Современное состояние формирования и использования социальных фондов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – экономические отношения по поводу функционирования и использования социальных фондов.
Цель – раскрыть сущность социальных фондов и разработать предложения по их формированию и использованию с учетом передового зарубежного опыта.
Задачи:
1.Проанализировать современное состояние формирования и использования социальных фондов;
2. Разработать предложения по формированию и использования социальных фондов с учетом передового опыта зарубежных стран.

Файлы: 1 файл

курсовая плата).doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Две пенсии: солидарная (страховая) и накопительная

Два действующих сегодня вида пенсии - страховую, формируемую по принципу "солидарности поколений" и накопительную, которая у каждого работника формируется индивидуально. Для лиц старше 1966 года рождения, как и сейчас, пенсия будет исключительно страховой (за исключением тех работников, кто успел вступить в госпрограмму софинансирования и получил право формировать себе дополнительную накопительную часть). У молодежи есть возможность выбора: они могут отказаться от участия в накопительной системе, и тогда все их страховые взносы пойдут на формирование страховой пенсии; либо остаются в накоплении, выбирают для себя негосударственный пенсионный фонд или частную управляющую компанию, которые будут заниматься формированием их накопительной добавки к государственной страховой части пенсии. При этом тариф отчислений на накопление остается таким же, как сейчас, то есть 6%.

Ключевое нововведение: пенсионные права граждан будут формироваться не в рублях, как сейчас, а в относительных величинах - баллах. Ежегодно набираемая сумма баллов зависит от уровня официальной зарплаты (то есть от величины уплаченных с нее пенсионных взносов), стажа и времени выхода на пенсию по сравнению с официально установленным возрастом. Для получения трудовой пенсии надо набрать минимально 30 баллов. Максимально возможное количество баллов, которое получат за год высокооплачиваемые работники, равно 10. При этом предполагается применять повышающие коэффициенты, увеличивающие сумму баллов, за более поздний выход на пенсию. При назначении пенсии ее расчет будет происходить так: накопленную сумму баллов будут умножать на стоимость одного балла в году выхода на пенсию.

Еще одно изменение: минимальный стаж для получения трудовой пенсии по старости постепенно увеличится с нынешних 5 до 15 лет. Предполагается, что переходный период займет 10 лет, то есть начиная с 2015 года стаж будет ежегодно увеличиваться на один год.

Кроме того, предполагается постепенно повышать "порог" зарплаты, с которой уплачиваются страховые взносы. Сейчас этот максимум равен 1,6 средней зарплаты по стране, в течение семи лет он вырастет до 2,3 средних зарплат.

Кроме страховой пенсии по старости (ее также называют трудовой), сейчас существует еще два вида страховых пенсий: по инвалидности и по потере кормильца. Принципы назначения этих пенсий не меняются. Пенсию по инвалидности получают инвалиды I, II и III групп независимо от причины инвалидности, наличия и продолжительности страхового стажа. Пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении (например, несовершеннолетние дети).

Механизм индексации всех видов страховых пенсий останется прежним. Как и в действующей пенсионной модели, пенсионные выплаты будут пересчитывать два раза в год - сначала с учетом инфляции (в феврале), затем с учетом уровня доходов Пенсионного фонда (в апреле).

Законопроект "О накопительной пенсии" предусматривает с 1 января 2015 года выделение накопительной части пенсии в самостоятельный вид пенсии и устанавливает основания возникновения прав на нее, а также порядок ее выплаты и назначения. Этим будут заниматься либо ПФР, либо выбранный застрахованным НПФ, в которых будущий пенсионер формировал свои накопления. Размер накопительной пенсии, который с 1 августа каждого года подлежит корректировке по результатам инвестирования средств выплатного резерва, предлагается определять исходя из средств пенсионных накоплений и величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии.

Совет финансового рынка представил консолидированную позицию по реформе пенсионной системы. Участники рынка выразили обеспокоенность планами правительства объявить мораторий на перечисление средств на накопительные счета граждан в 2014-2015 годов. По их словам, замораживание отчислений может лишить финансовый рынок дополнительной "подушки безопасности" [8].

Президент НАПФ Константин Угрюмов отметил, что в следующем году фондовый рынок может недополучить 8 миллиардов долларов, а в 2015 году, если система гарантирования пенсионных накоплений не будет создана в короткие сроки, эта сумма вырастет до 14 миллиардов.

В зоне риска окажутся рынок государственного внутреннего долга и сектор корпоративных облигаций. Решение о заморозке также может привести и к росту ставок на депозиты в российских банках, что, в свою очередь, приведет к увеличению ставок по кредитам банков промышленному сектору. То есть пенсионная реформа затронет экономику в целом и нанесет по ней колоссальный удар, считает Угрюмов. Стоимость денег для отраслей экономики возрастет. А президент НП РТС Роман Горюнов добавил, что негосударственные пенсионные фонды - это и есть тот самый внутренний инвестор, которого рынок так долго ждал и на стимулирование спроса которого были направлены колоссальные усилия. "Худо-бедно в последние годы этот спрос на рынок приходил, а теперь получается, что в ближайшие два года - до 2016, пока НПФ не пройдут акционирование не будет создана система гарантирования - этих денег физически не будет на рынке", - сказал Горюнов.

В резолюции отмечается, что решение о заморозке пенсионных накоплений подрывает доверие граждан к пенсионной системе в целом. Все участники Совета обратили внимание на то, что эту систему нельзя менять каждые десять лет - та реформа, которая была начата в 2002 году, еще не закончена, и оценить ее эффективность сегодня невозможно. Для этого надо было хотя бы дождаться, когда на пенсию начнут выходить граждане 1967 года рождения и моложе - те, на кого и была ориентирована накопительная часть. Пенсионная система - это долгосрочный институт с временными ориентирами в 30-50 лет, говорится в резолюции, и правила его работы нельзя менять ради исполнения краткосрочных обязательств государства. Для их оптимизации существуют рыночные механизмы управления госдолгом, отмечают участники рынка.

В ближайшее время резолюцию планируется направить в правительство. Совет финансового рынка надеется, что его предложения будут рассмотрены и выражает готовность принят участие в выработке мер, которые позволят снизить риски пенсионной реформы для экономики.

По мнению экспертов, отчисления в накопительную часть должны быть строго обязательными, а решение о существенном сокращении накопительной части он считает ошибкой. Это существенное ухудшение пенсионной системы и гарантий будущих пенсий российских пенсионеров. Накопительная пенсионная система совершенно необходима для России. В странах, где пенсионная система сочетает распределительный, обязательный накопительный и добровольный накопительный элементы, удалось добиться того, что пенсионеры получают около 80% своего прежнего заработка. С помощью только одной распределительной системы такой высокий коэффициент замещения недостижим. Государство не может обеспечить 70-80%. В будущем государство не сможет обеспечить высокую индексацию пенсий. Новая пенсионная формула подводит к тому, что все коэффициенты, которые будет накапливать гражданин, будут зависеть от текущих доходов - трансфертов будущего бюджета. Они через 10-15 лет будут не такими, как даже сейчас. Государство говорит, что в рамках нашей пенсионной системы мы обеспечим более высокий уровень индексации и пенсионного обеспечения через распределение. Но у страны не будет таких финансовых возможностей". В настоящее время Россия находится на пике цен на нефть, в будущем же доходы бюджета заметно сократятся.

Таким образом, по мнению экспертов, нынешняя реформа пенсионной системы, скорее всего, не будет последней. Формула накопительной части пенсии тоже нуждается в доработке. Есть ряд вопросов, которые предстоит решить, после того как пройдет текущая стадия реформирования.

 

 

1.2 Понятие ФСЦ и ормирование средств Фонда социального страхования РФ

 

Экономическая сущность страхования состоит в предоставлении страховой защиты. Страховую защиту можно объяснить как двустороннюю реакцию человечества на возможные опасности природного, техногенного, экономического, социального, экологического и другого происхождения. С одной стороны, страховая защита вызывается объективной потребностью физических и юридических лиц в сохранении своих имущественных интересов, связанных с различными сторонами жизнедеятельности. С другой стороны, эта потребность сопровождается соответствующей способностью людей в обеспечении названных интересов.

Если потребность в защите порождается страхом, а способность к защите осознанием в силу этого страха необходимости создания соответствующих натуральных или денежных фондов, при помощи которых можно обеспечить сохранность имущественных, личностных и прочих интересов людей, то можно сказать, что в действие вступила система страховой защиты.

Таким образом, страховую защиту можно определить как осознанную потребность физических и юридических лиц в создании специальных страховых фондов для восстановления имущества, здоровья, трудоспособности и личных доходов как самих участников создания этих фондов, так и третьих лиц.

Общественная практика в течение длительного периода времени выработала три основные формы организации страхового фонда:

  1. Централизованные страховые (резервные) фонды, создаваемые за счет бюджетных и других государственных средств. Формирование данных фондов осуществляется как в натуральной, так и в денежной форме. Государственные страховые (резервные) фонды находятся в распоряжении правительства.
  2. Самострахование как система создания и использования страховых фондов хозяйствующими субъектами и людьми. Эти децентрализованные страховые фонды создаются в натуральной и денежной форме. Эти фонды предназначены для преодоления временных затруднений в деятельности конкретного товаропроизводителя или человека. Основным источником формирования децентрализованных страховых фондов служат доходы предприятия или отдельного человека.
  3. Собственно страхование как система создания и использования фондов страховых организаций за счет страховых взносов заинтересованных в страховании сторон. Использование средств этих фондов осуществляется для возмещения возникшего ущерба в соответствии с условиями и правилами страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации [10].

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:

региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.

Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.

При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках [7, ст12.].

Основными задачами Фонда являются:

- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

- разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства Фонда образуются за счет:

- страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

Информация о работе Современное состояние формирования и использования социальных фондов в Российской Федерации