Современная социальная политика Росси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение социальной политики государства.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи:
- изучение основных аспектов и функций социальной политики;
- анализ современной социальной политики России;
-ознакомление с основными задачами, направленными на совершенствование социальной политики государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие, сущность и оценка эффективности социальной политики…………………………………………………………………………...5
1.1. Понятие и сущность социальной политики..............................................5
1.2. Оценка эффективности социальной политики: региональная практика……………………………….…………………………………....7
Глава 2. Динамика развития современного состояния социальной политики в РФ…………………………………………………………………………………16
2.1. Значение социальной политики в переходный период…...…………..16
2.2. Социальная ситуация РФ и цели социальной политики…...………….19
2.3. Анализ современного состояния уровня жизни в РФ………………...21
Глава 3. Перспективы развития социальной политики РФ…………………...25
3.1. Совершенствование социальной политики РФ…………………...…..25
3.2. Направления государственной социальной политики в РФ………….32
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

Содержание курсовой по эк.теории.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)


ФГОУ ВПО РГАУ – МСХА им. К.А.Тимирязева

Калужский филиал

 

Кафедра экономики и  статики

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Экономическая теория»

На тему: Современная социальная политика Росси.

 

 

                                                                                 

 

                                                                                      Выполнила:                             

                                                                       студент 22 группы

                                                                                     экономического факультета

                                                                      Тимошкова А. С..

                                                                          Проверил ассистент:

                                                            Егоров А.А.

                                                    Оценка:

 

 

 

Калуга 2009.

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие, сущность и оценка эффективности социальной политики…………………………………………………………………………...5

1.1. Понятие и сущность социальной политики..............................................5

1.2. Оценка эффективности социальной политики: региональная практика……………………………….…………………………………....7 

Глава 2. Динамика развития современного состояния социальной политики в РФ…………………………………………………………………………………16

2.1.   Значение  социальной политики в переходный период…...…………..16

2.2.   Социальная ситуация РФ и цели социальной политики…...………….19

2.3.   Анализ современного состояния уровня жизни в РФ………………...21

Глава 3. Перспективы развития социальной политики РФ…………………...25

      3.1. Совершенствование социальной политики РФ…………………...…..25

      3.2. Направления государственной социальной политики в РФ………….32

Заключение……………………………………………………………………….47

Список использованной литературы………...…………………………………50

Приложение 1…………………………………………………………………….52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Внутренняя политика государства подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д. Одной из важнейших частей внутренней политики является политика социальная, воплощенная в ее социальных программах и практике, регулирующая социально - экономические отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

Объектом социальной политики является социальная сфера жизни общества, которую можно рассматривать как процесс функционирования и развития человека и общества. Все составляющие элементы общества, будь то социальная группа или индивид, по-своему включены в социальную сферу, занимают в обществе свое особое положение. Члены общества, социальные группы и общности постоянно в различных формах взаимодействуют друг с другом, т.е. находятся в отношениях по поводу их положения, роли в обществе, условий жизнедеятельности, образа и уклада жизни. Эти общественные отношения и составляют содержание социальной сферы.     

Следовательно, если объектом социальной политики является социальная сфера, то субъектом ее выступают, прежде всего, институты политической системы – государство, партии, профсоюзы и другие общественно-политические объединения.

Первоначально считалось, что социальная политика выполняет функцию “регулятора труда и потребления”. Впоследствии к указанной функции были добавлены “функция повышения благосостояния народа” и “функция оказания социальных услуг населению”. В последние десятилетия тенденции таковы, что объем и содержание функции социальной политики во всем мире расширяются.
     Целью курсовой работы является изучение социальной политики государства.
     В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи:

- изучение основных аспектов и функций социальной политики;

- анализ современной социальной политики России;

-ознакомление с основными задачами, направленными на совершенствование социальной политики государства.

Методами исследования являются: практика, исследования, индукция, дедукция и т. д.

Процесс создания гражданского общества имеет свои специфические особенности. Для его появления необходимо наличие развитой социальной структуры и отлаженной социальной политики государства.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие, сущность и оценка эффективности социальной политики.

1.1 Понятия и сущность социальной политики.

Социальная политика - это совокупность правительствен­ных мероприятий, направленных на справедливое перерас­пределение национального дохода с целью повышения качества и уровня жизни населения.

В этом смысле социальная политика представляет собой государственную политику, но реализуемую через совокупность решений, принимаемых органами государственного управления, частного сектора (работодателями) и другими субъектами соци­альной политики: профсоюзными и общественно-политическими организациями, а также населением.

Социальная политика (в широком смысле слова) - сово­купность мероприятий, обеспечивающих эффективное вос­производство не только рабочей силы, а всего населения страны.

Социальная политика (в узком смысле слова), или собственно социальная политика, - дотационная политика, направленная на социальную защиту лишь определенной группы людей - социально уязвимых слоев населения. Она осуществляется как на государственной, так и некоммерческой финансовой основе. Проще говоря, социальная политика в широком ее понимании направлена на все категории жителей, а собственно социальная политика - только на социально уязвимые слои населения [10].

Проведение социальной политики в каждый дан­ный момент времени можно рассматривать как неэффективные расходы, ибо затраты на подобные мероприятия могут не оку­питься и не дать положительного результата. Экономически дан­ная политика абсолютно невыгодна и тем не менее общество не может от нее отказаться. Отказавшись от нее, общество теряет «человеческое лицо».

Что же касается социальной политики в широком смысле, то она в долговременном аспекте всегда приносит экономический эффект (другое дело, какова его величина). Но в определенных случаях возможны и убытки: периоды экономических кризи­сов, перехода экономики из одной системы управления в дру­гую на основе трансформации отношений собственности. И все-таки надо признать, что разность между доходами и затратами, связанными с проведением социальной политики, в определен­ные периоды времени может быть положительной, а может быть и отрицательной. В то же время нельзя отрицать существенной роли социальной политики в экономическом развитии.

Переход России к рыночной экономике первоначально оз­наменовался забвением социальной политики. Идеология перво­го реформаторского правительства была такова: сначала решим макроэкономические вопросы, а социальные будут решаться автоматически. Социальная политика рассматривалась как чис­тое иждивенчество: экономический (финансовый) блок деньги зарабатывает, а социальный - их тратит. Это абсолютно невер­ная позиция просуществовала до 1997 года. Этот год и последую­щий с точки зрения формирования эффективной социальной политики во многом стали переломными. Правительство осозна­ло ущербность такой позиции и до него наконец-то дошло, что нормальная социальная политика

- это необходимое условие в развитии любого демократического общества и в то же время - двигатель экономических реформ в России. Но можно ли вообще говорить об эффективной социальной политике в ны­нешних условиях? Говорить - то можно, но что толку. И тем не менее именно переживаемый Россией кризис заставил правитель­ство задуматься над необходимостью радикального изменения политики в социальной сфере. К 2000 году российское правительство заложило неплохой фундамент по многим позициям в социаль­ной сфере, хотя рассчитывать на быстрые результаты вряд ли стоит. Ведь речь идет о населении огромной страны, а все, что связано с людьми, очень инерционно[7].

     1.2. Оценка эффективности социальной политики: региональная практика.

     Реформирование социальной политики обозначило целый ряд проблем, от решения которых во многом зависит эффективность функционирования отраслей социального блока в целом. Одной из них является определение целевых показателей оценки эффективности социальной политики, системы социальной защиты и поддержки населения на уровне субъектов РФ.                                                                                                                 В связи с внедрением проектно-целевого принципа бюджетно­го финансирования и переходом от управления, ориентиро­ванного «на процесс», на управление «по результату» в регио­нах началась активная разработка оптимальных технологий оцен­ки эффективности социальной политики, в том числе проектиро­вание адекватной системы показателей работы институциональ­ных структур социальной защиты и поддержки населения. Поиск адекватных схем ведется сегодня в рамках различных направлений с использованием множества методов социального измерения и оценки, которые также нуждаются в систематизации и анализе. Так, показатели эффективности могут быть ориентированы и на макро- и на микроуровень анализа социальных отношений (уро­вень социальной поляризации - обеспеченность нуждающихся адресной социальной помощью), группироваться в зависимости от масштабности социального охвата (показатели эффективности региональной социальной политики - показатели эффективнос­ти функционирования институциональной системы социального обслуживания - показатели эффективности работы учреждения социального обслуживания) или с точки зрения субъекта и объекта управления (показатели качества руководства и управления, квалификации персонала - показатели нуждаемости в социаль­ных пособиях, потребности в дополнительных социальных услу­гах).

    Анализируя доступную информацию о развитии моделей оценки эффективности региональной социальной политики, необходимо отметить следующие особенности.

    Во-первых, в большинстве регионов до недавнего времени использовались традиционные показатели динамики социальных процессов, совпадающие с показателями государственной системы социальной статистики. Данные показатели в большей степени              служили в качестве демонстрационных «точечных» индикаторов увеличения объёма финансовых социальных затрат, чем эффективности социальной политики. При этом в соответствии с системой социально-статистических показателей в качестве наиболее              используемых выступали показатели динамики социальных процессов в сфере труда - уровень дохода, занятость и безработица, а также показатели государственных социальных дотаций. Однако с введением практики социальных отчетов развития территорий ситуация начина­ет меняться - возникла реальная заин­тересованность исполнительной власти в оптимизации системы социального управления и, соответственно, в раз­работке нормативных моделей оценки социальной сферы, позволяющей конт­ролировать ситуацию.

Во-вторых, необходимо отметить, что разработка моделей оценки эффективности социальной политики региональ­ного уровня проводится преимущест­венно в отношении системы социальной защиты (обслуживания) населения. Данные модели могут включать раз­личные аспекты: разработку критериев эффективности применения проектно - программного принципа управления процессами социальной сферы, критериев эффективности функционирования институциональной системы социально­го обслуживания, а также методов оцен­ки состояния социальной сферы (в т.ч. отдельных процессов) как интегрального показателя эффективности (результатив­ности) социального управления.

В целом, при обосновании показате­лей эффективности региональной соци­альной политики, преимущественно в силу инновационности решаемой зада­чи, наблюдается большой «разброс» и неупорядоченность принципов и мето­дов оценки.

Наиболее простым и наиболее часто используемым методом выступает дихотомическая группировка по значимым признакам. Показатели фиксируют дина­мику различных процессов социальной сферы, таких как «уровень бедности», «уровень занятости/безработицы», «охват различных категорий льготников соци­альными пособиями», «обеспеченность санаторной реабилитацией» или «обеспе­ченность койко-местами в стационарных лечебных учреждениях». Как правило, они носят отраслевой характер, отражая ведомственный интерес органов соци­ального управления, ориентированных на работу с ограниченными целевыми группами и рассматривающих в качестве приоритетных направлений социальной политики определенную группу задач, связанную с решением относительно узкого круга социальных проблем. В этом случае оценка эффективности региональ­ной социальной политики не обладает характеристиками системности, а кроме того, она не учитывает перспективы процесса стратификации и дифференциации социальных групп населения, связанные с процессами глобализации, технологи­ческой модернизации, новыми формами социальной включенности (занятости, миграции, образования и т.д.) и демог­рафическими процессами. Вследствие ориентированности на «валовой» подход, на простое увеличение объёма социаль­ной поддержки данная система оценки, в итоге, не обеспечивает необходимое повышение качества социального управ­ления.

Более сложным подходом, используе­мым при построении показателей оцен­ки, является классический подход по принципу «дерева критериев», в рамках которого предлагаются многоуровневые модели. Например, удачной представ­ляется модель оценки, предлагающая стратифицировать показатели в рамках четырёх уровней измерения.

Первый уровень - эффективность реа­лизации государственной социальной политики в регионе. Обобщающим кри­терием оценки выступает уровень бла­госостояния населения, который нераз­рывно связан с уровнем жизни. В свою очередь, уровень жизни определяется общественными и экономическими пот­ребностями региона и его общественны­ми и экономическими возможностями. В качестве измеримого показателя в этом случае выступает доля населения, чьи доходы выше/ниже реального прожиточ­ного минимума.

Информация о работе Современная социальная политика Росси