Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть особенности инфляционных процессов в России и рассмотреть методы антиинфляционной политики государства.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 205.64 Кб (Скачать файл)

Реформы конфискационного типа могут оказаться полезными  при переходе от подавленной к открытой инфляции. В этом случае конфискационная денежная реформа выравнивает номинальную массу новых денег по сложившемуся уровню реальных доходов. Такого рода денежная реформа может оказаться эффективной в долгосрочном аспекте при условии одновременного изменения денежной и кредитной политики в сторону ее ужесточения. При проведении политики постепенного снижения темпов роста денежной массы – градирования – инфляционные ожидания порождают инфляционную инерцию - прошлая инфляция рождает будущую. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле провоцирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следовать этим путем приводили лишь к увеличению инфляции. В середине 80-х годов в большинстве стран индексация как средство приспособиться к инфляции или игнорировать ее была либо существенно модифицирована, либо прекращению Политика градирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в годовом исчислении.

Необходимой составляющей антиинфляционной политики, направленной на предотвращение гиперинфляции, является снижение темпа прироста денежной массы, приводящее к спаду производства и сокращению занятости. Выбор между шоковой терапией и градуирования осуществляется в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в стране. В условиях высокой инфляции перед правительством стоят две главные задачи: не допустить глубокого спада производства и защитить население от обнищания.

3.2 Эффективность государственной антиинфляционной политики

Серьезные исследования в области  организации денежных отношений  позволили развитым странам выработать достаточно эффективный механизм воздействия  денежно-кредитной политики на процессы в реальной экономике. В развитых странах уровень инфляции составляет 2-3%. В США в 2005 г. индекс потребительских цен составил 3,4%, что выше показателя за 2004 год, когда этот индекс составил 2,7%. Причем связано это было с повышением цен на энергоносители, продукты же питания подорожали лишь на 2,3%, а продукты животного происхождения всего лишь на 1,4%. В зоне евро уровень инфляции еще меньше. Можно отметить характерную особенность: даже при удорожании энергоносителей в развитых странах их воздействие на уровень инфляции не оказывается определяющим. В России удорожание определенных товаров или услуг называется в качестве основной причины возникновения инфляционных процессов.

В развивающихся странах наблюдается  более активное участие государства  в регулировании денежных отношений. Несмотря на признание России страной  с рыночной экономикой, по сути, она  продолжает оставаться типичным примером экономической системы с развивающимися рынками. Характерными особенностями  таких систем являются незавершенность  структурных изменений, неразвитость финансовых рынков, подверженность угрозе внешних шоков. Неустойчивая внутренняя и внешняя среда способствует к накоплению системных дисбалансов, к которым относится открытая инфляция. Характерной особенностью России является устойчивый, достаточно высокий уровень инфляции, несмотря на усилия властей. Это свидетельствует  о наличии постоянно действующих  факторов, влияющих на характер денежных отношений, а также об ограниченности и неэффективности действующих  методов управлениями этими отношениями.

История регулирования российской инфляции обнаруживает несамостоятельность  денежно-кредитного регулирования. Несмотря на освоение Центральным банком РФ всех инструментов воздействия на масштабы денежного обращения и стоимость  денег, инфляция не находится в полной мере под контролем центрального эмиссионного органа страны. И причина  не только в немонетарных причинах инфляции. Кредитно-денежная политика жестко связана с другими видами экономической политики, в частности валютной и фискальной, и конкретным состоянием экономики.

Анализ использования инструментов денежно-кредитной политики в России показывает, что наиболее важные их них, прежде всего, уровень процентных ставок и валютный курс за последние  годы стабилизировались. Процентные ставки по кредитам до одного года (в рублях) юридическим лицам в течение  2009 г. изменялись за первый квартал - 16,6 %, за второй - 15,8 %. Это свидетельствует о том, что процентная политика исчерпала свои возможности по стимулированию экономики. Ставки по кредитам находятся на пределе инфляционного уровня и могут быть снижены только после сокращения инфляции. С 3 февраля 2008 г. ставка рефинансирования ЦБ РФ снижена до 10% годовых. Динамика ставки рефинансирования отображена на рис. 2.2.1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Рис. 3.2.1. Ставка рефинансирования Центрального банка РФ

 

Несмотря на то, что новая процентная ставка стала одной из самых низких с 1992 г., всплеска активности на российском экономическом пространстве, по мнению финансовых аналитиков, это не вызовет. "Ставка рефинансирования не регулирует денежно-кредитную политику России. Наша экономика, в отличие от экономики США, насыщается деньгами за счет валютных интервенций. Основной источник финансов для России - Центральный Банк, так что понижение ставки - это следствие снижения инфляции в стране", - прокомментировал ситуацию главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков.

Стабилизировался валютный курс. Официальный  курс доллара США и евро по отношению  к рублю в 2004-2006 гг. не претерпел  существенных изменения. Наоборот наблюдается  тенденция укрепления рубля по отношению  к доллару, что должно способствовать снижению инфляции (см. рисунок 3.2.1).

ГГода

Курс доллара, руб.

1998

5,99

1999

22,28

2000

28,27

2001

28,37

2002

30,48

2003

31,82

2004

28,84

2005

28,02

2006

28,22

2007

26,53

2008

24,5

2009

32,5


 

Таблица 3.2.1- Динамика курса доллара 1998-2009 гг.

 

Отобразим табличные данные в графической интерпретации на рис. 3.2.2.

 

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.2.2. Динамика курса доллара 1998-2009 гг.

 

Влияние монетарных методов воздействия на инфляцию в условиях российской экономики ослабляется низким уровнем монетизации по причине несбалансированности российской экономики в целом. Особенностью структуры российской экономики является слабой развитие товаров народного потребления. Диспропорция между накопленными денежными средствами и товарным предложением досталась ей в наследство от планового хозяйства. Резкий рост инфляции должен был дать толчок развитию производства потребительских товаров. Однако усилия руководства страны по стимулированию роста ВВП затронули, прежде всего, экспортные отрасли, а также традиционно развитые в России предприятия: добычу полезных ископаемых, оборонные отрасли, транспортное машиностроение, авиацию и некоторые другие. В то же время, отрасли связанные с производством потребительских товаров, постоянно отстают в своем развитии как от других отраслей, так и от ускоренного роста дохода населения. Постоянный рост инфляции сказывается на качестве использования доходов населения. Наблюдается постоянный рост доли расходов населения, используемых на покупку товаров и услуг, в общем объеме доходов. Если в январе 2004 г. она составляла 71,4%, в 2005 г. – 84,3%, в январе 2006 г. – уже 87,2%. Снижение доли доходов населения, используемых на накопление, ограничивает возможности расширения производства продукции в стране, что затрудняет выход из инфляционных процессов.

Для стабилизации денежной системы и осуществления  эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:

- оздоровление  экономики в целом, преодоление  спада инвестиционной активности  и обеспечение приемлемых темпов  роста производства;

- разработка  и осуществление государственной  экономической стратегии, способствующей  становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого  производства;

- усиление  стимулов производственного накопления  у предпринимателей и населения;

- изменение  структуры производственных фондов  в целях расширения производства товаров народного потребления;

- стимулирование  кредитной инвестиционной деятельности  банков;

- совершенствование  налоговой системы, обращая особое  внимание на регулирующую роль  налогов;

- формирование  и развитие единого общероссийского  рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т.д.;

- восстановление  государственных структур управления  и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных рыночных цен;

- создание  условий для превращения зарубежных  долларовых запасов в товары  производственного назначения для  национальной экономики;

- изменение  денежно-кредитной политики, а также  платежно-расчетного механизма в  пользу безналичных расчетов  в целях тесной увязки всех  элементов рыночных товарно-денежных  отношений;

- стимулирование  экспортной продукции, в том  числе вооружения, и проведение  разумной протекционной политики.

Осуществление этих мероприятий в комплексе  потребует определенного времени, но они неизбежно приведут к укреплению национальной денежной единицы и  стабилизации денежной системы России в целом. Уже сегодня наметились некоторые позитивные моменты в  экономике, а темпы инфляции приобрели, хотя и слабую, тенденцию к затуханию.

Одним из направлений  регулирования инфляции являются ее внешние факторы, значение которых  возросло в условиях либерализации  внешнеэкономической деятельности России. Курсовая политика Банка России, сглаживание резких колебаний курса  рубля по отношению к доллару  и евро, ползучая девальвация в  целях поощрения экспорта, то есть, политика "слабого" рубля снижает  эффективность регулирования инфляции, направленного на укрепление рубля  на внутреннем рынке. Это связано  с зависимостью внутренних цен от валютного курса рубля в условиях значительной доли (до 50%) импортных  товаров на российском потребительском  рынке. Причем даже при временном повышении курса рубля к доллару цены не снижаются.

В условиях российской экономики основным фактором наблюдаемой инфляции выступает  покупка Банком России выручки в  иностранной валюте, поступающей  от экспортных операций. Это приводит к появлению избыточной денежной массы в экономике. Инфляционного  эффекта валютных интервенций можно  было бы избежать, используя такой  инструмент денежно-кредитного регулирования  как операции на открытом рынке, а  именно путем оперативной продажи  Банком России государственных ценных бумаг коммерческим банкам.

В результате поступающая в результате валютных интервенций дополнительная денежная масса оперативно изымается и, соответственно, инфляционного эффекта не возникает. Влияние валютных интервенций на уровень инфляции в России объясняется  между тем не столько невозможностью стерилизовать денежную массу, сколько  неумением её правильно трансформировать в форме интервенций в реальный сектор экономики. Следовательно, проблема заключается не в избытке денежной массы, а в неумении правильно  «канализировать» дополнительный её выпуск, в результате чего денежные средства аккумулируется на корреспондентских  счетах в коммерческих банках.

В связи с  вышеизложенным, основная задача, стоящая  в настоящее время перед Банком России, заключается в определении  способов трансформации денежной массы  в реальный сектор экономики.

 

3.3 Анализ инфляции и принятых антиинфляционных мер

 

В условиях  шокового  перехода   России   к   рыночной   экономике   произошли структурные  изменения.  В  результате  приватизации  сформировался  частный сектор, появились миллионы акционеров. Россияне были  вовлечены  в  массовую спекулятивную игру на повышение курса ценных бумаг, а  также  доллара  США  и снижение курса рубля. Возникли сомнительные финансовые пирамиды типа МММ  на частном  уровне  и  ГКО-ОФЗ  на  государственном. Нарождающуюся рыночную экономику периодически сотрясают финансовый, биржевой, валютный,  банковский кризисы в условиях экономического  спада. Скрытая  инфляция,  проявлявшаяся прежде в товарных дефицитах, стала явной. Неэффективные рекомендации МВФ в духе либерализма и монетаризма без учета специфики России  стимулировали длительный спад производства и сильную инфляцию.

С  1992  г.  инфляция в России  переросла  в  стагфляцию   (сочетание экономического спада - стагнации - с инфляцией). Розничные  цены  выросли в 1992 г. в 26,1 раза, в 1993 г. - 9,4 раза, 1994 г. - 3,2  раза,  1995  г.  - 2,3  раза  в условиях  снижения   ВВП,   промышленного  производства   и инвестиций.

Новое явление  в России - снижение темпа инфляции с  1996  г.  до  конца августа 1998 г. (21,8% в 1996 г., 11% в 1997 г.)  Инфляция  была  подавлена, но огромный   инфляционный    потенциал    сохранился,    так    как    ее воспроизводственные   факторы   не   были   преодолены.    Главный    дефект антиинфляционной политики состоял в том, что  в  России  впервые  в  мировой практике  была  применена  дефляция   -   сжатие   спроса   -   в   условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои  финансовые  трудности  на  население. За рубежом дефляционная  политика  обычно  проводится  в  условиях  «перегрева» экономической  конъюнктуры,  и  ее  крайняя  мера   -   блокирование   роста заработной  платы.  Дефляция  в  России  способствовала  резкому  обострению социально-экономических противоречий, которые  в конечном  счете усугубили инфляционный процесс.

Одной из  причин  дефляционной  политики  явилось  возведение  в  ранг официальной  догмы  либерализма  и  монетаристской  концепции   без   учета трудностей перехода России к рыночной экономике и вопреки опыту  зарубежных стран. Там  давно  отказались  от  безоглядного  либерализма   и   чистого монетаризма и комбинируют  их  постулаты  с  рецептами   кейнсианства   о   необходимости государственного регулирования. Российские  реформаторы  опирались  на  прямолинейную   монетаристскую интерпретацию зависимости  инфляции  лишь  от  избыточного  выпуска денег, бюджетного дефицита  и  нестабильности  валютного  курса  и  преувеличивали эффективность рыночного регулирования  (рынок  якобы  лучше  проведет  свою работу, чем государство).

Информация о работе Спрос и предложение