Современная социальная политика Росси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение социальной политики государства.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи:
- изучение основных аспектов и функций социальной политики;
- анализ современной социальной политики России;
-ознакомление с основными задачами, направленными на совершенствование социальной политики государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие, сущность и оценка эффективности социальной политики…………………………………………………………………………...5
1.1. Понятие и сущность социальной политики..............................................5
1.2. Оценка эффективности социальной политики: региональная практика……………………………….…………………………………....7
Глава 2. Динамика развития современного состояния социальной политики в РФ…………………………………………………………………………………16
2.1. Значение социальной политики в переходный период…...…………..16
2.2. Социальная ситуация РФ и цели социальной политики…...………….19
2.3. Анализ современного состояния уровня жизни в РФ………………...21
Глава 3. Перспективы развития социальной политики РФ…………………...25
3.1. Совершенствование социальной политики РФ…………………...…..25
3.2. Направления государственной социальной политики в РФ………….32
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

Содержание курсовой по эк.теории.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо четко осознать, что реальное управление трудовыми отношениями и собственно трудом станет возможным только при соответствующем развитии социального партнерства, а эффективность реализуемых программ будет определяться совместными действиями государственных институтов (всех уровней и ветвей власти), общественных организаций трудящихся и предпринимательских структур.
     Центр тяжести корректировки реформ должен сместиться, с одной стороны, на структурные преобразования в сфере труда и социально-трудовых отношений, с другой, на обеспечение реального приоритета отраслей социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, культуры), которые должны гарантировать воспроизводство работника, способного своим трудом обеспечит достойный уровень жизни.
     Настоятельная необходимость разработки принципиальных подходов к решению проблем, относящихся к третьему блоку, определяется не только тем фактом, что сегодня в социальной защите нуждается значительная часть россиян, но и тем обстоятельством, что действующая система гарантий и льгот не просто ведет к неэффективности государственных расходов на социальную помощь, но и вступает в противоречие с общим направлением реформирования социальных отношений. До сих пор в ней заложена определяющая роль государственных структур власти, федерального и местных бюджетов в сборе и распределении местных бюджетов.
    Представляется целесообразной дифференциация функционально ориентированных, взаимодополняющих институтов социальной зашиты, которые обеспечивают:

-социальные гарантии, основанные на принципах равенства возможностей, всеобщей доступности общенациональных систем образования, здравоохранения и социального страхования;

-социальную помощь наиболее уязвимым и, в первую очередь нетрудоспособным категориям населения.

-социальное страхование: обязательное - всего активного населения страны за счет взносов работодателей и работников, добровольное - части трудозанятого населения в порядке личной инициативы работников и работодателей.
     В то время как социальные гарантии и социальное страхование не связаны со степенью нуждаемости, социальная помощь должна носить адресный характер, для чего требуется:

-Строгий учет уровня материальной обеспеченности каждого гражданина;

- Переход к адресной помощи, как отдельному гражданину, так и семье;

- Четкая дифференциация причин нуждаемости, отказ от государственной помощи трудоспособным гражданам, имеющим возможность работать, но не желающим делать это;

- Перенос центра тяжести по оказанию адресной помощи на уровень органов местного самоуправления при передаче последним соответствующих функций и средств на их реализацию.

При этом государственная социальная помощь нуждающимся будет иметь смысл только в том случае, если она удовлетворят базовые потребности человека. Отсюда вытекает необходимость отказаться от использования минимальной оплаты труда в качестве регулятора уровня социальных выплат, заменив его прожиточным минимумом с учетом региональных различий.
     Для современной России крайне актуален вопрос об исторической ответственности государства за перемены в социальном положении населения в целом и всех составляющих его групп.
     В этой связи в первую очередь следует:

- Четко определить границы обеспечиваемых государством базовых социальных гарантий;

- Выделить основные приоритеты социальной политики, ориентированной на формирование среднего класса при адресной дифференцированной помощи неимущим и прогрессивном налогообложении богатых;

- Продумать конкретные механизмы смягчения заложенных в самой идее социального государства противоречий между социальным и правовым принципом российской государственности, достижения баланса между централизацией, правами и интересами субъектов Федерации и местного самоуправления;

- За государством должно остаться право устанавливать пределы, как социализации, так и допустимой степени либерализации и открытости экономики на каждом конкретном этапе.

Самоустранение государства от регулирования многих социально значимых вопросов (оплата труда во внебюджетной сфере, установление цен и т.п.), стремление решить достаточно широкий круг проблем рыночными методами, переложив ответственность на органы самоуправления, на самого человека, - вполне естественно для рыночных экономик. Развитие структур гражданского общества одно из основных условий повышения ответственности граждан за собственное материальное благополучие.
     Для уравнивания социальной ситуации в различных регионах страны на федеральном уровне целесообразно определить лишь минимальные государственные стандарты по основным видам социального обслуживания населения, в соответствии с которыми осуществляется политика финансового выравнивания.

Отсюда вытекает необходимость:

-Выравнивание условий бюджетного финансирования социально значимых расходов;

- Поддержка социальных реформ и социального развития проблемных регионов;

- Адаптация социальных реформ к северным и другим территориям с особыми условиями проживания (пустынные, высокогорные и т.п.)
     Большое значение имеет программно-целевой метод решения социальных задач, ориентированных на социальные нормативы, характерные для каждого отдельного периода: кризиса, стабилизации, подъема экономики. На нынешнем этапе таких проблем должно быть порядка 15-20 (продовольственная, по непродовольственным товарам, развитие сферы услуг, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, страхования и т.д.), жестко увязанных между собой. По каждому направлению нужны региональные программы, учитывающие местные социальные нормативы.        Следовательно, в ранг первоочередных задач законотворческой деятельности на данном этапе необходимо выдвинуть следующее:

- Возвращение к практике социального планирования и разработке программ социальных преобразований на основе долгосрочных многовариантных народнохозяйственных вопросов;

- Организационное упорядочение разработки основополагающих актов, обеспечивающих правовую базу для продвижения социальных реформ.
    Таким образом, социальная политика контролирует развитие социальной структуры общества.

     России предстоит разработать и овладеть методами формирования и реализации государственной социальной политики в условиях борьбы политических партий и движений, конкуренции программ. Задача достижения в обществе консенсуса на возможно более широкой основе, когда следует искать согласия по отдельным конкретным вопросам рационального курса социальной политики, остается актуальной.
     Социальная политика может быть современной и гуманистичной лишь тогда, когда она умело, вбирает в себя интересы классов и социальных групп, гармонизирует их и тем самым обеспечивает стабильность общества, уверенность людей в их завтрашнем дне, порождает оптимизм.
     Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространение такие явления как нищета, явная безработица, необеспеченность в старости, беженцы. Эти явления не были явно видны при старой политической системе. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.
     Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение государства. Тем самым становится очевидно, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения [17].
 

     3.2. Направления государственной социальной политики в РФ.

  Сдвиги в политических, экономических структурах, изменение содержания базового принципа организации общества, острота социальных проблем определяют содержание социальной политики переходного периода. Ее особенность на данном этапе развития общества состоит в том, что социальный комплекс в России сформировался до перестройки и сегодня встает задача его адаптации к новым экономическим условиям.

  Для России, учитывая традиции, особенно важна координирующая роль государства как главного субъекта социальной политики. Без прямого участия государства в финансировании и организации социальной политики невозможно обеспечить эффективное функционирование социальной сферы, расширенное воспроизводство населения.

  Экономическая реформа в 90-х годах была начата без предварительной проработки ее стратегии и тактики. Не было программы социальных действий и должного понимания значимости социальных мер в трансформации общества. Сегодня позиция федеральных органов власти в отношении социальной составляющей реформ постепенно эволюционируют. На президентском и правительственном уровнях все больше осознается потребность повернуться к социальным проблемам, перейти от разрозненных импульсивных и реактивных мер к активной долгосрочной социальной политике.

  Начиная с 1992 года принят ряд важных государственных программных документов, в которых содержалось представление о социальных проблемах и их решении. И если в "Программе углубления экономических реформ" (1992) социальной политике отводилось подчиненное место, то в следующем документе "Развитие реформ и стабилизация российской экономики" (1993) социальные проблемы не только рассматривались через призму их роли в стабилизации экономики, но и ставилась задача повышения благосостояния народа, совершенствования социального механизма как относительно самостоятельная задача политики правительства.

  В последующих документах - "Об основных направлениях социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 год", программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 гг." - были определены цели, основные направления, приоритеты социальной политики, функции федеральных и региональных органов власти, принципы разграничения и взаимодействия органов власти на различных уровнях управления социальным развитием.

  Новые ориентиры социальных преобразований были заданы во втором Послании Президента РФ Б.Н. Ельцина Федеральному собранию в феврале 1995 года. В нем была сформулирована перспективная задача обеспечения опережающего роста социальных расходов по сравнению с другими видами бюджетных затрат, подчеркнуто преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов, обязательность учета государственных минимальных стандартов, в пределах которых предстояло выделять средства по основным социальным позициям. В своем Послании Правительству в 1996 году " О бюджетной политике" Президент РФ отметил необходимость инвестиций в социальную сферу, назвав ее приоритетной. В послании отмечалось, что социальная составляющая должна доминировать в расходной части бюджета. На этой основе предполагалось обеспечить сохранение государственных социальных гарантий, реализацию мер по предотвращению роста безработицы и регулированию миграционных процессов, экономическую безопасность, начало осуществления программы по восстановлению и защите сбережений граждан, адресность социальной поддержки. Объемы финансирования предполагалось устанавливать, исходя из определяемых правительством пороговых значений основных социальных показателей.

  Правительственная программа РФ, направленная на реализацию вышеназванных документов определяла систему мер, способствующих стабилизации уровня жизни населения, существенному сокращению масштабов бедности, оптимизации ситуации на рынке труда. Предполагалось усилить адресность социальной поддержки малообеспеченных групп населения, в том числе многодетных и неполных семей с детьми, безработных.

  В сфере политики доходов планировалось содействие восстановлению роли оплаты труда как основного источника доходов и важнейшего стимула экономической активности граждан; регулирование денежных доходов, осуществляемое в основном за счет совершенствования системы налогообложения индивидуальных доходов и имущества граждан, сверхвысоких доходов - на основе механизма декларирования доходов с одновременным ужесточением контроля за их соответствием фактическим расходам на потребление. Предполагалось обеспечение, по мере стабилизации и улучшения экономического и финансового климата в стране, более благоприятного соотношения минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий и пособий с величиной прожиточного минимума; пересмотреть состав и структуру самого прожиточного минимума. Предусматривались прогрессивная реформа пенсионного обеспечения; становление адекватных современным условиям институтов социальной сферы, и прежде всего системы социального обслуживания; реформа системы социального страхования.

  В сфере занятости Правительство в качестве первоочередных задач определяло сдерживание массовой долгосрочной безработицы; целевую поддержку потерявших работу, переобучение безработных граждан и незанятого населения, содействие занятости учащихся подростков, выпускников общеобразовательных школ и профтехучилищ; поощрение целевых субсидий на организацию специальных ученических рабочих мест; поддержку среднего бизнеса. В связи с заметными региональными различиями подчеркивалась необходимость разработки региональных программ, связанных с созданием новых и обновлением существующих рабочих мест.

  Государственная жилищная политика, учитывая относительно низкие доходы основной массы населения и высокую рыночную стоимость жилья, была нацелена на реализацию мер по обеспечению доступности жилья за счет бесплатной в ближайшие два-три года приватизации занимаемого гражданами жилья, предоставления адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также на строительство и приобретение жилья. Предполагалось, что главным инструментом дальнейшего улучшения жилищных условий большинства населения станет развитие кредитования жилья коммерческими банками взамен дифференцированной системы льгот по налогам на прибыль банков, по размерам обязательных отчислений в резервный фонд Центрального банка Российской Федерации.

Информация о работе Современная социальная политика Росси