Спор: понятие, определение, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 19:02, реферат

Описание работы

Можно уверенно утверждать, что полное единство точек зрения, абсолютное совпадение позиций, мнений, взглядов у разных людей или различных социальных групп невозможно. В связи с этим и ситуацию спора можно рассматривать как одну из абсолютно естественных форм межличностного общения. В современном мире именно умение общаться с окружающими людьми нередко становится определяющим фактором успеха человека в той или иной деятельности. Ведь нет такого человека, который не вступает во взаимодействие с окружающими людьми, будь то профессиональная деятельность или общение в быту.

Файлы: 1 файл

РЯ.docx

— 59.21 Кб (Скачать файл)

 

 В процессе  доказательства используются также  законы природы и общества, аксиоматические  положения науки, теоретические  обобщения и выводы.

 

 Полемисту  не следует забывать, что дело  не в количестве приводимых  доводов, а в их качестве. Различают  доводы сильные и слабые. Довод,  против которого легко найти  возражение, трудно опровергаемое,  называют слабым. А если оппонент  вынужден согласиться с доводом  без каких-либо уточнений, значит, был использован сильный довод.  Конечно, применение доводов во  многом определяется теми целями, которые ставит полемист.

 

 Чтобы  добиться своей цели, полемист  должен хорошо знать того, к  кому обращены его доводы, и  приводить аргументы с учетом  индивидуальных особенностей оппонента.

 

 Подбирая  те или иные доводы, нужно позаботиться  о том, чтобы они воздействовали  не только на разум слушателей, но и на их чувства. Вы, наверное, замечали, что если оратор в  своем выступлении затронет какие-либо  чувства — чувство долга и  чести, чувство ответственности  за порученное дело, чувство товарищества  и др., то его речь больше  воздействует на нас, мы ее  лучше запоминаем.

 

 Психологи  доказали, что на процесс убеждения  сильное влияние оказывает эмоциональное  состояние слушателя, его субъективное  отношение к предмету речи.

 

 Подобрать  сильные и убедительные доводы  — дело далеко не простое.  Здесь нет специальных правил, которые можно заучить. Многое  зависит от хорошего знания  предмета спора, от общей эрудиции  полемиста, его находчивости и  сообразительности, от быстроты  реакции, от выдержки и самообладания,  от понимания сложившейся ситуации. Важно подобрать единственно  верные слова, которые окажут  воздействие на слушателей именно  в данной обстановке.

§5. Опровержение позиции оппонента

Искусство спора  состоит не только в доказательстве истинности своих суждений, но и  в умении опровергать точку зрения оппонента, разоблачать неверные утверждения  противника. Поэтому необходимо уметь  пользоваться и такой логической операцией, как опровержение. Она  заключается в установлении ложности либо необоснованности положения, выдвинутого  в качестве тезиса, и направлена на разрушение ранее состоявшегося  доказательства. Доказательство и опровержение выполняют противоположные функции. Для доказательства характерна конструктивная роль обоснования какой-либо идеи, для  опровержения — критическая.

 

 Опровержение  осуществляется тремя способами:  опровергается тезис, критикуются  доводы, показывается несостоятельность  демонстрации.

 

 Наиболее  действенным методом считается  опровержение ложного тезиса  фактами. К этому испытанному  средству полемики прибегают  довольно часто в публичных  лекциях, выступлениях на митингах  и собраниях, в открытых диспутах  и дискуссиях.

 

 Реальные  события, явления, статистические  данные, результаты экспериментальных  исследований, свидетельские показания,  противоречащие тезису, несокрушимо  разоблачают опровергаемые суждения.

 

 Не менее  эффективным способом опровержения  является критика доводов оппонента.  Показывая ложность или необоснованность  аргументов, полемист приводит слушателя  к мысли, что выдвинутый тезис  не доказан.

 

 Важную  роль в полемике играет и  такой испытанный метод, как  опровержение демонстрации, т. е.  выявление того, что тезис противоположной  стороны логически не вытекает  из аргументов. Задача полемиста  состоит в том, чтобы проанализировать  ход рассуждения оппонента и  показать отсутствие в изложении  действительной логической связи.

 

 Проанализированные  способы критики — опровержение  доводов и опровержение демонстрации  — разрушают структуру доказательства, показывают необоснованность тезиса, однако самого тезиса не опровергают.  В споре нередко бывает такая  ситуация: тезис сам по себе  правильный, но человек, выдвинувший  его, не может подобрать для  его доказательства истинные  аргументы. Иногда он просто  не располагает достаточными  доводами.

 

 Опытные  полемисты, как правило, используют  в споре одновременно несколько  способов опровержения. Критика  тезиса может сочетаться с  опровержением аргументов, показом  несостоятельности демонстрации  и т.д.

 

 Чтобы  защитить свою точку зрения  и опровергнуть мнение оппонента,  участники спора используют различные  полемические приемы.

 

 Эффективным  средством считается применение  юмора, иронии, сарказма.

 

 Они являются  обязательными психологическими  элементами публичного выступления.  Эти средства усиливают полемический  тон речи, ее эмоциональное воздействие  на слушателей, помогают разрядить  напряженную обстановку, создают  определенный настрой при обсуждении  острых вопросов, помогают полемистам  добиться успеха в споре.

 

 Ироническое  или шутливое замечание может  смутить оппонента, поставить  его в затруднительное положение,  а порой даже разрушить тщательно  построенное доказательство, хотя  само по себе это замечание  далеко не всегда имеет прямое  отношение к предмету спора.  Поэтому не надо теряться. Лучше  всего вести себя естественным  образом. Если смешно, можно посмеяться  со всеми, а затем обязательно  вернуться к обсуждению существа  проблемы.

 

 Распространенным  приемом опровержения является  «доведение до нелепости», «сведение  к абсурду». Суть этого приема  — показать ложность тезиса  или аргумента, так как следствия,  вытекающие из него, противоречат  действительности.

 

 Довольно  часто в дискуссиях и полемиках  применяется «возвратный удар»,  или так называемый прием бумеранга.  Полемический прием заключается  в том, что тезис или аргумент  обращается против тех, кто  их высказал. При этом сила  удара во много раз увеличивается.  Поражение противника становится  очевидным для всех присутствующих.

 

 Разновидностью  «возвратного удара» считается  прием «подхвата реплики». В ходе  обсуждения спорных вопросов  полемисты нередко бросают реплики  различного характера. Умение  применить реплику противника  в целях усиления собственной  аргументации, разоблачения взглядов  и позиции оппонента, оказания  психологического воздействия на  присутствующих — действенный  прием в полемике. «Подхватом  реплики» часто пользуются, выступая  на съездах, конференциях, митингах.

 

 Назовем  еще один полемический прием  — атака вопросами. В споре  важно задавать вопросы, уметь  перехватывать инициативу в их  постановке. Цель этого метода  — сделать положение оппонента  затруднительным, заставить его  защищаться, оправдываться, создать  себе наиболее благоприятные  условия для спора.

 

 Иногда  вместо обсуждения по существу  того или иного положения начинают  оценивать достоинства и недостатки  человека, его выдвинувшего. Такой  прием в полемике называют  «довод к человеку». Он оказывает  сильное психологическое воздействие.

 

 «Довод  к человеку» как полемический  прием должен применяться в  сочетании с другими достоверными  и обоснованными аргументами.  Как самостоятельное доказательство  он считается логической ошибкой,  состоящей в подмене самого  тезиса ссылками на личные  качества того, кто его выдвинул.

 

 Разновидностью  «довода к человеку» является  прием, который называется «апелляция  к публике». Цель приема повлиять  на чувства слушателей, их мнения, интересы, склонить аудиторию на  сторону говорящего.

 

 Таковы  основные полемические приемы. Использование  этих приемов помогает вести  дискуссию, полемику более плодотворно.

 

 В заключение  подчеркнем, что приступая к критике  позиции оппонента, необходимо  четко определить, каким способом  опровержения вы будете пользоваться  в конкретной ситуации: опровергать  тезис, критиковать доводы, показывать  несостоятельность демонстрации.

 

 Не забывайте,  что разгромив доводы противника  или продемонстрировав, что из  приведенных аргументов не следует  данный тезис, вы только разрушите  доказательство оппонента, но  не опровергнете истинности самого  тезиса. Помните, что одним из  наиболее действенных способов  является опровержение ложного  тезиса фактами.

§6. Ответы на вопросы

Способность полемистов правильно формулировать  вопросы и умело отвечать на них во многом определяет эффективность публичного спора. Верно поставленный вопрос дает возможность уточнить точку зрения оппонента, получить от него дополнительные сведения, понять его отношение к обсуждаемой проблеме. Удачный ответ укрепляет собственную позицию полемиста, усиливает аргументацию выдвинутого тезиса.

 

 Вопрос  представляет собой одну из  логических форм. Опирается он, как  правило, на определенную систему  знаний. Всякий вопрос включает  в себя прежде всего исходную информацию, которая называется базисом или предпосылкой вопроса. Кроме того, в вопросе есть указание на ее недостаточность и необходимость дальнейшего дополнения и расширения знаний. Вопрос не является суждением, поэтому он не бывает истинным или ложным. Чтобы задать вопрос, необходимо иметь уже какое-то представление о предмете обсуждения. Чтобы ответить на вопрос, тоже нужны знания, способность правильно оценить содержание и характер вопроса.

 

 В зависимости  от логической структуры обычно  выделяют два вида вопросов  — уточняющие и восполняющие. Уточняющие вопросы направлены  на выяснение истинности или  ложности выраженного в них  суждения. В предложениях, содержащих  такие вопросы, употребляется  частица ли, которая является  их грамматическим признаком.  Ответ на такие вопросы, как  правило, ограничен словами: да  или нет. Восполняющие вопросы  связаны с выяснением новых  знаний относительно событий,  явлений, предметов, интересующих  слушателя. Грамматическими признаками  таких вопросов являются вопросительные  слова: кто, что, где, когда,  как, почему и др.

 

 По составу  и уточняющие, и восполняющие  вопросы бывают простыми и  сложными. Простые вопросы не  могут быть расчленены, они не  включают в себя другие вопросы.  Сложные вопросы можно разбить  на два или несколько простых.

 

 Сложные  вопросы нередко вызывают затруднения  у отвечающих, могут запутать их, поэтому в дискуссии, полемике рекомендуется пользоваться простыми вопросами.

 

 Вопросы  различаются и по форме. Если  их базисом, предпосылками являются  истинные суждения, то вопросы  считаются логически корректными.

 

 Логически  некорректными называются вопросы,  в основе которых лежит ложные  или неопределенные суждения.

 

 В вопросах  отражается также отношение к  говорящему, стремление либо поддержать, либо дискредитировать его и высказанные им суждения в глазах присутствующих.

 

 По характеру  вопросы бывают нейтральными, благожелательными  и неблагожелательными, враждебными,  провокационными. Поэтому необходимо  по формулировке вопроса, по  тону голоса определить характер  вопроса, чтобы правильно выработать  тактику поведения. На нейтральные  и благожелательные вопросы следует  отвечать спокойно, стремясь как  можно яснее объяснить то или  иное высказанное положение. Важно  проявить максимум внимания и  уважения к спрашивающему, даже если вопрос сформулирован неточно, не совсем грамотно. Недопустимы раздражение и пренебрежительный тон.

 

 Однако  нельзя забывать, что в дискуссии,  полемике вопросы порой ставятся  не для того, чтобы выяснить  суть дела, а чтобы поставить  оппонента в неловкое положение,  выразить недоверие к его аргументам, показать свое несогласие с  его позицией, одним словом, одержать  победу над противником.

 

 Отвечая  на неблагожелательные вопросы,  следует выявить их провокационную  суть, обнажить позицию оппонента  и дать открытый бой.

 

 В ходе  обсуждения проблем нередко ставятся  острые вопросы, т. е. вопросы  актуальные, жизненно важные, принципиальные. Ответ на такие вопросы требует  от полемиста определенного мужества  и соответствующей психологической  подготовки. Полемисту не следует  смазывать поставленные вопросы,  уклоняться от них, необходимо  давать правдивый и честный  ответ.

 

 Конечно,  прямо заданный вопрос нередко  ставит оппонента в затруднительное  положение, может вызвать у  него растерянность и смущение.

Информация о работе Спор: понятие, определение, виды