Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 06:34, курсовая работа

Описание работы

Спрос и предложение – два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей.
Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы – продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у пок

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

    3.1. Изменения в рыночном равновесии 

    На  рис. 8. кривая предложения сдвигается из положения S в положение S' — возможно, в результате снижения цены на сырье. Благодаря этому рыночная цена падает (с Р1 до Р3), и общая величина предложения возрастает (с Ql до Q3). Это именно то, чего мы ожидали: более низкие издержки выражаются в более низких ценах и повышенных объемах продаж. (Действительно, постепенные сокращения издержек, возникающие вследствие технического прогресса и более высокого качества менеджмента, являются важной движущей силой экономического роста).

    Когда кривая предложения сдвигается вправо, рынок уравновешивается при более низкой цене Р3 и большем количестве товара Q3. 

                                                                    

    Рис. 8. Новое состояние равновесия, вызванное изменением предложения. 

    Рис. 9. показывает, что происходит вслед за сдвигом вправо кривой спроса, возникающим в результате, скажем, роста дохода. На рис. 9. мы видим, как благодаря этому устанавливается новое равновесное состояние спроса и предложения, когда потребители платят более высокую цену Р3, а фирмы производят больший объем продукции Q3.

    Когда кривая спроса сдвигается вправо, рынок уравновешивается при более высокой цене Р3  и большем количестве товара Q3.

      
 

              
 
 
 
 

      Рис. 9. Новое состояние равновесия, вызванное изменением спроса

     

      Для большинства рынков свойственны происходящие время от времени сдвиги как кривых спроса, так и кривых предложения. Находящиеся в распоряжении потребителей доходы изменяются по мере того как экономика растет (или сжимается во время рецессии). Спрос на некоторые товары изменяется в зависимости от сезона (например, спрос на топливо, купальники, зонтики), от изменений в ценах на родственные товары (увеличение цен на нефть увеличивает спрос на природный газ) или просто в результате изменения вкусов. Аналогично возникающие время от времени изменения в заработной плате, издержках, связанных с основным капиталом, и в ценах на сырье и материалы вызывают сдвиги кривой предложения.

    Кривые  предложения и спроса можно использовать для того, чтобы отследить такие  изменения. Например, на рис. 10. сдвиг вправо как кривой спроса, так и кривой предложения приводит к небольшому повышению цены (с Р1 до Р2) и к значительно более существенному увеличению количества товара (с Q1 до Q2). В целом цена и объем товара будут изменяться в зависимости от величины сдвига кривых спроса и предложения и от формы этих кривых. Чтобы прогнозировать размеры и направления подобных изменений, мы должны научиться давать количественную характеристику зависимости спроса и предложения от цены и других переменных.

    Кривые  предложения и спроса перемещаются с течением времени по мере изменения рыночных условий. В этом примере сдвиг вправо кривых предложения и спроса ведет к легкому повышению цены и значительно большему увеличению количества товара. В целом изменения в цене и объеме зависят от величины, на которую сдвигается каждая кривая, и от формы каждой из кривых.

    

    Рис. 10. Новое состояние равновесия, вызванное сдвигами в предложении и спросе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение. 

    Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики - ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться.

    Рыночный  процесс состоит из множества  актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует  продавец, на стороне которого выступает  предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.

    Результатом взаимодействия спроса и предложения  выступает рыночная цена, которая  также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние  рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

    Надо  также отметить, что спрос выступает  одним из самых важнейших факторов при формировании экономической  стратегии предприятия, так как только производство “нужных”, пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения.      

    Библиографический список. 

  1. Базылев, Н. И.  Микроэкономика: учеб. пособие  для вузов / Н. И. Базылев, С. П. Гурко, М. Н. Базылева. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 205 с.
  2. Зайцев, Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. Л. Зайцев ; Гос. ун-т управления. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 490 с.
  3. Макконнелл, К. Р. Экономикс. Принципы, проблемы и политика: учеб.: пер. с англ. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. - 14-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 928,[42] с.
  4. Океанова, З. К.  Экономическая теория: учеб. для студ. вузов / З. К. Океанова. - М. : Издат.-торг. корпорация "Дашков и К", 2003. - 594,[1] с.
  5. Фишер, С.  Экономика  Economics : пер. с англ. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи ; Общ. ред. и предисл. Г. Г. Сапова. - 2-е изд. - М. : Дело, 1999. - 829 с.
  6. Цены и ценообразование: учеб. для вузов / Под ред. В. Е. Есипова. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб. : Питер, 2002. - 463 с.
  7. Цены и ценообразование: учеб. для вузов / Под ред. В. Е. Есипова. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб. : Питер, 1999. - 463 с.
  8. Экономическая теория: учеб. / Московский гос.технический ун-т им. Н.Э. Баумана ; под ред. В. Д. Камаева, Е. Н. Лобачевой. - М. : Юрайт, 2005. - 557 с.
  9. Экономическая теория: учеб. пособие / Финансовая акад. при Правительстве РФ ; под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : КноРус, 2006. - 462 с.
  10. Булатов А. С. Экономика/Учебник. – М.: Юристь, 2001. – 896 с 
  11. Камаев В. Д. Учебник по основам теории (экономика). – М.: «ВЛАДОС», 1994. – 384 с.: ил.
  12. Любимов Л.Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. – М.: Издательство «Вита-Пресс», 1997. – 496 с.  [с. 113-116]
  13. Современная экономика.  Материалы к семинарским занятиям. Пособие для студентов по курсу «Основы экономической теории». – Ростов Н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 352 с.
  14. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.  Экономика.  Пер. с англ.  со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1995. – 864 с.

Информация о работе Спрос и предложение