Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:26, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть особенности инфляционных процессов в России и рассмотреть методы антиинфляционной политики государства.
Последовательное снижение инфляции
в последние годы является главной
целью денежно-кредитной
По итогам 2011 года инфляция в России составила 6,1%, что является наименьшим значением с 1991 года. Отметим, что в 2010 году инфляция в стране составила 8,8%, в 2009 год — также 8,8%, в 2008 году равнялась 13,3%.
На базе этих положительных тенденций постепенно инфляция будет снижаться до 3—5%.
В современных условиях основным фактором инфляции является слабый контроль государства за ценами естественных монополий, монополизацией локальных рынков, их криминализацией. В меньшей мере на инфляцию оказывают давление монетарные факторы, в частности увеличение доходов населения.
Негативные социальные и экономические
последствия инфляции вынуждают
правительства разных стран проводить
определенную экономическую политику.
Антиинфляционная политика насчитывает
богатый ассортимент самых
Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:
- сокращение инфляционного потенциала;
- предсказуемость динамики инфляции;
- снижение темпов инфляции;
- стабилизация цен.
Стратегическая
цель антиинфляционной политики —
привести темпы роста денежной массы
в соответствие с темпами роста
товарной массы (или реального ВВП)
в краткосрочном плане, а объем
и структуру совокупного
В рамках первого предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию.
Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.
Важное место
в теории оптимального налогообложения
принадлежит исследованиям
Американский экономист А. Лаффер обосновал
прямую зависимость между прогрессивностью
налогообложения, национальным производством
и доходами бюджета. Эту зависимость он
изобразил в виде кривой, которая получила
название "кривая или петля Лаффера"
Рис. 2.1.1. Кривая «Лаффера»
Кривая Лаффера показывает зависимость доходов бюджета от налоговых ставок на прибыль и зарплату. Кривая Лаффера показывает, что существует оптимальный уровень налоговой ставки, при котором налоговые поступления в бюджет максимизируются. В случаях, когда этот уровень выше оптимального, эффективность налогообложения падает.
На кривой Лаффера: t - средний уровень налоговых ставок, Д - среднегодовой (долгосрочный) показатель объема налоговых поступлений. Точка А показывает налоговый оптимум, при котором налоговые поступления государству достигают максимума (Д2).
Предположим, что налоговые ставки снижены с уровня t1 до t2. Хотя ближайшим результатом более либеральной налоговой политики станет временное падение объема налоговых поступлений, но в долгосрочном периоде улучшатся условия инвестирования, вырастет производство, занятость, а вслед за этим - масса доходов, подлежащих налогообложению. Начнут расти и доходы государства (Д2 > Д1).
Определить точно величину такой ставки для каждого налога чрезвычайно сложно, но есть признаки, по которым можно судить, превышена ли критическая точка налогообложения:
Второй подход
рекомендуется сторонниками монетаризма.
На первый план выдвигается денежно-кредитное
регулирование, косвенно и гибко
воздействующее на экономическую ситуацию.
Если мероприятия бюджетной политики
непосредственно направлены на рынок
благ, то при проведении кредитно-денежной
политики объектом регулирования является
денежный рынок. Суть кредитно-денежной
политики состоит в воздействии
на экономическую конъюнктуру
1) Операции
на открытом рынке ценных
2) Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы – это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.
3) Валютная
политика (валютное регулирование).
Целевые показатели валютного
курса (фиксированные или
4) Таргетирование инфляции - установление целевых показателей. Получило в последние 8-9 лет большое распространение как метод регулирования национального финансового рынка: в настоящее время таргетирование инфляции применяют около 21 стран (8 развитых и 13 развивающихся). Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции – главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.
Денежную эмиссию Центральный банк осуществляет через приобретение каких-либо уже функционирующих в экономике активов. В связи с этим можно выделить три наиболее распространенные канала эмиссии денег:
1) Валютный
канал эмиссии. Увеличение
2) Фондовый
канал эмиссии. Этот канал
3) Кредитный
канал эмиссии. ЦБ РФ
Монетарные
методы воздействия на инфляцию могут
быть действенными только в условиях
сбалансированной экономики, когда
изменение денежного
Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен – ростом расходов на оплату труда.
Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов – зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня.
Оппоненты «политики
цен и доходов» считают, что такая
политика не только не снижает инфляционных
ожиданий, но, наоборот, провоцирует
их рост. И предприниматели, и профсоюзы
ждут отмены контроля, а в это
время их аппетиты в отношении
роста цен и доходов
Когда в стране инфляция достигает
таких размеров, что грозит перерасти
в гиперинфляцию, выбор правительства
имеется только в отношении того,
как сокращать темп роста денежной
массы: резко («шоковая терапия») или
постепенно (градуировано). Эта задача
решается по-разному в зависимости
от социально-экономической
Одним из вариантов шоковой терапии является проведение предваряющей либерализацию цен (или совмещение с ней) денежной реформы конфискационного типа с последующим проведением жесткой монетарной политики. Реформы такого типа предполагают проведение обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. При этом на суммы подлежащих обмену старых денег нередко накладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различных экономических субъектов.