Современное состояние формирования и использования социальных фондов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – экономические отношения по поводу функционирования и использования социальных фондов.
Цель – раскрыть сущность социальных фондов и разработать предложения по их формированию и использованию с учетом передового зарубежного опыта.
Задачи:
1.Проанализировать современное состояние формирования и использования социальных фондов;
2. Разработать предложения по формированию и использования социальных фондов с учетом передового опыта зарубежных стран.

Файлы: 1 файл

курсовая плата).doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Источники финансирования трудовых пенсий определяются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». 

Трудовая пенсия по старости состоит из двух частей – страховой и накопительной. Трудовая пенсия по инвалидности и по случаю потери кормильца – из страховой части.

1. Страховая часть.

В состав страховой части трудовой пенсии с 01.01.2010 входит фиксированный базовый размер страховой части, ранее называвшийся базовой частью трудовой пенсии. Принцип установления фиксированного базового размера – такой же, как и базовой части трудовой пенсии. Он устанавливается в определенном, общем для всех, размере, и увеличивается при достижении возраста 80 лет, установлении I группы инвалидности, наличии иждивенцев или при наличии определенного стажа работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. В настоящее время (с 01.04.2010) фиксированный базовый размер страховой части равен 2723,41 рублям.

Доля страховой части, превышающая фиксированный базовый размер, зависит от суммы страховых взносов, уплаченных на финансирование этой части.

За работающих граждан взносы уплачивает их работодатель. Самозанятые граждане (предприниматели, адвокаты, нотариусы и т.д.) уплачивают взносы самостоятельно. Уплачиваемые взносы отражаются на лицевом счете гражданина в Пенсионном фонде РФ. Когда ему назначается пенсия, то страховая часть рассчитывается на основании данных его счета.

Размер взносов за работающих граждан зависит от их возраста. В 2010 году тариф взноса за лиц 1966 года рождения и старше составляет 20% от их заработной платы. За лиц 1967 года рождения и моложе – 14% от их заработной платы. С 2011 года тариф взносов составит 26% для лиц 1966 года рождения и старше и 20% для лиц 1967 года рождения и моложе. При этом для расчета этой доли учитываются для граждан 1966 года рождения и старше сумма взносов, равная 16% от их заработной платы, а для граждан 1967 года рождения и моложе – 10% [9].

Страховые взносы в Пенсионный фонд России в рамках действующей системы пенсионного обеспечения стали уплачиваться с 2002 года. Приобретенные до этого времени пенсионные права конвертируются (преобразуются) в расчетный пенсионный капитал по формуле, учитывающей заработок гражданина и его трудовой стаж. В настоящее время практически у всех, кому назначается трудовая пенсия по старости, страховая часть состоит не только из уплаченных взносов, но и из преобразованных пенсионных прав, приобретенных до 2002 года.

Назначенная страховая часть пенсии периодически индексируется с коэффициентами, утверждаемыми Постановлениями Правительства России.

2. Накопительная часть.

Финансируется из страховых взносов на накопительную часть, которые гражданин накопил в течение своей трудовой деятельности.

Размер накопительной части трудовой пенсии (НЧТП) зависит от суммы страховых взносов, уплаченных в ПФР на финансирование накопительной части. Эти взносы отражаются в специальной части лицевого счета гражданина и инвестируются в порядке, установленном законодательством. При приобретении гражданином пенсионных оснований накопительная часть его пенсии рассчитывается делением содержимого специальной части пенсионного счета на ожидаемый период выплаты пенсии. Этот период установлен в том же размере, что и для страховой части пенсии.

Размер страховых взносов на накопительную часть пенсии для граждан 1967 года рождения и моложе составляет 6% от их зарплаты. Для граждан 1966 года рождения и старше такие взносы с 2005 года не уплачиваются. В 2002-2004 годах взносы уплачивались за мужчин 1953 года рождения и моложе и за женщин 1957 года рождения и моложе. За это время у них накопилась некоторая сумма на специальной части счета, из которой им также будет назначаться накопительная часть трудовой пенсии.

Принципиальное отличие страховой части от накопительной состоит в том, что расчетный пенсионный капитал (по которому определяется страховая часть) индексируется в размерах, определяемых Постановлениями Правительства. Накопительная же часть инвестируется и может значительно увеличиваться в зависимости от результатов работы организации, которая осуществляет инвестирование.

К настоящему моменту в России практически завершено формирование инфраструктуры негосударственного дополнительного пенсионного обеспечения (рис. 2).

 

Рис. 2 Система негосударственного пенсионного обеспечения [9, ст. 36]

 

Негосударственный пенсионный фонд – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

- дополнительное (негосударственное) пенсионное обеспечение (ДПО);

- обязательное пенсионное страхование.

Накопительная часть пенсии была введена в ходе пенсионной реформы 2002 года, и она учитывается на личном счете в Пенсионном фонде России (ПФР), который есть у каждого работника. Размер накопительной части зависит от размера взносов, которые за сотрудника уплачивает его работодатель (составляет 6% от его зарплаты), а также полученного инвестиционного дохода. Инвестирование этих денег можно поручить как государственной (ВЭБ), так и частной управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду (НПФ) [4].

Согласно принятому документу, россиянам будет предоставлено право самим определиться, участвуют они в накопительной части пенсии или нет. Документом предусмотрено, что начиная с 2015 года 6% накопительной части смогут сохранить лишь те, кто заявил об этом. Накопления «молчунов» автоматически будут сокращены до 0%, и вся их будущая пенсия будет зависеть только от уровня индексации правительством ее страховой части.

Пока, как показывают расчеты зампреда комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, правительство оказывалось значительно щедрее к пенсионерам, чем управляющие компании: уровень ежегодной индексации страховой части пенсии значительно превышал как инфляцию, так и доход от инвестирования накопительной части.

Для примера Оксана Дмитриева приводит расчеты потерь для россиянина 1967 года рождения, который с 2002 по 2012 год получал среднюю зарплату. По данным Росстата, за это время средняя зарплата поднялась с 4,36 тыс. до 26,69 тыс. рублей. В этом случае общие отчисления с дохода в накопительную часть пенсии составили 90 тыс. рублей.

При этом полученный доход (для примера взят ежегодный доход от инвестирования государственной УК – Внешэкономбанка) составил с учетом инфляции 19,8 тыс. рублей. И в итоге его общие пенсионные накопления на конец 2012-го за 10 лет инвестирования увеличились до 109,8 тыс. рублей. А если бы накопительной части не существовало бы, то с учетом уже произведенных индексаций пенсионные накопления гражданина составили бы 156,5 тыс. рублей, что на 46,7 тыс. рублей больше [14, ст. 25].

Новая пенсионная формула начнет применяться (если, конечно, законопроекты благополучно пройдут Федеральное Собрание) с 1 января 2015 года. Однако предусмотрен 7-летний переходный период. На начальном этапе минимальный балл для входа в систему - 6,6, постепенно он будет расти и к 2020 году должен составить 30. Для понимания: 30 баллов - это зарплата человека на уровне одного МРОТ в течение 30 лет или на уровне двух МРОТ в течение 15 лет. Если у вас зарплата и страховые взносы значительно выше, то искомые 30 баллов вы заработаете гораздо быстрее.

В минтруде, который является разработчиком законопроектов, убеждены, что предлагаемая система будет более справедливой, нежели сегодняшняя: люди с низкой зарплатой ничего не потеряют, а высокооплачиваемые приобретут дополнительные права и деньги благодаря повышению порога зарплаты, с которой платятся страховые взносы.

Пенсионный возраст в новой системе не меняется. Но по новым правилам будет выгодно выходить на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующий премиальный коэффициент. Если, например, вы обратились за назначением пенсии через три года после общеустановленного возраста, то фиксированная выплата (базовая часть трудовой пенсии) увеличится на 10 процентов, а страховая - на 24 процента. Если отодвинете получение пенсии на 8 лет, то фиксированная выплата увеличится уже на 73 процента, а страховая - на 90.

Новая пенсионная система учитывает и некоторые нестраховые периоды. Например, срочную службу в армии, отпуск по уходу за ребенком и другие.

Комментируя принятое решение, министр труда и социальной защиты Максим Топилин уточнил: "Тем, кто вышел на рынок труда раньше 2015 года и уже сформировал часть своих пенсионных прав, будет начисляться пенсия частично по старой, частично по новой схеме". По его словам, благодаря новой пенсионной формуле к 2030 году дефицит пенсионной системы снизится с 2,2 процентов ВВП до 1,2 процента ВВП,

Пенсионная формула

СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х СПК х КПВ)

СП - страховая пенсия в году назначения пенсии;

ФВ - фиксированная выплата в году назначения пенсии (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, его размер в 2013 году - 3610,31 руб.);

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент, равный сумме всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии;

КПВ - премиальный коэффициент за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для фиксированной выплаты и страховой пенсии).

Главные события, критические для всей пенсионной системы, в России имеют шансы развернуться где-то между 2020 и 2030 годами. Именно тогда может резко вырасти дефицит Пенсионного фонда, а покрывать его за счет доходов от нефти и газа, как это делается многие годы, станет невозможным. Тогда могут разразиться чувствительные события в нашей стране. Приведу две цифры. Дефицит Пенсионного фонда в 2008 году составлял 900 миллиардов рублей. В 2020 году он должен добраться до величины больше 6 триллионов. Это очень большие деньги! Идет процесс, который тянется довольно длительное время, но мы никак не найдем на него подходящую реакцию. Момент, когда эта проблема обнаружилась, известен. Тогда у нас была снижена ставка нормы отчислений единого социального налога с 35,7 процента начисленной зарплаты до 26 процентов. По-моему, это был 2004 год. И сразу образовался большой дефицит, поскольку Пенсионный фонд не был рассчитан к такому уровню поступлений [5, ст. 15].

Пенсионерам, конечно, выплаты не снижали. Идея, которую изначально заложили в создание Пенсионного фонда, продолжала работать. Он, напомню, был сформирован из двух частей. В одной сконцентрированы выплаты на уже имеющихся пенсионеров. В другой, накопительной, были средства, предназначенные для выплат будущим пенсионерам. Предполагалось, что со временем вторая часть вырастет и все большее число граждан будет получать то, что относилось к накопительным сборам. Я вспоминаю дискуссии тех лет о том, что выплаты этой части в конце концов должны возобладать, и это означало бы, что свои пенсионные счета люди формируют сами в течение всей жизни. Действительно, средства накопительной части создавали впечатление, что они сразу принадлежат тем, кто сегодня работает, а завтра будет пенсионером. На самом деле они формировались работодателями и государством.

Позднее обнаружилась еще одна проблема. Доходность средств Пенсионного фонда стала уменьшаться. Грянул экономический кризис - большинство ценных бумаг уже не приносили прежнего эффекта. Это означало, что нельзя, как рассчитывали раньше, ожидать, что скоро появятся приличные накопительные средства, которые позволят платить достаточно большие пенсии. Начали сокращаться и средства в распределительной части, которые позволяли рассчитываться по текущим долгам. Идеи, на которых была построена реформа пенсионного обеспечения, серьезно заколебались.

Госдума приняла в первом чтении проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2014 - 2016 годы. На 2014 год он сформирован по доходам в сумме 6,29 триллиона рублей. Из них 6,2 триллиона в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. Из федерального бюджета Пенсионному фонду в 2014 году запланировано трансфертов на 2,45 триллиона рублей.

Расходы фонда в 2014 году составят 6,42 триллиона рублей, или 8,8 процента ВВП. Из них 6,39 триллиона рублей в части, не связанной с формированием накопительной части трудовых пенсий.

Планируется, что доходы в 2015 году составят 7,09 триллиона рублей, в 2016 году - 7,73 триллиона. Расходы на 2015 год предусмотрены в сумме 6,96 триллиона рублей, на 2016 год - 7,41 триллиона.

22 процента россиян готовы самостоятельно  отчислять деньги для увеличения размера собственной пенсии. Средняя сумма, которую граждане ежемесячно согласны "пожертвовать" на собственную старость, - 1902 рубля. Такие результаты последнего опроса получил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [10, ст.32].

Треть респондентов, заявивших о готовности копить на старость с помощью пенсионных фондов, это люди в возрасте от 25 до 44 лет. Кроме того, 31 процент из них имеют высшее образование.

Почти половина опрошенных (47 процентов) не знает, какая сумма находится на их накопительном пенсионном счете, а четверть убеждены, что такого счета вообще нет.

Три основные причины отказа добровольно перечислять деньги на счет будущей пенсии: в настоящий момент нет финансовой возможности (24 процента опрошенных); я уже не успею ничего накопить из-за возраста (24 процента); не доверяю пенсионной системе государства, не верю, что деньги "не сгорят", правила не поменяются (22 процента). 13 процентов респондентов считают, что они слишком молоды и еще успеют накопить. 10 процентов не доверяют пенсионным фондам, а 9 процентов сомневаются, что доживут до пенсии.

Таким образом, основными принципами нового пенсионного законодательства является [7, ст. 45]:

Информация о работе Современное состояние формирования и использования социальных фондов в Российской Федерации