Современные аспекты формирования человеческого капитала в Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ современных аспектов формирования человеческого капитала в России. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи: - дать понятие «Человеческий капитал»; - выявить и проанализировать приоритетные аспекты развития человеческого капитала в России; - проанализировать современные особенности отраслей человеческого капитала; - предложить управленческие решения по дальнейшему развитию структурно-логических составляющих человеческого капитала страны и по¬вышению его качества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к исследованию человеческого
капитала……………………………………………………………………5
1.1 Понятие человеческого капитала……………………………………..5
1.2 Приоритетность аспектов развития человеческого
капитала в России…………………………………………………………11
ГЛАВА 2. Современные особенности отраслей
человеческого капитала…………………………………………………...16
2.1 Проблемы профессионального образования…………………………19
2.2 Современное здравоохранение………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………….........27
Список источников……………………………………………………..…..29

Файлы: 1 файл

Современные аспекты формирования человеческого капитала.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Многие ученые подчеркивают важное значение в формировании и  накоплении способностей человека такого ресурса как «человеческое время». «Запас человеческого времени является столь же базовым, - пишет Л. Туроу, - как и запас ресурсов. Это - главный актив человеческого капитала, который позволяет индивидууму приобретать другие активы человеческого капитала». Значение запаса жизненного времени осознается к закату жизни или в стрессовых, чрезвычайных ситуациях, когда требуется мобилизация всех внутренних потенций человека.

Все авторы по-своему правы. И все же из всего разброса мнений о сущности человеческого капитала можно сделать определенные выводы. В широком смысле человеческий капитал – это не что иное, как созидательный потенциал человека во всем его многообразии. Поэтому в данном случае понятия «трудовой потенциал» и «человеческий капитал» совпадают. Они идентичны.

Каждый человек проживает в своей жизни три основных стадии, на каждой из которых у него есть потребность в расходах (потреблении), а значит и в источнике доходов. На первой стадии человек взрослеет и получает образование. Эта стадия является критической для каждого. Образование и навыки, которые мы приобретаем на первой стадии жизни определяют не только, кем мы станем в обществе, но и обеспечивают нас способностью зарабатывать доход или получать зарплату всю оставшуюся жизнь. Эту способность к заработку называют человеческим капиталом. Существует высокая корреляционная зависимость между стоимостью полученного обучения и последующей стоимостью человеческого капитала. Таким образом, образование может рассматриваться как инвестиция в человеческий капитал. Вторая стадия жизни человека – экономически продуктивная, когда человек работает и получает заработную плату. Третья стадия – это жизнь человека после выхода на пенсию.

Структура человеческого  капитала определяется на основе таких  параметров, как характер работы человека, его отраслевая принадлежность, теснота взаимосвязи динамики трудового дохода с различными классами (подклассами) финансовых активов, и т.д. Заметим, что структура человеческого капитала индивидуума может со временем изменяться, что должно находить отражение в рекомендациях по инвестиционной политике. От того, какова будет структура человеческого капитала, зависит такой параметр будущей модели, как способность человека принимать на себя риск, рекомендуемая структура общего портфеля, а также структура финансового капитала человека

      Международная статистика проблему количественной оценки работника - носителя человеческого капитала решила следующим образом. В 1966 г. на XI Международной конференции по статистике труда в Женеве была принята Резолюция о затратах на рабочую силу, исходя из которой Международная стандартная классификация расходов на рабочую силу включает следующие основные группы:

1) прямая заработная  плата и жалованье;

2) оплата неотработанного  времени;

3) премии и денежные  подарки;

4) расходы на питание, напитки, топливо и другие натуральные выплаты;

5) расходы работодателя  по обеспечению рабочего жильем;

6) расходы работодателя  на социальную защиту;

7) расходы по профессиональному  обучению;

8) расходы на социальные  нужды;

9) прочие расходы на  рабочую силу, не относящиеся к вышеуказанным квалификационным группам (например, рабочая одежда);

10) налоги, рассматриваемые  как расходы на рабочую силу (например, налоги на численность  или фонд заработной платы).

К числу стандартных  количественных показателей оценки функционирования человеческого капитала относят следующие:

- норма отдачи от  инвестиций в человеческий капитал,  которая рассчитывается на базе  стандартного уравнения заработной  платы Дж. Минцера (1974). Здесь заработки  индивида выступают в качества зависимой переменной и представлены в логарифмической форме;

- число лет обучения (уровень образования). В 1990 г.  в России среднее число лет  обучения одного работника составляло 10,28 года. По данным всероссийской  переписи 2002 г., в каждой пятилетней  возрастной группе экономически активного населения доля людей с высшим и послевузовским образованием составляла в среднем 18,05%;

- потенциальный опыт  на рынке труда;

- профессиональный опыт  на данном рабочем месте.

      Также при количественном анализе функционирования системы человеческого капитала российскими исследователями используется затратный подход, предполагающий разделение издержек на первоначальные и восстановительные и наиболее приемлемый, по нашему мнению, для уровня предприятий, чем государства. Первоначальные издержки включают затраты на поиск, приобретение и предварительное обучение работников, затраты на подготовку и организацию рабочего места для нового сотрудника, затраты на рабочем месте. Восстановительные издержки (издержки замещения) - это сегодняшние затраты, необходимые для замены работающего на другого работника, способного более эффективно выполнять те же функции. Восстановительные издержки состоят из издержек приобретения нового специалиста, его обучения (ориентации) и издержек, связанных с уходом работающего работника.

 

1.2 Приоритетность аспектов развития человеческого капитала в России

 

      Длившаяся с самого начала посткоммунистической истории России дискуссия о национальных приоритетах близка к своему завершению. Сложился практически консенсус в понимании ключевой роли для страны секторов, связанных с развитием человека (человеческого капитала, человеческого потенциала).

       Для общественного сознания это огромный шаг вперед. Во-первых, сам по себе факт широкого общественного согласия по ключевому вопросу развития страны крайне важен для окончательного преодоления наследия полномасштабной революции, через которую мы прошли в конце XX в. Революция - это раскол по базовым ценностям, и для его ликвидации требуется продолжительное время, гораздо большее, чем для собственно радикальной революционной ломки системы.

     Во-вторых, приоритетность человеческого капитала означает, что общество осознает постиндустриальный характер стоящих перед ним вызовов, то есть в поиске модели своего развития оно обращается не к прошлому, а к будущему. Действительно, еще не так давно предметом дискуссии относительно национальных приоритетов были в основном традиционные сюжеты прошлого века. Авиастроение, машиностроение, судостроение, электроника, сельское хозяйство и другие отрасли политики и экономисты называли приоритетами развития страны и, главное, приоритетами бюджетных расходов. Только в середине 2000-х годов внимание элиты сместилось на проблемы человеческого капитала. Прежде всего речь шла об образовании и здравоохранении, к которым позднее добавилась пенсионная система. Ключевая роль этих секторов в дальнейшем развитии России была впервые подробно обоснована Гайдаром Е.Т. в начале 2000-х годов (Гайдар, 2005). Инициированные в 2005 году Путиным В.В. и Медведевым Д.А. «приоритетные национальные проекты» политически закрепили эту роль.

     Этот вызов не специфически российский. Формирование современной, эффективной системы развития человеческого потенциала — актуальная проблема для всех наиболее развитых стран. Постиндустриальные вызовы и демографические проблемы привели к кризису традиционного «государства всеобщего благосостояния» и поставили перед многими странами задачу глубокой трансформации их социальной сферы. Сейчас, когда процесс старения населения приобрел устойчивый характер, а спрос на социальные услуги неуклонно возрастает, необходимо создать кардинально новую модель социального государства. Иными словами, Россия столкнулась не с проблемами кризиса сложившейся в советское время социальной системы, а с гораздо более глубокой проблемой кризиса индустриального общества. Поэтому поиск и создание новой модели социальной политики относятся не к области догоняющего развития, а к общей проблематике всех развитых стран, к числу которых по этому критерию принадлежит и Россия. Сам же крах советского строя стал результатом кризиса индустриальной системы с характерными для нее институтами социального государства.

     Поэтому, поиск оптимальной модели развития человеческого капитала в минимальной мере может учитывать накопленный в мире опыт: эффективных систем, соответствующих современным вызовам, просто не существует. Более того, страна, которая сможет сформировать современную эффективную модель развития человеческого капитала, получит огромное преимущество в постиндустриальном мире.

     Согласно традиционному (индустриальному) пониманию, эти секторы сводятся к отраслям социальной сферы. При всей важности их социального аспекта в современных развитых странах отрасли человеческого капитала представляют собой зону переплетения и взаимодействия не только социальных, но и фискальных, инвестиционных и политических проблем. В отличие от ситуации конца XIX и большей части XX в., образование, здравоохранение и пенсионирование касаются всего населения (и как налогоплательщика, и как потребителя соответствующих благ), причем демографический кризис только обостряет ситуацию. В результате рост отчислений на развитие этих отраслей становится существенной проблемой для государственного бюджета и может подорвать финансовую стабильность любой развитой страны. Кроме того, отчисления на указанные цели носят долгосрочный характер, то есть в значительной мере формируют инвестиционные ресурсы нации. Наконец, от эффективности функционирования этих секторов зависит политическая и социальная стабильность общества с доминированием городского населения.

Развитие человеческого  капитала предполагает решение как  финансовых, так и структурных  проблем.

     Для развития человеческого капитала необходимо решить две группы проблем: с одной стороны, найти возможность выделить дополнительные бюджетные ресурсы на поддержку работников соответствующих отраслей и групп населения; с другой — осуществить структурные реформы в этих секторах. Две названные группы действий неотделимы друг от друга. Было бы политически опасно и экономически неэффективно решать одну задачу, игнорируя другую. Однако при этом возникают существенные риски.

       Повышение зарплат врачей и учителей, инвестиции в оборудование и другие подобные финансовые меры выступают важной предпосылкой решения ряда назревших проблем, но этого недостаточно. Качество образовательных и медицинских услуг связано не столько с уровнем оплаты труда работников этих секторов, сколько с повышением эффективности функционирования соответствующих систем. Поэтому не желательно, чтобы реформа социального сектора завершилась повышением бюджетных расходов, то есть если первый шаг окажется единственным.

       Рост финансирования без структурных реформ может дать даже отрицательные результаты. Повышение зарплаты приведет не к обновлению персонала, а к консервации кадров, сохранению тех врачей и учителей, которые давно потеряли квалификацию и не станут лучше лечить и учить, даже если им поднять зарплату в 100 раз. Увеличение расходов на оборудование часто приводит лишь к тому, что его закупают по завышенным ценам и не то, которое действительно необходимо для больниц и лабораторий. (Аналогично, увеличение финансирования жилищного строительства при нынешнем уровне монополизации рынка строительных услуг ведет к росту цен и обогащению локальных монополистов.)

Таким образом, увеличение финансирования секторов человеческого  капитала в 2000-е годы было только первым и не самым важным шагом на пути их подъема. Прежде всего необходимы институциональные реформы, а за ними должны следовать и деньги. Это первый принцип формирования современной модели развития человеческого капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

 

       Недостаточно указать на приоритетность институциональных аспектов развития человеческого капитала по отношению к финансовым. Необходимо охарактеризовать особенности функционирования этих отраслей, присущие современному постиндустриальному обществу. Иными словами, не существует универсальных решений не только в экономической, но и в социальной сферах. Конкретные решения зависят как от уровня развития общества, так и от доминирующей в мире социально-экономической парадигмы.

    Характер институциональных проблем отраслей человеческого капитала в современной России примерно соответствует проблемам, с которыми сталкиваются развитые страны, несмотря на заметно более низкий уровень среднедушевого ВВП в нашей стране. В значительной мере такая ситуация связана с наследием советского периода: демографическое, репродуктивное и тендерное поведение в зрелой советской системе стало воспроизводить стандарты развитых стран.

      Можно выделить пять характерных черт (принципов функционирования) этих отраслей, которые необходимо учитывать при осуществлении их структурной модернизации. Они отражают особенности современных технологий: их динамизм (быстрое обновление) и углубляющуюся индивидуализацию технологических решений.

       Непрерывный характер услуги

 В прошлом образование  было во многом функцией возраста - человек до определенного возраста учился, а затем работал. Со здравоохранением имели дело только больные. Теперь же люди учатся и общаются с врачами на протяжении всей своей жизни. Понимание работы и пенсии тоже существенно трансформируется. Снижение роли крупного производства и усиление роли сектора услуг в сочетании с отказом от такого советско-индустриального реликта, как уголовное наказание за тунеядство, размывают понятие пенсии и тем более возраста прекращения (или не прекращения) работы.

       Индивидуальный характер услуги

Человек все чаще будет  выбирать собственные образовательные траектории и механизмы поддержания здоровья из множества предлагаемых образовательных и медицинских услуг. Нетрудно заметить, что и пенсионный возраст все больше становится предметом индивидуального решения - когда человек может и хочет прекратить свою производственную деятельность. Применительно к пенсионной системе это означает существенную диверсификацию форм поддержки старших возрастов.

Информация о работе Современные аспекты формирования человеческого капитала в Росии