Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:27, реферат
Актуальность темы исследования состоит в том, что в последние годы происходит быстрое усиление международных экономических позиций КНР по многим направлениям. Давно прошло время, когда визитной карточкой Китая на мировом рынке были изделия легкой промышленности. Можно предположить, что столь же стремительно Китай преодолеет и нынешний этап, характеризующийся заметной ролью страны на рынках бытовых электронных и электрических приборов. В недалеком будущем китайские компании, скорее всего, еще более укрепят свои позиции в сфере производства продукции высоких технологий, экспорт которой только за 2002-2006 гг. вырос в 3 раза, а ее доля в общем объеме китайского экспорта достигла 30%
Введение……………………………………………………………………… .стр 3
Глава I .Краткая характеристика развития машиностроительного комплекса КНР
1.1 Уровень и характер развития машиностроения КНР в 2000-х гг………...стр.5-8
Глава II Перспективы развития машиностроительного комплекса КНР
2.1Степень влияния автомобильной и военной промышленностей
на машиностроительный комплекс………………………………………… ..стр.9-15
2.2 Тенденции и перспективы развития машиностроительного комплекса Китая
……………………………………………………………………………………стр.16-19
Заключение............................................................................................................стр.20
Список литературы............................................................................................. .стр. 23
В этих условиях разработкой электромобилей для китайского рынка занялись сразу несколько партнерств SAIC и Volkswagen (модель Tant
С 2009 года правительство разрабатывает программу использования в КНР автомобилей на метаноле (метиловом спирте). В 2012—2015 годах на северо-западе (провинция Шэньси), севере (провинция Шаньси) и востоке страны (Шанхай) проводится эксперимент по влиянию таких автомобилей на окружающую среду и экономику регионов.
По количеству проданных в 2009 году автомобилей крупнейшими были названы китайские автопроизводителиSAIC (2,72 млн машин), FAW (1,95 млн), Dongfeng Motor (1,89 млн), CHANA (1,87 млн) и BAIC (1,24 млн). Следующие по объёмам за лидерами 5 автопроизводителей — Guangzhou Auto, Chery, BYD, Brilliance и
Beijing Automotive Industry Holding Co., Ltd. (BAIC, Пекинский холдинг автомобильной промышленности) — один из крупнейших китайских производителей легковых и грузовых автомобилей, микроавтобусов и автокомпонентов. Форма собственности — общество с ограниченной ответственностью. 100 % предприятия принадлежит государству. Первый автомобиль произведён в 1958 году. В 2010 году компания планировала IPOподразделения по производству легковых автомобилей.
BAIC активно сотрудничает с зарубежными автопроизводителями. СП с Daimler AGпроизводит автомобили Mercedes-Benz, а также двигатели для них.] СП сHyundai Motor Co производит автомобили Hyundai Accent. СП с российской «БАУ Мотор Корпорэйшн» производит малые и средние автобусы, а к 2015 году в ассортиментной линейке будет весь планируемый для производства на ульяновских мощностях модельный ряд — автобусы, внедорожники, минивэны и грузовые автомобили.
Летом 2009 года BAIC проявила интерес к покупке немецкой компании Opel, принадлежащей американской корпорации GM, но GM отклонила это предложение.
В области военной промышленности за прошедшие 20 лет продукция гражданского назначения увеличилась до 80% всей его валовой продукции. За период 1995-2004 гг. военно-промышленный комплекс Китая изготовил более 15 тыс. видов ассортимента продукции гражданского назначения. Особенно больших успехов добились предприятия атомной, авиационной, космической, судостроительной и военно-технических отраслей. Как отмечается, в настоящее время уже нет предприятий, работающих исключительно на оборону. Кроме того, следует отметить,что если за прошедшие годы реформы упор был сделан на перемещение производственных мощностей и техническую реконструкцию, то отныне главной задачей будет конверсия военных технологий, в частности, высоких. Это несомненно даст толчок развитию китайской экономики. Также привлекаются иностранные инвестиции на военные предприятия для выпуска гражданской продукции.
По статистическим данным Государственного планового комитета, правительство Китая одобрило создание 576 совместных предприятий, финансируемых китайскими вооруженными силами и иностранными инвесторами, с совокупным капиталом 948 млн ам. долл. Эти совместные предприятия были созданы преимущественно в таких отраслях, как производство оборудования для атомной энергетики, судостроения, станкостроения, инструментов и измерительных приборов. Следует также отметить, что китайское руководство постепенно уменьшает список предприятий машиностроительного комплекса, ранее закрытых для иностранного капитала, увеличивает число специальных экономических зон и открытых городов, в которые перемещаются из внутренних районов оборонные предприятия и научно-исследовательские институты По оценке китайских специалистов, реформирование военно-промышленного комплекса направлено на создание интегрированной системы военного и гражданского производств, что предполагает в мирное время концентрировать производственные мощности для выпуска гражданской продукции, а во время войны переключиться на обеспечение потребностей вооруженных сил.
2.2.Тенденции и перспективы развития машиностроительного комплекса КНР
В развитии машиностроительной промышленности предусматривается в полной мере использовать потенциал имеющихся на данное время предприятий и объединений. В период 10-й пятилетке главный упор делается на реконструкцию и расширение имеющихся предприятий, а также на повышение возможностей использования прогрессивных технологий в производственном процессе. Приоритеты в области развития машиностроения будут направлены на освоение и создание крупного комплектного оборудования. Это, в первую очередь, производство гидравлических турбин мощностью 700 тыс. кВт, производственных линий по выпуску проката из нержавеющей стали, крекинговых колонн мощностью 60 тыс. т этилена, крупнотоннажных судов, установок по производству фосфорной кислоты мощностью 200 тыс. т, оборудования по производству 300 тыс. т цемента и др. Будет вестись строительство только приоритетных объектов, необходимых для оптимизации структуры и повышения технологического уровня производства. Исходя из больших потребностей страны в различного рода оборудовании, в планы 10-й пятилетки закладываются опережающие темпы развития машиностроения. В качестве наиболее рационального рассматривается соотношение темпов прироста машиностроения и промышленности в целом как 1,2:1. В 2000 г. валовая продукция машиностроительной промышленности составила примерно 1700 млрд юаней, а к 2005 г. данный показатель предполагается увеличить на 50%. В результате доля отрасли в промышленном производстве КНР в 2005 г. составит примерно 30% против 22,3% 1999 г. Во главу угла ставится задача повышения технического уровня машиностроения. В 2005 г., по китайским данным, 90% продукции этой отрасли должны соответствовать по крайней мере параметрам развитых стран конца 80-х – начала 90-х годов. Намечено по некоторым видам продукции приблизиться к мировому уровню.В 10-й пятилетки наибольшее развития получает производство энергетического оборудования. Главная задача в этой области заключается в том, чтобы сократить разрыв между Китаем и другими странами мира в темпах развития этой отрасли. На Всекитайском совещании в 1994 г. было принято решение, чтобы к 2020 г. технический уровень этой отрасли достиг мирового, а разработка высоких и новых технологий шла наравне с развитыми странами мира. Мощности по производству крупного гидроэнергетического оборудования составят около 5 млн кВт, будут созданы мощности по изготовлению особо крупных гидравлических турбин единичной мощностью 700 тыс. кВт, а также гидравлических турбин единичной мощностью 200 тыс. кВт. В своих планах развития производственных возможностей энергомашиностроения Китай в значительной степени полагается на импорт технологического оборудования для заводов этого профиля. В предстоящие 5 лет будут прилагаться усилия по ускорению развития производства горнодобывающего, нефтедобывающего, обогатительного оборудования, что свидетельствует о намерении китайского руководства форсировать разработки своих топливно-энергетических ресурсов. Получит дальнейшее развитие горнорудное и угольное машиностроение: производство более работоспособной и совершенной конструкции угольных комбайнов или врубовых машин для разработки пластов большой толщины, механизированные гидравлические крепи, угольные конвейеры, шахтные и ак-кумуляторные электровозы, погрузчики. В области нефтедобычи и нефтепереработки создаются производственные мощности по производству установок для глубокого бурения, турбобуры, электробуры, атмосферно-ваккумные установки и др.В настоящее время современное металлургическое оборудование КНР обладает существенными производственными и техническими возможностями по изготовлению комплектного доменного, сталеплавильного, прокатного и кузнечно-прессового оборудования.
В то же время по степени механизации и автоматизации это оборудование значительно уступает аналогичному оборудованию развитых стран. Поэтому в настоящее время стоит сложная задача развития собственного производства современного металлургического оборудования, и прежде всего для строительства современной базы черной металлургии. В связи с этим проводится работа по реконструкции ряда крупных заводов тяжелого машиностроения.
В КНР разработаны и принимаются меры по осуществлению дальнейшей реконструкции машиностроительных предприятий. В развитии машиностроительного комплекса особое внимание уделяется привлечению иностранного капитала, которое призвано, было не только восполнить нехватку финансовых средств и способствовать преодолению отсталости отечественной техники и технологии, но и способствовать качественному повышению уровня раз-вития машиностроительной промышленности КНР. В 90-е и 2000-е годы курс на активное привлечение передовой зарубежной техники и технологии выразился прежде всего в значительном наращивании машинного импорта, с помощью которого Китай пытается прежде всего ускорить развитие таких отраслей, как тяжелое машиностроение, станкостроение, транспортное, а также ряда других. Импорт оборудования для нефтехимической промышленности и производства искусственного волокна позволил создать новые для Китая отрасли машиностроения. А импорт металлургического, горнорудного, энергетического оборудования, станкостроения, транспортных средств позволил не только увеличить производство, но и повысить качество и расширить ассортимент продукции. В результате проводимой целенаправленной работы по наращи-ванию производства на совместных предприятиях, созданию экспортноориентированных производств, проводимых мероприятий по повышению качества выпускаемой продукции Китаю в последние годы удалось достичь высоких темпов роста объемов экспорта продукции машиностроения. По статистическим данным, экспорт машиностроительной продукции возрос с 5,6 млрд долл. в 1990 г. до 58,8 млрд долл. в 1999 г. 30,2% ,в 2000-2010 гг до 72,3 млрд долл. В дальнейшем можно ожидать значительного повышения удельного веса машин и оборудования в экспорте, что, однако, во многом будет зависеть от привлечения иностранных инвестиций в машиностроительный комплекс. Такое увеличение, по-видимому, должно иметь долгосрочную тенденцию в развитии внешней торговли страны, поскольку оно связано с курсом экономических реформ и модернизацией промышленности. Главная проблема – уравновесить рост объемов ввоза машиностроительной продукции соответствующими поставками китайских товаров на мировые рынки. До настоящего времени по мере роста экс-портного потенциала, необходимых валютных накоплений, при сбалансированной экономической политике происходит сохранение преобладающей доли готовых промышленных изделий в импорте, прежде всего за счет машин и оборудования, транспортных средств.
В целом, следует отметить, что в 2000-е годы внешняя торговля продукцией машиностроения развивалась быстрыми темпами. Ее среднегодовой темп прироста в 2001—2099 гг. составил 40,05%, а всей внешней торговли страны – 42,05%. Среднегодовой темп прироста импорта продукции машиностроения за 2001—2009 гг. составил 47,1%, а соответствующий показатель по всему импорту – 43,4%.
Абсолютные размеры торгового обмена КНР продукцией машиностроения в 2009 г. составили 228,2 млрд долл., а всей продукции – 500,6 млрд долл., т.е. на долю машиностроения приходится примерно 45,6%. По мере роста внешней торговли наблюдалось постепенное увеличение роли внешнего фактора в развитии машиностроительной промышленности. Объемы импорта машин и оборудования за отдельные периоды экономической реформы были различны. Однако это не является свидетельством отказа от курса на максимальное использование иностранной техники и технологии, а объясняется неизменным поиском новых форм заимствования. Посредством наращивания машинного импорта Китай пытается прежде всего ускорить развитие тех отраслей, которые нацелены на удовлетворение внутренних потребностей в такой дефицитной продукции, как металлорежущие станки, энергетическое оборудование, горнорудное, металлургическое, химическое и т. д. Согласно опубликованным данным, только в 1996 г. Китай закупил 125,4 тыс. металлорежущих станков на сумму 2,5 млрд долл., в 1999 г.— соответственно 89,4 тыс. шт. на 1,6 млрд долл, в 2005 г.- 97,6 тыс. шт. на 2,4 млрд. долл. При отборе иностранной техники для закупок и применения в отечественной машиностроительной промышленности в Китае руководствуются следующими принципами: экономическая эффективность, окупаемость затрат на приобретение оборудования за счет последующего производства его в Китае, пригодность импортируемой техники для реконструкции имеющейся промышленной базы, плановый и целенаправленный импорт самой передовой иностранной техники и ее производства, сочетание импорта иностранной техники с внедрением передового отечественного оборудования. Одно из ведущих мест в китайском импорте машинно-техничес-кой продукции занимают единичное оборудование и отдельные агрегаты для осуществления технической реконструкции имеющихся предприятий. Незначительны по объему закупки комплектного и технически сложного оборудования, требующего высококвалифицированного обслуживания, монтажа и эксплуатации. Характерно, что для достижения максимального роста эффективности производства при минимуме капиталовложений и расходах на импорт техники и технологии Китай стремится придерживаться принципа “одна покупка – три сотрудничества”. В соответствии с ним осуществляются закупка лицензий, “ноу-хау” или основного технологического оборудования (одна покупка). При этом стороны договариваются, что строительство или реконструкция объектов, производство вспомогательного оборудования, пуск предприятия и другие работы будут выполнены совместно с иностранными фирмами (три сотрудничества).
Китайская сторона стремится включить в соглашение пункт о прохождении стажировки китайского инженерно-технического персонала на заводах соответствующих иностранных фирм. Принцип “одна покупка - три сотрудничества” не только позволяет значи-тельно сократить время освоения импортного оборудования, но иэффективно повышать технический уровень китайских специалистов. По мнению китайских специалистов, большое внимание, уделяемое импорту новых технологий и “ноу-хау”, создает условия для технического перевооружения ориентированных на экспорт отраслей машиностроения, повышения качества экспортных товаров и увеличения объема экспорта. Иностранные инвестиции, в 80-е в 90-е годы превратились в важный фактор технического переоснащения машиностроительной промышленности, повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Предприятия на иностранном капитале обеспечивают свыше 40% машиностроительного экспорта Китая. Вместе с тем, следует отметить, что хотя привлечение передовой зарубежной техники и технологии и сыграло определенную роль в ускорении строительства ключевых объектов и технического перевооружения действующих предприятий машиностроительной промышленности, однако оно не оказало ощутимого воздействия на повышение качества продукции машиностроения в целом. Низкая техническая оснащенность предприятий отрасли неразвитость инфраструктуры, нехватка энергии являются существенными ограничителями активного притока современной зарубежной тех-ники и технологии в машиностроительную промышленность КНР.
Заключение
В последние годы КНР превратилась в одного из ведущих в мире потребителей и наиболее крупного импортера многих видов продукции, т.к. собственное производство не могло обеспечить растущие потребности внутреннего рынка. Являясь одновременно крупнейшим продуцентом и ведущим экспортером целого ряда товаров, Китай стал ключевым участником международных товарных рынков, оказывая растущее влияние на движение спроса и предложения, уровень мировых цен, а также инфляционные процессы.
Потребности внутреннего рынка, а также стремление к поиску новых рынков сбыта, толкают китайские предприятия активно инвестировать за рубеж, а китайское правительство - налаживать экономические отношения с соседними странами, в том числе в рамках региональных группировок. Постоянно увеличиваются масштабы использования иностранного капитала. Сферы и отрасли внешнеэкономического сотрудничества постепенно расширяются, неуклонно растет его уровень, передовые китайские предприятия стабильно развиваются в условиях ожесточенной международной конкуренции.
Информация о работе Современный машиностроительный комплекс КНР