Современная социальная политика Росси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение социальной политики государства.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи:
- изучение основных аспектов и функций социальной политики;
- анализ современной социальной политики России;
-ознакомление с основными задачами, направленными на совершенствование социальной политики государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие, сущность и оценка эффективности социальной политики…………………………………………………………………………...5
1.1. Понятие и сущность социальной политики..............................................5
1.2. Оценка эффективности социальной политики: региональная практика……………………………….…………………………………....7
Глава 2. Динамика развития современного состояния социальной политики в РФ…………………………………………………………………………………16
2.1. Значение социальной политики в переходный период…...…………..16
2.2. Социальная ситуация РФ и цели социальной политики…...………….19
2.3. Анализ современного состояния уровня жизни в РФ………………...21
Глава 3. Перспективы развития социальной политики РФ…………………...25
3.1. Совершенствование социальной политики РФ…………………...…..25
3.2. Направления государственной социальной политики в РФ………….32
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

Содержание курсовой по эк.теории.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

  Важно, чтобы семейная политика стала сугубо селективной. Видимо, необходимо постепенно переходить к заявительному порядку выделения всех пособий с учетом доходов семьи, ограничивая доступ к ряду из них проверкой нуждаемости. Упор в семейной политике на этом этапе необходимо сделать на улучшении положения семей с тремя и более детьми, а также неполных семей.

  Представляется, что модель российской социальной политики в этот период призвана обеспечивать всестороннее регулирование социальной сферы средствами макросоциальной политики, когда основные социальные проблемы решались бы за пределами предприятий и фирм. Это многократно усилит внешнюю социальную защищенность человека. Микросоциальная политика, ставящая человека в зависимость прежде всего от предприятия, в условиях нестабильного рынка невозможна. Макросоциальная политика должна в себя включать использование заинтересованности наиболее продвинутых в рынок социальных групп в социальной стабильности, обеспечив достойный уровень жизни депривантам.

  Результативность социальной политики на современном этапе развития общества во многом связана с успешностью деятельности правительства по нейтрализации инфляции, обесценивающей социальные пособия и выплаты. Пока его усилия в лучшем случае лишь смягчают инфляционный эффект.

  Решение задач социальной политики на этом этапе реформ требует создания современной законодательной базы. Необходимо принятие Законов РФ "О минимальном размере оплаты труда". Об основах пенсионной системы", о "Социальном партнерстве", "О миграции", "Об иммиграции в Российской Федерации", "О социальном партнерстве в Российской Федерации" и других, создающих прочную основу регулирования социальных отношений в обществе. Особая роль в повышении эффективности социальной политики принадлежит совершенствованию управления социальной сферой.

  По мере выхода из кризиса, конечно же, будут меняться общие ориентиры социальной политики. В перспективе необходимо государству гарантировать минимальный доход каждому человеку. Предпочтительным является восстановление прежней роли детских яслей, садов и других дошкольных учреждений, чтобы создать условия для трудовой активности женщин. Это позволит учесть в семейной политике реальные ценностные ориентации, социальные представления и устремления женщин, что несомненно благотворно скажется на укреплении семьи, эмансипации как мужчины, так и женщины, преодолении гендерной асимметрии, задающей патриархальную социально-ролевую специализацию в рамках семьи как априорно гендерно закрепленную.

  Потребует своего развития система социального обеспечения и страхования в направлении достижения большей гибкости и децентрализации, лучшего учета положения и запросов каждого члена общества и сокращения нерезультативных расходов, свойственных централизованной государственной системе. Подобная индивидуализация социальных услуг будет способствовать повышению их эффективности и общественному равенству всех членов общества.

  Повышению качественных характеристик социального воспроизводства может способствовать жилищная реформа, имеющая цель - обеспечить всех граждан минимальным уровнем жилья за государственный счет. Гарантии жилищных условий должны быть законодательно закреплены.

  Представляется значимой гарантия бесплатного предоставления законодательно установленного минимума услуг, поддержки системы базового образования с тем, чтобы вернуть его на уровень мировых требований. Это потребует увеличения доли расходов в ВВП на социальные нужды.

  Будущая модель социального регулирования с необходимостью может предусматривать воссоздание на новом уровне идеи участия трудящихся в управлении трудовым коллективом или фирмой. Эффективное развитие производства, трудовая мотивация, чувство сопричастности к программе экономического и социального развития предприятия и гражданства могут быть обеспечены только при восстановлении чувства коллективизма у работников, развитии производственной демократии.

  Критерием оправданной социальной политики в условиях кризиса может стать модель социальной сферы, гарантирующая социальную безопасность дифференцированных субъектов жизнедеятельности на уровне, предотвращающем их деградацию как элементов целостной общественной системы. В период после выхода из кризиса социальная сфера должна гарантировать расширенное воспроизводство, открывающее широкие перспективы развития общества.

  В реформировании социальной политики следует всесторонне учитывать мировой цивилизационный опыт, не повторяя при этом ошибок стран, переживших бурный экономический рост, но не достигших реальной экономической независимости и безопасности, социального благополучия. Как мы помним, в таких странах использовался деформированный тип социального развития, и в результате они остались на обочине мирового научно-технического, социального и культурного прогресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сегодня Россия находится в тяжелом социально-экономическом положении. Что обусловлено ее непростым и запутанным процессом социльно-исторического развития. Перед нашим обществом стоят тысячи нерешенных проблем. Эти проблемы крайне противоречивы и многоаспектны. На первый план выходят демографические и экологические проблемы, которые, в свою очередь, порождены различного рода проблемами социального характера. Сложившаяся ситуация требует незамедлительного принятия нами специальных мер, направленных на ее изменение. Но, так получилось, что сами люди, каждый в отдельности, не могут повлиять на эту ситуацию, уж слишком запутанной является система «человек - общество - государство», и каждый в ней - лишь только маленький винтик.

Поэтому в нынешнее время просто необходимо, чтобы все требующиеся меры по улучшению сложившейся ситуации принимались «сверху» (т.е. посредством государственных решений) и плавно вводились в сложную систему решения социальных проблем. Действия государства в данной области принято называть социальной политикой. Последняя в свою очередь должна способствовать гармонизации интересов личности и общества, гарантировать защиту интересов человека, его прав и свобод.

Одна из главных задач социальной политики на современном этапе - социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание возможностей для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе.

Написав данную курсовую работу, я попыталась разобраться в таком сложном явлении как социальная политика, осознать что-то новое для себя.                                В ходе проведения работы мною была достигнута основная ее цель, т. е. я изучила теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике.                                                     

Чтобы достигнуть выше изложенной цели, мне пришлось разрешить ряд, обусловленных ею задач.

Таким образом, я выяснила, что социальная политика, в узком смысле, подразумевает прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества, а, в широко смысле, - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать на сколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для всех граждан страны. Сущность социальной политики заключается еще и в том, что она является составной частью внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практике, и регулирующей отношения в обществе в интересах и посредством интересов его основных социальных групп. Что же касается направлений социальной политики, то здесь обычно их выделяется два: социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, и собственно социальная политика (политика в области социальной защиты). Изучая особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области, я поняла, что сегодня перед нашим государством стоит выбор, по какому пути развития пойти в социальной политике. И чтобы правильно решить данную задачу, необходимо учитывать не только свой собственный опыт, но и опыт иностранных государств в данной сфере.

Также работая над своей курсовой, я выяснила, что социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой, одна без другой просто невозможна. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Но, есть место и обратной связи, т. е. социальная работа не может не сказаться на социальной политике, ее ориентирах, целях и задачах.                                    

Одним из механизмов реализации социальных программ является разработка и превращение в жизнь различного рода социальных программ.                    Социальные программы в нашей стране реализуются посредством трех уровней: федерального, регионального и местного. Основной проблемой реализации данных программ является их недофинансирование. А, вообще, они призваны решить уже давно наболевшие проблемы нашего общества.

Таким образом, социальная политика, - это одна из важнейших составляющих жизни любого общества, но уровень ее развития напрямую зависит от уровня развития этого общества. И, видимо наше общество еще пока не созрело до такой степени, чтобы жить без потрясений. Но государство делает всевозможные усилия, чтобы смягчать эти потрясения, и старается вообще не допускать их возникновения. Главное, чтобы усилия в данном направлении шли не только «сверху», но и «снизу», чтобы каждый из нас осознавал свою значимость в этом мире.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.       Булатов А.С. Экономика: учебник/Под ред. А.С. Булатова – 3-е изд.,перераб. и  доп. –М.:Экономистъ,2005-896с.

2.       Виноградов В.В. Экономика России: учебное пособие – М.Ю.: Юрист, 2002- 437с.

3.       Волгин Н.А. Социальная политика: учебник/под общ. ред. Н.А Волгина -М.: Экзамен,2002-736с.

4.       Гонтмахер Е.Ш. . Социальная политика в России: уроки 90-х.-М.:Гелиос АРВ,2000 -336с.

5.       Калашников С.В.Становление социального государства в России. -М.,Экономика,2003 – 50 с.

6.       Кураков Л.П. Курс экономической теории: учебное пособие/Л.П. Кураков,Г.Е. Яковлев- 4-е изд., перераб.и доп.-М.: Гелиос АРВ,2005 -516с

7.       Носова С.С. Экономическая теория/ С.С. Носова – М: - 2007-561с.

8.       Симонова Ю.Ф./ Экономическая теория: учебник/. Ю.Ф Симонова – Ростов – на – Дону: Феникс,2001 – 320с.

9.       Симкина Л.Г./ Общая экономическая теория / Л.Г Симкина – СПб.: Питер -2002-584с.

10.   Экономическая теория: учебное пособие/ Под ред. В.Л. Клюни, И.В. Новаковой, 2-е изд., стереотип  Минск: Тетра Системс, 2002-425с.

11.   Васильева Е.Оценка эффективности социальной политики: региональная практика/Кочеткова Л.//Власть – 2008- №12. – с.29 -33

12.           Федин В.В. Методология мониторинга целевых показателей развития социальной защиты населения на уровне субъектов РФ / / Тезисы доклада на методическом семинаре Управления социальной защитой населения Волгоградской области Волгоград – 2003.

13.   Глазьев С.А. О правительственном плане действий в области социальной политики на 2000 -2001г.г.: «РЖ -2000», №8, с. 36-39

14.   Захаров В.И. Контуры социальной политики России: «Эко-2000»,№10, с. 43-47.

15.   Кочеткова Л. Социальное государство: европейская теория и российская практика/ Л Кочеткова// Власть -2008-№4,-с.39-43

16.   Косенко О.В. Оценка эффективности региональной системы социальной защиты// материал региональной научно – практической конференции «Социальная политика. Реалии XXI века: региональный аспект»,16 мая 2003г.,- Кисловодск,2003,с.71.

17.   Послание президента  РФ Федеральному собранию. М., «Известия», 2005,с.8-11



46

 



 

46

 



 

46

 



Информация о работе Современная социальная политика Росси