Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение социальной политики государства.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи:
- изучение основных аспектов и функций социальной политики;
- анализ современной социальной политики России;
-ознакомление с основными задачами, направленными на совершенствование социальной политики государства.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие, сущность и оценка эффективности социальной политики…………………………………………………………………………...5
1.1. Понятие и сущность социальной политики..............................................5
1.2. Оценка эффективности социальной политики: региональная практика……………………………….…………………………………....7
Глава 2. Динамика развития современного состояния социальной политики в РФ…………………………………………………………………………………16
2.1. Значение социальной политики в переходный период…...…………..16
2.2. Социальная ситуация РФ и цели социальной политики…...………….19
2.3. Анализ современного состояния уровня жизни в РФ………………...21
Глава 3. Перспективы развития социальной политики РФ…………………...25
3.1. Совершенствование социальной политики РФ…………………...…..25
3.2. Направления государственной социальной политики в РФ………….32
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы…
ФГОУ ВПО РГАУ – МСХА им. К.А.Тимирязева
Калужский филиал
Кафедра экономики и статики
Курсовая работа
По дисциплине «Экономическая теория»
На тему: Современная социальная политика Росси.
Калуга 2009.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие, сущность и оценка эффективности социальной политики…………………………………………………………
1.1. Понятие и сущность социальной политики......................
1.2. Оценка эффективности социальной политики: региональная практика……………………………….………………………
Глава 2. Динамика развития современного состояния социальной политики в РФ…………………………………………………………………………
2.1. Значение социальной политики в переходный период…...…………..16
2.2. Социальная ситуация РФ и цели социальной политики…...………….19
2.3. Анализ современного состояния уровня жизни в РФ………………...21
Глава 3. Перспективы развития социальной политики РФ…………………...25
3.1. Совершенствование социальной политики РФ…………………...…..25
3.2. Направления государственной социальной политики в РФ………….32
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………...…………………………………5
Приложение 1…………………………………………………………………….52
Введение
Внутренняя политика государства подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д. Одной из важнейших частей внутренней политики является политика социальная, воплощенная в ее социальных программах и практике, регулирующая социально - экономические отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.
Объектом социальной политики является социальная сфера жизни общества, которую можно рассматривать как процесс функционирования и развития человека и общества. Все составляющие элементы общества, будь то социальная группа или индивид, по-своему включены в социальную сферу, занимают в обществе свое особое положение. Члены общества, социальные группы и общности постоянно в различных формах взаимодействуют друг с другом, т.е. находятся в отношениях по поводу их положения, роли в обществе, условий жизнедеятельности, образа и уклада жизни. Эти общественные отношения и составляют содержание социальной сферы.
Следовательно, если объектом социальной политики является социальная сфера, то субъектом ее выступают, прежде всего, институты политической системы – государство, партии, профсоюзы и другие общественно-политические объединения.
Первоначально считалось, что социальная политика выполняет функцию “регулятора труда и потребления”. Впоследствии к указанной функции были добавлены “функция повышения благосостояния народа” и “функция оказания социальных услуг населению”. В последние десятилетия тенденции таковы, что объем и содержание функции социальной политики во всем мире расширяются.
Целью курсовой работы является изучение социальной политики государства.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи:
- изучение основных аспектов и функций социальной политики;
- анализ современной социальной политики России;
-ознакомление с основными задачами, направленными на совершенствование социальной политики государства.
Методами исследования являются: практика, исследования, индукция, дедукция и т. д.
Процесс создания гражданского общества имеет свои специфические особенности. Для его появления необходимо наличие развитой социальной структуры и отлаженной социальной политики государства.
Глава 1. Понятие, сущность и оценка эффективности социальной политики.
1.1 Понятия и сущность социальной политики.
Социальная политика - это совокупность правительственных мероприятий, направленных на справедливое перераспределение национального дохода с целью повышения качества и уровня жизни населения.
В этом смысле социальная политика представляет собой государственную политику, но реализуемую через совокупность решений, принимаемых органами государственного управления, частного сектора (работодателями) и другими субъектами социальной политики: профсоюзными и общественно-политическими организациями, а также населением.
Социальная политика (в широком смысле слова) - совокупность мероприятий, обеспечивающих эффективное воспроизводство не только рабочей силы, а всего населения страны.
Социальная политика (в узком смысле слова), или собственно социальная политика, - дотационная политика, направленная на социальную защиту лишь определенной группы людей - социально уязвимых слоев населения. Она осуществляется как на государственной, так и некоммерческой финансовой основе. Проще говоря, социальная политика в широком ее понимании направлена на все категории жителей, а собственно социальная политика - только на социально уязвимые слои населения [10].
Проведение социальной политики в каждый данный момент времени можно рассматривать как неэффективные расходы, ибо затраты на подобные мероприятия могут не окупиться и не дать положительного результата. Экономически данная политика абсолютно невыгодна и тем не менее общество не может от нее отказаться. Отказавшись от нее, общество теряет «человеческое лицо».
Что же касается социальной политики в широком смысле, то она в долговременном аспекте всегда приносит экономический эффект (другое дело, какова его величина). Но в определенных случаях возможны и убытки: периоды экономических кризисов, перехода экономики из одной системы управления в другую на основе трансформации отношений собственности. И все-таки надо признать, что разность между доходами и затратами, связанными с проведением социальной политики, в определенные периоды времени может быть положительной, а может быть и отрицательной. В то же время нельзя отрицать существенной роли социальной политики в экономическом развитии.
Переход России к рыночной экономике первоначально ознаменовался забвением социальной политики. Идеология первого реформаторского правительства была такова: сначала решим макроэкономические вопросы, а социальные будут решаться автоматически. Социальная политика рассматривалась как чистое иждивенчество: экономический (финансовый) блок деньги зарабатывает, а социальный - их тратит. Это абсолютно неверная позиция просуществовала до 1997 года. Этот год и последующий с точки зрения формирования эффективной социальной политики во многом стали переломными. Правительство осознало ущербность такой позиции и до него наконец-то дошло, что нормальная социальная политика
- это необходимое условие в развитии любого демократического общества и в то же время - двигатель экономических реформ в России. Но можно ли вообще говорить об эффективной социальной политике в нынешних условиях? Говорить - то можно, но что толку. И тем не менее именно переживаемый Россией кризис заставил правительство задуматься над необходимостью радикального изменения политики в социальной сфере. К 2000 году российское правительство заложило неплохой фундамент по многим позициям в социальной сфере, хотя рассчитывать на быстрые результаты вряд ли стоит. Ведь речь идет о населении огромной страны, а все, что связано с людьми, очень инерционно[7].
1.2. Оценка эффективности социальной политики: региональная практика.
Реформирование социальной политики обозначило целый ряд проблем, от решения которых во многом зависит эффективность функционирования отраслей социального блока в целом. Одной из них является определение целевых показателей оценки эффективности социальной политики, системы социальной защиты и поддержки населения на уровне субъектов РФ.
Анализируя доступную информацию о развитии моделей оценки эффективности региональной социальной политики, необходимо отметить следующие особенности.
Во-первых, в большинстве регионов до недавнего времени использовались традиционные показатели динамики социальных процессов, совпадающие с показателями государственной системы социальной статистики. Данные показатели в большей степени служили в качестве демонстрационных «точечных» индикаторов увеличения объёма финансовых социальных затрат, чем эффективности социальной политики. При этом в соответствии с системой социально-статистических показателей в качестве наиболее используемых выступали показатели динамики социальных процессов в сфере труда - уровень дохода, занятость и безработица, а также показатели государственных социальных дотаций. Однако с введением практики социальных отчетов развития территорий ситуация начинает меняться - возникла реальная заинтересованность исполнительной власти в оптимизации системы социального управления и, соответственно, в разработке нормативных моделей оценки социальной сферы, позволяющей контролировать ситуацию.
Во-вторых, необходимо отметить, что разработка моделей оценки эффективности социальной политики регионального уровня проводится преимущественно в отношении системы социальной защиты (обслуживания) населения. Данные модели могут включать различные аспекты: разработку критериев эффективности применения проектно - программного принципа управления процессами социальной сферы, критериев эффективности функционирования институциональной системы социального обслуживания, а также методов оценки состояния социальной сферы (в т.ч. отдельных процессов) как интегрального показателя эффективности (результативности) социального управления.
В целом, при обосновании показателей эффективности региональной социальной политики, преимущественно в силу инновационности решаемой задачи, наблюдается большой «разброс» и неупорядоченность принципов и методов оценки.
Наиболее простым и наиболее часто используемым методом выступает дихотомическая группировка по значимым признакам. Показатели фиксируют динамику различных процессов социальной сферы, таких как «уровень бедности», «уровень занятости/безработицы», «охват различных категорий льготников социальными пособиями», «обеспеченность санаторной реабилитацией» или «обеспеченность койко-местами в стационарных лечебных учреждениях». Как правило, они носят отраслевой характер, отражая ведомственный интерес органов социального управления, ориентированных на работу с ограниченными целевыми группами и рассматривающих в качестве приоритетных направлений социальной политики определенную группу задач, связанную с решением относительно узкого круга социальных проблем. В этом случае оценка эффективности региональной социальной политики не обладает характеристиками системности, а кроме того, она не учитывает перспективы процесса стратификации и дифференциации социальных групп населения, связанные с процессами глобализации, технологической модернизации, новыми формами социальной включенности (занятости, миграции, образования и т.д.) и демографическими процессами. Вследствие ориентированности на «валовой» подход, на простое увеличение объёма социальной поддержки данная система оценки, в итоге, не обеспечивает необходимое повышение качества социального управления.
Более сложным подходом, используемым при построении показателей оценки, является классический подход по принципу «дерева критериев», в рамках которого предлагаются многоуровневые модели. Например, удачной представляется модель оценки, предлагающая стратифицировать показатели в рамках четырёх уровней измерения.
Первый уровень - эффективность реализации государственной социальной политики в регионе. Обобщающим критерием оценки выступает уровень благосостояния населения, который неразрывно связан с уровнем жизни. В свою очередь, уровень жизни определяется общественными и экономическими потребностями региона и его общественными и экономическими возможностями. В качестве измеримого показателя в этом случае выступает доля населения, чьи доходы выше/ниже реального прожиточного минимума.