Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:27, реферат
Актуальность темы исследования состоит в том, что в последние годы происходит быстрое усиление международных экономических позиций КНР по многим направлениям. Давно прошло время, когда визитной карточкой Китая на мировом рынке были изделия легкой промышленности. Можно предположить, что столь же стремительно Китай преодолеет и нынешний этап, характеризующийся заметной ролью страны на рынках бытовых электронных и электрических приборов. В недалеком будущем китайские компании, скорее всего, еще более укрепят свои позиции в сфере производства продукции высоких технологий, экспорт которой только за 2002-2006 гг. вырос в 3 раза, а ее доля в общем объеме китайского экспорта достигла 30%
Введение……………………………………………………………………… .стр 3
Глава I .Краткая характеристика развития машиностроительного комплекса КНР
1.1 Уровень и характер развития машиностроения КНР в 2000-х гг………...стр.5-8
Глава II Перспективы развития машиностроительного комплекса КНР
2.1Степень влияния автомобильной и военной промышленностей
на машиностроительный комплекс………………………………………… ..стр.9-15
2.2 Тенденции и перспективы развития машиностроительного комплекса Китая
……………………………………………………………………………………стр.16-19
Заключение............................................................................................................стр.20
Список литературы............................................................................................. .стр. 23
ФБОУ ВПО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«Современный машиностроительный комплекс КНР»
Группа:10680
Выполнила:
Проверил:
Введение…………………………………………………………
Глава I .Краткая характеристика развития машиностроительного комплекса КНР
1.1 Уровень и характер развития машиностроения КНР в 2000-х гг………...стр.5-8
Глава II Перспективы развития машиностроительного комплекса КНР
2.1Степень влияния автомобильной и военной промышленностей
на машиностроительный комплекс………………………………………… ..стр.9-15
2.2 Тенденции и перспективы развития машиностроительного комплекса Китая
………………………………………………………………………………
Заключение....................
Список литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Машиностроение входит в состав промышленности под названием “Машиностроение и металлообработка”. Машиностроение создает машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. В настоящее время машиностроение КНР состоит из ряда самостоятельных отраслей, куда входят свыше 400 подотраслей и производств. Машиностроение производит средства труда –машины и оборудование, приборы и вычислительную технику, передаточные устройства, транспортные средства–для всех отраслей народного хозяйства.
Актуальность темы исследования состоит в том, что в последние годы происходит быстрое усиление международных экономических позиций КНР по многим направлениям. Давно прошло время, когда визитной карточкой Китая на мировом рынке были изделия легкой промышленности. Можно предположить, что столь же стремительно Китай преодолеет и нынешний этап, характеризующийся заметной ролью страны на рынках бытовых электронных и электрических приборов. В недалеком будущем китайские компании, скорее всего, еще более укрепят свои позиции в сфере производства продукции высоких технологий, экспорт которой только за 2002-2006 гг. вырос в 3 раза, а ее доля в общем объеме китайского экспорта достигла 30%.
Многие соседние страны могли бы извлечь значительную выгоду из поступательного развития хозяйства Китая. Например, в настоящее время перед нашей страной стоят сложные задачи в области диверсификации структуры промышленного производства, перехода на новую, инновационную модель развития, стимулирования производства и экспорта высокотехнологичной продукции. Разразившийся мировой финансовый кризис привел к резкому снижению цен на сырьевые товары, что делает еще более важным для государства стимулирование развития производства и экспорта машинотехнической продукции. Поэтому, прежде всего, необходимо иметь ясное представление о тенденциях и перспективах развития машиностроительного комплекса КНР, особенно о внешнеэкономических аспектах его деятельности. Исследованию феномена экономического роста Китая в пореформенный период посвящены многие работы. Активно изучаются различные аспекты этого роста и его последствия, такие как изменения роли Китая в мировом хозяйстве, в его внешней политике и глобальной политической системе.
Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить тенденции и перспективы машиностроительного комплекса КНР.
В этой связи основными задачами исследования являются:
-рассмотреть уровень развития машиностроения в Китае в 2000-х гг.
-дать характеристику степени влияния автомобильной и военной промышленностей на машиностроительный комплекс КНР
-рассмотреть основные предпосылки политики по развитию машиностроительного комплекса Китая
ГЛАВА I. Краткая характеристика развития машиностроительного комплекса КНР.
Машиностроительный комплекс –основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства. Машиностроительный комплекс –это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Он ведущий среди межотраслевых комплексов..
Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения–облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.
1.2 Уровень и характер развития машиностроения в 2000-х гг.
Осуществление программы по превращению Китая в одну из крупнейших в мире индустриально-аграрных стран сопровождается технической реконструкцией промышленности и всего народного хозяйства и здесь основная роль принадлежит машиностроительной промышленности. Согласно принятой в марте 1996 г. 4-й сессией ВСНП 8-го созыва перспективно-целевой программе экономического и социального развития КНР до 2010 г., машиностроение было включено в перечень первоочередных отраслей промышленности, которые планировалось и впредь после 2010 г. планируется развивать в ближайшей и долговременной перспективе. Машиностроительная промышленность должна стать высокоразвитой комплексной отраслью, технико-экономический уровень которой должен соответствовать современным требованиям.
В настоящее время машиностроение является ведущей отраслью промышленного производства КНР. В результате проводимой целенаправленной работы по наращиванию производственных мощностей в последнее десятилетие Китаю удалось достичь высоких темпов роста объема производства машиностроительной продукции.
По статистическим данным валовая продукция машиностроения увеличилась в 6,2 раза 2000 гсравнению с 1990 г., а удельный вес отрасли составил 22,3% в валовой продукции промышленногопроизводства. Добавленная стоимость в 1999 г. достигла 417,6 млрд юаней. Произошли изменения в производстве главных видов продукции машиностроительного комплекса. За 1991—1999 гг. в целом были увеличены объемы производства основных видов продукции машиностроительного комплекса. Большая работа была проведена в сторону увеличения производства потребительских товаров. Например, были значительно увеличены производственные мощности по производству холодильников, стиральных машин, фотоаппаратов. В результате производство этих видов продукции резко возросло. Так, если в 1990 г. производство холодильников составило 4 млн ед., то в 1999 г. – 12 млн 100 тыс. ед., производство стиральных машин в 1990 г. равнялось 6 млн 627 тыс. ед., то в 1999 г. –13 млн 42 тыс. ед., фотоаппаратов соответственно 2 млн 132 тыс. в1990 г. и 48 млн 323 тыс. ед. в 1999 г. По имеющимся данным, Китай занимает ведущее место в мире по производству вентиляторов, холодильников, стиральных машин и кондиционеров. В Китае действует ряд крупных объединений по производству бытовой электротехники, которым принадлежит решающая роль в отрасли. Эти корпорации отличаются высоким уровнем производства и выпускаемые ими изделия, выходящие с собственной торговой маркой, ользуются популярностью в стране и за рубежом.
В рассматриваемый период было переоснащено целый ряд важнейших объектов машиностроения, что позволило существенно повысить качественный уровень выпускаемой продукции. Как следствие, удельный вес продукции машиностроительной промышленности, соответствующей международному техническому уровню, к середине 90-х годов достиг 50%, тогда как в 1980—1990 гг. он составлял 30—35%. По данным на 1999 г., Китай по объему производства продукции машиностроения занимал 5-е место в мире. Машиностроительная промышленность в настоящее время располагает значительными производственными возможностями, которые позволяют КНР производить новые образцы ракетно-ядерного оружия, запускать искусственные спутники Земли, строить крупные энергоагрегаты, производить оборудование для доменных печей объемом 2500 куб. м, современные буровые машины для нефтяной промышленности, установки по производству синтетического аммиака для нефтехимической промышленности, сдавать в эксплуатацию волоконно-оптические линии связи, созданные на основе самостоятельного освоения технологии производства кабеля, имногое другое. Все это свидетельствует о больших достижениях в развитии машиностроения КНР, однако это не дает достаточно полной характеристики уровня развития отрасли. Анализ влияния основных факторов развития машиностроительной промышленности показал, что рост продукции машиностроения за 1981—1995 гг. имел место главным образом за счет увеличения количества предприятий, а не за счет роста производительности труда. Так, если взять период 8-й пятилетки, то среднегодовой темп прироста количества предприятий составил 5,6%, производительности труда – 3,0%. Это положение стало меняться в конце 9-й пятилетки. В целом за 90-е годы машиностроение не стало отраслью, способствующей активному ускорению механизации производственных процессов. Следует отметить, что роль интенсивных факторов роста в машиностроительной промышленности страны в рассматриваемый период оставалась не столь значительной, рост фондовооруженности труда не обеспечил в полной мере ускоренное повышение его производительности. Так, при росте основных производственных фондов машиностроения за 1991—1999 гг. в 4,2 раза, фондоотдача снизилась с 1,652 юаня в 1991 г. до 1,563 юаня в 1999 г.
Вплоть до настоящего времени машиностроительная промышленность не может обеспечить надлежащее развитие ряда важных отраслей китайской экономики, включая черную металлургию, цветную, угольную, электроэнергетическую промышленность, нефтехимию, автомобильную, способствовать механизации сельского хозяйства, что вызывает необходимость в значительных количествах импортировать машины, приборы, разрозненное и комплектное оборудование.
Как свидетельствуют китайские данные, за годы существования КНР развитие машиностроения происходило в значительной степени за счет строительства все нарастающего числа предприятий, а не за счет технической реконструкции и модернизации имеющихся заводов и фабрик. В результате к концу 90-х годов отрасль располагает значительным производственным потенциалом, но ее основные фонды нуждаются в радикальном обновлении. Многие отрасли машиностроения располагают ограниченным количеством крупных, технически хорошо оснащенных предприятий, у которых нет достойных дублеров, поскольку часто представлены недостаточно технически оснащенными предприятиями. К числу таких предпри-ятий можно отнести заводы: Уханьский и Шанхайский тяжелых станков; Шанхайский шлифовальных станков; Дальнинский краностроительный; Ланьчжоуский по производству нефтеперерабатывающего оборудования; Харбинский завод электроизмерительных приборов и т.д. Производственные возможности машиностроения в решающей степени зависят от насыщения его современным оборудованием.
В КНР по сравнению с промышленно развитыми странами в парке металлорежущих станков чрезвычайно высок удельный вес обычных универсальных токарных, строгальных и сверлильных станков и не достаточно – шлифовальных станков, позволяющих обеспечить высокое качество обработки поверхности. В станочном парке мало такого ценного технологического оборудования, как расточные и зубообрабатывающие станки, высокопроизводительные долбежные и протяжные станки, токарные автоматы и полуавтоматы, станки с числовым программным управлением. Китайская машиностроительная промышленность в 90-е годы продолжает испытывать недостаток современного кузнечно-прессового, литейного и сварочного оборудования. Между тем рациональное улучшение структуры метал-лобрабатывающего оборудования требует повышения удельного веса в нем прогрессивных видов кузнечно-прессового, литейного, сварочного оборудования, электроэрозионных, ультразвуковых, лазерных и других видов оборудования, что не только снижает металлоемкость производства, но и резко увеличивает производительность труда и открывает большие технические возможности при освоении производства сложной современной техники. Значительная часть из имеющихся в КНР станков требует замены из-за высокой степени физического и морального износа, что, однако, проводится в незначительных масштабах. Замена и модернизация устаревшего оборудования в Китае – крупный резерв роста промышленного производства. Нехватка финансовых и материальных ресурсов сдерживают осуществление прогрессивных мероприятий и усиливают техническое отставание китайского машиностроения от мирового уровня. Важное значение в связи с поставленной задачей по модернизации промышленности страны, перевод ее на рельсы эффективного развития имеет характер и степень использования основных производственных фондов машиностроительной промышленности. Как известно, удельный вес машиностроительной промышленности в отраслевой структуре основных фондов государственной промышленности КНР снизился в 1999 г. по сравнению с 1990 г. В 1999 г. удельный вес машиностроения в отраслевой структуре основных фондов промышленных предприятий состоящих на самостоятельном балансе составил 14,5%. За 1991—1999 гг. основные производственные фонды машиностроительной промышленности увеличились в 4,2 раза и на 1999 г. составили 1041,1 млрд юаней. В 1999 г. 3,0% стоимости основных производственных фондов промышленности страны приходилось на общее машиностроение, 4,6% – на фонды транспортного машиностроения, 2,1% – на фонды специального оборудования, 2,7% – на фонды электротехнической промышленности, 0,6% – на фонды изделий бытового назначения. Таким образом, с одной стороны, основные фонды машиностроительной промышленности возрастают, а с другой – происходит соотношене их доли в общем объеме производственных фондов страны. В то же время известно, что увеличение основных фондов отрасли способствует увеличению ее производственных мощностей и, следовательно, росту выпускаемой продукции. Как результат сложившегося положения, в 1999 г. произошло снижение удельного ве-са машиностроительной промышленности в отраслевой структуре валовой продукции промышленности КНР по сравнению с 1990 г. –с 23,2% до 22,3%. Это привело к очевидному снижению уровня рентабельности всего промышленного производства страны, поскольку осуществление технической реконструкции основных фондов страны и фондов самой отрасли в значительной мере зависит от возможностей отечественного машиностроения. В настоящее время эти возможности крайне ограничены.. Таким образом, для машиностроительных предприятий характерно сохранение размеров продукции, приходящейся на 1 юань. Это объ-ясняется тем, что темпы роста валовой продукции машиностроения близки к темпам роста основных производственных фондов. На предприятиях машиностроения в годы реформы разрабатывался и осуществлялся комплекс мер, направленных на повышение фондоотдачи, поскольку совершенствование основных фондов, не-прерывный рост их отдачи являются важнейшими направлениями интенсификации производства, роста его эффективности. Это в свою очередь вызывает необходимость постоянного технического перевооружения предприятий, обновления и модернизации оборудования. В КНР некоторое время недооценивалось значение обновления фондов. В немалой степени этому способствовала политика капитальных вложений, которая в отдельные периоды была ориентирована скорее на экстенсивный, нежели интенсивный путь развития производства. Недостаточный процесс обновления производственных фондов в машиностроительной промышленности тормозит рост эффективности всего промышленного производства страны. Таким образом, все более необходимым становится обновление производственных фондов прежде всего в этой отрасли на базе современной техники. Помимо фондоотдачи обобщающим показателем экономической эффективности работы предприятий за определенный период времени является показатель рентабельности. Общее представление орентабельности машиностроительных предприятий КНР за годы реформы можно получить при рассмотрении и сопоставлении финансовых показателей предприятий государственной промышленности.
Информация о работе Современный машиностроительный комплекс КНР