Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 18:09, курсовая работа
Цель исследования – анализ современных аспектов формирования человеческого капитала в России. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи: - дать понятие «Человеческий капитал»; - выявить и проанализировать приоритетные аспекты развития человеческого капитала в России; - проанализировать современные особенности отраслей человеческого капитала; - предложить управленческие решения по дальнейшему развитию структурно-логических составляющих человеческого капитала страны и по¬вышению его качества.
Введение…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к исследованию человеческого
капитала……………………………………………………………………5
1.1 Понятие человеческого капитала……………………………………..5
1.2 Приоритетность аспектов развития человеческого
капитала в России…………………………………………………………11
ГЛАВА 2. Современные особенности отраслей
человеческого капитала…………………………………………………...16
2.1 Проблемы профессионального образования…………………………19
2.2 Современное здравоохранение………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………….........27
Список источников……………………………………………………..…..29
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ
Выполнил
студент(ка) 1 курса
заочной формы обучения Кузнецова Оксана Николаевна
Научный руководитель
ст. преподаватель
Тюмень 2014
Регистрационный номер (кафедра)
________________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к исследованию человеческого
капитала………………………………………………………
1.1 Понятие человеческого капитала
1.2 Приоритетность аспектов развития человеческого
капитала в России………………………………
ГЛАВА 2. Современные особенности отраслей
человеческого капитала…………………………………………………...
2.1 Проблемы профессионального образования…………………………19
2.2 Современное здравоохранение………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список источников…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Отечественная экономическая наука последних лет основное внимание уделяет проблемам, связанным с различными аспектами рыночной экономики. Глобальные закономерности и основные тенденции развития постиндустриального общества, возможные направления формирования в России инновационной экономики, ядро которой составляют интеллектуально-информационное производство и услуги для населения, пока не получили развернутого освещения в научной литературе. Вместе с тем при создании концепции социально-экономического развития России необходимо учитывать, что определяющими факторами динамизма современного общества все в большей мере становятся усиление социализации и гуманизации общественных отношений, превращение человека и его интеллекта в решающий фактор общественного прогресса, возникновение такого феномена как человеческий капитал.
В современных условиях человеческий капитал является одним из основных ресурсов, необходимых для подъема экономики, фундаментом экономического роста за счет научно-технического прогресса. Новые теории устойчивого развития человечества и концепция национального богатства, предлагаемая специалистами ООН, базируются на признании человека движущей силой общественного развития за счет накопления и использования производительных сил и знаний, передающихся от поколения к поколению. Мировой экономической наукой доказана необходимость и высокая эффективность вложений в человека. Экономика, основанная на высоком уровне человеческого капитала и новейших технологиях, получила в 1990-е гг. название «новой экономики».
Для России, находящейся в периоде становления рыночной экономики и стоящей перед необходимостью перехода к инновационной экономике, возрастает роль анализа и прогнозирования уровня развития человеческого капитала страны в целом и отдельных регионов с учетом их территориальных особенностей и различий по экономическим, природно-географическим, социально-демографическим и другим факторам. Необходима целостная действенная региональная политика в проведении социально-экономических реформ, ориентированных на перспективные тенденции развития; политика, учитывающая специфику регионов в общей структуре экономики страны, обеспечивающая возможность сохранения и активизации человеческого капитала регионов России.
Цель исследования – анализ современных аспектов формирования человеческого капитала в России.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
- дать понятие «Человеческий капитал»;
- выявить и проанализировать приоритетные аспекты развития человеческого капитала в России;
- проанализировать современные особенности отраслей человеческого капитала;
- предложить управленческие решения по дальнейшему развитию структурно-логических составляющих человеческого капитала страны и повышению его качества.
Объектом исследования является качество человеческого капитала Российской Федерации и направления его использования.
Предметом исследования являются современные аспекты развития человеческого капитала.
Методы исследования: экономико-статистические, аналитические, экспертных оценок, анализ и синтез.
Исследования и разработки: изучены проблемы накопления и эффективного использования человеческого капитала как стратегического ресурса новой экономики, разработаны предложения по его совершенствованию.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
В российской экономической науке термин «человеческий капитал» впервые был использован Р.И. Капелюшниковым. Материал данной главы основан на материалах его статьи «Человеческий капитала России: эволюция и структурные особенности» (1), а также интерент-ресурсах (6,7).
Человеческий капитал это совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь— Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.
В зарубежной и отечественной литературе используется немало терминов, отражающих качественные характеристики рабочей силы и роль человека в трудовом процессе: трудовые ресурсы, рабочая сила, человеческий фактор, человеческие ресурсы, трудовой потенциал, человеческий потенциал, человеческий капитал и другое.
В нашей стране в течении многих десятилетий использовалось понятие «рабочая сила», определяемое как способность человека к труду. В 1980-е годы, обсуждая причины, приведшие советское общество к глубочайшему кризису, общественная и научная мысль пришла к выводу, что решающим фактором производства является именно человек, и если у него отсутствуют стимулы к эффективному и добросовестному труду, то ни о каком прогрессе общества не может быть и речи. Так родился термин «человеческий фактор». Впоследствии он уступил место другим: трудовой потенциал, человеческие ресурсы, человеческий капитал
Идея человеческого капитала имеет давние корни в истории экономической мысли. Одна из ее первых формулировок обнаруживается в “Политической арифметике” У.Петти. Позднее она нашла отражение в “Богатстве народов” А.Смита, “Принципах” А.Маршалла, работах многих других ученых. Однако как самостоятельный раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась только на рубеже 50–60-х годов 20 века. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т.Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г.Беккера (также лауреата Нобелевской премии) “Человеческий капитал” (первое издание 1964 г.). Эта книга стала основой для всех последующих исследований в данной области и была признана классикой современной экономической науки. В дальнейшем важное значение имели работы Й.Бен-Порэта, М.Блауга, Э.Лэзера, Р.Лэйарда, Дж.Минцера, Дж.Псахаропулоса, Ш.Розен, Ф.Уэлча, Б.Чизуика и др.
Первооткрыватели
Т. Шульц и Г. Беккер, основное внимание обращали на инвестиции в человеческий капитал и оценку их эффективности. Это и понятно, поскольку инвестиции средств как раз и превращают ресурс в капитал, делают простое благо капитальным благом. Инвестиции в повышение человеческих способностей ведут к росту производительности труда, к росту доходов, в т.ч. к росту заработков работника. Значит, происходит воспроизводство и кумулятивное накопление доходов с помощью человеческих способностей, что и превращает их в особую форму капитала.
Л. Туроу - американский экономист, обобщивший первые исследования человеческого капитала в качестве исходного понятия, дает следующее определение: «Человеческий капитал людей представляет собой их способность производить предметы и услуги». В данном определении сохранена классическая традиция на признание важности роли способностей к труду. Но среди способностей Л. Туроу выделяет генетически базисную экономическую способность. «Экономическая способность - пишет он, представляет собой не просто еще одно производительное вложение, которым обладает индивидуум. Экономическая способность влияет на производительность всех других вложений». Отсюда вытекает важное положение о необходимости единства жизнедеятельности как источника формирования и накопления человеческого капитала: «По существу, - отмечает Л. Туроу, - потребление, производство и инвестирование представляют собой совместные продукты деятельности человека по поддержанию жизни». «Аналогии между человеческим капиталом и физическим интересны и волнующи, - замечает Л. Туроу. - однако, человеческий капитал нельзя анализировать точно также как физический капитал».
Ф. Махлуп - австрийский и американский экономист, предлагает различать первичные и усовершенствованные способности. «... Неусовершенствованный труд, - пишет он, - нужно отличать от усовершенствованного, ставшего более производительным благодаря вложениям, которые увеличивают физическую и умственную способность человека. Подобные усовершенствования составляют человеческий капитал». В дальнейшем западные ученые обсуждали состав и структуру человеческих способностей, которые выгодно капитализировать, определяли последовательность и отдачу инвестиций в человеческий капитал.
Социально-экономическую форму человеческого капитала и его качественную определенность характеризуют А.Н. Добрынин с С.А. Дятловым. «Человеческий капитал, - пишут они, - представляет собой форму проявления производительных сил человека в рыночной экономике..., адекватную форму организации производительных сил человека, включенных в систему социально ориентированной рыночной экономики в качестве ведущего, творческого фактора общественного воспроизводства».
В содержательном плане человеческий капитал, включает запас здоровья, знаний, навыков, способностей, которые капитализируются при следующих условиях:
1) потоковый, накопительный запас способностей человека по фазам жизнедеятельности;
2) целесообразность использования запаса способностей, что ведет к росту производительности труда;
3) прирост производительности труда закономерно приводит к росту заработков работника;
4) увеличение доходов
мотивирует работника делать
дополнительные вложения в
Анализ содержания и
условий капитализации
Использование человеческого капитала увеличивает не только заработки работника, но и доходы предприятий и государства.
Практически все исследователи признают реальность и решающую роль интеллектуального капитала. Действительно, интеллектуальные продукты могут фиксироваться на материальных носителях (книги, отчеты, дискеты, файлы баз данных), оформляться как интеллектуальная собственность и включаться в хозяйственные операции в виде вложений в капитал, продажи лицензий, купли-продажи, учета как нематериального актива. Исследования интеллектуального капитала наиболее продвинуты и доведены до методик его эффективного использования. Это позволяет использовать результаты научного анализа интеллектуального капитала для изучения других видов человеческого капитала.
Западные исследователи обычно выделяют виды человеческого капитала по видам инвестиций в человеческий капитал. Г. Шульц указывает, что способности человека «... развиваются посредством определенных видов деятельности, которые имеют атрибуты инвестиций». К таким видам инвестиционной деятельности он относит школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление здоровья, растущий запас информации относительно экономики. Всё эти виды деятельности нацелены на формирование конкретных групп человеческих способностей, которые могут получать капитальную оценку и применяться как человеческий капитал.
Информация о работе Современные аспекты формирования человеческого капитала в Росии