Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 06:34, курсовая работа

Описание работы

Спрос и предложение – два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей.
Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы – продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у пок

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

    - изменения цены на товар-заменитель.

    - изменения в цене или доступности дополняющих товаров.

    - изменения в стиле, вкусах, привычках.

    Если  происходит любое из этих  событий, кривая спроса изменится таким образом, что величина спроса на товар при существующих ценах будет ниже или выше, чем предполагалась первоначально.

    

    Рис 2. Изменение кривой спроса, а. 

    Если  спрос увеличится, то кривая спроса сдвинется вправо, если спрос уменьшится, то кривая двинется вправо.

    

    Рис 2. Изменение кривой спроса, б.

    1.2. Эластичность спроса

 

       Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

       Если обозначить цену  Р,  а величину спроса  Q,  то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса  Ер равен:

                                                                 (1)

    где  Q — изменение величины спроса, %;  Р — изменение цены, %; 

    «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

      Аналогично можно определить  показатель эластичности по доходам  или какой-то другой экономической  величине.

    Показатель  ценовой эластичности спроса для  всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

    Например, снижение цены стирального порошка  на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен: 

     ,                 

    Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса больше 1, то мы имеем  дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

    Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса меньше 1, то спрос  относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

    При коэффициенте эластичности равном 1 говорят  о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к  такому же количественному изменению  величины спроса. 

    Существует  два крайних случая. Первый случай — существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 4, а). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.

      
 
 
 
 

    Рис. 4. Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б — спрос абсолютно неэластичен 

    Другой  крайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 4,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись,  и  т. п.

    Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

       — спрос эластичен;

       — спрос неэластичен;

           — спрос с единичной эластичностью.

     Измерение эластичности спроса

     Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их: 

                                                             (2) 

     Из  этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса (см. рис. 1), но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.

    Есть  еще одно обстоятельство, которое  следует учитывать при определении  эластичности. Какой объем продукции, и какой уровень цены следует  использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после  него?

     Пример 1. Допустим, что небольшая булочная выпекает батоны и продает их по свободной цене. Чем ниже будет выбрана цена, тем большее количество батонов булочная сможет продать. Зависимость цены и объема продаж известна (табл. 1). Нас интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных интервалах, выбранных нами для анализа [Л1, с. 191].

     Расчет  коэффициента ценовой 

     эластичности  спроса

     Количество проданных  батонов, шт. Цена, руб. Выручка, руб. Коэффициент

эластичности

     500      3,5      1750      
     1000      3,0      3000      4,3
     1500      2,5      3750      2,2
     2000      2,0      4000      1,3
     2500      1,5      3750      0,8

     Таблица №1 
 

    Как измерить изменение величины спроса? Возьмем второй интервал — от 1000 до 1500 батонов. Величина спроса изменилась на 500 батонов, или на 50% (500:1000=0,5). Однако если мы рассмотрим изменение величины спроса в обратном направлении, т.е. с 1500 до 1000 батонов, то в процентном отношении это составит лишь 33% (500:1500=0,33). Такие различия создают сложности при расчете коэффициента эластичности. Поэтому для измерения процентного изменения каждой рассматриваемой величины используется средняя точка выбранного интервала. В нашем примере это (1000+1500):2= 1250 батонов.

     Изменение величины спроса в интервале от 1000 до 1500 батонов составит 500:1250=0,4 (или 40%).

    В общем виде формула для определения процентного изменения величины спроса  ∆Q  будет выглядеть:

                                                     (3)

    где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены, шт.

    Аналогично  для определения процентного  изменения цены ∆P выбранном интервале получаем:

                                                     (4)

     где Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб.

    Коэффициент эластичности исчисляем как отношение  прироста величины спроса к приросту цены:

                                   (5)

    Рассчитав коэффициенты эластичности (см. табл. 1), получим количественные характеристики ценовой эластичности спроса в различных  ценовых интервалах. В пределах первых трех интервалов спрос эластичен, в четвертом интервале — неэластичен [Л1, с. 191-192].

    На  участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке  неэластичного спроса — к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.  

    Факторы, влияющие на эластичность спроса 

    Важным  моментом, оказывающим воздействие  на эластичность спроса, является наличие  товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

     Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные  сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше [Л4, с. 137].

    Та  же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.

    Другим  важным обстоятельством, влияющим на ценовую  эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

     Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что  с течением времени каждый потребитель  имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти  товары-заменители.

    Различия  в эластичности спроса объясняются  также значимостью того или иного  товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.

    Глава 2. Предложение, кривая предложения

 

    Предложение – это совокупность товаров и  услуг, которые могут быть поставлены на рынок поставщиками, предложены покупателям для покупки.

    Для исследования предложения удобно, как и для спроса, определить его количественную трактовку. В целях анализа под предложением понимается зависимость количества товаров, которое поставщик готов поставлять для продажи, от установленной продажной цены на данный товар, если все иные факторы, включая уровень организации деятельности поставщика, остаются неизменными. То есть аналогично функции спроса вводится функция предложения Q=S(P), где P – продажная цена товара, Q – количество товара, которое будет поставляться продавцами на рынок при данной цене.

Информация о работе Спрос и предложение