Современная социальная политика Росси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение социальной политики государства.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи:
- изучение основных аспектов и функций социальной политики;
- анализ современной социальной политики России;
-ознакомление с основными задачами, направленными на совершенствование социальной политики государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие, сущность и оценка эффективности социальной политики…………………………………………………………………………...5
1.1. Понятие и сущность социальной политики..............................................5
1.2. Оценка эффективности социальной политики: региональная практика……………………………….…………………………………....7
Глава 2. Динамика развития современного состояния социальной политики в РФ…………………………………………………………………………………16
2.1. Значение социальной политики в переходный период…...…………..16
2.2. Социальная ситуация РФ и цели социальной политики…...………….19
2.3. Анализ современного состояния уровня жизни в РФ………………...21
Глава 3. Перспективы развития социальной политики РФ…………………...25
3.1. Совершенствование социальной политики РФ…………………...…..25
3.2. Направления государственной социальной политики в РФ………….32
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

Содержание курсовой по эк.теории.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

Второй уровень - эффективность деятельности территориальных социаль­ных служб - предполагает оценку систе­мы социальной защиты с точки зрения потребности в социальном обслужива­нии, соответствия объёмов оказываемых социальных услуг потенциальной необходимости/возможности их предоставле­ния. Обобщающими критериями оценки выступают доступность социальных услуг, нуждаемость в социальных услугах, ори­ентация институциональных структур на индивидуальные потребности граждан, достаточность ресурсов для выполнения профессиональных функций. В качест­ве измеримого показателя, как правило, используются показатели экономической эффективности работы территориальных органов социальной защиты.

Третий уровень - восприятие населени­ем эффективности социальной политики в регионе - связан с высказываниями, оценками населения, имеющего осно­вания судить о предмете на базе собс­твенного или абстрагированного опыта. Обобщающими критериями оценки выступают удовлетворённость пользова­телей предоставляемыми социальными услугами, уровень лояльности в отноше­нии различных учреждений социального обслуживания и в отношении системы социальной поддержки и обслуживания в целом. В качестве измеримого показа­теля выступают субъективные социаль­ные оценки восприятия, получаемые на основе социологических методов изуче­ния общественного мнения.

Четвертый уровень - эффек­тивность управления системой соци­альной защиты в регионе - предполага­ет разработку критериев, отражающих заинтересованность и способность реги­ональных органов власти и органов мес­тного самоуправления решать соответс­твующие задачи социальной политики. В качестве измеримых показателей могут рассматриваться доля средств, предус­мотренных местным бюджетом на соци­альную защиту, развитость инфрастуктуры социальной защиты, численность соци­альных работников, наличие региональ­ных социальных программ по социальной защите отдельных групп населения.

Исходя из того что представлен­ная модель носит системный характер, можно предположить хорошие перспек­тивы для её распространения. Главным преимуществом в этом случае становится совмещение в процессе анализа и оценки принципов управленческой и обществен­ной экспертизы процесса. Так, большинство элементов рассматриваемой модели успешно реализуются сегодня в Ставропольском крае[17].

Однако реализуе­мый проект вызывает вопросы, касающиеся детализации некоторых групп пока­зателей, в том числе показателей уровня жизни, ориентации на индивидуальные потребности граждан, развитости инфра­структуры социальной защиты. Данные показатели могут оказаться слишком громоздкими, трудоёмкими с точки зре­ния получаемой информации. Вопросы возникают и в отношении субъективных показателей массового восприятия, поскольку существует проблема соизмери­мости групповых социальных оценок и влияния на данные оценки косвенных факторов.

Необходимость учёта общественного мнения (мнения потребителей услуг) в условиях перехода к конкурентному принципу социального финансирования не может оспариваться в принципе - сама система социальной защиты рассматри­вается сегодня как система социально­го обслуживания целевых клиентских групп. Данное обстоятельство повлияло на формирование специфической модели оценки, которая реализуется, например, в Саратовской области. Эта модель ори­ентирована на систематизацию инфор­мации о потребностях населения в соци­альных услугах и формирование единого электронного банка данных, позволяющих квалифицировать характер социаль­ной ситуации в рамках конкретных тер­риториально-административных обра­зований. Так, учреждения социального обслуживания (комплексные центры, территориальные управления) пытаются фиксировать данные об условиях проживания, имущественном положении, состоянии здоровья, степени социаль­ных лишений и прочих нуждах клиентов по специально разработанной методике «Градусник социальной ситуации».

Методическая ценность проекта опре­деляется тем, что здесь реализуется идея построения системы показателей на основе интегрального критерия - уровня удовлетворённости социальных потреб­ностей населения и, прежде всего, потенциальных клиентов системы социального обслуживания. Такой подход позволяет совместить оценки макро- и микроуров­ней реализации социальной политики: качество региональной системы соци­альной защиты в этом случае определя­ется деятельностью низовых учреждений - территориальных центров социального обслуживания, целевым образом направ­ленных на выявление и  удовлетворение потребностей населения.

Проблемы рассматриваемого проекта связаны в большей степени с практичес­кими, чем с теоретическими аспектами его реализации. Поскольку учреждения социального обслуживания фактически в настоящий момент не заинтересованы в сборе и систематизации информации для «Градусника» (более того, рассматри­вают данную деятельность как избыточ­ную, отвлекающую ресурсы от исполне­ния основных производственных функ­ций), электронная база носит локальный характер, т.е. не может выполнять свои функции в полной мере. Фактически раз­работанная методика используется для выявления удовлетворённости клиентов надомным обслуживанием.

Своеобразным «камнем преткнове­ния» для построения целостной системы целевых показателей оценки социальной защиты выступает проблема совместимости различных уровней данной оцен­ки. Учитывая данное обстоятельство, представляется возможным использовать и так называемые «сквозные» критерии построения показателей, которые могут применяться по матричному принци­пу на всех структурных уровнях оцен­ки. Именно такой принцип становится доминирующим при моделировании систем оценки эффективности социаль­ной политики (в т.ч. оценки эффектив­ности применения социальных техно­логий управления социальной сферой) в Волгоградской области. Одной из пер­вых попыток в этом плане стал проект, направленный на разработку технологии адресной социальной поддержки целевой группы клиентов центров социальной помощи семье и детям (проект ARCAD1S, 2006-2007 гг.), в рамках которого использовались три группы показателей.

1. Показатели непосредственного результата - включают измерение пока­зателей социальной сферы региона, характеризующих состояние социально уязвимых категорий и ключевые параметры региональной системы социальной защиты (количество и состав субсидий и льгот, размеры выплат).

2.              Показатели социального эффекта - включают три подгруппы процедур: измерение динамики состояния целевой группы; изменение социальных пара­метров среды в результате реализации мероприятий по её социальной защите, проведённых в рамках определенной социальной программы; измерение сте­пени достижения социальной цели, отражаемой в нормативных документах.

3. Показатели экономической эффективности - включают измерение харак­теристик использования ресурсов, потраченных на достижение определённого социального эффекта.[11]

Система «сквозных» матричных пара­метров оценки разрабатывается в насто­ящее время и применительно к более широкой социальной области - сфере социального обслуживания населения.  На документально-нормативном уровне  данная модель представлена как систе­ма качества предоставления социальных услуг учреждениями социального обслуживания. Качество предоставле­ния социальных услуг понимается как деятельность, направленная на конеч­ный  результат,   ориентированная на удовлетворение социальных ожиданий (запросов) клиентов, обеспечивающая социальное обслуживание и защиту в соответствии с их объективным статус­ным положением (уровнем нуждаемос­ти, степенью социальной лишённости) и характеризующаяся социальной эффек­тивностью. Социальная эффективность в свою очередь, рассматривается в плане оптимального соотношения ресурсы: возможностей и конечных результатов работы учреждений социальной защит при реализации целевых (функциональных) задач социального обслуживания соответствии с законодательством РФ и учётом приоритетных направлений государственной (федеральной и региональной) социальной политики.

Интегрированными критериями системы качества выступают сводные

показатели уровня социальной эффективности предоставления социальных услуг и уровня удовлетворённости клиентов социальным обслуживанием. Уровень социального обслуживания определяется на основе данных экспертной оценки и самооценки учреждений и включает в себя следующие показатели: обслуживаемые целевые группы; состав и количество пре­доставляемых социальных услуг согласно гарантированному стандарту; содержа­ние и объёмы дополнительных социаль­ных услуг; уровень информационного сопровождения процесса; наличие спе­циальных программ по предоставлению услуг; уровень материально-техническо­го обеспечения процесса. Уровень удовлетворённости клиентов определяется на основе социологического мониторинга и включает в себя следующие показате­ли социальной оценки: качество работы персонала; качество работы руководства; качество социального обслуживания в соответствии с основными профессио­нальными требованиями (доступность, своевременность, спектр услуг, комфорт­ность условий обслуживания и т.д.); уро­вень лояльности клиентов.

Итак, построение моделей оценки эффективности региональной системы социальной поддержки харак­теризуется значительным разбросом используемых методических подходов, принципов и систем измеряемых пока­зателей. Данная ситуация определяет­ся сложностью моделируемой области, которая характеризуется многообразием институциональных форм деятельности (в т.ч. и форм управления) и многопла­новостью решаемых задач, отражающих социальные потребности общества. Это определяет необходимость отказа от клас­сического одномерного подхода к пост­роению системы показателей оценки [13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ Современное состояние социальной политики РФ

    2.1. Значение социальной политики в переходный период.

Социальная политика - одно из главных направлений государственного регулирования экономики. В развитых странах, особенно придерживающихся социал-демократических  доктрин или доктрин «социального рыночного хозяйства», отдается приоритет социальным задачам над чисто экономическими. Их решение является средством для достижения социальных целей - обеспечения общественной стабильности возможности достойной жизни и свободы для каждого чело­века, эффективной защиты наиболее социально уязвимых  групп. В период реформирования экономики роль активной социальной   политики   государства   возрастает,   поскольку  именно по состоянию социальной сферы люди судят об эффективности и целесообразности рыночных преобразований.

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации  установила, что Россия является социальным государством. К  сожалению, пока это остается лишь декларацией. Социальная сфера экономики находится после десяти лет реформ в катастрофическом положении по ряду субъективных и объективных причин, связанных как с закономерностями переходного периода, так и с проводимой экономической политикой [4].

1.В переходный период происходит значительное сни­жение уровня жизни большей части населения. Это вызвано трансформационным спадом, высокой инфляцией и массовой безработицей. Резко возрастает селения дифференциация доходов населения, причём высокие доходы не, всегда связаны с личными трудовыми и предпринимательскими усилиями.

2.Недостаточные ассигнования обостряют проблему финансирования бюджетных учреждений образования, здравоохранения, науки и культуры. В то же время разрушена социальная инфраструктура, ранее содержащаяся за счёт предприятий.

3. Социальная ситуация в переходной экономике осложняется тем, что прежний механизм государственной  «опеки» граждан разрушен, а условия для «зарабатывания доходов» ёщё не сложились; кроме того, не все люди одинаково быстро легко могут адаптироваться к рыночным условиям [9].

В процессе перехода от «государственного социализма» к рыночной экономике в социальной сфере требуют решения две  основные задачи.

Во-первых, необходимо перестроить саму эту сферу на совершенно новых принципах. Следует заметить, что в социальной сфере страны социализма имели немало достижений: доступное образование и здравоохранение, стабильная система занятости, гарантия заработной платы и, несмотря на то, что в целом уровень жизни в этих странах был значительно же, чем в развитых, населением он воспринимался как нормальный», а уровень социальной защищенности создавал ценность в завтрашнем дне. Почему же понадобилось перестраивать существовавшую систему? Помимо таких причин, как низкий уровень жизни, отсутствие подлинной свободы личности, принципиальное значение имеет несовместимость модели социальной защиты, присущей государственномy социализму, с рыночной экономикой. Существовавшая цель была тесно связана с государственной собственностью, ориентирована на предоставление государством всем граж-1ам одинаковых социальных услуг.

Реформирование социальной сферы должно строиться на дующих основополагающих принципах:

- приоритет прав и свобод гражданина;

- индивидуальная ответственность гражданина за свое   материальное благополучие;

- взаимная ответственность общества и его членов;

- социальная справедливость;

- разграничение функции различных уровней власти в управлении социальной сферой.

Вторая задача связана с необходимостью выработки но­вых приоритетов и механизма реализации социальной поли­тики с целью повышения ее эффективности, концентрации усилий на наиболее острых социальных проблемах, обеспече­нии более рационального использования финансовых и мате­риальных ресурсов.

К основным приоритетам социальной политики в пере­ходной экономике относятся:

1)  создание условий для высокопроизводительного, вы­сокодоходного труда и предпринимательской деятельности, чтобы каждый трудоспособный мог обеспечить высокий уро­вень благосостояния для себя и своей семьи; адресная поддержка тех, кто в силу возраста или особенностей социальной ситуации не может обойтись без по­мощи. В соответствии с названными приоритетами стратегиче­скими целями социальной политики в переходный период являются: достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

- усиление адресности социальной поддержки нуждаю­щихся граждан;

- обеспечение эффективной занятости населения, повы­шение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

Информация о работе Современная социальная политика Росси