Совершенствование управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 07:03, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в теоретическом обосновании формирования и развития инвестиционных процессов в границах муниципальных образований и выработке рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма управления инвестиционными процессами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи исследования:
• раскрыть содержание понятия инвестиции, виды инвестиций, инвестиционная система, инвестиционный процесс, управление инвестиционными процессами органами местного самоуправления;
• углубить теоретические представления об инвестиционных процессах в муниципальных образованиях,
• дать характеристику инвестиционного климата экономики муниципального образования и показать его влияние на инвестиционную деятельность;
• оценить состояние управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления;
• в заключении предложить рекомендации по совершенствованию механизма управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие, виды и источники инвестиций муниципального образования
1.2 Инвестиционная система муниципального образования
1.3 Характеристика инвестиционных проектов и критерии отбора
ГЛАВА 2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС1
2.1 Особенности управления инвестиционными процессами органами МСУ
2.2. Методы и принципы управления инвестиционными процессами органами МСУ
2.3 Факторы, влияющие на инвестиционные процессы в пространстве муниципального образования
ГЛАВА 3. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
3.1 Методика привлечения инвестиций в экономику муниципального образования
3.2 Инвестиции в социальную сферу муниципального образования
3.3 Проблемы управления инвестиционными процессами на территории муниципального образования
ГЛАВА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ ОРГАНАМИ МСУ
4.1 Методика оценки уровня управляемости инвестиционными процессами органами местного самоуправления
4.2 Алгоритм выбора решений по совершенствованию управления инвестиционными процессами на территории муниципального образования
4.3 Оценка эффективности совершенствования управления инвестиционными процессами как элемент организационно-экономического механизма управления инвестиционными процессами на территории муниципального образования
4.4 Механизмы совершенствования инвестиционно-финансовой деятельности муниципального образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 433.34 Кб (Скачать файл)

Проведенный сравнительный  анализ практики управления инвестиционными  процессами органами местного самоуправления в крупных и крупнейших городах  позволил оценить ее состояние и  идентифицировать ее соответствие научным  методам и принципам управления, а также определить основные направления  совершенствования.

 

 

Глава 4. Совершенствование управления инвестиционными процессами органами МСУ

 

Оценка состояния управления инвестиционными процессами органами МСУ позволила обосновать следующие  направления его совершенствования:

- уточнение организационной  структуры местных органов управления  инвестициями и перечня выполняемых  ими функций;

- приведение муниципальных  правовых актов по управлению  инвестиционными процессами в  единую систему, подчиненную приоритетам  социально-экономического развития  территории;

- активизация использования  органами МСУ таких методов  управления инвестициями, как экономические  методы прямого участия;

- ориентация органов МСУ  на использование в управлении  инвестиционными процессами синергетического  подхода, в том числе путем  уточнения показателей оценки  инвестиционных проектов.

 

4.1 Методика оценки уровня управляемости инвестиционными процессами органами местного самоуправления10

инвестиции муниципальный  управление экономика

Под уровнем управляемости  инвестиционными процессами органами МСУ понимается определенное фактическое состояние управления, характеризующееся соблюдением принципов, активностью использования методов и учетом факторов - условий инвестиционной деятельности. Предлагаемая методика предполагает выделение определенных направлений оценки (Рис.4 «Возможные направления оценки уровня управляемости инвестиционными процессами со стороны органов МСУ» - Приложение 2).

Направления оценки представляют собой оси таксономии оценки уровня управляемости инвестиционными  процессами со стороны органов МСУ, представленной на рис. 5 «Таксономия оценки уровня управляемости инвестиционными процессами со стороны органов МСУ» (Приложение 3). На осях X, Y, Z отложены параметры оценки уровня управляемости инвестиционными процессами со стороны органов местного самоуправления (от X0 до X2, от Y0 до Y2, от Z0 до Z3). Параметры оценки представляют собой числовые значения степени соблюдения принципов, активности использования методов и учета факторов, влияющих на инвестиционную деятельность, по каждому направлению оценки и по каждой функции управления. Под функциями управления инвестициями со стороны органов МСУ нами понимаются наиболее типичные однородные и четко выраженные виды направления) деятельности органов местного самоуправления по управлению инвестиционными процессами. Выделим следующие функции управления инвестициями: планирование (далее – F1), организация (F2), исследование (F3), регулирование и мотивация (F4), координация (F5), мониторинг и контроль (F6).

-Х0– соответствует ситуации, когда органы МСУ игнорируют  синергетический подход и при  управлении инвестиционными процессами  пытаются навязать экономике  муниципального образования те  или иные пути развития; Х1–  соответствует ситуации, когда органы  МСУ учитывают синергетический  подход и при управлении инвестиционными  процессами ориентируются на  тенденции саморазвития экономики  муниципального образования; Х2–  соответствует ситуации, когда органы  местного самоуправления не только  учитывают тенденции саморазвития  экономики муниципального образования,  но также при разработке мероприятий  по управлению инвестиционными  процессами оценивают возможность  возникновения резонансного эффекта  от них.

-Y0 – соответствует ситуации, когда деятельность органов местного  самоуправления по управлению  инвестиционными процессами не  направлена на обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования в связи с отсутствием стратегии развития; Y1 – соответствует ситуации, когда деятельность органов МСУ по управлению инвестиционными процессами направлена на обеспечение комплексного развития муниципального образования, но ряд функций управления осуществляется без учета теоретических основ совершенствования управления инвестициями, что снижает ее эффективность; Y2 – соответствует ситуации, когда деятельность органов МСУ по управлению инвестиционными процессами направлена на обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования, и достижение указанной цели обусловливается соблюдением теоретических основ совершенствования управления.

-Z0 – соответствует ситуации, когда деятельность органов МСУ  по управлению инвестиционными  процессами не учитывает факторы  инвестиционной деятельности, инвестиционных  ресурсов в экономике муниципального  образования недостаточно, деятельность  органов МСУ пассивна в части  применения инструментов и методов  управления инвестициями; Z1 – соответствует  ситуации, когда деятельность органов  МСУ по управлению инвестиционными  процессами заключается в работе  по повышению инвестиционной  привлекательности муниципального  образования и согласовании задач  управления инвестициями с задачами  государственной инвестиционной  политики, но недостаточно активно  используются экономические методы  прямого участия; Z2– соответствует  ситуации, когда деятельность органов  местного самоуправления по управлению  инвестиционными процессами помимо  воздействия на быстро трансформируемые  факторы инвестиционной деятельности, характерного для параметра 1, принимает во внимание также  структуру экономики муниципального  образования и направлена на  привлечение дополнительных инвестиционных  ресурсов и создание дополнительных  неналоговых источников поступления в местный бюджет путем активного использования экономических методов прямого участия.

Степень соблюдения принципов, активности использования методов  и учета факторов, влияющих на инвестиционную деятельность со стороны органов  МСУ по каждой функции управления и по каждому направлению оценки (значения F1(x)…F6(x), F1(y)…F6(y), 1(z)…F6(z)) рассчитывается на основе заполнения экспертами в  области управления инвестициями специальных  опросных таблиц, приведенных в диссертационной  работе. Далее с помощью зависимостей (1), (2) и (3) определяется обобщенное значение степени соблюдения принципов, активности использования методов и учета  факторов-условий инвестиционной деятельности органами МСУ по каждому направлению  оценки.

 

 

Каждому параметру оценки уровня управляемости инвестиционными  процессами соответствуют определенные отрезки на осях таксономии:

 

 

Таким образом, путем нахождения значений X, Y, Z, определения их места  на соответствующей оси оценки и  выявления комбинации параметров оценки становится возможным оценить уровень  управляемости инвестиционными  процессами инвестициями со стороны  органов МСУ. Комбинации параметров, отложенных на каждой из осей таксономии оценки, предполагают выделение различных уровней управляемости инвестиционными процессами органами МСУ (Табл. 1 «Соответствие комбинаций параметров оценки уровня управляемости инвестиционными процессами со стороны органов МСУ уровням управляемости» Приложение 4).

 

4.2 Алгоритм выбора решений по совершенствованию управления инвестиционными процессами на территории муниципального образования

 

На основе предварительно полученной оценки уровня управляемости  инвестиционными процессами со стороны  органов МСУ предлагается выбирать и осуществлять решения по совершенствованию  управления инвестиционными процессами по предлагаемому алгоритму. Под  алгоритмом выбора решений по совершенствованию  управления инвестиционными процессами со стороны органов МСУ понимается совокупность последовательных строго очерченных действий, направленных на повышение уровня управляемости  инвестиционными процессами.

Алгоритм, представленный на Рис.6 «Алгоритм выбора решений по совершенствованию управления инвестиционными процессами органами МСУ». (Приложение 3), предполагает выбор и реализацию следующих решений по совершенствованию управления инвестициями со стороны органов МСУ:

I блок:

1.1) разработка и принятие  стратегии комплексного социально-экономического  развития муниципального образования;

1.2) определение приоритетов  в управлении инвестициями со  стороны органов МСУ и согласование  их с задачами государственной  инвестиционной политики;

II блок:

2.1) реализация комплекса  мероприятий по муниципальному  маркетингу, направленных на рост  информированности внешних инвесторов  об инвестиционной привлекательности  территории;

2.2) упрощение и ускорение  процедур выделения землеотводов  и сдачи в аренду нежилых  помещений, а также заключение  договоров аренды земли и нежилых  помещений на длительный срок (5-10 лет) в качестве гарантии  инвестиций;

2.3) обязательное выделение  в составе капитальных расходов  местного бюджета развития в  качестве эффективного механизма  обеспечения реализации стратегии  развития муниципального образования;

2.4) заключение с филиалами  иногородних коммерческих банков  соглашений о сотрудничестве  и установление в них параметров  кредитования экономики муниципального  образования;

III блок:

3.1) формирование в структуре  органов МСУ всех необходимых  органов управления инвестициями;

3.2) подчинение основного  органа управления инвестициями  главе (первому заместителю главы)  местной администрации, включение  в обязанности этого органа  привлечения и размещения инвестиционных  ресурсов в целях выполнения  плана бюджета развития, координации  действий всех местных исполнительно-распорядительных  органов входе реализации стратегии  развития;

3.3) проведение органами  МСУ исследований о состоянии  инвестиционной деятельности хозяйствующих  субъектов, выявления вектора  саморазвития экономики муниципального  образования;

3.4) согласование муниципальных  правовых актов, регулирующих  управление инвестиционными процессами, с соответствующим законодательством  РФ и субъекта РФ, также между собой;

3.5) использование органами  МСУ предлагаемой в работе  уточненной и дополненной методики  оценки инвестиционных проектов, ориентированной на социально-экономическое развитие муниципального образования и полнее учитывающей в своих показателях (прежде всего в уточненном показателе общественной эффективности) требования синергетического подхода. Методика расчета уточненного показателя общественной эффективности может быть также использована органами власти субъекта РФ для оценки инвестиционных проектов при распределении средств фонда муниципального развития, поскольку в настоящий момент отсутствует утвержденная методика такого распределения.

IV блок:

4.1) активная поддержка  инвестиционных проектов предприятий  легкой, пищевой промышленности, строительной  индустрии, направленных на повышение  качества производимой продукции,  ее сертификацию по стандартам  качества товаров (работ, услуг) SO, создание узнаваемого бренда  путем выдачи муниципальных гарантий;

4.2) осуществление действий  по привлечению инвестиционных  ресурсов на территорию муниципального  образования путем проведения  эмиссии муниципальных ценных  бумаг в объеме, необходимом для  выполнения плана бюджета развития;

4.3) инвестирование полученных  в результате эмиссии муниципальных  облигаций средств в коммерчески  эффективные проекты на долевой  основе (муниципальное предпринимательство)  с целью создания дополнительных  неотчуждаемых источников поступления  в местный бюджет и содействия  социально-экономическому развитию  муниципального образования;

4.4) организация системы  координирующих действий, направленных  на размещение заказов оборудования  местными предприятиями, реализующими  инвестиционные проекты, на местных  же промышленных предприятиях, что  позволит добиться роста совокупной  добавленной стоимости по группе  взаимосвязанных отраслей и, соответственно, резонансного эффекта; данное  решение может быть реализовано  посредством принятия муниципального правового акта о внутри муниципальной производственной кооперации;

4.5) содействие в поиске  инвесторов (включая инвестиции  из федерального и регионального  бюджетов) для инвестиционных проектов, намечаемых к реализации предприятиями  отраслей «рыночной специализации»  муниципального образования;

4.6) содействие в организации  системы ипотечного жилищного  кредитования путем создания  маневренного фонда жилых помещений  для неплатежеспособных заемщиков  по ипотечным кредитам;

4.7) содействие в организации  на территории муниципального  образования местных управляющих  пенсионных компаний в целях  привлечения дополнительных инвестиционных  ресурсов.

Предложенный алгоритм выбора решений по совершенствованию управления инвестиционными процессами обеспечивает органам МСУ выбор необходимого набора решений, направленных на повышение  эффективности деятельности по управлению инвестиционными процессами и более  полному обеспечению комплексного социально-экономического развития муниципального образования в соответствии с  выявленным уровнем управляемости.

 

4.3 Оценка эффективности совершенствования управления инвестиционными процессами как элемент организационно-экономического механизма управления инвестиционными процессами на территории муниципального образования

 

Эффективность совершенствования  управления инвестиционными процессами со стороны органов МСУ предлагается оценивать с помощью интегрального  и дополнительных показателей эффективности (Табл.2 «Показатели оценки эффективности совершенствования управления инвестиционными процессами органами МСУ» Приложение 5.). Интегральный показатель совершенствования управления инвестиционными процессами характеризует влияние затрат, связанных с управлением инвестиционными процессами со стороны органов МСУ и его совершенствованием, на рост доходов населения и прибыли хозяйствующих субъектов муниципального образования и представляет собой многофакторную мультипликативную модель, при расчете которой используется ряд вспомогательных показателей. дополнительные показатели эффективности характеризуют отдельные аспекты совершенствования управления инвестиционными процессами.

Информация о работе Совершенствование управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления