Современное состояние формирования и использования социальных фондов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – экономические отношения по поводу функционирования и использования социальных фондов.
Цель – раскрыть сущность социальных фондов и разработать предложения по их формированию и использованию с учетом передового зарубежного опыта.
Задачи:
1.Проанализировать современное состояние формирования и использования социальных фондов;
2. Разработать предложения по формированию и использования социальных фондов с учетом передового опыта зарубежных стран.

Файлы: 1 файл

курсовая плата).doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

По целевой направленности данные фонды можно разделить на две типы, социальные и экономические.

Внебюджетные социальные фонды - это прежде всего следующие фонды, пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования.

Внебюджетные экономические фонды - это отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (фонды НИОКР), фонды прогресса жилищной сферы и т..

Внебюджетные фонды являются государственными. Источниками их развития являются:

- социальный налог

- налоги, общепринятые для соответствующего фонда

- целевые отчисления в соответствующий фонд

- средства бюджета

- отчисления от дохода организаций

- займы, полученные фондом у Банка России или же торговых банков,

- выручку от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом

- добровольные взносы граждан и организаций.

НК РФ рассматривает в качестве основного источника формирования внебюджетных социальных фондов социальный налог. Он предназначен для мобилизации денежных средств на воплощение в жизнь права граждан на государственное пенсионное и социальное снабжение и медицинскую поддержку.

Плательщиками единого социального налога являются работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе:

- организации

- индивидуальные предприниматели

- родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования

- крестьянские (фермерские) хозяйства

- физические лица.

Не платят социальный налог компании и индивидуальные предприниматели, переведенные актами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации на систему вмененного дохода.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, объектом обложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Шкала ставок социального налога дифференцирована в зависимости от налогоплательщиков и величины налоговой базы на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года.

 

 

2 Предложения по формированию и использованию социальных фондов

в России на основе внедрения передового зарубежного опыта

 

 2.1 Зарубежный опыт формирования и использования социальных фондов

 

Анализ научной литературы показал, что ученые уделяют большое внимание проблемам формирования и использования социальных фондов в России и внедрению зарубежного опыта в условиях развития российской экономики [6, ст. 12].

Бюджет фонда занятости и его структура могут оказывать влияние на целевые группы населения и даже на макроэкономическую ситуацию.

Бюджет политики на рынке труда включает пособия по безработице и материальные выплаты иждивенцам.

Расходы по таким выплатам зависят от принятой системы пособий, которая устанавливается законом.

Служба занятости не имеет права корректировать размер выплат, их периодичность и другие параметры.

Возможности сокращения расходов находятся в зависимости от экономичности системы пособий, способности службы занятости предотвратить случаи получения пособий незаконным путем и наличия других эффективных программ, цель которых - сокращение периода безработицы, а, следовательно, и периода получения пособий.

Бюджет таких программ, как обучение для целей трудоустройства, субсидирование занятости и создание рабочих мест, меры в отношении инвалидов, более гибок и во многом зависит от политической ориентации и финансовых возможностей государства.

Расходы на политику занятости часто относят к безвозвратным социальным расходам. Однако, возвращая безработного к работе, служба занятости решает и другие задачи. Потеря гражданами работы, а, следовательно, и заработков, снижает покупательную способность населения. Получив новое рабочее место, безработный восстанавливает свой фонд заработной платы, а значит, и покупательную способность.

Кроме того, безработный вновь становится налогоплательщиком. С заработной платы удерживается подоходный налог, а его работодатель производит отчисления во внебюджетные социальные фонды. В России подсчитано, что каждый рубль, вложенный в программу по борьбе с безработицей в 1996 году, возвращал обществу, благодаря увеличению фонда оплаты труда и произведенным отчислениям, от 2 до 4 рублей. В мировой практике наиболее распространенный источник выплат пособий по безработице и финансирования других программ занятости - отчисления от фонда оплаты труда независимо от того, кто платит заработную плату.

Эти средства имеют целевое назначение и проходят по отдельной отчетности. Отчисления от зарплаты имеют тот очевидный недостаток, что они сокращаются в период роста безработицы, в соответствии с тем периодом, когда увеличивается потребность в мерах по поддержке занятости. Преимущество же состоит в том, что отчисления от заработной платы - самые легко взимаемые. Помимо общенациональных налогов, в ряде стран действуют системы добровольного страхования по безработице, в соответствии с которыми профсоюзы и работодатели реализуют программы отчисления взносов.

В Швеции подобные схемы охватывают большинство трудящихся. В нашей стране основным источником поступления в Фонд занятости являются обязательные отчисления предприятий, организаций от фонда оплаты труда. При всех ее недостатках данная система доказала свою жизнеспособность во всех странах, ее практикующих. Отчисления основываются на финансовой самодостаточности политики на рынке труда, которая достигается за счет, во-первых, размера отчислений, составляющий в странах Европейского Союза, США, Австралии от 4 до 6 расходов работодателей на оплату труда во-вторых, за счет круга плательщиков.

Многие страны используют принцип партнерского участия в расходах работодателей и работников. Взнос последних значительно ниже и составляет 1-2 месячной заработной платы. Однако, в США, например, формирование бюджета на политику рынка труда происходит исключительно за счет работодателей в-третьих, переходящий остаток средств на конец финансового года не изымается и переходит на следующий год в течение года с момента трудоустройства безработных. В большинстве стран сбором отчислений занимаются организации центрального правительства.

Лишь в отдельных государствах сбор проводит местное или региональное правительство. Как правило, имеется общенациональное ведомство, которое взимает социальные налоги и аккумулирует средства в целевых фондах.

Чаще всего это налоговые службы. В Японии департаменты, ведающие вопросами занятости, формируют и содержат соответствующие фонды. Существуют также неправительственные организации, занимающиеся сбором таких налогов. Например, в Финляндии Центральный фонд взимает налоги с заработной платы и координирует их распределение между отдельными социальными фондами. Сбор налогов в рамках добровольного страхования может осуществляться на местном уровне. Так, в Нидерландах промышленные ассоциации собирают взносы через свои местные отделения.

В Швеции местные отделения профсоюзов аккумулируют взносы по страхованию одновременно с профсоюзными взносами. Наша практика сбора средств органами службы занятости может быть признана противоречащей международному опыту. Однако, учитывая специфику России, главным критерием в выборе такого варианта должен быть уровень отчислений. Не существует единой модели аккумулирования средств, используемых на цели политики занятости.

В ряде стран исторически сложилось разделение функций выплаты пособий по безработице и финансирования активных программ занятости источником страхования по безработице являются соответствующие взносы, меры активной политики занятости профессиональное обучение и т.д. оплачиваются из государственного бюджета общее налогообложение. Страховые фонды по выплате пособий по безработице иногда находятся в трехстороннем управлении государство, профсоюзы, работодатели. И выплаты по безработице и активные программы, как правило, являются защищенными, переброска средств с одной статьи на другую запрещена.

Существуют несколько моделей распоряжения средствами фонда службы занятости населения в соответствии со статусом руководителя. Первая служба занятости как политическое учреждение, за которым закреплены и исполнительские функции. В Канаде, например, создано Министерство развития людских ресурсов, в Ирландии - Министерство занятости и поддержки предприятий. Вторая служба занятости как подразделение министерства.

В Германии действует Федеральное ведомство по трудоустройству выплата пособий по безработице, трудоустройство, профессиональное обучение. Третья трехстороннее управление. Служба занятости остается правительственным учреждением. Возглавляет ее трехсторонний совет. Оперативные функции выполняет дирекция. Могут существовать и другие комбинации. В Швеции учреждение, занимающееся вопросами обучения безработных, выведено из числа правительственных и преобразовано в акционерное общество.

Как правило, меры политики занятости, реализуемые через службы занятости, относятся к исключительному ведению правительства даже в федеративных государствах. Основная причина - стремление обеспечить гражданам равный доступ к средствам защиты от безработицы вне зависимости от места проживания. В Австралии, например, территориальная структура органов службы занятости не совпадает с административным делением государства. В США действует более сложная система.

Основная часть средств, равно как и ответственность за их использование находится в распоряжении штатов. Средства российского Фонда занятости населения децентрализованы. Большая их часть находится в распоряжении городов и районов, 20 перераспределяется через федеральный уровень. В результате сформировалось хорошо известное противоречие финансовые ресурсы сконцентрированы там, где безработных меньше, а, следовательно, и ниже потребность в государственной поддержке граждан, вынуждено оставшихся без работы.

Финансовая база расходов на социальное обеспечение в Японии складывается из страховых взносов наемных работников и предпринимателей в 1992 году - свыше 60 , государственных средств около 20 , доходов от активных финансовых операций свыше 12 и прочее. Эта структура за последние десятилетия не претерпела каких-либо существенных изменений за исключением роста доходов от активных финансовых операций за счет увеличения пенсионного фонда и снижения доли средств государственного бюджета при постоянном повышении удельного веса затрат на социальное обеспечение в расходной его части. Для реализации долгосрочного плана по увеличению расходов на выплату пенсий, страхование здоровья, помощи нуждающимся в соответствии с правительственной стратегией Японии планируется постепенное сокращение подоходного налога и увеличение потребительского с 3 до 5 . Наибольшие суммы в структуре социального обеспечения идут на социальные выплаты 1 3 обеспечивается средствами государственного бюджета, 2 3 - различными страховыми пенсионными фондами имеются, например, фонд базовой пенсии по старости или фонд потерявших кормильца. Каждый вносит в тот или иной фонд примерно 100 долларов в месяц.

На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. Второй компонент системы социального обеспечения - страхование здоровья.

Существует 6 альтернативных систем, которые охватывают все население страны. Третий компонент системы - общественное вспомоществование - охватывает тех, кто не может сам обеспечить минимальный уровень жизни.

 

2.2. Внедрение  передового зарубежного опыта  формирования и использования  социальных фондов в условиях  развития Российской Федерации

 

В настоящее время в соответствии с действующим законодательством система социального обеспечения Голландии включает Всеобщее социальное обеспечение.

Им охвачено все население страны на случай наступления старости, смерти родителей, инвалидности, а также затрат на серьезные медицинские риски, в частности длительное пребывание в больнице. Все граждане, проживающие в стране, имеют также право на пособия на детей до 18 лет. Ё Социальное обеспечение занятого населения. Оно распространяется на все работающее население в Нидерландах, гарантируя получение пособия в случае болезни, безработицы и дополнительно к всеобщему обеспечению - по инвалидности.

Для работников с доходом ниже определенного уровня существует обязательное медицинское страхование. Ё Социальная помощь. Каждый, кто на законном основании проживает в Нидерландах и имеет доходы ниже социального минимума, имеет право на получение пособия, дополняющего его доход до уровня социального минимума. Нидерланды - одна из немногих стран Европейского Союза, о которой можно с уверенностью сказать, что в нынешнем 1999 году она будет отвечать всем критериям для вступления в Европейский валютный союз. В стране отмечаются экономический рост и увеличение числа рабочих мест. Не в последнюю очередь это происходит по причине того, что удалось взять под контроль развитие социального обеспечения.

В 1997 году всеобщее обеспечение по болезням было полностью заменено обязательством работодателя выплачивать работникам в случае болезни 70 заработной платы в течение года. В 1999 году изменились размеры социальных выплат на случай нетрудоспособности каждый работодатель уплачивает взносы в соответствии с установленными им самим размерами затрат на выплаты по нетрудоспособности.

Эффективность этой политики оценить пока еще нельзя, но фактом остается то, что число неявочных дней по болезни в 1997 - 1998 годах значительно сократилось. Если проводимая политика окажется даже более чем успешной, в любом случае вряд ли удастся избежать значительных реформ в системе социального обеспечения в последующие годы. Дело в том, что нельзя не учитывать демографические изменения.

Информация о работе Современное состояние формирования и использования социальных фондов в Российской Федерации