Совершенствование управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 07:03, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в теоретическом обосновании формирования и развития инвестиционных процессов в границах муниципальных образований и выработке рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма управления инвестиционными процессами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи исследования:
• раскрыть содержание понятия инвестиции, виды инвестиций, инвестиционная система, инвестиционный процесс, управление инвестиционными процессами органами местного самоуправления;
• углубить теоретические представления об инвестиционных процессах в муниципальных образованиях,
• дать характеристику инвестиционного климата экономики муниципального образования и показать его влияние на инвестиционную деятельность;
• оценить состояние управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления;
• в заключении предложить рекомендации по совершенствованию механизма управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие, виды и источники инвестиций муниципального образования
1.2 Инвестиционная система муниципального образования
1.3 Характеристика инвестиционных проектов и критерии отбора
ГЛАВА 2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС1
2.1 Особенности управления инвестиционными процессами органами МСУ
2.2. Методы и принципы управления инвестиционными процессами органами МСУ
2.3 Факторы, влияющие на инвестиционные процессы в пространстве муниципального образования
ГЛАВА 3. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
3.1 Методика привлечения инвестиций в экономику муниципального образования
3.2 Инвестиции в социальную сферу муниципального образования
3.3 Проблемы управления инвестиционными процессами на территории муниципального образования
ГЛАВА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ ОРГАНАМИ МСУ
4.1 Методика оценки уровня управляемости инвестиционными процессами органами местного самоуправления
4.2 Алгоритм выбора решений по совершенствованию управления инвестиционными процессами на территории муниципального образования
4.3 Оценка эффективности совершенствования управления инвестиционными процессами как элемент организационно-экономического механизма управления инвестиционными процессами на территории муниципального образования
4.4 Механизмы совершенствования инвестиционно-финансовой деятельности муниципального образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 433.34 Кб (Скачать файл)

5) резонансность мероприятий  по управлению инвестициями, который  предполагает, что приоритетными  представляются точечные инвестиции  и регулирующие инвестиционную  деятельность воздействия, находящие  резонанс в самоорганизующейся  системе, каковой и является  по существу муниципальное образование.  Важен не столько масштаб проводимых  органами МСУ мероприятий, а сколько многократно усиленный самой системой социально-экономический эффект от них;

6) учет вектора саморазвития  экономики муниципального образования,  означающий, то действия органов  МСУ по управлению инвестиционными  процессами должны поддерживать  процессы самоорганизации и саморазвития  экономики муниципального образования,  за исключением случаев, когда  они не отвечают стратегии  социально-экономического развития  муниципального образования.

Зависимость принципов и  методов управления инвестициями от особенностей управления инвестиционными  процессами в пространстве муниципального образования представлена на Рис. 2 «Методологическая ориентация управления инвестиционными процессами органами МСУ» (Приложение 1).

Изложенные принципы и методы управления являются теоретической основой оценки реального состояния управления инвестиционными процессами органами МСУ на подведомственных им территориях и выбора направлений его совершенствования.

 

2.3 Факторы, влияющие на  инвестиционные процессы в пространстве  муниципального образования8

 

Важное место в изучении инвестиционных процессов занимает выявление реальных факторов, способствующих или препятствующих их осуществлению. Протекание инвестиционных процессов  на территории муниципального образования  и управление ими органами МСУ  происходят под влиянием совокупности разнонаправленных и разнокачественных  факторов и условий. При этом помимо общих подходов и факторов, определяющих инвестиционный климат, существуют и специфические особенности территории, отрасли, вида экономической деятельности, что позволяет утверждать, что каждый инвестиционный проект обладает собственным инвестиционным климатом (Рис.3 «Сущностные характеристики инвестиционного климата экономики муниципального образования»), учитывающим особенности и специфику данного проекта.

В переходный период изменилось воздействие отдельных факторов инвестиционных процессов, появились  нерегулируемые внешние и внутренние факторы трансформации (воздействие  глобализации в результате включения  России в мирохозяйственные процессы и отношения, постоянное изменение  отечественного законодательства в  области местного самоуправления). Утрата регулирующих плановых механизмов привела к усилению унаследованных факторов, относящихся к категории  неизменяемых либо медленно трансформируемых (сложившаяся в муниципальном  образовании структура экономики, степень освоенности территории, социально-культурные особенности  населения и т.п.), что накладывает  определенные ограничения на действия органов МСУ по управлению инвестиционными  процессами на подведомственной территории. Среди важнейших факторов-ограничителей  масштабов инвестиций следует выделить низкий уровень государственного и  муниципального администрирования  и инфляцию. Отмеченное обусловливает  необходимость активного воздействия  со стороны органов МСУ в первую очередь на быстро изменяемые элементы-факторы  инвестиционной деятельности.

 

 

Глава 3. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА.

 

Для эффективного развития муниципального сектора экономики необходима реализация органами МСУ активной муниципальной инвестиционной политики, ориентированной на развитие производственного и жилищного строительства. Сущность муниципальной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную, научно обоснованную деятельность местных органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения муниципального образования.

Главное место в муниципальной  инвестиционной политике должно занимать решение проблем жилищно-гражданского строительства, так как при переходе России к рыночной экономике, муниципальные органы управления получили в распоряжение запущенное жилищно-коммунальное хозяйство и запущенные объекты социальной и культурной сферы. Основное содержание инвестиционной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве и социально-культурной сфере является решение конкретных задач по созданию платежеспособного спроса на строительную продукцию в непроизводственном секторе муниципального хозяйственного комплекса и снижению себестоимости строительства.

Одним из важнейших направлений  муниципальной экономической политики должна быть эффективная коммерческая эксплуатация объектов муниципальной  собственности как условие формирования муниципальных инвестиционных ресурсов. Практика развитых стран показывает, что прибыль от коммерческой эксплуатации объектов муниципальной собственности, наряду с налогом на недвижимость, может составлять значительно более  половины доходной части бюджетов муниципальных  образований.

Для привлечения инвестиций в городскую  экономику важны мероприятия, повышающие уровень предсказуемости, открытости, определенности ситуации, что снижает  уровень риска для инвесторов. С этой точки зрения задача инвестиционного  менеджмента - активизация инвестиционного  процесса в городе и повышение  его эффективности. Следовательно, в муниципальном образовании  необходимо проводить определенную инвестиционную политику.

Разработка и реализация муниципальной  инвестиционной политики включают:

- определение приоритетов, целей  и задач инвестиционной политики, т.е. формирование инвестиционной  стратегии;

- разработку комплекса мероприятий  по инвестированию;

- определение потребности в  инвестиционных ресурсах;

- поиск и выбор источников  инвестиций;

- формирование инвестиционных  возможностей и мер по их  расширению.

Одним из важнейших вопросов осуществления  муниципальной инвестиционной политики является ее ресурсное, в частности, финансовое обеспечение, что особенно актуально в условиях дефицита бюджетных  инвестиций.

 

3.1 Методика привлечения инвестиций в экономику муниципального образования9

 

Первый шаг - сбор статистических данных о внешней среде и оценка степени инвестиционной привлекательности (непривлекательности) муниципального образования. На данной основе может быть определен так сказать первоначальный конкурентный потенциал муниципального образования.

Вторым шагом является анализ внутренних производственных возможностей муниципального образования: состояния и перспектив использования производственных ресурсов, качества трудовых ресурсов, размеров финансовых, энергетических, природных  и информационных ресурсов.

На третьем шаге определяются цели развития, основные конкуренты и разрабатываются  стратегия использования имеющихся  ресурсов и концепция повышения  конкурентоспособности муниципального образования.

Такие разработки проходят через подготовительный, аналитический, проектный этапы  и этап согласований и должны оцениваться  по принципам:

- целенаправленности - определения  приоритетных направлений инвестиционных  вложений в настоящее время  и в перспективе;

- комплексности - рассмотрения  приоритетных целей инвестиционных  программ в контексте всех  прогнозируемых социально - экономических  показателей развития муниципального  образования;

- системности - определения направлений  инвестиционных вложений с учетом  предпосылок и ограничений, формируемых  на региональном и государственном  уровнях;

- адаптивности - формирования стратегического  плана привлечения инвестиций  на территорию муниципального  образования с учетом возможных  изменений внешней среды и  возможной корректировки плана  с минимальными издержками;

- эффективности - определения соотношения  приоритетных целей, размеров  инвестиций, издержек и потерь  муниципального образования;

- минимизации рисков привлечения  инвестиций на территорию муниципального  образования с учетом характера  прогнозируемых рисков;

- баланса интересов - обеспечения  согласованности государственных,  региональных и местных интересов  в процессе формирования и  реализации стратегического плана привлечения инвестиций на территорию муниципального образования;

- легитимности - утверждения (согласования) плана привлечения инвестиций на территорию муниципального образования представительным органом местного самоуправления.

Четвертый шаг - определение конкретных путей достижения целей с помощью  финансового инжиниринга, организационного реинжиниринга, инструментария проектного финансирования.

На этой основе и основе ресурсного анализа вырабатываются конкретные планы - графики реализации мероприятий  по привлечению инвестиций на территорию муниципального образования. В связи  с этим целесообразно использовать SWOT - анализ, который позволяет определить стратегические направления инвестиционной деятельности, сильные ее стороны  и внешние возможности.

Пятым шагом является реализация проектов, предполагающая организацию: оперативного управления проектами; финансового  обеспечения их реализации; кадрового  обеспечения; управления по отклонениям.

В ходе практической реализации такой "пошаговой" методики может быть решена одна из самых сложных и важных для обеспечения жизнедеятельности муниципального образования проблем - повышения социальной обеспеченности населения и экономической стабильности региона.

Политика привлечения инвестиций на территорию муниципального образования  является составляющей частью политики экономического развития муниципального образования. Разработка методики привлечения инвестиций на территорию муниципального образования - одно из центральных звеньев будущей системы стратегического и среднесрочного муниципального планирования.

 

3.2 Инвестиции в социальную сферу муниципального образования

 

Инвестиции в социальную сферу  муниципального образования (города) - это вложения в здравоохранение, просвещение и образование, благоустройство и озеленение, развитие физкультуры и спорта, организацию молодежного досуга, реализацию различных социальных программ и т.д.

Такие инвестиции нацелены, прежде всего, не на экономический эффект в виде дохода, прибыли инвесторов, а на достижение социального результата, который, в конечном итоге, выражается в улучшении качества жизни населения  муниципального образования. Эта особенность  накладывает определенную специфику  на методы обоснования и реализации инвестиционных проектов.

Оценка эффективности при обосновании  инвестиционных проектов в социальной сфере предполагает не только определение  состава и размера затрат и  круга последствий, результатов, к  которым они приводят, но и решения  задачи сопоставления показателей, имеющих различное измерение (например, стоимостное и натуральное).

Понятие социальной эффективности  включает:

- эффект длительного воздействия  на состояние людей (совершенствование  здравоохранения, образования, культуры, борьбы с загрязнением окружающей среды);

- эффект длительного воздействия  на уровень жизни (совершенствование  жилищных условий, увеличение  уровня доходов населения, улучшение  экономической обстановки и т.п.);

- экономия времени, связанная  с совершенствованием инфраструктуры;

- эффективность, связанная со  стоимостью человеческой жизни  и ее ценностью.

Результаты инвестирования в социальную сферу определяют условия жизнедеятельности и развития общества как на уровне отдельных муниципальных образований, так и государства в целом, т.е. имеют особую общественную значимость. Поэтому источниками инвестиций в социальную сферу в основном являются централизованные бюджетные и внебюджетные средства (как местного, так и вышестоящих уровней). Формами финансирования при этом обычно выступают субвенции или целевое финансирование инвестиционных проектов и программ.

Однако ограниченность бюджетных  ресурсов для нужд развития социальной сферы муниципальных образований  выдвигает необходимость привлечения  альтернативных источников инвестиций. Так, наряду с традиционными, в качестве существенных источников инвестирования в данную сферу можно рассматривать  благотворительную деятельность, а  также возможность привлечения  средств независимых фондов развития, в том числе международных.

 

3.3 Проблемы управления инвестиционными процессами на территории муниципального образования

 

Установлено, что существующая практика управления инвестиционными  процессами органами МСУ не учитывает  в достаточной мере выявленные в  настоящей работе особенности управления, а также основополагающие принципы и методы управления. При этом основными  недостатками являются следующие:

  • отсутствие в организационной структуре органов МСУ исполнительно-распорядительного органа, одновременно ответственного как за социально-экономическое развитие муниципального образования и управление инвестиционными процессами, в компетенцию которого входит координация остальных органов МСУ при реализации стратегии комплексного социально-экономического развития муниципального образования, так и за привлечение инвестиционных ресурсов, их эффективное размещение и координацию инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. А подчинение имеющихся структур управления инвестициями не первым лицам муниципального образования затрудняет разделение в деятельности этих органов вопросов функционирования от вопросов развития муниципального образования. Таким образом, не учитываются такие принципы управления инвестициями органами МСУ, как принцип единоначалия в координации действий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования и управлении инвестициями и принцип наличия первого должностного лица;
  • использование в муниципальных правовых актах по управлению инвестиционными процессами ряда понятий и их трактовок, отличных от формулировок, принятых в соответствующих нормативных правовых актах федерального и регионального уровня, причем существующий механизм управления инвестиционным процессом со стороны органов МСУ не «состыкован» с государственной инвестиционной политикой РФ и субъекта РФ. Кроме того, сложившийся порядок экспертизы инвестиционных проектов предусматривает, прежде всего, анализ финансового положения предприятия, инициирующего инвестиционный проект, т.е. заранее отдается приоритет определенным участникам инвестиционной деятельности, обладающим более стабильным финансовым положением, а не инвестиционным проектам, более значимым для реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Тем самым органы МСУ игнорируют принципы согласованности и комплексности социально-экономического развития территорий местных сообществ;
  • недостаточное использование органами МСУ экономических методов прямого участия, что снижает эффективность управления инвестиционными процессами;
  • преимущественное число мероприятий по управлению инвестиционными процессами, которые осуществляют органы МСУ, не нацелены на появление резонансного эффекта, то существенно снижает социально-экономический эффект управления. Таким образом, органами МСУ не используются принципы резонансности и учета вектора саморазвития экономики муниципального образования как важных источников совершенствования управления.

Информация о работе Совершенствование управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления