Современные системы оплаты труда и проблема справедливой оплаты труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть различные современные системы оплаты труда, выявить суть проблемы, а также попытаться предложить эффективные мероприятия по установлению справедливой оплаты труда в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………….………………………….…………..……..3
ГЛАВА 1. ФОРМЫ, ВИДЫ И СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА.……….…..…….4
1.1. Виды и система оплаты труда…….……………………….………….….…….4
1.2. Формы оплаты труда …………….……………………….………….…….…...6
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В РОССИИ …………………………….....……………………….…….…………….14
2.1. Правовое регулирование оплаты труда и уровень оплаты труда на современном этапе развития страны .……………………….……………………14
2.2. Мероприятия по приведению минимального размера оплаты труда к размеру прожиточного минимума, и государственный контроль за выплатой заработной платы…………………………………………….…………………….17
2.3. Приоритетные направления совместных действий в области оплаты труда в России ……………………………………………………………………………...20

2.4. Затраты на рабочую силу, заработная плата работников……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по микроэкономике.docx

— 92.75 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Мероприятия по приведению  минимального размера оплаты  труда к размеру прожиточного  минимума, и государственный контроль  за выплатой заработной платы  

Как известно, уровень жизни  граждан, количество бедных и богатых  в стране определяется, исходя из соотношения доходов людей к размеру прожиточного минимума и объема потребительской корзины. Согласно решению Правительства РФ, в целом по России прожиточный минимум за IV квартал 2003 года в расчете на душу населения, установлен в размере 2143 рубля, для трудоспособного населения — 2341 рубль, пенсионеров — 1625 рублей, детей — 2113рублей. 

Однако с 1 января 2004 года не действует старая потребительская  «корзина», а законопроект «О потребительской  корзине в целом по Российской Федерации» не готов, хотя и рассмотрен Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Между тем с помощью «корзины» определяется очень важный норматив — прожиточный минимум, который используется в качестве базового социально-экономического показателя при предоставлении населению всевозможных социальных выплат и пособий. Согласно статье 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. С 1 октября 2003 года минимальная заработная плата составляет 600 рублей.  
Вместе с тем по объективным причинам профсоюзы продолжают организовывать акции протеста: митинги, пикетирование зданий органов государственной власти, в том числе и Дома Правительства РФ, обращения через прессу, коллективные письма и телеграммы.

По-видимому, в ближайшее  время избежать коллективных выступлений  не удастся, так как главными причинами  конфликтов являются взаимные неплатежи, длительные задержки выплаты заработной платы, требования индексации задержанной суммы заработка с учетом уровня инфляции, проблемы занятости, условий и охраны труда, решение которых зависит от экономических результатов работы и роста производительности труда. 
Пока нельзя констатировать наличие конструктивного делового сотрудничества и взаимопонимания между органами государственной власти, профсоюзами и работодателями в проведении на основе социального партнерства курса по вопросу выхода из кризисной социально-экономической ситуации. 
Предъявляя справедливые требования в связи с необходимостью увеличения заработной платы и ликвидации накопленной задолженности, профсоюзные органы недостаточно организуют работу по проверкам нарушений законодательства по оплате труда для подготовки материалов к рассмотрению в суде. На многих предприятиях коллективные договоры вообще не заключены.  В настоящее время положение выправляется — по системе ФНПР заключены коллективные договоры на 175,5 тысяч (75,3%) промышленных предприятий и организаций. В каждом из них есть раздел об оплате труда.  Следует отметить, что Академией труда и социальных отношений подготовлен проект Концепции социального государства, в которой предлагаются пути улучшения взаимодействия социальных партнеров, в том числе и в области реформирования заработной платы. [14]

О многочисленных случаях  нарушения законодательства об оплате труда свидетельствуют выявленные Федеральной инспекцией труда факты. Имеются случаи незаконного расходования средств, предназначенных для выплаты  заработной платы, широкого применения натуральной оплаты труда, ущемляющей экономические интересы работников. В этих условиях вопросы обеспечения социального мира приобретают первостепенное значение, а их решение невозможно без эффективного функционирования всеобъемлющей системы защиты интересов всех участников трудовых отношений, соблюдения ими трудовых норм. Основой такой системы является организация постоянно действующего социального диалога между профсоюзами, работодателями с участием Правительства РФ в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Несмотря на принимаемые  меры, социальные последствия экономической  реформы к сожалению нельзя признать удовлетворительными. Положение дел с уровнем доходов населения, заработной платы, пенсий, пособий и некоторых других социальных показателей улучшается медленно. Доходы семей с детьми и пенсионеров по-прежнему отстают от изменения потребительских цен. Уровень дифференциации номинальных доходов из-за различия в потребительских ценах не отражает уровень жизни регионов.  В реальной жизни, несмотря на то, что качественный уровень работников предприятий существенно уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке труда, основная масса работодателей и работников все еще не заинтересована в повышении профессиональной квалификации и росте на этой основе результативности производства.   Сложившаяся профессионально-квалификационная структура рынка рабочей силы маловосприимчива к изменившимся отношениям в сфере производства. Более половины занятых в народном хозяйстве являются работниками простого неквалифицированного труда с узкой специализацией или традиционного труда средней сложности.

 

2.3. Приоритетные направления  совместных действий в области оплаты труда в России

В предстоящий период социальная политика будет направлена на решение  приоритетных проблем, выработке механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными возможностями их финансирования. 
В основе деятельности Правительства РФ по реформированию социальной сферы находятся такие важнейшие программные документы, как Основные направления социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу (до 2010 года) и Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.  
Сценарные условия социально-экономического развития на 2005 год и на период до 2007 года предусматривают увеличение доходов населения России до 40% к 2007 году. В результате темпы роста доходов наименее обеспеченных граждан увеличатся по сравнению с ростом доходов наиболее обеспеченных. Россия должна подойти к рубежу, приемлемому для развитых стран, снизив инфляцию до 4%. 

В числе главных задач  — приоритетность социальных проблем, обеспечение устойчивого повышения  уровня жизни населения, сокращение разрыва по уровню благосостояния с  ведущими экономически развитыми странами путем построения динамично развивающейся рыночной экономики со стабильным и ясным законодательством, оптимальное участие государства в хозяйственной деятельности при усилении его роли в обеспечении социальных стандартов. 
          Улучшить ситуацию кардинальным образом планируется за счет усиления адресности социальной поддержки наиболее бедных групп населения, оказания государственной помощи реально нуждающимся людям. При объединении усилий бизнеса и власти поставлена амбиционная задача снизить уровень бедности до 10%.   

Следует также отметить, что созданной Межведомственной комиссией Российской Федерации ведется подготовка к ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года, в которой даны рекомендации по уровню оплаты труда.

Заслуживает изучения опыт создания социального кодекса в  нефтяной компании «ЛУКОЙЛ». В него входят наряду с вопросами оплаты труда и ипотечное кредитование, и различные социальные льготы, и  реформирование пенсионной системы. Отдельные  льготы распространяются не только на сотрудников компании, но и на всех жителей региона, где находятся дочерние предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ». Социальный кодекс разработан на основе критического анализа существующего мирового и отечественного опыта с учетом требований международного стандарта «Социальная ответственность» SA 8000, который устанавливает определенные базовые требования и в том числе по минимальной заработной плате. Только при их выполнении организация может быть признана соответствующей данному стандарту. Одна из особенностей, отличающих аудиты, состоит в том, что помимо традиционных инспекций фактической ситуации в организации осуществляется опрос и изучаются мнения большого круга заинтересованных лиц и не только сотрудников, но и представителей общественности.

В настоящее время повышение  государственных минимальных гарантий в оплате труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения  сдерживается недостаточностью финансовых средств в бюджетах всех уровней  и нестабильным экономическим положением некоторых субъектов Российской Федерации [11]

В связи с этим планируется  расширить права регионов в выработке  обоснованной политики в области  оплаты труда. Субъекты Российской Федерации  и муниципальные образования  получат возможность устанавливать ставки и оклады работников организаций бюджетной сферы, ориентируясь на достигнутый в регионе уровень жизни и величину прожиточного минимума с учетом собственных финансовых возможностей. Намечается закрепить основополагающие моменты в организации оплаты труда работников бюджетной сферы в законодательных актах, которые по мере готовности будут вноситься в Государственную Думу РФ.

Реформирование системы  оплаты труда работников организаций  бюджетной сферы затрагивает  более 15 млн человек (в том числе в организациях образования —5,8; здравоохранения —4,0; науки — 0,5; культуры и искусства — 0,57; социальной защиты населения — 0,5 млн человек). 

На выплату повышенных в 1,33 раза зарплат бюджетникам в 2004 году потребуется от федерального бюджета и бюджетов субъектов  Российской Федерации около 100 млн рублей. Основная доля затрат по финансированию организаций и учреждений этой сферы приходится на долю бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В целом по бюджетной сфере она составляет до 80% всех затрат по оплате труда. Среди вариантов концепции реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы следует отметить обсужденный Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, но не поддержанный профсоюзной стороной, вариант перехода к отраслевым системам оплаты труда, в котором в качестве основополагающих подходов предлагался:

отказ от Единой тарифной сетки  и переход к дифференцированным условиям оплаты по отраслям бюджетной  сферы, исходя из особенностей в содержании и условиях труда в каждой отрасли, объемов бюджетных ассигнований и наличия внебюджетных средств;

изменение структуры заработной платы работников в пользу основной тарифной части, поскольку результаты труда работников организаций бюджетной  сферы в меньшей степени, чем  в производственных отраслях экономики  поддаются прямому учету, и, следовательно, главным фактором дифференциации в оплате труда выступают сложность и отклонение условий труда от нормы;

обеспечение гарантий, предусмотренных  законодательством, минимального размера  оплаты труда, а также оплаты труда  в повышенных размерах за работу в  особых условиях;

расширение прав субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления в части  принятия решений о размерах тарифных ставок (окладов), стимулирующих и  компенсационных выплат работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации.


Переход на отраслевые принципы организации оплаты труда основывается на формировании отраслевой системы  оплаты труда, предусматривающей дифференциацию размеров оплаты труда работников в  зависимости от уровня образования, квалификации и специального стажа  работников, сложности выполняемых  работ и особенностей деятельности отдельных организаций.  В этой связи предусматривается утверждение схем должностных окладов и тарифных ставок (тарифной системы), упорядочение системы доплат и надбавок, совершенствование нормирования труда, создание перечней профессий (должностей, которые могут быть переведены на срочные трудовые договоры, определение финансовых и иных ограничений, устанавливающих объемы финансирования из бюджетов всех уровней и других характеристик. [8]

Основные принципы государственной  политики в области оплаты труда  работников бюджетной сферы будут  формироваться на основе федерального закона «О системах заработной платы  работников организаций бюджетной  сферы», проект которого разрабатывается. Правительство РФ в сентябре текущего года планирует подготовить предложения по новой индексации зарплат бюджетникам с учетом инфляции. 
Поддерживая требования участников акций протеста работников организаций бюджетной сферы, общероссийские объединения профсоюзов предлагают рассмотреть вопросы о повышении заработной платы бюджетников и внесении законопроектов о законодательном обеспечении реализации концепции оплаты их труда. В Государственной Думе РФ проблемы реформирования оплаты труда работников организаций бюджетной сферы рассматриваются в рабочих группах.

Достойный уровень оплаты труда не сводится только к денежному  вознаграждению. Несколько последних  лет устойчивого экономического роста кардинально изменили ситуацию на российском кадровом рынке. Еще 3 — 4 года назад соискателя той или  иной вакансии, в первую очередь, интересовал  сам факт трудоустройства и уровень оплаты труда, а перед работодателем открывался довольно широкий выбор.

Потребительская культура на российском кадровом рынке продолжает расти параллельно со спросом на высококвалифицированные кадры и с их стоимостью. Это неизбежно заставляет работодателей уделять все больше внимания работе с кадрами, что, в свою очередь, повышает требовательность компаний к фирмам, предоставляющим всевозможные услуги — от бизнес-тренингов до медицинского страхования. С другой стороны, сами сотрудники все чаще проявляют интерес не только к уровню зарплаты, но и к условиям труда, наличию социального пакета и его составу.  
Сегодня, когда зарплаты вернулись к докризисному уровню, а на рынке труда ощущается острый дефицит высококвалифицированных специалистов, для привлечения и удержания в компании такого сотрудника недостаточно предложить ему среднерыночный оклад. Все чаще решающим критерием при выборе работы становятся хорошие условия труда и социальный или компенсационный пакет. Правда это касается в первую очередь опытных, состоявшихся, востребованных рынком профессионалов. 

Качество жизни, ее уровень  должны определяться степенью удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей, обеспеченностью  потребительскими благами, соблюдением  конституционных прав человека, среди которых особо выделяются: труд и материальное вознаграждение за его результаты; рабочее время и время отдыха; социальное обеспечение; жилище; охрана здоровья и медицинская помощь; состояние окружающей среды; образование; культура.

Информация о работе Современные системы оплаты труда и проблема справедливой оплаты труда в России