Современные аспекты формирования человеческого капитала в Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ современных аспектов формирования человеческого капитала в России. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи: - дать понятие «Человеческий капитал»; - выявить и проанализировать приоритетные аспекты развития человеческого капитала в России; - проанализировать современные особенности отраслей человеческого капитала; - предложить управленческие решения по дальнейшему развитию структурно-логических составляющих человеческого капитала страны и по¬вышению его качества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к исследованию человеческого
капитала……………………………………………………………………5
1.1 Понятие человеческого капитала……………………………………..5
1.2 Приоритетность аспектов развития человеческого
капитала в России…………………………………………………………11
ГЛАВА 2. Современные особенности отраслей
человеческого капитала…………………………………………………...16
2.1 Проблемы профессионального образования…………………………19
2.2 Современное здравоохранение………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………….........27
Список источников……………………………………………………..…..29

Файлы: 1 файл

Современные аспекты формирования человеческого капитала.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

        Все более глобальный характер услуги

 Образовательные и  лечебные учреждения конкурируют  не с соседними школами и больницами и даже не с соответствующими заведениями в стране, а во всем мире. Разумеется, этот выбор могут позволить себе не все, но по мере роста благосостояния людей и реального удешевления соответствующих услуг и транспорта в глобальную конкуренцию будет включаться все больше людей. А наличие личных сбережений в условиях глобальных финансов позволяет пенсионеру все меньше зависеть от пенсионной системы своей страны.

       Повышение роли частных расходов на развитие человеческого капитала. Первые три перечисленные характеристики означают расширение возможностей людей покупать необходимые им услуги. Следовательно, роль и доля частного спроса будут расти, все больше опережая объем государственных расходов в соответствующих секторах. Частные платежи или соплатежи - не только естественное, но и неизбежное следствие технологической модернизации секторов и роста благосостояния населения. Рост частных расходов связан и с тем, что дальнейшее увеличение государственных расходов натолкнулось к концу XX в. на естественную преграду: больше собирать налогов было нельзя, а потребности населения в услугах социального характера продолжали (и продолжают) расти по мере общественного прогресса.

      Повышение роли новых технологий, радикально изменяющих характер оказываемых услуг

По мере развития информационно-коммуникационных технологий и транспорта традиционные формы лечения и образования  будут все больше уходить в  прошлое. Это касается и организационных  инноваций.

       Необходимо учитывать все названные особенности, поскольку они формируют основу не только модернизации отраслей человеческого капитала, но и экономической и политической модернизации всей страны, включая ее технологическую базу. Их игнорирование создает риски консервации и усугубления отставания социально-экономического развития России от развитых стран.

       Глобализация резко обостряет конкуренцию, в том числе институциональную на рынке человеческого капитала. В посткоммунистической России многие считали, что уровень развития человеческого капитала у нас высокий, особенно это касается качества отечественного образования и здравоохранения. Нередко утверждали, что уровень развития человеческого капитала у нас выше, чем экономического развития.

       Однако, ситуация не столь оптимистична. По уровню конкуренции образование и здравоохранение примерно соответствуют уровню среднедушевого ВВП, однако индикатор качества (результативности) здравоохранения (продолжительность жизни) резко снижается. Исправление такой ситуации - непростая задача. Для формирования развитой системы современного образования или здравоохранения нужен спрос на качественную услугу в этих секторах. Так они и развивались до недавнего времени.

      Теперь взрывное развитие коммуникаций и связи резко снизило трансакционные издержки перехода от национальной системы соответствующих услуг к глобальной. Сейчас гораздо легче, чем 20 лет назад, поехать в любой университет (если человек способен сдать экзамены) и в любую клинику. Это стоит денег, но с экономическим ростом будет расти и благосостояние россиян, которые, как показывает опыт, готовы инвестировать в себя — в свое образование и здоровье.

        Но если платежеспособный спрос на высококачественные услуги сосредоточивается в иностранных учебных и лечебных заведениях, то страна лишается возможности повышать качество собственных услуг в этих секторах, хотя бы потому, что сюда будут приезжать те, у кого дома качество образования и здравоохранения еще хуже. Тем самым спрос на качественные услуги будет ограничен, значит, ограниченным будет и их предложение. Таков главный стратегический вызов развитию отраслей человеческого капитала, да и перспективам российской модернизации вообще.

          Отсюда следует второй принцип формирования современной модели развития человеческого капитала: модернизация страны требует не восстановления советской модели социального сектора, не «возвращения к истокам», а формирования качественно новой модели функционирования человеческого капитала, контуры которой мы только начинаем осознавать.

 

 

2.1. Проблемы профессионального образования

 

      В России принято гордиться уровнем образования. Оно действительно неплохое, а по меркам среднеразвитой страны, только что осуществившей индустриализацию, оно было даже хорошим. Опираясь на опыт XX в. и веру в универсальность советской модели, ее сторонники видят два коренных недостатка в сложившейся к настоящему времени модели профессионального образования:        во-первых, избыток специалистов с высшим образованием при недостатке среднего технического персонала; во-вторых, неспособность готовить востребованных специалистов, причем востребованность измеряется количеством выпускников вузов, которые после его окончания стали работать по специальности. Формально оба тезиса справедливы, хотя, как нередко бывает с очевидным фактом, это уводит от реальных проблем, а не способствует их осмыслению и разрешению.

      Прежде всего, современное образование непрерывное и всеобщее, и задача университета в том, чтобы дать человеку возможность учиться на протяжении всей жизни. Идеал советской трудовой модели - человек, окончивший вуз, работающий по специальности и имеющий одну единственную запись в трудовой книжке, - в настоящее время не только не предел желаний для него, но и не желательная норма поведения для общества и государства. За пять-шесть лет получения высшего образования появляется немало профессий, которых на момент поступления в вуз просто не существовало.

     Динамизм современной экономики, в которой постоянно возникают новые сферы деятельности и профессии, обусловливает необходимость постоянного изменения квалификации, непрерывного образования и адаптации к новым вызовам. Человек, не способный постоянно учиться, оказывается в стороне от прогресса и не может считаться успешным. Всем, кто призывает оценивать вузы по количеству выпускников, работающих по специальности, достаточно провести мысленный эксперимент и ответить на вопрос: сколько профессионально успешных и известных людей работают по специальности? Вряд ли таковых много.

Качественно новые вызовы, стоящие перед современной системой профессионального образования, требуют его серьезной институциональной модернизации.

     Обеспечение непрерывности образования

    Вузы из места для обучения молодых людей после средней школы или армии постепенно превращаются в заведения, предлагающие профессиональное образование для всех возрастов. Конечно, и в прошлом в университетах были программы дополнительного образования (профпереподготовки и повышения квалификации — так сказать, «программы для взрослых»), но они играли вторичную роль по отношению к собственно высшему образованию. Теперь структура университетских программ должна становиться гораздо более сбалансированной — и по возрастной структуре, и по разнообразию предлагаемых программ. В этом отношении появление двухуровневого образования (бакалавриата и магистратуры) отвечает требованиям времени, позволяя уточнять специализацию еще в период обучения в университете. Однако эта линия должна быть продолжена в виде различных программ поствузовского образования, имеющих государственное признание.

    Всеобщее высшее образование

     Еще одна особенность постиндустриального общества — всеобщий спрос на высшее образование. Естественно, образование не может угнаться за спросом, удовлетворяя его не только количественно, но и качественно. Отсюда быстрый рост вузовского образования за счет ухудшения его качества. В то же время нельзя сказать, что за последние 20 лет оно в России в целом ухудшилось. Хорошего образования, хороших университетов осталось примерно столько же — какие-то сохранили свои позиции, какие-то деградировали, но появились новые лидеры. В стране есть возможности учить очень хорошо примерно 30-40% выпускников школ, как в эпоху развитого социализма. Но в вузы сейчас поступает более 80% закончивших школу — и, естественно, в результате резко снижается среднее качество образования.

      Значит ли это, что необходимо ограничивать количество вузов? Если люди хотят получить диплом о высшем образовании, у них должна быть такая возможность. Однако профессиональное сообщество и рынок труда также нуждаются в инструментах оценки качества специалистов. Нельзя сказать, что их не существует — работодатели прекрасно знают, выпускники каких вузов чего стоят. К этому в ряде отраслей надо добавить профессиональный экзамен, выведенный за рамки самого вуза.

     Интернационализация образования

     Хорошие российские университеты находятся в конкурентной среде, причем это глобальная, а не национальная конкуренция. Вузы конкурируют и за студентов, и за преподавателей. Это принципиально новое обстоятельство российской университетской жизни, к которому еще предстоит привыкнуть. Хороший советский вуз всегда мог выбирать и студентов, и преподавателей. Студентов привлекал бренд, преподавателей — бренд и зарплата. Сейчас ситуация коренным образом изменилась.

Три фактора — демографические  тренды, открытость страны и заметный рост благосостояния — ограничивают приток студентов в российские вузы. Потенциальные студенты и слушатели  могут выбирать на глобальном рынке  и реально делают такой выбор. Это касается и собственно университетского образования, и разного рода дополнительных программ: крупные российские фирмы все чаще стимулируют своих сотрудников проходить обучение в зарубежных (западных) бизнес-школах. Аналогично разворачивается конкуренция за профессоров, способных преподавать и вести исследования на мировом уровне.

    Интеграция науки и образования

     В современных условиях важно преодолеть характерное для советской системы жесткое разделение на вузы и НИИ. С учетом быстрого обновления знаний и технологий такое разделение становится не только искусственным, но и контрпродуктивным. Университет — место, где занимаются исследованиями, и только поэтому здесь еще и учат. Университет без исследований — это техникум.

     Индивидуализация образования

   В настоящее время налицо усиление индивидуальных траекторий в образовании. Индивидуальные предпочтения проявляются не только и даже не столько в выборе учебного заведения, сколько в индивидуализации его программ. Граждане и корпорации предъявляют свои, специфические требования к компетенциям, которые должны предоставить высшие учебные заведения.

     Индивидуальный подход в наше время не приводит к выработке единственной уникальной программы для каждого человека, хотя и это возможно. Личная образовательная программа складывается как комбинация большого числа модулей, предлагаемых образовательным учреждением. Именно возможность выбора из них становится важным шагом на пути формирования индивидуальной образовательной траектории.

     Финансовая модель - усиление роли частных инвестиций

     Непрерывное, индивидуализированное и глобальное образование повышает роль частных доходов в этом секторе и соответственно частных (личных) расходов при формировании образовательной стратегии человека. Усиление платности образования принято связывать с посткоммунистической трансформацией, сопровождавшейся тяжелым бюджетным кризисом. На самом деле произошло наложение двух кризисов — бюджетного и системного. Недаром преодоление бюджетного кризиса 2000-х годов не привело к ослаблению роли частных денег в развитии образования. Напротив, поток средств от граждан и корпораций в образование усиливается. Естественно, средства направляются не только в традиционные секторы образования (среднее и высшее), но и в новые формы поствузовского (профессионального) образования.

     Новые технологии

     Современное образование будет все больше отходить от традиционной формы передачи знаний в виде пассивного слушания лекций и сдачи экзаменов. Изменения связаны с бурным развитием информационно-коммуникационных технологий и, по-видимому, будут происходить в двух направлениях.

     С одной стороны, повышается роль активных методов образования, обеспечивающих эффективность освоения знаний и усиливающих их практическую направленность. Имеются в виду разного рода тренажеры, симуляторы, кейсы и особенно проектная работа.

     С другой стороны, возрастает роль самостоятельного прохождения программ в режиме онлайн. В настоящее время ведущие университеты стали активно выкладывать свои программы в Интернете в свободном доступе, предлагая всем желающим изучать их в качестве потенциальных будущих слушателей. Разумеется, это не означает возможности получать (то есть продавать) дипломы по Интернету, речь идет о стимулировании интереса к освоению новых программ и приглашении новых клиентов вуза к работе с ним.

 

 

 

2.2 Современное здравоохранение

 

      В России всегда доверяли государственному университету, но частному врачу. Именно поэтому, сталкиваясь с ситуацией оплаты услуг врача, российский гражданин относится к этому более терпимо, чем к платному образованию. Стремление не экономить на здоровье растет по мере повышения экономического благосостояния и общей культуры общества.

      При обсуждении принципов функционирования и реформирования современного здравоохранения можно выделить две ключевые особенности (и одновременно проблемы), которые надо принимать во внимание: во-первых, быстро растущий интерес образованного человека к состоянию своего здоровья; во-вторых, асимметрия информации. Эти проблемы взаимосвязаны и обусловливают одна другую. По мере роста благосостояния и образования ценность человеческой жизни неуклонно возрастает, и человек готов заниматься своим здоровьем не только, когда он заболевает. Тем самым спрос на медицинские (и медицинско-профилактические) услуги существенно растет. В то же время современный образованный человек перестает видеть во враче носителя сакрального знания и, как правило, хочет понимать рекомендации, которые ему дают, готов контролировать врача и тем самым частично нести ответственность за результаты своего лечения.

      С практической точки зрения такая ситуация должна вести к повышению открытости системы здравоохранения, усилению конкуренции врачей и медицинских учреждений. Это, в свою очередь, требует отказа от прикрепления пациента к одному лечебному учреждению и обеспечения возможности выбора между врачами в рамках одного учреждения и между лечебными учреждениями. Естественно, в предельном случае возможны выход за национальные границы и выбор между врачами (и учреждениями) разных стран.

Информация о работе Современные аспекты формирования человеческого капитала в Росии