Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 23:56, курсовая работа
В настоящее время изучение банковской системы является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования банков в России и создания наилучших условий для успешной их работы. Законодательные органы много внимания уделяют выработке новых концепций работы банков страны. До сих пор банковская система в России имеет очень много противоречий и ее не совершенность, я думаю, привели нашу страну к финансовому кризису. Нельзя не отметить, что все же в 1999 г. в России наблюдался экономический рост и необходимо учитывать, что немалую роль в этом сыграли и, наверное, в будущем будут играть банки нашего государства.
Введение 3
1. Банковская система 5
1.1 Виды банковских систем 5
1.2. Особенности банка как коммерческого предприятия и его операции 9
1.3. Операции банка. Пассивные и активные операции банка. 11
«Новые операции» коммерческих банков. 11
1.4. Банковская система и денежная эмиссия 16
1.5. Управление портфелем инвестирующей фирмы 18
2. Современная банковская система в рф в условиях переходной экономики. Российские банки после кризиса 22
3.1 Банковское регулирование 31
3.2 Пример регулирования рынка государственной банковской системой 33
3.3. Основная цель Банка России при проведении денежно-кредитной политики 34
3.4. Принципы регулирования банковской сферы 35
3.5. Предложения банковскому сообществу 35
3.6. Задачи самих банков по поддержанию стабильности банковской системы 36
Заключение 37
Список литературы 41
В связи с этим остро стоит проблема обеспечения стабильности банковской системы за счет повышения ликвидности и платежеспособности банков. Платежеспособность коммерческих банков зависит во многом от платежеспособности клиентов банка, так как невозврат ссуды снижает платежеспособность банка. А если неплатежеспособность клиентов приобретает массовый характер из-за общего кризиса неплатежей, то под угрозу ставится стабильность всей банковской системы.
Структура суммарной задолженности по обязательствам предприятий и организаций основных отраслей экономики в 1995 г. выглядела следующим образом (табл. 4 см. в приложении).
Одной из важных задач сегодня является
привлечение банков к долгосрочному
кредитованию инвестиций. Для развития
этого процесса существуют объективные
условия, связанные не только с насущной
потребностью реального сектора экономики,
но и с изменением ситуации на финансовом
рынке, сделавшей невозможными действовавшие
до сих пор основные методы зарабатывания
денег банками. Имеется в виду следующее:
доходность на финансовых и товарных рынках
в 1996 г. продолжала падать,
инфляция, высокие темпы которой позволяли
банкам ранее получать значительные прибыли
на высокой марже, также снизилась и изменила
свою форму, проявляясь в 1997 г. в виде роста
государственного долга, взаимных неплатежей,
отложенного спроса, дефицита бюджета,
появления денежных суррогатов и возобновления
бартера.
В этих условиях банкам приходится переключаться с финансового сектора на производственный. Перспективы развития ситуации в этой области выглядят следующим образом:
а) первоочередным вниманием в ближайшее время все-таки будут пользоваться вложения в непроизводственную сферу — служебные помещения, магазины, земельные участки, другие объекты недвижимости;
6) приоритетными объектами
в) экспортные производства (особенно
сырьевые) уже поделены между крупными
кредитными институтами. Завоевание «средними»
банками своей «ниши» в высокотехнологичных,
наукоемких отраслях, у которых есть хорошие
перспективы на внешнем и внутреннем рынках,
во многом зависит от сглаженности механизма
привлечения, отбора, обслуживания массового
клиента, от взаимодействия с властными
структурами, с предпринимательскими
и финансовыми кругами в России и за рубежом,
международными экономическими организациями,
от технической оснащенности самого банка;
г) как следствие резкого удорожан
д) реальное участие коммерческих банков в инвестиционных программах может происходить и через рынок ценных бумаг (банки выступают посредниками между владельцами денежных средств и инвесторами).
е) реальное содействие инвестициям
в производство банки оказывают
и через развивающееся
Под банковским регулированием понимают систему мер, с помощью которых государство через ЦБ занимается обеспечением стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих тенденций. В современных условиях банковское регулирование сводится прежде всего к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики. В основе банковского регулирования и надзора лежит принцип так называемого “верблюда”. Английский акроним “CAMEL” (верблюд) составлен по заглавным буквам основных критериев банковского надзора:
достаточность капитала (отношение
собственных средств к
качество активов с точки зрения риска, ликвидности и т.д.;
качество менеджмента (квалификация управляющих);
ликвидность: способность быстро и
безболезненно выполнять
доходность;
ЦБ или другое государственное учреждение (в некоторых странах действуют специальные банковские комиссии) следит прежде всего за указанными показателями деятельности банков, даже если официально установленные нормативы не существуют. Регулирующие органы требуют от банков представления значительной по объему статистической информации для того, чтобы быть в состоянии защитить общественные интересы, вовремя отреагировать на негативные тенденции.
Регулирование может заключаться в требовании соблюдения правила “четырех глаз”, т.е. руководство банком должно осуществляться как минимум двумя людьми. Важным считается также принцип “китайских стен”, т.е. различные подразделения банка во избежание конфликта интересов и злоупотреблений должны действовать как абсолютно независимые компании. В ряде стран в случае необходимости ЦБ может потребовать увольнения управляющего коммерческого банка и даже назначить временно своего комиссара.
Государство может официально требовать от банков поддержания определенного уровня наличности, ликвидности активов, соотношения акционерного капитала с заемным.
Принципиальное значение имеет определение капитала банков, используемое в регулировании, так как стремительное расширение круга новых финансовых инструментов затрудняет регулирование. Важным элементом регулирования во многих странах является система обязательного страхования депозитов, обеспечивающая возмещение убытков вкладчиков банков до определенного уровня.
Перед системой регулирования равны все банки, независимо от того, чем они занимаются или кому принадлежат, т.е. государственные банки не имеют каких-либо преимуществ. Вместе с тем во всех странах есть банки разных типов - коммерческие, инвестиционные, сберегательные, кооперативные и акционерные, публичные и частные, и это требует внесения в систему регулирования определенных поправок.
Законодательное регулирование банковской деятельности и денежно-кредитной политики в развитых странах обычно основывается на большом числе специальных законодательных актов, среди которых выделяются закон о ЦБ (обоснование его функций и полномочий) и общий банковский закон.
Закон о ЦБ, как правило, первичен
по отношению к другому
В конечном итоге вся деятельность ЦБ, система контроля за денежной эмиссией, инструментарий денежно-кредитной политики, банковское регулирование и законодательство предназначены для создания нормальных условий для функционирования экономики через нейтрализацию дестабилизирующих тенденций, различного рода злоупотреблений. Значительная часть деятельности государства в данной области имеет технический характер, не зависящий от типа экономики. Вместе с тем денежно-кредитное регулирование объективно направлено на максимализацию эффективности рынка в интересах отдельных экономических агентов и всего государства. Опыт развитых капиталистических государств в условиях перестройки российской финансово-кредитной системы и всего народного хозяйства имеет огромное значение.
То, как на практике может осуществляться деятельность центральных управленческих органов рыночной экономики - министерства финансов и государственной банковской системы - можно рассмотреть на следующем примере: воздействие государства на объемы производства и прибыли автомобилестроительных компаний.
Итак, мы рассмотрим действия:
а) центрального банка (ЦБ);
б) министерства финансов (МФ);
в) владельцев и управляющих частными коммерческими банками (КБ);
г) владельцев и управляющих автостроительными фирмами - автопромышленников (АП).
В производстве автомобилей в стране N сложилось положение, когда возможные объемы производства приведут к значительному избытку данной продукции ( влияние мирового рынка, экспорт и импорт не учитываются ). В этих условиях государство принимает меры по "охлаждению" бума. Определив годовые потребности в автомобилях, государство через МФ путем увеличения налогов на прибыль АП снижает частные капиталовложения в данную отрасль. Однако налоги нельзя повышать безмерно, их предельная величина берется на уровне 50% прибыли. Но это, по расчетам МФ, оказывается недостаточным для дестимулирования инвестиций. Поэтому в дополнение к налоговым применяются кредитные методы воздействия. ЦБ выпускает облигации, чтобы изъять избыточные кредитные ресурсы у коммерческих банков. Наряду с этим ЦБ повышает учетную ставку процента за кредиты, предоставляемые частным банкам. В свою очередь, КБ вынуждены поднять уровень процента за кредиты для АП. Автопромышленники, планировавшие взять в КБ значительную сумму кредита, после повышения процентной ставки ограничивают свои займы в банках. Все предпринятые меры снижают возможности капиталовложений АП в такой степени, какая необходима, по расчетам государственных органов, для недопущения перепроизводства и балансирования спроса и предложения на автомобильном рынке.
Банк России в полном соответствии с новой редакцией Закона РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" считает своей главной текущей целью борьбу с инфляцией.
Политика Банка России по отношению ко всему банковскому сообществу будет подчинена этим целям и исходить из текущих макроэкономических реалий. В том числе иногда Банку России придется принимать непопулярные в банковских кругах решения.
Вместе с тем Банк России будет также защищать интересы банковской сферы там, где это будет необходимо.
Банк России считает, что система регулирования банковской сферы должна строиться на гармоничном сочетании прямого регулирования со стороны Банка России, а также самоорганизации и самоограничений участников банковского сообщества.
Банк России является основным органом, регулирующим банковскую сферу, и, конечно, он не может делегировать банковскому сообществу решение всех проблем регулирования. Однако есть сферы, где Банк России не только готов разделить с банками бремя регулирования, но и встречно призывает банки разделить с ним ответственность за это.
Банк России старается сделать банковское регулирование устойчивым и предсказуемым. Для этого он готов принимать во внимание мнение как банковских союзов, объединений и ассоциаций, так и мнение отдельных банков.
Банк России будет влиять на процесс развития банковской сферы так, чтобы поощрять как конкуренцию, так и кооперацию между банками. По мнению Банка России, единственным способом обеспечения высокого качества и низкой стоимости банковских услуг является здоровая конкуренция. Вместе с тем специфика банковской сферы требует кооперации банков для уменьшения системных рисков.
Банк России глубоко озабочен тем, что не все банки сегодня выполняют принятые на себя финансовые обязательства друг перед другом, перед клиентами и вкладчиками. В связи с этим Банк России видит следующие возможные пути взаимодействия банков между собой.
Банк России не может стать гарантом прибыльности и стабильности каждого отдельного банка. Поэтому любой коммерческий банк должен самостоятельно стремиться улучшить свою деятельность в следующих направлениях:
Главная слабость сегодняшней российской банковской системы и отдельных коммерческих банков, безусловно, связана с крайне низким уровнем капитализации, что особенно наглядно проявляется в международном сравнении. Совокупный капитал всех российских банков в настоящее время - около(6 млрд. дол—США10, что ниже собственного капитала любого из ста крупнейших банков мира. Даже самые крупные российские банки уступают по этим показателям не только западноевропейским банкам, но и ведущим кредитным организациям стран Центральной и Восточной Европы.