Предмет
спора должен сразу же обозначаться
полемизирующими сторонами. Нередко
он уточняется в ходе самой
дискуссии, а порой может появиться
и во время обсуждения какой-либо
проблемы. Во время разговора
спор может переходить с одного
предмета на другой. Важно, чтобы
спорщики каждый раз ясно представляли
себе, что же является предметом
их разногласий.
Порой
спорящие, не закончив разговора
об основном предмете, переходят
ко второму, а от него к
третьему и т. д. В конце
концов, спор так далеко уклоняется
от главного предмета, что сами спорщики
не могут вспомнить, с чего начался спор.
Особенно часто с этим приходится сталкиваться
в бытовых спорах
Поэтому,
приступая к обсуждению спорной
проблемы, важно установить, что
является предметом разногласий
с оппонентом и четко определить
предмет спора.
Не упускать
из виду главных положений,
из-за которых ведется спор.
Нельзя
забывать, что порой одна из
сторон, участвующих в полемике,
совершенно сознательно, в определенных
целях уводит своих оппонентов
от обсуждаемой проблемы. К этому
приему прибегают, когда хотят
ввести в заблуждение участников
спора, отвлечь от решения злободневных
задач, повлиять на формирование
общественного мнения. Нередко этим
способом пользуются идеологические
противники.
Чтобы
не потерять предмета спора,
не дать возможности увести
себя в сторону от решения
основного вопроса, чтобы обсуждение
спорной проблемы было плодотворным
и результативным, чтобы спор
не превратился в пустую говорильню,
полемисты должны хорошо знать
предмет спора, разбираться в
поставленных задачах, тонкостях
дела, быть эрудированными и компетентными.
Определенность
позиций, взглядов его участников
Необходимым
условием эффективности спора
является определенность позиций,
взглядов его участников. Если
в ходе обсуждения спорной
проблемы точка зрения оппонента
выражена нечетко, с ним трудно
вести полемику.
Спор
становится более плодотворным,
если у участников полемики, дискуссии
есть общность исходных позиций,
начальное взаимопонимание, единая
платформа для обсуждения нерешенных
вопросов. Речь идет не о единой
точке зрения по обсуждаемым
проблемам. Мнения участников
спора могут быть разными, но
должна быть общая цель, стремление
найти правильное решение, желание
разобраться в спорном вопросе
и добиться истины.
Правильное
оперирование понятиями в споре.
При обсуждении
того или иного вопроса приходится
пользоваться различными понятиями,
необходимыми для раскрытия существа
рассматриваемой проблемы.
Успех
полемического обсуждения во
многом определяется умением
его участников правильно оперировать
в споре понятиями и терминами.
Прежде всего, необходимо уметь
выделить основные, опорные понятия,
связанные с предметом спора,
тщательно отобрать термины, необходимые
для обсуждения выдвинутой проблемы.
Не следует перегружать спор
научной терминологией.
Чтобы
все участники дискуссии, полемики
одинаково понимали употребляемые
слова, целесообразно в начале
спора уточнить значение основных
терминов, договориться о содержании
понятий, необходимых для рассмотрения
проблемы, или, по крайней мере,
оговорить различный смысл, который
каждый из участников вкладывает
в одни и те же слова, обозначающие
понятия.
Если
спорящие не договорились об
определении исходных понятий,
то вести дискуссию просто
бесполезно. Важность соблюдения
этого непременного условия становится
особенно очевидной, если учесть,
что в языке многие слова
многозначны, имеют не одно, а
несколько значений.
Многозначность
слов таит в себе потенциальную
возможность разных его пониманий.
Многозначное слово служит для
обозначения не одного, а нескольких
понятий. Это требует правильного
употребления многозначных слов
в споре. Неумение отграничивать
отдельные значения слова, отбирать
наиболее соответствующие для
данной конкретной ситуации делает
изложение неточным, приводит к
речевым ошибкам. Поэтому нужно
в отдельных случаях указывать,
в каком из значений употреблено
то или иное слово.
Таким
образом, неточное употребление
участниками спора терминов, многозначных
слов может привести к нежелательному
результату, затруднить общение,
помешать обсуждению спорной
проблемы, стать причиной серьезных
заблуждений.
Без соблюдения
этих правил полемика может превратиться
в перебранку. Полемисты должны соблюдать
основные требования культуры спора. Это
повысит его эффективность и плодотворность,
будет способствовать успеху в дискуссии
и полемике.
§3. Требования
к поведению участников спора
Существуют
определенные правила, требования к
поведению полемистов, дабы не превращать
дискуссию в словесную перепалку.
Они устанавливают рамки для
участников спора, за которые выходить
не следует.
Одним
из важнейших требований к
поведению участников спора является
уважительное отношение оппонентов
друг к другу
К сожалению,
это правило часто нарушается.
Нередко участники дискуссии,
полемики нетерпимо относятся
к людям, которые придерживаются
иных взглядов, стоят на других
позициях.
Уважительное
отношение оппонентов друг к
другу, стремление понять взгляды
и убеждения противника, вникнуть
в суть его позиции — необходимые
условия продуктивности спора,
плодотворного обсуждения проблем.
В споре
очень важно сохранять выдержку
и самообладание
Наблюдения
показывают, что из двух полемистов,
равных друг другу во всех
прочих отношениях, победителем
оказывается тот, у кого больше
выдержки и самообладания. У
хладнокровного человека явные
преимущества: его мысль работает
ясно и спокойно. В возбужденном
состоянии трудно анализировать
позицию оппонента, подбирать
веские доводы, не нарушать логической
последовательности в изложении
материала.
Психологи
установили, что если делается
попытка навязать оппоненту мнение,
резко отличающееся от его
взглядов, то он по контрасту
воспринимает предлагаемую ему
противоположную точку зрения
как неприемлемую. Поэтому не
рекомендуется обязательно во
всем противоречить противнику.
Иногда полезно согласиться с
предлагаемыми доводами оппонента,
прежде чем сказать нет, произнести
да. Это продемонстрирует всем
присутствующим беспристрастие, стремление
к объективному рассмотрению
вопроса. Но, согласившись с доводами,
надо уметь показать, что они
не имеют прямого отношения
к предмету спора и не доказывают
правоты оппонента. Другими словами,
надо найти удачное сочетание
понимающей и атакующей интонаций.
По отношению
к доводам противника хороший
спорщик должен избегать двух
крайностей. 1) Он не должен упорствовать,
когда или довод противника
очевиден, или очевидно правильно
доказан; 2) он не должен слишком
легко соглашаться с доводом
противника, если довод этот покажется
ему правильным.[Поварин С.И.]
Выступать
против разумных доводов нелепо
и неумно. Упрямство никогда не
помогало в споре. Однако не
нужно и сразу соглашаться
с каждым доводом противника,
который на первый взгляд кажется
правильным. Случается, что оппонент
в качестве довода использует
чужую мысль и не в полной
мере владеет ею. Поэтому есть
смысл основательно, со всех сторон
прощупать, что он имеет в
виду.
Умение
сохранить спокойствие — важное
качество полемиста. Нельзя допустить,
чтобы спор превращался в перепалку,
в беспорядочную свару.
Поведение
полемистов, их манера дискутировать
имеют большое значение и влияют
на успех обсуждения.
Этого
нельзя не учитывать в споре.
Знание и понимание особенностей
манеры спорить, умение вовремя
уловить изменения в поведении
своих оппонентов, понять, чем они
вызваны, позволяют лучше ориентироваться
в споре и находить более
правильные решения, наиболее
точно выбирать вариант собственного
поведения и определять тактику
в споре.
Поведение
полемистов в значительной степени
определяется теми целями и
задачами, которые они преследуют
в споре, личными интересами.
Поведение
в споре зависит и от того,
с каким противником приходится
иметь дело. Если перед нами
сильный противник, т. е. человек
компетентный, хорошо знающий предмет
спора, уверенный в себе, пользующийся
уважением и авторитетом, логично
рассуждающий, владеющий полемическими
навыками и умениями, то мы
более собранны, напряжены, стараемся
освободить его от излишних разъяснений,
силимся сами вникнуть в суть его высказываний,
больше готовы к обороне. Со слабым противником,
недостаточно глубоко разбирающимся в
предмете обсуждения, нерешительным, застенчивым,
не имеющим опыта в спорах, мы ведем себя
по-иному. Нередко требуем пояснений и
дополнительных доводов, чтобы убедиться,
не случайно ли он оказался прав, ставим
под сомнение его высказывания. Чувствуем
в себе больше уверенности, независимости,
решительности.
Интересно
спорить с противником, который
равен тебе по уму, знаниям,
образованию. В словесном споре
ученый не должен спорить с
невеждой, так как не может
употребить против него своих
лучших аргументов, потому что
тот просто не поймет или
не оценит их из-за недостатка
знаний.
Полемистам
далеко не безразлично, кто
наблюдает за спором; кто является
свидетелем их победы или поражения.
Поэтому в присутствии одних
они ведут себя более сдержанно,
корректно, с другими они раскованны
и свободны, на третьих просто не обращают
внимания. Нередко поведение спорщиков
меняется в зависимости от реакции присутствующих.
Безусловно,
полемисту необходимо соизмерять
свои способности, возможности
с объектом нападения, с силами
противника. Важно, чтобы во время
спора была создана такая обстановка,
которая не позволяла бы отдельным спорщикам
вести себя высокомерно, с апломбом, а
то и нахально. Хорошо, когда в споре участвуют
люди, присутствие которых может сдержать
слишком горячих, а порой и недобросовестных
спорщиков.
Поведение
полемистов во многом определяется
их индивидуальными особенностями,
свойствами темперамента, чертами
характера.
На поведение
полемистов в определенной мере
влияют также национальные обычаи
и культурные традиции народа,
страны. Например, церемониальность, правила
речевого общения не позволяют японцам
спорить горячо. Это считается неблагопристойным
и грубым.
Итак, во
время спора обращайте внимание
на поведение своего оппонента.
Попытайтесь понять мотивы его
действий и высказываний, учитывайте
индивидуальные особенности его
характера, манеру спорить. Старайтесь
правильно соизмерять свои способности
и возможности с силами противника.
§4. Доказательство
и аргументация в споре
В дискуссии,
полемике постоянно приходится доказывать
или опровергать те или иные положения,
убеждать оппонентов, объяснять сущность
явлений, событий, процессов, делать определенные
выводы. Поэтому полемисту необходимо
уметь мыслить правильно, логично
и последовательно строить свое
выступление, давать аргументированные
ответы, т. е. опираться на логику, обладать
высокой культурой мышления.
Чтобы
успешно вести дискуссию, полемику,
очень важно знать и соблюдать
основные законы формальной логики.
Логические
законы имеют самостоятельное
значение и действуют независимо
от воли и желания людей
в любом процессе познания. В
них зафиксирован многовековой
опыт общественно-производственной
деятельности людей. Законы логики
отражают закономерные процессы
и явления объективного мира.
Первый
закон логики — закон тождества
— формулируется следующим образом:
«Каждая мысль в процессе данного
рассуждения должна иметь одно
и то же определенное, устойчивое
содержание». Это значит, что во
время рассуждения нельзя подменять
один предмет мысли другим.
Закон
тождества требует в любом
рассуждении определенности мысли.
Он направлен против расплывчатости,
беспредметности суждений.
В деловом
споре нарушение закона тождества
проявляется тогда, когда кто-либо
из участников выступает не
по обсуждаемой теме, теряет предмет
спора, произвольно подменяет
один вопрос обсуждения другим.
Несоблюдение этого закона связано
также с неопределенностью понятий,
употребляемых участниками разговора.