Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение социальной политики государства.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи:
- изучение основных аспектов и функций социальной политики;
- анализ современной социальной политики России;
-ознакомление с основными задачами, направленными на совершенствование социальной политики государства.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие, сущность и оценка эффективности социальной политики…………………………………………………………………………...5
1.1. Понятие и сущность социальной политики..............................................5
1.2. Оценка эффективности социальной политики: региональная практика……………………………….…………………………………....7
Глава 2. Динамика развития современного состояния социальной политики в РФ…………………………………………………………………………………16
2.1. Значение социальной политики в переходный период…...…………..16
2.2. Социальная ситуация РФ и цели социальной политики…...………….19
2.3. Анализ современного состояния уровня жизни в РФ………………...21
Глава 3. Перспективы развития социальной политики РФ…………………...25
3.1. Совершенствование социальной политики РФ…………………...…..25
3.2. Направления государственной социальной политики в РФ………….32
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы…
Второй уровень - эффективность деятельности территориальных социальных служб - предполагает оценку системы социальной защиты с точки зрения потребности в социальном обслуживании, соответствия объёмов оказываемых социальных услуг потенциальной необходимости/возможности их предоставления. Обобщающими критериями оценки выступают доступность социальных услуг, нуждаемость в социальных услугах, ориентация институциональных структур на индивидуальные потребности граждан, достаточность ресурсов для выполнения профессиональных функций. В качестве измеримого показателя, как правило, используются показатели экономической эффективности работы территориальных органов социальной защиты.
Третий уровень - восприятие населением эффективности социальной политики в регионе - связан с высказываниями, оценками населения, имеющего основания судить о предмете на базе собственного или абстрагированного опыта. Обобщающими критериями оценки выступают удовлетворённость пользователей предоставляемыми социальными услугами, уровень лояльности в отношении различных учреждений социального обслуживания и в отношении системы социальной поддержки и обслуживания в целом. В качестве измеримого показателя выступают субъективные социальные оценки восприятия, получаемые на основе социологических методов изучения общественного мнения.
Четвертый уровень - эффективность управления системой социальной защиты в регионе - предполагает разработку критериев, отражающих заинтересованность и способность региональных органов власти и органов местного самоуправления решать соответствующие задачи социальной политики. В качестве измеримых показателей могут рассматриваться доля средств, предусмотренных местным бюджетом на социальную защиту, развитость инфрастуктуры социальной защиты, численность социальных работников, наличие региональных социальных программ по социальной защите отдельных групп населения.
Исходя из того что представленная модель носит системный характер, можно предположить хорошие перспективы для её распространения. Главным преимуществом в этом случае становится совмещение в процессе анализа и оценки принципов управленческой и общественной экспертизы процесса. Так, большинство элементов рассматриваемой модели успешно реализуются сегодня в Ставропольском крае[17].
Однако реализуемый проект вызывает вопросы, касающиеся детализации некоторых групп показателей, в том числе показателей уровня жизни, ориентации на индивидуальные потребности граждан, развитости инфраструктуры социальной защиты. Данные показатели могут оказаться слишком громоздкими, трудоёмкими с точки зрения получаемой информации. Вопросы возникают и в отношении субъективных показателей массового восприятия, поскольку существует проблема соизмеримости групповых социальных оценок и влияния на данные оценки косвенных факторов.
Необходимость учёта общественного мнения (мнения потребителей услуг) в условиях перехода к конкурентному принципу социального финансирования не может оспариваться в принципе - сама система социальной защиты рассматривается сегодня как система социального обслуживания целевых клиентских групп. Данное обстоятельство повлияло на формирование специфической модели оценки, которая реализуется, например, в Саратовской области. Эта модель ориентирована на систематизацию информации о потребностях населения в социальных услугах и формирование единого электронного банка данных, позволяющих квалифицировать характер социальной ситуации в рамках конкретных территориально-
Методическая ценность проекта определяется тем, что здесь реализуется идея построения системы показателей на основе интегрального критерия - уровня удовлетворённости социальных потребностей населения и, прежде всего, потенциальных клиентов системы социального обслуживания. Такой подход позволяет совместить оценки макро- и микроуровней реализации социальной политики: качество региональной системы социальной защиты в этом случае определяется деятельностью низовых учреждений - территориальных центров социального обслуживания, целевым образом направленных на выявление и удовлетворение потребностей населения.
Проблемы рассматриваемого проекта связаны в большей степени с практическими, чем с теоретическими аспектами его реализации. Поскольку учреждения социального обслуживания фактически в настоящий момент не заинтересованы в сборе и систематизации информации для «Градусника» (более того, рассматривают данную деятельность как избыточную, отвлекающую ресурсы от исполнения основных производственных функций), электронная база носит локальный характер, т.е. не может выполнять свои функции в полной мере. Фактически разработанная методика используется для выявления удовлетворённости клиентов надомным обслуживанием.
Своеобразным «камнем преткновения» для построения целостной системы целевых показателей оценки социальной защиты выступает проблема совместимости различных уровней данной оценки. Учитывая данное обстоятельство, представляется возможным использовать и так называемые «сквозные» критерии построения показателей, которые могут применяться по матричному принципу на всех структурных уровнях оценки. Именно такой принцип становится доминирующим при моделировании систем оценки эффективности социальной политики (в т.ч. оценки эффективности применения социальных технологий управления социальной сферой) в Волгоградской области. Одной из первых попыток в этом плане стал проект, направленный на разработку технологии адресной социальной поддержки целевой группы клиентов центров социальной помощи семье и детям (проект ARCAD1S, 2006-2007 гг.), в рамках которого использовались три группы показателей.
1. Показатели непосредственного результата - включают измерение показателей социальной сферы региона, характеризующих состояние социально уязвимых категорий и ключевые параметры региональной системы социальной защиты (количество и состав субсидий и льгот, размеры выплат).
2. Показатели социального эффекта - включают три подгруппы процедур: измерение динамики состояния целевой группы; изменение социальных параметров среды в результате реализации мероприятий по её социальной защите, проведённых в рамках определенной социальной программы; измерение степени достижения социальной цели, отражаемой в нормативных документах.
3. Показатели экономической эффективности - включают измерение характеристик использования ресурсов, потраченных на достижение определённого социального эффекта.[11]
Система «сквозных» матричных параметров оценки разрабатывается в настоящее время и применительно к более широкой социальной области - сфере социального обслуживания населения. На документально-нормативном уровне данная модель представлена как система качества предоставления социальных услуг учреждениями социального обслуживания. Качество предоставления социальных услуг понимается как деятельность, направленная на конечный результат, ориентированная на удовлетворение социальных ожиданий (запросов) клиентов, обеспечивающая социальное обслуживание и защиту в соответствии с их объективным статусным положением (уровнем нуждаемости, степенью социальной лишённости) и характеризующаяся социальной эффективностью. Социальная эффективность в свою очередь, рассматривается в плане оптимального соотношения ресурсы: возможностей и конечных результатов работы учреждений социальной защит при реализации целевых (функциональных) задач социального обслуживания соответствии с законодательством РФ и учётом приоритетных направлений государственной (федеральной и региональной) социальной политики.
Интегрированными критериями системы качества выступают сводные
показатели уровня социальной эффективности предоставления социальных услуг и уровня удовлетворённости клиентов социальным обслуживанием. Уровень социального обслуживания определяется на основе данных экспертной оценки и самооценки учреждений и включает в себя следующие показатели: обслуживаемые целевые группы; состав и количество предоставляемых социальных услуг согласно гарантированному стандарту; содержание и объёмы дополнительных социальных услуг; уровень информационного сопровождения процесса; наличие специальных программ по предоставлению услуг; уровень материально-технического обеспечения процесса. Уровень удовлетворённости клиентов определяется на основе социологического мониторинга и включает в себя следующие показатели социальной оценки: качество работы персонала; качество работы руководства; качество социального обслуживания в соответствии с основными профессиональными требованиями (доступность, своевременность, спектр услуг, комфортность условий обслуживания и т.д.); уровень лояльности клиентов.
Итак, построение моделей оценки эффективности региональной системы социальной поддержки характеризуется значительным разбросом используемых методических подходов, принципов и систем измеряемых показателей. Данная ситуация определяется сложностью моделируемой области, которая характеризуется многообразием институциональных форм деятельности (в т.ч. и форм управления) и многоплановостью решаемых задач, отражающих социальные потребности общества. Это определяет необходимость отказа от классического одномерного подхода к построению системы показателей оценки [13].
Глава 2. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ Современное состояние социальной политики РФ
2.1. Значение социальной политики в переходный период.
Социальная политика - одно из главных направлений государственного регулирования экономики. В развитых странах, особенно придерживающихся социал-демократических доктрин или доктрин «социального рыночного хозяйства», отдается приоритет социальным задачам над чисто экономическими. Их решение является средством для достижения социальных целей - обеспечения общественной стабильности возможности достойной жизни и свободы для каждого человека, эффективной защиты наиболее социально уязвимых групп. В период реформирования экономики роль активной социальной политики государства возрастает, поскольку именно по состоянию социальной сферы люди судят об эффективности и целесообразности рыночных преобразований.
Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации установила, что Россия является социальным государством. К сожалению, пока это остается лишь декларацией. Социальная сфера экономики находится после десяти лет реформ в катастрофическом положении по ряду субъективных и объективных причин, связанных как с закономерностями переходного периода, так и с проводимой экономической политикой [4].
1.В переходный период происходит значительное снижение уровня жизни большей части населения. Это вызвано трансформационным спадом, высокой инфляцией и массовой безработицей. Резко возрастает селения дифференциация доходов населения, причём высокие доходы не, всегда связаны с личными трудовыми и предпринимательскими усилиями.
2.Недостаточные ассигнования обостряют проблему финансирования бюджетных учреждений образования, здравоохранения, науки и культуры. В то же время разрушена социальная инфраструктура, ранее содержащаяся за счёт предприятий.
3. Социальная ситуация в переходной экономике осложняется тем, что прежний механизм государственной «опеки» граждан разрушен, а условия для «зарабатывания доходов» ёщё не сложились; кроме того, не все люди одинаково быстро легко могут адаптироваться к рыночным условиям [9].
В процессе перехода от «государственного социализма» к рыночной экономике в социальной сфере требуют решения две основные задачи.
Во-первых, необходимо перестроить саму эту сферу на совершенно новых принципах. Следует заметить, что в социальной сфере страны социализма имели немало достижений: доступное образование и здравоохранение, стабильная система занятости, гарантия заработной платы и, несмотря на то, что в целом уровень жизни в этих странах был значительно же, чем в развитых, населением он воспринимался как нормальный», а уровень социальной защищенности создавал ценность в завтрашнем дне. Почему же понадобилось перестраивать существовавшую систему? Помимо таких причин, как низкий уровень жизни, отсутствие подлинной свободы личности, принципиальное значение имеет несовместимость модели социальной защиты, присущей государственномy социализму, с рыночной экономикой. Существовавшая цель была тесно связана с государственной собственностью, ориентирована на предоставление государством всем граж-1ам одинаковых социальных услуг.
Реформирование социальной сферы должно строиться на дующих основополагающих принципах:
- приоритет прав и свобод гражданина;
- индивидуальная ответственность гражданина за свое материальное благополучие;
- взаимная ответственность общества и его членов;
- социальная справедливость;
- разграничение функции различных уровней власти в управлении социальной сферой.
Вторая задача связана с необходимостью выработки новых приоритетов и механизма реализации социальной политики с целью повышения ее эффективности, концентрации усилий на наиболее острых социальных проблемах, обеспечении более рационального использования финансовых и материальных ресурсов.
К основным приоритетам социальной политики в переходной экономике относятся:
1) создание условий для высокопроизводительного, высокодоходного труда и предпринимательской деятельности, чтобы каждый трудоспособный мог обеспечить высокий уровень благосостояния для себя и своей семьи; адресная поддержка тех, кто в силу возраста или особенностей социальной ситуации не может обойтись без помощи. В соответствии с названными приоритетами стратегическими целями социальной политики в переходный период являются: достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
- усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
- обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;