утверждается представительным  органом местного самоуправления  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

 

 

2.1 Особенности управления инвестиционными процессами органами МСУ

 

Особый характер субъекта управления – органы местного самоуправления (МСУ) и особый характер проекта управления – инвестиционная деятельность хозяйствующих  субъектов и инвестиции, осуществляемые за счет средств местного бюджета, определяют особенности управления инвестиционными  процессами органами местного самоуправления:

- · необходимость ориентации  управления инвестиционными процессами  на комплексное социально-экономическое  развитие муниципального образования;

- · способность к самоорганизации,  которая в наибольшей степени  присуща инвестиционной деятельности  в крупных и крупнейших городах;

- · особое место органов  местного самоуправления в системе  управления инвестициями в государстве,  заключающееся в одновременном  равенстве органов местного самоуправления  с другими участниками инвестиционной  деятельности в отношениях, регулируемых  гражданским законодательством,  и установлении органами местного  самоуправления как носителей  публично-властных отношений общеобязательных  правил в инвестиционной деятельности  на территории муниципального  образования и контроле за  их соблюдением.

 

2.2 Методы и принципы управления инвестиционными процессами органами МСУ

 

Особенности оказывают непосредственное влияние на методы управления инвестициями, которые классифицируются по трем основным группам:

1) экономические методы (регулирующие  методы; методы прямого участия);

2) административные методы;

3) морально-политические  методы.

Содержание управления инвестициями органами МСУ определяется принципами - коренными началами и научными идеями, лежащими в основе деятельности соответствующей организации, обусловленные природой местного самоуправления и условиями его осуществления. Среди них:

1) комплексность социально-экономического  развития муниципального образования,  которая означает, что управление  инвестициями со стороны органов  МСУ должно быть ориентировано,  прежде всего, на комплексное  социально-экономическое развитие  муниципального образования, и  это должно находить отражение  в стратегии развития;

2) единоначалие в координации  действий по реализации стратегии  социально-экономического развития  муниципального образования и  управлении инвестиционными процессами;

3) наличие первого должностного  лица в структуре органа МСУ,  ответственного за весь блок  вопросов, связанных с развитием  и управлением инвестициями и  способного определять приоритетность  оперативных и стратегических  проблем развития муниципального  образования;

4) согласованность муниципальных  правовых актов, регулирующих  инвестиционную деятельность в  пространстве муниципального образования  как между собой, так и с  федеральными и региональными  нормативными правовыми актами  по вопросам организации местного  самоуправления и управления  инвестиционными процессами;

Информация о работе Совершенствование управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления