Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:28, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть различные современные системы оплаты труда, выявить суть проблемы, а также попытаться предложить эффективные мероприятия по установлению справедливой оплаты труда в России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………….………………………….…………..……..3
ГЛАВА 1. ФОРМЫ, ВИДЫ И СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА.……….…..…….4
1.1. Виды и система оплаты труда…….……………………….………….….…….4
1.2. Формы оплаты труда …………….……………………….………….…….…...6
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В РОССИИ …………………………….....……………………….…….…………….14
2.1. Правовое регулирование оплаты труда и уровень оплаты труда на современном этапе развития страны .……………………….……………………14
2.2. Мероприятия по приведению минимального размера оплаты труда к размеру прожиточного минимума, и государственный контроль за выплатой заработной платы…………………………………………….…………………….17
2.3. Приоритетные направления совместных действий в области оплаты труда в России ……………………………………………………………………………...20
2.4. Затраты на рабочую силу, заработная плата работников……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….28
2.2. Мероприятия по приведению минимального размера оплаты труда к размеру прожиточного минимума, и государственный контроль за выплатой заработной платы
Как известно, уровень жизни граждан, количество бедных и богатых в стране определяется, исходя из соотношения доходов людей к размеру прожиточного минимума и объема потребительской корзины. Согласно решению Правительства РФ, в целом по России прожиточный минимум за IV квартал 2003 года в расчете на душу населения, установлен в размере 2143 рубля, для трудоспособного населения — 2341 рубль, пенсионеров — 1625 рублей, детей — 2113рублей.
Однако с 1 января 2004 года
не действует старая потребительская
«корзина», а законопроект «О потребительской
корзине в целом по Российской
Федерации» не готов, хотя и рассмотрен
Российской трехсторонней комиссией по
регулированию социально-трудовых отношений.
Между тем с помощью «корзины» определяется очень
важный норматив — прожиточный минимум,
который используется в качестве базового
социально-экономического показателя
при предоставлении населению всевозможных
социальных выплат и пособий. Согласно статье
133 Трудового кодекса РФ минимальный
размер оплаты труда устанавливается
одновременно на всей территории Российской
Федерации федеральным законом и не может
быть ниже размера прожиточного минимума
трудоспособного человека. С 1 октября
2003 года минимальная заработная плата составляет
600 рублей.
Вместе с тем по объективным причинам
профсоюзы продолжают организовывать
акции протеста: митинги, пикетирование
зданий органов государственной власти,
в том числе и Дома Правительства РФ, обращения
через прессу, коллективные письма и телеграммы.
По-видимому, в ближайшее
время избежать коллективных выступлений
не удастся, так как главными причинами
конфликтов являются взаимные неплатежи,
длительные задержки выплаты заработной платы, требования индексации
задержанной суммы заработка с учетом
уровня инфляции, проблемы занятости, условий и охраны
труда, решение которых зависит от экономических
результатов работы и роста производительности
труда.
Пока нельзя констатировать наличие конструктивного
делового сотрудничества и взаимопонимания
между органами государственной власти,
профсоюзами и работодателями в проведении
на основе социального партнерства курса
по вопросу выхода из кризисной социально-экономической
ситуации.
Предъявляя справедливые требования в
связи с необходимостью увеличения заработной
платы и ликвидации накопленной задолженности,
профсоюзные органы недостаточно организуют
работу по проверкам нарушений законодательства
по оплате труда для подготовки материалов
к рассмотрению в суде. На многих предприятиях
коллективные договоры вообще не заключены.
В настоящее время положение выправляется
— по системе ФНПР заключены коллективные
договоры на 175,5 тысяч (75,3%) промышленных
предприятий и организаций. В каждом из
них есть раздел об оплате труда. Следует
отметить, что Академией труда и социальных
отношений подготовлен проект Концепции социального государства, в
которой предлагаются пути улучшения
взаимодействия социальных партнеров, в том числе и в области
реформирования заработной платы. [14]
О многочисленных случаях
нарушения законодательства об оплате
труда свидетельствуют
Несмотря на принимаемые
меры, социальные последствия экономической
реформы к сожалению нельзя признать удовлетворительными.
Положение дел с уровнем доходов населения,
заработной платы, пенсий, пособий и некоторых
других социальных показателей улучшается
медленно. Доходы семей с детьми и пенсионеров
по-прежнему отстают от изменения потребительских
цен. Уровень дифференциации номинальных
доходов из-за различия в потребительских
ценах не отражает уровень жизни регионов.
В реальной жизни, несмотря на то, что качественный
уровень работников предприятий существенно уступает требованиям, предъявляемым
на международном рынке труда, основная
масса работодателей и работников все еще не заинтересована
в повышении профессиональной квалификации
и росте на этой основе результативности
производства. Сложившаяся профессионально-
2.3. Приоритетные направления совместных действий в области оплаты труда в России
В предстоящий период социальная
политика будет направлена на решение
приоритетных проблем, выработке
механизмов эффективного использования
ресурсов, выделяемых на социальные цели,
согласование обязательств государства
с реальными возможностями их финансирования.
В основе деятельности Правительства
РФ по реформированию социальной сферы
находятся такие важнейшие программные
документы, как Основные направления социально-экономического
развития России на долгосрочную перспективу
(до 2010 года) и Программа социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу.
Сценарные условия социально-экономического
развития на 2005 год и на период до 2007 года предусматривают
увеличение доходов населения России
до 40% к 2007 году. В результате темпы роста
доходов наименее обеспеченных граждан
увеличатся по сравнению с ростом доходов
наиболее обеспеченных. Россия должна
подойти к рубежу, приемлемому для развитых
стран, снизив инфляцию до 4%.
В числе главных задач
— приоритетность социальных проблем,
обеспечение устойчивого
Улучшить
ситуацию кардинальным образом планируется
за счет усиления адресности социальной
поддержки наиболее бедных групп населения,
оказания государственной помощи реально
нуждающимся людям. При объединении усилий
бизнеса и власти поставлена амбиционная
задача снизить уровень бедности до 10%.
Следует также отметить, что созданной Межведомственной комиссией Российской Федерации ведется подготовка к ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года, в которой даны рекомендации по уровню оплаты труда.
Заслуживает изучения опыт
создания социального кодекса в
нефтяной компании «ЛУКОЙЛ». В него
входят наряду с вопросами оплаты
труда и ипотечное
В настоящее время повышение
государственных минимальных
В связи с этим планируется
расширить права регионов в выработке
обоснованной политики в области
оплаты труда. Субъекты Российской Федерации
и муниципальные образования
получат возможность устанавлив
Реформирование системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы затрагивает более 15 млн человек (в том числе в организациях образования —5,8; здравоохранения —4,0; науки — 0,5; культуры и искусства — 0,57; социальной защиты населения — 0,5 млн человек).
На выплату повышенных в 1,33 раза зарплат бюджетникам в 2004 году потребуется от федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации около 100 млн рублей. Основная доля затрат по финансированию организаций и учреждений этой сферы приходится на долю бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В целом по бюджетной сфере она составляет до 80% всех затрат по оплате труда. Среди вариантов концепции реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы следует отметить обсужденный Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, но не поддержанный профсоюзной стороной, вариант перехода к отраслевым системам оплаты труда, в котором в качестве основополагающих подходов предлагался:
|
отказ от Единой тарифной сетки и переход к дифференцированным условиям оплаты по отраслям бюджетной сферы, исходя из особенностей в содержании и условиях труда в каждой отрасли, объемов бюджетных ассигнований и наличия внебюджетных средств; |
|
изменение структуры заработной платы работников в пользу основной тарифной части, поскольку результаты труда работников организаций бюджетной сферы в меньшей степени, чем в производственных отраслях экономики поддаются прямому учету, и, следовательно, главным фактором дифференциации в оплате труда выступают сложность и отклонение условий труда от нормы; |
|
обеспечение гарантий, предусмотренных законодательством, минимального размера оплаты труда, а также оплаты труда в повышенных размерах за работу в особых условиях; |
|
расширение прав субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части принятия решений о размерах тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсационных выплат работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации. |
Переход на отраслевые принципы
организации оплаты труда основывается
на формировании отраслевой системы
оплаты труда, предусматривающей
Основные принципы государственной
политики в области оплаты труда
работников бюджетной сферы будут
формироваться на основе федерального
закона «О системах заработной платы
работников организаций бюджетной
сферы», проект которого разрабатывается.
Правительство РФ в сентябре текущего
года планирует подготовить предложения
по новой индексации зарплат бюджетникам
с учетом инфляции.
Поддерживая требования участников акций
протеста работников организаций бюджетной
сферы, общероссийские объединения профсоюзов
предлагают рассмотреть вопросы о повышении
заработной платы бюджетников и внесении
законопроектов о законодательном обеспечении
реализации концепции оплаты их труда.
В Государственной Думе РФ проблемы реформирования
оплаты труда работников организаций
бюджетной сферы рассматриваются в рабочих
группах.
Достойный уровень оплаты труда не сводится только к денежному вознаграждению. Несколько последних лет устойчивого экономического роста кардинально изменили ситуацию на российском кадровом рынке. Еще 3 — 4 года назад соискателя той или иной вакансии, в первую очередь, интересовал сам факт трудоустройства и уровень оплаты труда, а перед работодателем открывался довольно широкий выбор.
Потребительская культура на
российском кадровом рынке продолжает
расти параллельно со спросом на
высококвалифицированные кадры и с их
стоимостью. Это неизбежно заставляет
работодателей уделять все больше
внимания работе с кадрами, что, в свою
очередь, повышает требовательность компаний
к фирмам, предоставляющим всевозможные
услуги — от бизнес-тренингов до медицинского
страхования. С другой стороны, сами сотрудники
все чаще проявляют интерес не только
к уровню зарплаты, но и к условиям труда,
наличию социального пакета и его составу.
Сегодня, когда зарплаты вернулись к докризисному
уровню, а на рынке труда ощущается острый
дефицит высококвалифицированных специалистов,
для привлечения и удержания в
компании такого сотрудника недостаточно
предложить ему среднерыночный оклад.
Все чаще решающим критерием при выборе
работы становятся хорошие условия труда
и социальный или компенсационный пакет.
Правда это касается в первую очередь
опытных, состоявшихся, востребованных
рынком профессионалов.
Качество жизни, ее уровень должны определяться степенью удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей, обеспеченностью потребительскими благами, соблюдением конституционных прав человека, среди которых особо выделяются: труд и материальное вознаграждение за его результаты; рабочее время и время отдыха; социальное обеспечение; жилище; охрана здоровья и медицинская помощь; состояние окружающей среды; образование; культура.
Информация о работе Современные системы оплаты труда и проблема справедливой оплаты труда в России