Современная банковская система в РФ в условиях переходной экономики. Российские банки после кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время изучение банковской системы является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования банков в России и создания наилучших условий для успешной их работы. Законодательные органы много внимания уделяют выработке новых концепций работы банков страны. До сих пор банковская система в России имеет очень много противоречий и ее не совершенность, я думаю, привели нашу страну к финансовому кризису. Нельзя не отметить, что все же в 1999 г. в России наблюдался экономический рост и необходимо учитывать, что немалую роль в этом сыграли и, наверное, в будущем будут играть банки нашего государства.

Содержание работы

Введение 3
1. Банковская система 5
1.1 Виды банковских систем 5
1.2. Особенности банка как коммерческого предприятия и его операции 9
1.3. Операции банка. Пассивные и активные операции банка. 11
«Новые операции» коммерческих банков. 11
1.4. Банковская система и денежная эмиссия 16
1.5. Управление портфелем инвестирующей фирмы 18
2. Современная банковская система в рф в условиях переходной экономики. Российские банки после кризиса 22
3.1 Банковское регулирование 31
3.2 Пример регулирования рынка государственной банковской системой 33
3.3. Основная цель Банка России при проведении денежно-кредитной политики 34
3.4. Принципы регулирования банковской сферы 35
3.5. Предложения банковскому сообществу 35
3.6. Задачи самих банков по поддержанию стабильности банковской системы 36
Заключение 37
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

курсовая работа ,ксюша.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

В настоящее время изучение банковской системы является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования банков в России и создания наилучших условий для успешной их работы. Законодательные органы много внимания уделяют выработке новых концепций работы банков страны. До сих пор банковская система в России имеет очень много противоречий и ее не совершенность, я думаю, привели нашу страну к финансовому кризису. Нельзя не отметить, что все же в 1999 г. в России наблюдался экономический рост и необходимо учитывать, что немалую роль в этом сыграли и, наверное, в будущем будут играть банки нашего государства.

Очень важно то, что происходит значительное увеличение финансовых ресурсов и сбережении, которые растут во всех секторах экономики, в первую очередь  вследствие увеличения экспортных доходов и эффекта импортозамещения. Это относится и к сектору домохозяйств, о чем свидетельствует статистика вкладов, и к сектору предприятии, где цифры еще более высокие. Думается, что этот процесс представляет собой  огромный вызов для банковской системы, которая получает эти ресурсы и должна правильно ими распорядиться. Даже бюджетный сектор, имеющий профицит, стал источником роста общенациональных сбережении, которые нужно также рационально и наиболее производительно использовать.

Поэтому в ситуации, в которой  сейчас находится российская экономика, важнейшая задача - добиться того, чтобы  эти финансовые ресурсы, которые  формируются внутри страны и которые  в ближайшее время придут извне, были трансформированы в реальные экономические проекты и в реальные инвестиции.        

Роль банковской системы здесь  крайне велика. Если банковская система  активно будет участвовать в  этом процессе, то темпы инвестиционной активности могут значительно возрасти, что создаст основу для долговременного высокого экономического роста в ближайшие годы, который, возможно, будет измеряться двузначным числом. Это вполне реально. Однако явных свидетельств того, что банковская система справляется или готова ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет. К сожалению, и доля кредитов реальному сектору в обшей структуре активов банков снизилась, и этот показатель, исчисленный как процент от ВВП, также снизился и составляет около 12 %. Если 
сравнить этот уровень с показателями других стран, даже европейских стран с переходной экономикой (около 100%), то окажется, что мы находимся в самом начале пути к эффективному финансовому посредничеству, только обретаем банковскую систему, которая должна ответить на финансовые потребности растущей экономики, уже достаточно острые и требующие активности финансовых посредников.

 

1. Банковская система

1.1 Виды банковских  систем

В истории развития банковских систем различных стран известно несколько  их видов:

 — двухуровневая банковская  система (Центральный банк и  система коммерческих банков);

— централизованная монобанковская система;

— уникальная децентрализованная банковская система — Федеральная резервная  система США.

В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая  структура банковской системы.

Первый уровень банковской системы образует Центральный банк страны. Он ЦБ выполняет следующие функции:

— осуществляет эмиссию национальных денежных знаков, организует их обращения  и изъятия из обращения, определяет стандарты и порядок ведения  расчетов и платежей;

— проводит общий надзор за деятельностью  кредитно-финансовых учреждений страны и исполнение финансового законодательства;

— предоставление кредитов коммерческим банкам;

— выпускает и проводит погашение  государственных ценных бумаг;

— управляет счетами правительства, осуществляет зарубежные финансовые операции;

  • осуществляет регулирование банковской ликвидности с помощью традиционных для центрального банка методов воздействия на коммерческие банки: проведение политики учетной ставки, операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами и регулирование норматива обязательных резервов коммерческих банков.

С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на:

• государственные, капитал которых  принадлежит государству например, центральные банки в Великобритании, ФРГ, Франции. Канаде, России);

•   акционерные (например, в  США);

• смешанные — акционерные общества, часть капитала которых принадлежит  государству (в Японии, Бельгии).

Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России), другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции) Но независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе. Правительство заинтересовано в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении экономической политики правительства.

Однако тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику центрального банка Независимо от принадлежности капитала центральный банк является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Управляющий банка, которого могут назначать парламент, президент. 
правительство, монарх, обычно не входит в состав правительства Существенная степень независимости центрального банка является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, например, приближением очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита.

В то же время независимость центрального банка от правительства носит  относительный характер в том  смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого  согласования и тесной увязки ее основных элементов денежно-кредитной и финансовой политики. В долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.

В большинстве стран с рыночной экономикой и двухуровневой банковской системой функции центральных банков в основном совпадают, но есть, естественно, и отличия. Так, например, во главе  банковской системы Франции, которая характеризуется жестким банковским надзором и кредитным контролем, а также преобладанием государственных кредитных институтов, стоит Министерство финансов Франции. Центральный банк Франции — Банк Франции — наряду с двумя другими институтами (Национальный кредитный Совет и Комиссия по банковскому контролю), 
которые осуществляют контроль за деятельностью коммерческих банков, находится под руководством Министерства финансов.

Банк Франции обладает монополией на эмиссию банкнот, но его задачи как банка государства ограничены, так как многие банковские операции выполняет само Казначейство Франции.

История развития банковского дела знает и такой тип банковской системы, как централизованная монобанковская. По этому типу была построена банковская система СССР и многих других социалистических стран. Банковская система СССР складывалась из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) и системы сберегательных касс. Госбанк СССР, помимо эмиссионной и рас четно-кассовой деятельности, выполнял функции кредитования различных отраслей народного хозяйства (предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и долгосрочных — сельскому хозяйству). Стройбанк осуществлял долгосрочное кредитование и финансирование капитальных вложений в различные отрасли народного хозяйства (кроме сельского хозяйства). Внешторгбанк проводил кредитование внешней торговли, занимался международными расчетами, операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами. Сберегательные же кассы привлекали денежные вклады населения, осуществляли оплату коммунальных других услуг. Монополия трех государственных банков приводила к тому, что кредиты зачастую выполняли роль второго бюджета. В этих условиях не использовался эффективный потенциал кредитного механизма, не было возможности проводить активную денежно-кредитную политику теми инструментами, которые известны в странах с рыночной экономикой.

Помимо двухуровневой структуры  банковской системы, существует децентрализованная Федеральная Резервная Система  (ФРС США). Ее возглавляют 12 федеральных резервных банков в различных регионах страны, задачей которых является контроль за деятельностью банков — членов ФРС и определение кардинальных направлений монетарной политики США. Членами ФРС являются 40% всех коммерческих банков. Остальные коммерческие банки работают «на свой страх и риск».

Курс на развитие рыночных отношений  потребовал создания качественно новой  системы банков. В середине 80-х  годов началось проведение банковской реформы, в результате которой на тот момент были организованы крупные отраслевые специализированные банки: Госбанк СССР, Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк. Однако реально такая реформа привела к тому, что монополия трех государственных банков была заменена монополией реорганизованных специализированных банков.

Первые коммерческие банки были созданы в августе 1988 г. После  принятия закона СССР «О кооперации»  в 1988 г.1 объединениям кооперативов предоставлялось право создавать кооперативные банки. В конце 1988 г. было создано 2,5 кооперативных банков. В апреле 1989 г. было разрешено создание акционерных коммерческих банков и коммерческих банков на паевых началах.

Основными преимуществами создаваемых  коммерческих банков по сравнению с  государственными специализированными банками являлись предоставленная свобода в выборе методов ведения банковских операций и прямая зависимость в привлечении клиентов на договорной основе.

В конце 1990 г. были приняты Законы СССР «О государственном банке СССР»2 и «О банках и банковской деятельности». Вскоре были приняты соответствующие законы и в Российской Федерации. В соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности»3 учредителями коммерческих банков могу быть не только юридические, но и физические лица, а такие иностранные участники. С принятием этих законов начался более интенсивный процесс организации новых коммерческих банков.

Перестройка банковской системы путем  создания второго уровня 
в виде самостоятельных коммерческих банков была названа реформой банковской системы начала 90-х годов. И если на начало 1990 г. было около 200 коммерческих банков, то к началу 1995 г. — уже 2,5 тысячи коммерческих банков. Для сравнения: в США, чтобы создать 1 тысячу банков, потребовалось около 80 лет (1781—1860 гг.).

1.2. Особенности банка как коммерческого предприятия и его операции

Коммерческий банк — это коммерческое предприятие, которое в условиях рынка строит свои взаимоотношения  с партнерами как обычные рыночные, т.е. на основе прибыльности и риска. Однако банк должен всегда соотносить прибыльность с соображениями безопасности и ликвидности. Банк, предоставивший слишком много ссуд или оказывающийся не в состоянии обеспечить ликвидность, необходимую в некоторых непредвиденных ситуациях, может оказаться неплатежеспособным.

Это связано с тем, что основополагающим принципом успешного функционирования любого коммерческого банка является его деятельность в пределах реально имеющихся ресурсов.

Однако важны не только количественное равенство ресурсов банка и его  кредитных вложений, но и их совпадение по качественным характеристикам. Например, если в структуре вкладов преобладают краткосрочные депозиты до востребования, а банк осуществляет долгосрочное размещение средств, то ликвидность данного банка оказывается под угрозой. С точки зрения поддержания определенного уровня ликвидности банка важно также при выдаче ссуд с высоким уровнем риска одновременно увеличивать долю собственных средств в общем объеме ресурсов и т.п.

Логично предположить, что банки  не могут отдавать взаймы все имеющиеся у них деньги вкладчиков, поскольку последние имеют право отозвать свои деньги в любой момент. Однако банковский опыт показывает, что банки не только могут предоставить в кредит почти все средства на депозитах, но и удовлетворить требования своих вкладчиков. Тем не менее для обеспечения собственно безопасности банки оставляют определенную фиксированную часть депозитов «незадействованной». Эти фонды именуются банковскими резервами. Отношение между размером 
резервов, которые должны иметь коммерческие банки, и выданными обязательствами по вкладам называется нормой обязательных резервов. Эта норма устанавливается Центральным банком страны или банковской структурой, выполняющей функции Центрального банка.

Обязательные резервы коммерческого  банка

Норма банковского резерва    =                  100%


Обязательства коммерческого банка  по депозитам до востребования

В условиях рынка коммерческий банк является не только одним из видов  коммерческих предприятий, но и выполняет  важную роль финансового посредника в следующих областях:

Во-первых, в области перераспределения  временно свободных денежных средств  юридических и физических лиц  на основе срочности, платности и  возвратности.

Во-вторых, при осуществлении платежей между хозяйствующими субъектами, когда  особенно важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение платежных поручении своих клиентов.

В-третьих, при совершении операций с ценными бумагами, когда банк выступает в качестве инвестиционного  брокера, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании или фонда.

1.3. Операции  банка. Пассивные и активные  операции банка.

«Новые операции»  коммерческих банков.

Операции банка. Традиционными  операциями для банка являются: осуществление  денежных расчетов, пассивные и активные операции.

Денежные расчеты в рамках национальной экономики могут 
иметь наличную и безналичную форму.

Информация о работе Современная банковская система в РФ в условиях переходной экономики. Российские банки после кризиса