Современные процессы глобализации мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение основных вопросов глобализации мировой экономики: сущность, причины, предназначение, влияние на международные экономические отношения, а также влияние на выбор стратегии экономического развития Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования: разобрать понятие глобализации и рассмотреть ее роль в формировании современной экономики;  исследовать положительное и отрицательное влияние глобализации на развитие мирового сообщества;
 дать характеристику России в условиях глобализации;  обозначить пути интеграции России в мировое сообщество.
В этой связи объектом исследования является современные процессы глобализации в мировой экономике.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия 5
1.1. Понятие глобализации 5
1.2. Предпосылки глобализационных процессов 9
1.3. Основные черты и направления глобализации мировой экономики 14
1.4. Противоречия и негативные последствия глобализации 20
Глава 2. Россия в условиях глобализации 24
2.1. Место России в мировых экономических отношениях 24
2.2. России в международных организациях 30
Глава 3. Перспективы развития России в условиях глобализации 33
3.1. Роль России в формировании современного мирового хозяйства 33
3.2. Пути интеграции России в мировое сообщество 42

Заключение 48
Список литературы 52

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

В заключении мне  хотелось бы отметить, что глобализация и интеграция мировой экономики  необратима. И это не только политическая, экономическая потребность, но и закономерность развития прогрессивного общества. И несомненно, что России занимает, и будет занимать важную роль в формировании и развитии мирового сообщества. Российский потенциал огромен, как в позитивном, так и в негативном смысле. С этой точки зрения выбор экономически развитых стран невелик - или новая политика вовлечения (neo-engagement), или новое сдерживание (neo-containment) России. Представляется, что вторая альтернатива - это путь назад к политики «мирного существования» времен холодной войны, которая не отвечает на современные требования международной безопасности, развития мировой экономики и глобализации в целом. Да и Росси, если она вдруг станет на путь самоизоляции и применения безнадежно устаревших и неэффективных форм государственного, экономического и общественного бытия, вряд ли сохранит шансы быть по настоящему современной, а значит - сильной и влиятельной мировой державой.

Подводя итог, нужно  отметить, что для того, что бы Россия в будущем заняла должное место в мировом хозяйстве необходимо: сформулировать внятную общегосударственную экономическую политику и стимулировать долгосрочные инвестиционные планы российских компаний, укреплять демократию и законы рыночной экономики, бороться с чиновничьим произволом. важно обеспечить достоверность информации и публичных обещаний российского правительства, прозрачность финансовой структуры бизнеса.

3.2 Пути  интеграции России в мировое  сообщество

Глобализация - это объективная тенденция мирового развития, и Россия уже достаточно глубоко втянулась в нее. Рассмотрим вопрос о том, какую позицию в отношении основных проблем глобализации должна занять Россия,  каковы пути интеграция России в мировое экономическое пространство и какая модель глобализации для нее приемлема

Если  это американская модель, то она  вырисовывается в виде пирамиды во главе с одной супердержавой - США. Несколько ниже располагаются  страны «большой семерки» (или «восьмерки»  в зависимости от «поведения»  России). Среднюю часть пирамиды занимают другие индустриально развитые страны, а основание пирамиды, разумеется, составляют страны «третьего мира», где проживает 78% населения мира. Выходит, что так называемая американская модель воплощает стремление администрации США руководить миром и организовывать жизнь человечества по единым стандартам.

Американские  ученые трактуют глобализацию как некий  всеобщий стандарт, изобретенный в  США в конце XX века, в котором  гомогенизированы цены, зарплата, продукты, услуги, потребности, процентные ставки, норма прибыли и т.д., - иными словами, единообразие в мировом масштабе. Остается либо присоединяться и приспосабливаться, либо стать «маргиналом».

Американская  модель выстраивается на американском долларе, и будет обслуживать  в первую очередь интересы США, их транснациональных корпораций и банков. Против такой монополярной модели выступает не только Россия, но и Западная Европа, Япония, Китай и практически весь «третий мир». Америка уникальна, но не универсальна.

Многополярная модель глобализации отвечает национальным интересам России. Многополярная глобализация более чувствительна к международным экономическим преобразованиям, носящим прогрессивный характер для мирового сообщества. Это установление нового международного экономического порядка (который в старой редакции остался только на бумаге в виде декларации мирового сообщества в 70-х и 80-х годах), мировая экологическая программа и демографическая политика, Интернет и спутниковая связь, мировые финансы и др.

Вступление  во Всемирную торговую организацию  для большинства стран - мера вынужденная. Сегодня ее членами являются более 130 стран, еще как минимум два десятка стран стоят в очереди на вступление. Сегодня уже очевидно, что, оставаясь вне рамок ВТО, страна обрекает себя на дискриминацию почти во всех сферах мировой экономики. Для России вступление в ВТО возможно на определенных условиях и с пролонгированными во времени оговорками.

Вступление  во Всемирную торговую организацию  будет означать также сертификацию, стандартизацию нашей продукции  и, конечно, повышение ее качества. Членство в ВТО должно стать инструментом защиты экономических интересов России во внешнеэкономической деятельности, защиты интересов экспортеров, позиционирования российских товаров на мировых рынках. Постепенное снижение таможенных пошлин выгодно и российским импортерам и может способствовать экономическому развитию. Во всех случаях повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг является залогом успеха и одновременно позитивным результатом вступления России в ВТО.

Очевидно  и то, что назрела необходимость  создания целостной концепции внешнеэкономической  деятельности Российского государства  в тесной связи с эффективной  внутренней политикой обеспечения  экономической и социальной безопасности.

Правительство РФ также должно в своей внешнеэкономической деятельности определиться в своих региональных интеграционных связях. Уникальность России и в том, что она по многим критериям может одновременно являться членом различных интеграционных союзов, таких как АРТ, ЕС и СНГ.

Определение приоритетов международной интеграционной политики имеет для России по ряду причин, исключительно важное значение. В рамках экономической интеграции СНГ России отводится ключевая роль. По всем стратегическим ориентирам и канонам естественной зоной межгосударственной интеграции для России является постсоветское пространство. В этом специфическом регионе в свое время сложился единый народнохозяйственный комплекс. Однако в современных условиях существует ряд факторов экономического и политического характера, способствующих или, напротив, противодействующих восстановлению интеграционных связей на качественно ином уровне и рыночной основе. Страны СНГ пока еще не до конца определились в своих геополитических и геоэкономических интересах. В ближайшие три-пять лет вряд ли стоит ожидать ощутимых результатов реальной интеграции. Но возможна разновременная интеграция 5-6 стран из 12 (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Беларусь, Армения и Россия) или союз России и Белоруссии с последующим присоединением к нему других государств. Очень важно, что в рамках СНГ почти полностью сохранилась энергетическая и транспортная инфраструктура.

Важно решить проблему подъема обрабатывающей промышленности и аграрного сектора  для этого необходимо разработать четкую концепцию и механизм государственной структурной политики, нацеленной на оптимизацию как макроструктуры народного хозяйства, так и пропорций внутри секторов

Так же важнейшим  условием решения задачи сближения  объемов сбережения и накопления - является укрепление финансовых рынков. Некоторые отечественные экономисты считают, что нельзя терять время и ждать, когда банковская система и финансовые рынки достигнут необходимой зрелости и станут надежными источниками инвестиций. Одни полагают, по примеру других стран наладить деятельность государственных банков развития. Эти банки могли бы финансировать вложения в основной капитал за счет сконцентрированной в них подавляющей части внутренних сбережений, либо кредитных ресурсов Центрального банка. Другие экономисты видят инвестиционный ресурс в использовании денежной эмиссии, привязанной к объемам государственных заимствований на внутреннем рынке. Направлять эти средства они предполагают только в высокотехнологичные отрасли. Так же рациональным будет стимулировать частный сектор к производственным вложениям в высокотехнологичные отрасли посредством предоставления инвестиционных льгот и субсидирования ставок банковского кредитования.

Повышение инновационной  и инвестиционной активности - общенациональная проблема, решение которой, вред ли возможно без согласованных усилий всех ветвей власти и отечественного бизнеса. Необходимо, что бы государство на деле поддерживало обрабатывающую промышленность и прежде всего те высокотехнологичные отрасли, которые уже доказали свою конкурентоспособность на внешних рынках. Главной формой поддержки может стать дифференциация налоговой нагрузки - увеличение ее на добывающие отрасли и снижение на обрабатывающие, а так же использование методов стимулирования переработки сырья.

Особо обратим  внимание также на проблему формирования российских ТНК первого эшелона. Поскольку главным субъектом глобализации выступают ведущие ТНК, Россия для равноправного участия в глобализации и активного воздействия на нее должна располагать несколькими десятками первоклассных ТНК, российских по контролю над капиталом и местопребыванию материнской (головной) компании, имеющих филиалы во всех важнейших регионах мира и проводящих глобальную стратегию в области НИОКР, производства, маркетинга и реализации продукции (товаров в форме материального продукта и коммерческих услуг) и ориентирующихся на российские национальные интересы, что способствовало бы наиболее полному удовлетворению и их собственных «меркантильных» интересов.

Государство должно содействовать формированию мощных российских ТНК, причем, как правило, косвенно, т.е. при помощи организационно-правового и административного инструментария, а в ряде случаев, когда это диктуется национальными интересами, и напрямую. В этом смысле заслуживает одобрения деятельность государства по интеграции «Газпрома» и «Сибнефти» под эгидой первого в мощную нефтегазовую компанию действительно мирового класса. Если это объединение принесет положительные результаты, как на фирменном, так и народнохозяйственном уровне, а иного нельзя допустить,  то с учетом данного опыта целесообразно предпринять усилия и в других секторах экономики.

Особенно важно  добиться появления мощных ТНК в  машиностроении и связанных с  ним высокотехнологичных отраслях, куда крупный отечественный частный  капитал  в отличие от топливно-сырьевых секторов -до сих пор явно не «рвется», что в ряде случаев детерминирует формирование госкорпораций (объединенные авиастроительная и судостроительная корпорации, «Ростехнологии» и др.).

По мере укрепления их позиций внутри страны и за рубежом, если они не будут подавлять рыночные силы, российскому и иностранному частному бизнесу целесообразно предоставить возможности активного участия в их капитале и хозяйственной деятельности, на что он вправе рассчитывать. Одновременно необходимо государственное содействие создание и развитию международных стратегических альянсов (МСА) с участием российских компаний22.

Возможности участия  России в глобализационных процессах  не в последнюю очередь связаны  с целенаправленной экономической  политикой государства, которая учитывала бы очевидные риски глобализации для страны и была бы направлена на их нейтрализацию, способствовала бы раскрытию потенциальных выгод глобализации для российской экономики и управляла бы процессом адаптации национального хозяйства к требованиям изменяющейся внешней среды. Предпосылками проведения такой политики являются учет в любых разрабатываемых концепциях экономического развития России нового расклада сил в мировой экономике, необходимость и желательность изменения позиционирования страны в международном разделении труда. По мнению некоторых отечественных специалистов, стратегия дальнейшего включения страны в мировую экономику должна состоять в ориентации на формирование двухполюсной международной специализации, базирующейся на использовании не только и не столько природно-ресурсного, сколько научно-технологического потенциала. В рамках данной стратегии задачи внешнеэкономической политики государства могут быть следующими:

1. не допускать  резкого снижения ценовой конкурентоспособности отечественного экспорта и импортозамещающего производства;

2. стимулировать  экспорт, и в первую очередь  продукции, созданной на базе  современных высоких технологий;

3. обеспечивать  защиту «встающих на ноги»  модернизируемых отраслей и производств,  потенциально конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.

Каковы бы ни были причины  настороженного  отношения  РФ к глобализации, официальная российская  позиция,  отражающая  умонастроения  и интересы правящих в стране групп, ставит Россию перед необходимостью  выбора одной их следующих стратегий.  Первая  –  включение  страны  в  систему  мирохозяйственных   связей   при одновременном  отторжении   ценностной   и   культурно-политической   сторон глобализации. Такая противоречивая  стратегия  будет  тормозить  полноценное подключение  страны  к  глобальным  экономическим  взаимодействиям,  потокам капиталов и технологий, хотя и не перекроет его  полностью.  По  мере  того, как Россия будет вовлекаться в мировые экономические  процессы,  и  развивать новые   технологии,   она   неизбежно   будет   воспринимать    свойственные глобализации ценности. Входя в противоречие с интересами  влиятельных групп элиты, это может породить  напряженность и конфликты в обществе  и его правящих слоях.  Вторая  – форсированное  “вхождение  в  глобализацию”,  что  предполагает сравнительно   быстрое   усвоение   ценностей   и    политических    практик глобализации.    Подобное    развитие    событий    представляется    крайне маловероятным, даже в случае реализации в России более или последовательной либеральной экономической политики.  Третья, наконец, — отторжение  от  глобализации,  сведение  экономических связей с окружающим миром к советской модели, предполагающей поставки  сырья в обмен на  высокотехнологичное  оборудование,  продовольствие  и кое-какие потребительские товары. Во внешнеполитическом плане эта стратегия,  скорее всего, будет сопряжена с попытками возглавить  некий “антиглобалистский фронт”  на  мировой арене.  Подобная   полуизоляция   неизбежно   обернется экономическим  застоем   и,   в   конечном   итоге,   тотальным   социально-экономическим провалом, последствия  которого  сегодня  с  трудом  поддаются оценке.  Какая из этих стратегий будет, в конечном итоге,  реализована  предсказать невозможно.  Нельзя  исключать,  что  политика  России  будет  эклектической комбинацией элементов всех  стратегий.  Но  ясно  другое.  Мировое  развитие оставляет  России  все  меньше  времени  для  того,  чтобы   осознать,   что полноценное “включение в глобализацию” не имеет альтернативы.

Информация о работе Современные процессы глобализации мировой экономики