Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:27, реферат
Актуальность темы исследования состоит в том, что в последние годы происходит быстрое усиление международных экономических позиций КНР по многим направлениям. Давно прошло время, когда визитной карточкой Китая на мировом рынке были изделия легкой промышленности. Можно предположить, что столь же стремительно Китай преодолеет и нынешний этап, характеризующийся заметной ролью страны на рынках бытовых электронных и электрических приборов. В недалеком будущем китайские компании, скорее всего, еще более укрепят свои позиции в сфере производства продукции высоких технологий, экспорт которой только за 2002-2006 гг. вырос в 3 раза, а ее доля в общем объеме китайского экспорта достигла 30%
Введение……………………………………………………………………… .стр 3
Глава I .Краткая характеристика развития машиностроительного комплекса КНР
1.1 Уровень и характер развития машиностроения КНР в 2000-х гг………...стр.5-8
Глава II Перспективы развития машиностроительного комплекса КНР
2.1Степень влияния автомобильной и военной промышленностей
на машиностроительный комплекс………………………………………… ..стр.9-15
2.2 Тенденции и перспективы развития машиностроительного комплекса Китая
……………………………………………………………………………………стр.16-19
Заключение............................................................................................................стр.20
Список литературы............................................................................................. .стр. 23
Обрабатывающая промышленность Китая постепенно становится более капиталоемкой. При этом даже при переходе к производству все более сложных промышленных изделий (например, полупроводниковой техники) КНР не теряет своих преимуществ по выпуску таких дешевых и трудоемких видов продукции, как игрушки, одежда и обувь. За счет масштабов производства и низкой оплаты труда Китай успешно противостоит другим азиатским экспортерам этих товаров, фактически вытесняя их с мирового рынка.
Главной чертой динамики структуры экспорта КНР является увеличение удельного веса готовой продукции и сокращение доли сырьевых товаров и полуфабрикатов. Ведущее место в китайском экспорте в настоящее время занимают машины и оборудование, хотя сравнительно недавно на первом месте была продукция легкой промышленности. Китай является крупнейшим в мире экспортером офисной техники, телекоммуникационного оборудования, оптики.
Многие потребительские товары, относящиеся к продукции высоких технологий, производятся в Китае по зарубежным технологиям и преимущественно из импортных комплектующих, тогда как собственные разработки остаются востребованными только на внутреннем рынке. Экспорт оборудования для различных отраслей промышленности и транспортных средств из КНР, несмотря на существенный рост в последние годы, остается на гораздо более низком уровне, чем поставки данной продукции из промышленно развитых стран.
Важнейшими факторами развития экспорта и импорта КНР машинотехнической продукции будут, во-первых, сохранение за страной позиций главного мирового «сборочного цеха», где благодаря низким издержкам выпускается массовая продукция для всех стран и регионов, а во-вторых, продолжающийся рост в различных секторах хозяйства Китая, обуславливающий колоссальный спрос на машины и оборудование самого разного назначения. При этом важно учитывать, что сохраняющееся отставание КНР от ведущих промышленно развитых стран в уровне развития инновационной базы, проводимых научно-исследовательских работ и т.п. вынуждает страну осуществлять масштабный импорт продукции передовых разработок. Осваивая, часто с помощью прямого копирования, разрешенного или нелегального, выпуск различной высокотехнологичной продукции, Китай в данный момент находится на стадии частичного обеспечения своей экономики современными машинами и оборудованием, созданными на основе собственных научных и конструкторских достижений.
Современный машиностроительный комплекс КНР отличается сложной отраслевой структурой. В размещении машиностроения произошли изменения: до 1949 г. 9/10 продукции отрасли давали 10 крупнейших городов, расположенных в основном в приморских районах. Ныне машиностроительные предприятия имеются во всех провинциях, но основная часть производства машин и оборудования все же сосредоточена в приморской зоне, особенно выделяется Восточный Китай. По-прежнему важными центрами машиностроения остаются крупнейшие города.
Ведущие центры тяжелого машиностроения (производство оборудования для топливно-энергетической, горнорудной и металлургической промышленности) сложились вблизи металлургических баз - в Северо-Восточном (Харбин, Шэньян) и Восточном Китае (Шанхай, Нанкин). Основная часть продукции станкостроения приходится на Восточный (Шанхай, Нанкин, Уси, Чанчжоу), Северо-Восточный (Шэньян, Цицикар, Далянь, Ляоян, Фушунь, Аньшань), Северный Китай (Пекин, Тяньцзинь, Тайюань).
К динамично развивающимся отраслям машиностроительного комплекса относится транспортное машиностроение. КНР стала одним из мировых лидеров в изготовлении подвижного состава для железных дорог - локомотивов и вагонов, однако все еще не может удовлетворить свои потребности в мощных электровозах. Производство железнодорожных вагонов и локомотивов налажено в центрах Северо-Восточного (Шэньян, Далянь, Цицикар, Чанчунь), Северного (Датун, Пекин), Восточного (Циндао), Центрально-Южного Китая (Ухань, Чанша, Чжучжоу, Наньян). Морское судостроение и судоремонт представлены в Шанхае, Даляне, Гуанчжоу, речное - в Нанкине, Чунцине, Ухани. Страна вошла в первую десятку стран по судостроению, опередив по тоннажу спущенных на воду судов Великобританию, Францию, Италию. Развивается автомобильная промышленность, чему способствует привлечение инвестиций крупных иностранных компаний - "Фольксваген", "Пежо", "Ситроен", "Форд". Пока на Китай приходится около 3% мирового выпуска автомобилей. Их производство рассредоточено по многим десяткам мелких заводов, но более 2/3 продукции автомобилестроения дают предприятия Северо-Восточного (Чанчунь) и Центрально-Южного (Шиянь, Ухань) Китая. Выпуск самолетов и вертолетов сосредоточен в городах Северо-Восточного, Северного, Восточного и Северо-Западного Китая. Крупнейшие центры производства велосипедов - Тяньцзинь, Шанхай.
К недостаточно развитым отраслям машиностроительного комплекса относится сельскохозяйственное машиностроение. Несложную технику для земледелия производят небольшие многочисленные заводы, расположенные в разных провинциях; крупнейшие центры отрасли - Лоян (тракторы), Кайфын (зерноуборочные комбайны). Напротив, хорошо развито производство оборудования для текстильной, швейной, трикотажной промышленности, часть этой продукции экспортируется.
Производство радиоприемников ныне есть во всех провинциях страны. Производство телевизоров тяготеет к большим приморским городам. Выпуск ЭВМ, контрольно- измерительных приборов, средств связи сосредоточен в немногих крупнейших промышленных центрах - Шанхай, Пекин, Тяньцзинь, Нанкин, Гуанчжоу, Чэнду, Шэньян.
Химическая промышленность имеет сложную структуру, особенно быстро развиваются производство минеральных удобрений, химических волокон, шин для всех видов транспортных средств, пластмасс, синтетических и натурального каучуков. Химическая продукция из КНР экспортируется более чем в 100 стран. Ядра районов химической промышленности образуют крупные города, в которых имеются почти все виды химического производства: Шанхай, Пекин, Тяньцзинь, Циндао, Далянь, Шэньян. Боле специализированны центры нефтехимии (Ланьчжоу, Шэнли, Сучжоу, Ляоян), газохимии (Чунцин), углехимии (Аньшань, Бэнси, Ухань), сланцехимии (Фушунь, Маомин). Производство пластмасс, каучука, резиновой обуви, велосипедных и автомобильных шин, транспортерной ленты, химических волокон тяготеет к приморским городам (Шанхай, Ханчжоу, Циндао), реже - к глубинным центрам (Шэньян, Муданьцзян, Чунцин).
Список литературы:
1. http://my-china.ru/2008_17_03_
2. Андреева Н.В. Перспективы экономической интеграции Китая и АСЕАН. М.: ИМЭМО РАН. - 2006. - 53 С.
3. Бергер Я. Использование иностранных инвестиций в Китае// Инвестиции в России. 2004. - №3. - С.7-11.
4.РС «Деловой мир» №6 (13)январь-февраль 2010 г.
5.www. baidu.cn
6. www.chinamotors.com
7.Н.Коледенкова «Машиностроительный комплекс КНР»
6
Информация о работе Современный машиностроительный комплекс КНР