Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 06:34, курсовая работа
Спрос и предложение – два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей.
Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы – продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у пок
Любой поставщик имеет цель заработать максимальную прибыль, то есть всегда стремится подобрать количество поставляемых товаров таким образом, чтобы его общая прибыль при существующих ценах на эти товары была максимальной.
Очевидно,
что производить товаров «
Таким
образом, с ростом интенсивности
поставок критичность режима работы
поставщика будет ускоренно нарастать,
и себестоимость каждого
Кроме того, при повышении продажной цены для ряда других поставщиков, которые ранее не имели возможности предлагать на рынке данный товар по той причине, что продажные цены были ниже даже минимально возможной средней себестоимости поставляемых ими изделий, могут теперь начать поставки на рынок этого товара, т.к. продажа товара для них теперь может быть выгодной. Таким образом, рост цены влечет за собой увеличение предложения. Кривая предложения может быть схематично представлена графически следующим образом (Рис.5.):
Рис.5.
Кривая предложения.
Ясно,
что кроме цены для каждого
поставщика существуют иные факторы, существенные
для принятия решения об определенном
объеме продаж, которые выше предполагались
неизменными, но в реальности постоянно
изменяются. Аналогично тому, как изменения
неценовых детерминантов спроса «сдвигают»
кривую спроса, изменения неценовых детерминантов
предложения будут вызывать «сдвиги»
кривой предложения.
2.1.
Факторы изменения предложения
При
общем снижении/повышении
Ясно, что каждый новый продавец на рынке интересующих товаров дополняет общее предложение своим количеством товара, то есть чем больше/меньше продавцов – тем больше/меньше общее предложение для каждой цены.
При понижении или повышении цен на другие товары, которые данный поставщик имеет возможность поставлять на рынок, для него может оказаться выгодным соответственно увеличить поставки других товаров вместо исследуемого товара («сдвиг» кривой предложения исследуемого товара влево) – или наоборот сократить поставки других товаров, увеличив предложение исследуемого («сдвиг» кривой предложения исследуемого товара вправо).
Поставщик может сократить объем продаж в текущем периоде в надежде получить большую прибыль (или меньший убыток) в следующем периоде в связи с ожиданиями определенных изменений внешних условий (т.е. может «придерживать» товары в расчете на рост цен в ближайшем будущем или резко увеличить объем продаж для заблаговременного освобождения мощностей к началу периода, когда продажа данного товара будет явно и сильно убыточной, например, в результате тех же изменений налоговой системы).
Аналогично терминологии для спроса, для описания предложения под термином «изменение предложения» принято понимать изменение самой функции Q=S(P) («смещение» всей кривой предложения) под влиянием неценовых факторов, а под термином «изменение величины предложения» - реакцию предложения на изменение цены при прежних значениях всех иных факторов (перемещение вдоль кривой предложения).
Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:
(2)
где Q0 и Q1 — предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 — цены до и после изменения; «s» в индексе означает эластичность предложения.
Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным.
Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.
Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике (рис. 6).
Рис.6. Эластичность
предложения.
При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.
Рис. 6. Варианты эластичности предложения:
кривая А — единичная эластичность;
кривая В — эластичное предложение;
кривая
С — неэластичное предложение.
В случае эластичного
При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.
Теоретически можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид горизонтальной линии.
Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.
Модель предложения и спроса является основным рабочим инструментом микроэкономики. Она помогает нам понять, почему и как изменяются цены, а также – что происходит, когда правительство вмешивается в функционирование рынка. Модель предложения и спроса объединяет в себе два важных понятия: кривую предложения и кривую спроса.
При соединение кривой спроса и кривой предложения. (рис. 7.) По вертикальной оси расположена цена товара Р, измеряемая в долларах за единицу товара. Теперь это цена, которую продавец получает за данное количество предлагаемого товара, и цена, которую покупатель заплатит за данное количество требуемого товара. Горизонтальная ось отображает общую величину спроса и предложения, Q, измеренную в количестве единиц товара за период.
РАВНОВЕСИЕ. Две кривых пересекаются в равновесной точке, в которой совпадают цена и количество спроса и предложения, и рынок расчищается полностью от товаров. При этой цене (Р0 на рис. 7) величина предложения точно равна величине спроса (и равна Q 0)(рыночный механизм — это тенденция на свободном рынке, согласно которой цена изменяется до тех пор, пока величина спроса и величина предложения не сравняются между собой. В этой точке, где нет ни избыточного спроса, ни избыточного предложения, отсутствует давление, толкающее цену к дальнейшему изменению. Предложение и спрос не могут вечно находиться в состоянии равновесия, и некоторые рынки не могут быстро уравновешиваться в случае неожиданного изменения условий. Однако для рынков характерна тенденция к равновесию.
Рынок уравновешивается при цене Р0 и количестве товара Q 0. При более высокой цене Р1 возникает излишек товара, поэтому цена падает. При более низкой цене Р2 существует дефицит, поэтому цена идет вверх.
Рис. 7. Предложение и спрос
Чтобы понять, почему рынки стремятся к равновесию, предположим, что первоначально цена была выше равновесного уровня - скажем, это Р1 на рис. 7.
Производители будут стараться
больше производить и
Противоположная ситуация
Возникает вопрос: а всегда ли мы можем использовать модель спроса и предложения? Говоря о кривых предложения и спроса, мы предполагаем, что товар может производиться и продаваться в определенных количествах при любой данной цене. Это предположение имеет смысл только для хоть в малой степени конкурентного рынка, когда и продавцы и покупатели обладают определенной рыночной властью, т. е. незначительной способностью индивидуально воздействовать на рыночную цену.
Если
рынок контролируется, например, единственным
производителем, как это имеет
место в случае монополии, то не существует
однозначного отношения между ценой
и величиной предложения. Почему? Потому
что поведение монополиста зависит от
формы и положения кривой спроса. В зависимости
от них монополисту, возможно, будет выгоднее
зафиксировать цену и изменить объем производства,
или зафиксировать объем производства
и изменить цену. Таким образом, при работе
с кривыми спроса и предложения мы неявно
предполагаем наличие конкурентного рынка.