Современное состояние формирования и использования социальных фондов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – экономические отношения по поводу функционирования и использования социальных фондов.
Цель – раскрыть сущность социальных фондов и разработать предложения по их формированию и использованию с учетом передового зарубежного опыта.
Задачи:
1.Проанализировать современное состояние формирования и использования социальных фондов;
2. Разработать предложения по формированию и использования социальных фондов с учетом передового опыта зарубежных стран.

Файлы: 1 файл

курсовая плата).doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

В ходе перехода к рыночной экономике произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов. На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой. Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения и безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым, оградив эти потребности от значительного недофинансирования.

Объект исследования  –  социальные фонды в рыночной экономике.

Предмет исследования – экономические отношения по поводу функционирования и использования социальных фондов. 
 Цель – раскрыть сущность социальных фондов и разработать предложения по их формированию и использованию с учетом передового зарубежного опыта.

Задачи:

1.Проанализировать современное состояние формирования и использования социальных фондов;

2. Разработать предложения по  формированию и использования  социальных фондов с учетом  передового опыта зарубежных  стран.

   1 Современное состояние формирования и использования социальных фондов

в Российской Федерации

 

1.1 Функции и  задачи, направления деятельности  Пенсионного фонда РФ

 

В Большом экономическом словаре пенсия определяется как регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством.

Пенсионные фонды (в том числе и пенсионные планы) – это финансовые учреждения, которые эмитируют пенсионные обязательства взамен пенсионных взносов от частных и юридических лиц и вкладывают полученные деньги в финансовые инструменты.

До последнего времени система пенсионного обеспечения в РФ рассматривалась лишь как часть единой системы социального обеспечения. Этим обуславливались и направления исследований отечественных учёных. В основном вопросы управления системой пенсионного обеспечения и пенсионного фонда решались на основе общих подходов к теории государственного управления, разработанных С.С. Алексеевым, А.П. Алёхиным, Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, И.И. Веремеенко, М.И. Еропкиным, А.П. Лончаковым, В.М. Манохиным, М.Н. Марченко, Л.Л. Поповым, М.С. Студеникиной, О.М. Якуба. Для целей данного исследования следует отметить работы И.Л. Давитнидзе, Г.А. Дороховой, Ю.М. Козлова, Т.И. Козыревой, А.Ш. Мильман, посвященные вопросам управления социально-культурной сферой. Большое внимание вопросам управления системой социального обеспечения уделяли в своих исследованиях В.И. Максимовский, Л.А. Пронина. Некоторые аспекты управления системой социального обеспечения в целом и системой пенсионного обеспечения в частности были рассмотрены в работах С.А. Афанасьева, Ю.В. Воронина, М.Э. Дмитриева, Л.Г. Манцуровой, Т.А. Омельницкой, С.Н. Смирнова, В.А. Тарасовой, Л.Т. Ткачук, Д.Я. Травина, А.Н. Шохина.

 

В экономическом смысле пенсионное обеспечение и пенсионный фонд – часть национального дохода, используемого на потребление в целях содержания нетрудоспособных. Пенсионное обеспечение является доминирующей формой содержания нетрудоспособных. Ни один другой вид социального обеспечения не отличается такими масштабами, как пенсии. Пенсия прочно вошла в наш быт как форма, вид или способ материального обеспечения в случае нетрудоспособности. Сегодня с пенсией связаны судьбы миллионов людей во всем мире. Только в России пенсии выплачиваются 37 миллионам человек.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России [1, ст.162].

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

- учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

- назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

        - персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

- взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

- выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

- управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

- реализация Программы государственного софинансирования пенсии.

Средства Пенсионного фонда формируются за счет:

- обязательных пенсионных взносов  работодателей и работающих граждан. Страховые взносы являются основным  источником поступлений в ПФР, их доля в структуре доходной части его бюджета составляет свыше 80%.

- ассигнований из федерального  бюджета:

- средства, возмещаемые Государственным  фондом занятости населения в  связи с досрочным назначением  пенсий безработным гражданам;

- займы, привлекаемые для покрытия временных затруднений.

- добровольные взносы физических  и юридических лиц.

На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов. Конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определяют следующие Федеральные законы: 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» [8, ст. 51].

Значительные изменения были внесены в законодательство Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Исходя из действующего законодательства, можно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения:

государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение по закону 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»;

обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя;

негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

Эта система отличается от ранее действовавшей радикальными изменениями в блоке обязательного пенсионного страхования, а также укреплением роли дополнительного пенсионного обеспечения и роли негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения.

Введение новой формулы расчета трудовой пенсии, которая финансируется за счет страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, уплачиваемого работодателем, предусматривает две составляющие:

страховую – дифференцированную часть, зависящую от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности. В состав страховой части также входит фиксированный базовый размер, устанавливаемый Законом и единый для всех пенсионеров;

накопительную часть, выплачиваемую в пределах сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ. 

Таблица 1.1 – Структура пенсионного обеспечения

Виды пенсий

Источник 
финансирования

Субъект формирования и выплат

Обязательное пенсионное обеспечение и страхование

Государственная пенсия

Выплачивается:

  • государственным служащим
  • военнослужащим
  • пострадавшим в техногенных катастрофах
  • участникам ВОВ
  • нетрудоспособным гражданам

Бюджет

Государственные органы

Трудовая пенсия (страховой стаж не менее 5 лет)

     

Страховая часть

Страховые взносы

ПФР

Накопительная часть

Страховые взносы 
и доход от 
инвестирования

ПФР или негосударственный пенсионный фонд

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

Негосударственная пенсия

Выплачивается работникам предприятий (организаций), гражданам на основании заключенных договоров негосударственного пенсионного обеспечения

Взносы предприятий, граждан и доход от их инвестирования

Негосударственный пенсионный фонд


 

Трудовая пенсия (до 2002 года называлась государственной пенсией) назначается и выплачивается в соответствии с Федеральным законом от 17декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Виды трудовых пенсий:

- по старости (в том числе досрочные);

- по инвалидности;

- по случаю потери кормильца.

- Право на трудовую пенсию по старости возникает при достижении определенного возраста и при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Общеустановленный пенсионный возраст – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Для определенных категорий граждан пенсионный возраст снижается.

Рис. 1.1 Схема формирования пенсии в России [4]

1 - формирование трудовой пенсии  за счет налогов работодателя

2 - увеличение трудовой пенсии за счет средств гражданина в системе государственной поддержки формирования пенсионных накоплений (софинансирование)

2* - увеличение трудовой пенсии  за счет средств государства  в системе государственной поддержки  формирования пенсионных накоплений (софинансирование)

3 - увеличение трудовой пенсии  за счет средств работодателя  в системе государственной поддержки  формирования пенсионных накоплений (софинансирование)

4 - формирование дополнительной  пенсии за счет средств работодателя

5 - формирование дополнительной  пенсии за счет средств гражданина

 

 

Это такие категории, как:

- проработавшие в особых условиях труда определенное время (снижение пенсионного возраста на срок до 10 лет в зависимости от условий труда и продолжительности специального стажа);

- проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях определенное время (снижение пенсионного возраста на срок до 5 лет в зависимости от продолжительности «северного» стажа);

- выполняющие определенную деятельность в течение установленного срока (например, медицинские, педагогические работники) (пенсионный возраст не установлен, пенсия назначается независимо от возраста при условии выработанного необходимого стажа). До 2002 года такие пенсии назывались пенсиями за выслугу лет;

- многодетные матери, родители и опекуны детей-инвалидов (снижение пенсионного возраста на срок до 5 лет);

- некоторые категории инвалидов (снижение пенсионного возраста на срок до 15 лет).

Право на трудовую пенсию по инвалидности возникает в случае установления инвалидности I, II или III группы и при наличии хотя бы одного дня страхового стажа. Если установлена инвалидность без ограничения способности к трудовой деятельности, права на пенсию по инвалидности не возникает. Если стажа нет совсем (например, ребенок-инвалид), права на трудовую пенсию нет, в этом случае назначается государственная социальная пенсия.

Информация о работе Современное состояние формирования и использования социальных фондов в Российской Федерации