Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:26, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть особенности инфляционных процессов в России и рассмотреть методы антиинфляционной политики государства.
В – третьих,
индекс Пааше не в состоянии разграничить
действие различных эффектов, он может
измениться и не в связи с изменением цен,
а с изменением объёма продаж.
Существуют также другие индексы для измерения
инфляционных процессов.
Вычисление "по правилу величины 70".
Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
приблизительное количество
лет, необходимых для удвоения
темпов инфляции
Следует отметить, что «правило величины 70» обычно применяется тогда, когда, например, надо установить, сколько потребуется времени, чтобы реальный ВНП или ваши личные сбережения удвоились.
Показатель индекса потребительских цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.
ИПЦ в отчетном периоде=
Темп инфляции - изменение общего уровня цен, выраженное в процентах.
Темп инфляции = *100%
Дефлятор (ВНП) – отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен).
Дефлятор ВНП*100%
Существует несколько видов инфляции. Прежде всего, те, которые выделяют с позиции темпа роста цен (первый критерий), т.е. количественно: Умеренная (ползучая) инфляция. Инфляция с темпами до 10% в год. Это низкий темп инфляции, при котором обесценение денег настолько незначительно, что сделки заключаются в номинальных ценах.
Галопирующая инфляция ограничена рамками от 10 до 100% в год. Деньги обесцениваются довольно быстро, поэтому в качестве цен для сделок либо используют устойчивую валюту, либо в ценах учитываются ожидаемые темпы инфляции на момент платежа. Другими словами, сделки (контракты) начинают индексироваться.
Гиперинфляция в странах с развитой рыночной экономикой определяется темпами свыше 100% в год.
Критерии гиперинфляции различаются по странам. Очень высокие темпы инфляции - ещё не гиперинфляция. Как определить, перешла ли страна черту гиперинфляции, и когда можно считать, что гиперинфляция преодолена?
Рабочий показатель гиперинфляции для многих экономистов – 1000% в год. Однако, полезно рассмотреть критерий гиперинфляции по Кейгану. Американский экономист полагает, что гиперинфляцией в развивающихся странах можно считать темпы прироста уровня цен, более 50% в месяц, что при пересчёте на годовые темпы инфляции составляет 13000% 2. Преодолённой гиперинфляция считается в том месяце, если в течение предшествующих ему 12 месяцев темпы инфляции не превышали 50%.
Стагфляция (одновременный рост инфляции и безработицы на фоне спада производства (стагнация в сочетании с инфляцией)). Рост цен составляет от 100-200% в год.
С точки зрения второго критерия (ожидаемость или предсказуемость инфляции) выделяют:
а) ожидаемую;
б) неожидаемую.
Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности; неожидаемая - возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен.
Фактор ожидаемости, предсказуемости по-новому освещает нам вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса, а именно: если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, скажем, в 100 раз, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Все предприятия и население также повысят в 100 раз цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Никто, таким образом, не пострадает существенно даже от гиперинфляции, а в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже на 10% (умеренная инфляция, по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.
Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения третьего критерия - соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:
а) сбалансированная инфляция;
б) несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях.
В России
и СНГ преобладает
Несбалансированность инфляции - большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное возрождение России нереально. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.
Инфляция в экономике России возникла еще в 50-х - начале 60-х годов XX в. и была связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья. С 1960 по 1988 г. стоимость рубля снижалась и составила 40 коп. к уровню 1960 г.
Открыто взрыв
инфляции произошел в январе 1992 года,
когда были отпущены все цены, кроме
цен на энергоресурсы и
Монетаристские рецепты, на которые ориентировались российские реформаторы начала 1990-х, требовали быстрой перестройки ценовой системы. Поэтому когда в январе 1992 начались реформы Е.Т.Гайдара, то немедленно было «отпущено» 80% оптовых и 90% розничных цен, параллельно в 2–3 раза возросли контролируемые цены на товары первой необходимости. Возникшая гиперинфляция превзошла самые мрачные прогнозы. Этот стартовый «скачок» был инфляционным потенциалом, накопленным в форме дефицита в предшествующие годы. Поскольку разбалансированность рынка накануне реформы приобрела чудовищные масштабы, уровень цен только за первый месяц после их либерализации (январь 1992) вырос на 253%. За 1992 цены выросли примерно в 26 раз, а сбережения советских времен обесценились почти до нуля. Именно этот инфляционный вал стал основной причиной быстрого падения популярности рыночных реформ в России 1990-х.
Ежегодный темп прироста цен 4 года подряд, приходящийся на 91-94 гг., существенно превысил отметку в 100% , по оценке специалистов в 95 г. составила бы около 120%. Максимум был зарегистрирован в 92 г., причем за этот 1 год показатель вырос более чем в 26 раз. Размер общего индекса потребительских цен (за неполные 5 лет за декабрь 90 г. - май 95г.) был равен 3470 и должен был достигнуть приблизительно 4500 к декабрю 95г.
Пик инфляции в России пришелся именно на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2680%. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 1080%, и по этому показателю в мире Россия уступала лишь Бразилии (2830%).
Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5, 10 и 50 тыс. рублей.
После либерализации цен борьба
с инфляцией оставалась в центре
внимания российского правительства.
Главным инструментом антиинфляционной
политики первоначально стало
Кризис 1998, связанный с правительственным дефолтом по государственным краткосрочным обязательствам, дал инфляционным процессам в России новый и резкий импульс – за год цены почти удвоились. На какое-то время даже возникло ощущение, будто полностью обесценились все успехи предшествующих лет в борьбе с инфляцией.
Однако в последующие годы началось общее улучшение экономической ситуации в стране, и инфляция снова снизилась почти до ползучего уровня – ежегодного прироста на 10–20% (Табл. 1.1).
Годы |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1998 |
1999 |
2000 |
Индексы потребительских цен, % |
2680 |
1008 |
312 |
230 |
184 |
137 |
120 |
Таблица 2.1-Динамика потребительских цен в России 1992-2000 гг.
Отобразим табличные данные в графической интерпретации на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Динамика потребительских цен в России 1992-2000 гг.
В 2000-е года рост цен в России
постепенно перестает восприниматься
как острая экономическая проблема.
Ежегодные темпы инфляции приблизились
к тому уровню, который считается
нормальным для современных развитых
стран. Поскольку, однако, экономика
страны остается не вполне устойчивой
(в частности, сохраняется ее сильная
зависимость от цен на экспортируемые
энергоресурсы – нефть и газ),
то сохраняется возможность
Высокий уровень
инфляции в России 90-х годов –
считается важнейшей
1) падение покупательной способности денежной единицы;
2) изменение валютных курсов;
3) изменение условий
предоставления кредитов в
4) рост стоимости
5) экономическую и социальную нестабильность;
6) огромный отток материальных и валютных ресурсов заграницу;
7) вытеснение импортом отечественных товаров;
8) огромный внутренний и внешний долг;
9) финансовые противоречия между центром и регионами;
10) производственный спад.
Инфляция - это не только нарушение денежного обращения, а болезнь всего механизма воспроизводства, результат макроэкономических нарушений. При этом рост цен выступает как следствие, внешний признак инфляции, по которому ее и определяют.
В 2000-2002 гг. темпы инфляции существенно снизились по сравнению с предыдущими двумя годами ( Табл. 2.2.).
Года |
Показатели инфляции, % |
1998 |
84,4 |
1999 |
36,5 |
2000 |
20,2 |
2001 |
18,6 |
2002 |
15,1 |
2003 |
12,0 |
2004 |
11,7 |
2005 |
10,9 |
2006 |
9,0 |
2007 |
11,9 |
2008 |
13,3 |
Таблица 2.2.-Инфляция в России за 1998-2008 гг.
Отобразим табличные данные в графической интерпретации на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Динамика инфляции в России за 1998-2008 гг.
Прирост потребительских цен составил 20,2 % в 2000 году, 18,6 % в 2001 году и 15,1 % в 2002 году против 36,5 % в 1999 году. Снижения уровня инфляции в 2000-2002 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2002 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.
Снижению
инфляции в немалой мере способствовало
проведение взвешенной тарифной политики
в сфере естественных монополий,
совершенствование процесса регулирования
цен в 2001-2002 гг. В 2002 году повышение
цен и тарифов объявлялось
правительством заранее, что способствовало
снижению инфляционных ожиданий и обеспечивало
предсказуемость финансово-
- значительный рост регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные и другие услуги вследствие сокращения субсидий;
- рост издержек на производство, связанный с повышением оплаты труда и других элементов затрат; высокие цены на нефть и нефтепродукты на мировых рынках.
В течение последних восьми лет Центробанк вместе с Министерством финансов России активно проводил политику сдерживания цен, которая основывалась на принципах «стерилизации». Другими словами, она состояла из рублевых заимствований денежных средств из обращения для сокращения ликвидности и последовательном искусственном снижении курса доллара на внутреннем рынке.