Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 08:20, курсовая работа

Описание работы

Спрос и предложение – самые важные понятия, которые рассказывают о взаимодействии продавцов и покупателей, с учетом того, что и те, и другие стремятся к наиполному удовлетворению своих потребностей.
Покупатель всегда будет стараться купить нужный ему товар, по более низкой цене, а продавцы, соответственно, имеют стремление к продаже, по более высокой. Цена товара - это важный фактор, как для предложения, так и для спроса, и является их общим фактором. Так же, вместе с ценой, на спрос влияет возможность покупателя заменить данный товар, на аналогичный, т.е. близким по значению и выполняемым функциям, а на предложение - уровень развития, в данной отрасли, технологии.
Так как желания продавцов и покупателей выполняются исключительно за счет друг друга, то их встреча просто неизбежна, в связи с этим образуется рынок. Рынок - это система экономических отношений между поставщиками товара, и его покупателями, вследствие которых они совершают сделки.

Содержание работы

Введение 2-4
1. Спрос и предложение, их законы 5
1.1. Спрос: сущность, виды, закон.
Кривая спроса. 5-10
1.2. Предложение: сущность, виды, закон.
Кривая предложения 10-15
1.3. Факторы, влияющие на спрос и предложение 15-18
Вывод 18
2. Эластичности спроса и предложения 19
2.1. Понятие эластичности 19-21
2.2. Виды эластичности спроса 21-24
2.3. Виды эластичности предложения 24-26
2.4. Практическое применение теории эластичности 26-30
Вывод 30
3. Равновесие на рынке, рыночная цена 31
3.1. Взаимодействие спроса и предложения.
Равновесие на рынке 31-34
3.2. Рыночная цена: общее представление, функции. Механизм формирования цен. 35-48
3.3. Государственное регулирование цен 49-55
Вывод 55
Заключение 56-57
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)

Следует учесть и такой важный момент. Формулируя закон спроса, мы под ценой подразумеваем цену относительную, т. е. рассчитанную по отношению к другим товарам.

 

Кривая спроса.

В графическом  виде шкалу спроса можно представить  как кривую спроса.

На рис. 1.1., показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси показана величина спроса на условный товар, а по вертикальной - цена на него. Величина спроса и цена связаны обратной зависимостью: Q - возрастает, когда P - убывает. Кривая наклонена вниз, эта важная зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса. Он основывается как на здравом смысле, так и на экономической теории.

Рис. 1.1.Кривая спроса на условный товар.

 

Каждая точка  графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил  купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения  цены и величины спроса в своих  приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.

 

1.2.Предложение:  сущность, виды, закон. Кривая предложения.

Предложение-стремление, желание производителя(продавца) предложить к продаже свои товары. Количественно измеряется, выражается величиной, объемом предложения. Величина предложения характеризуется количеством товаров и услуг, которое производитель желает и может, способен продать по данной цене в определенный период времени. Величина предложения зависит от цены, но на предложение влияют и многие другие, так называемые неценовые факторы.2

Предложение —  это товары, которые находятся  на рынке или могут быть туда доставлены. Следует различать натурально-вещественную (по ассортименту) и стоимостную (выраженную в деньгах, ценах сумму товаров) формы товарного предложения.

Объем и структура  предложения характеризуют экономическую  ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок, ибо часть производимой продукции потребляется в производстве.

К товарному  предложению относятся все товары, находящиеся на рынке, включая товары в пути. Оно формируется за счет объема и структуры товарной продукции производства, товарных запасов и импорта. На него оказывают влияние возмещение естественной убыли в торговле, расходы на уценку и снижение цен.

Объем предложения  у каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, придержат часть его на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, то производители постараются увеличить предложение товара, попытаются сбыть даже бракованные изделия.

Предложение товаров  на рынке во многом зависит от издержек производства — производственных затрат, которые многие экономисты определяют как важнейший фактор, воздействующий на предложение.

Объясняется это  следующим. Производитель, если на него не оказывается экономического давления, действует, соблюдая свои собственные  интересы, т.е. стремится максимизировать  получаемую им прибыль (разницу между выручкой от реализации и затратами на производство). Это означает, что, принимая решение об объеме производства для предложения на рынке, производитель всякий раз выбирает такой объем производства, который обеспечивает ему наибольшую прибыль.

Предложение товаров, как и спрос, - это неотъемлемая и не менее существенная часть  процесса ценообразования на рынке.

Под предложением микроэкономика понимает то количество товара, которое продавцы хотят и  могут продать на рынке данного  товара в данный период времени при данных условиях.

1.Предложение  касается какого-то товара, блага,  произведенного на продажу. Например, фермер может часть картофеля  выращивать для собственного  потребления, а часть на продажу.  Именно вторая часть обеспечивает  предложение данного товара.

2.Предложение  предстает как сумма предложений  со стороны отдельных продавцов.  Хотя на монопольном рынке  оно обеспечивается одним продавцом.

3.Под продавцами  понимаются все, кто предлагает  товар: предприятия-изготовители, оптовые  или розничные торговцы, склады, магазины и т.д.

4.Предложение  данного товара обеспечивается  на определенном рынке: локальном,  региональном, национальном.

5.Величина предложения  определяется за какой-то период  времени: на данный момент, день, неделю, месяц и т.д. Соответственно, на данный момент предложение включает товары, которые есть в наличии, а на длительный период, кроме этого, и те, которые будут в данный период времени произведены и предложены к продаже.

Условия, при  которых складывается предложение, определяются ценами на данный товар и источниками обеспечения предложения. Цена может быть такой, при которой произведенный товар может не предлагаться.

Основным источником предложения является производство. Но таковым можно считать и  товарные запасы. Например, товар произведен, но из-за невыгодной цены направлен не на рынок, а на склад, где он лежит, дожидаясь установления выгодной цены. Если такая цена устанавливается, товар со склада направляется на рынок.

Закон предложения.

Закон предложения  гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены. То есть, чем выше цена товара, тем больше величина его предложения; чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения. 
Закон предложения показывает, что существует прямая зависимость между ценой и объемом предложения. Тот факт, что объем предлагаемых товаров увеличивается с ростом цены на него, объясняется стремлением производителей увеличить свою прибыль. Чем выше цена, тем больше у них стимулов для производства и продажи своего товара. 
Основным, ведущим фактором в законе предложения выступает цена. Для продавца цена - побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены - сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара. 
Так же на предложение кроме цены влияют и другие факторы: 

1. Цены на ресурсы.

2. Уровень технологий производства.

3. Государственная политика налогов и дотаций

4. Изменение цен на другие виды продукции

5. Ожидаемое изменение цен продукции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кривая  предложения.

Кривая предложения - представленная в графической форме  зависимость между величиной  предложения товара на рынке (количеством  предлагаемого по данной цене товара) и ценой этого товара при неизменных прочих (неценовых) факторах, влияющих на предложение. Кривая предложения графически отображает закон предложения, согласно которому чем выше цена, тем больше при прочих равных условиях величина предложения.

 

Рис. 1.2.Кривая предложения на условный товар.

 

Восходящая  кривая предложения выражает сущность закона предложения, который заключается  в том, что для значительного  объема благ, чем выше цена на них, тем  больший объем этих благ предлагается производителями на рынке. "Вогнутость" кривой предложения объясняется следующим образом: с повышением цены блага в его выпуске участвует все большее количество фирм, вызывая тем самым значительный прирост объема предложенного блага. По мере роста цены блага на определенном этапе рынок окажется перенасыщенным и расширение выпуска блага прекратится, в результате объем выпуска благ стабилизируется независимо от уровня цен. Если же цена будет продолжать расти, кривая предложения станет вертикальной. В основе кривой предложения лежат следующие компоненты:

-издержки производства, или производственные затраты, которые прежде всего определяются ценами на ресурсы и техническим прогрессом;

-технология  производства. Использование более  совершенной технологии понижает  издержки производства, выпускается  больше благ, что увеличивает объем предложения продукции;

-цены на ресурсы.  Например, снижение заработной платы  рабочих фирмы сокращает издержки  производства и увеличивает предложение  благ;

-цены сопутствующих  благ, особенно тех благ, которые  могут быстро заменить друг друга как продукты одного производственного процесса. Если цена одного сопутствующего блага повысится, то увеличится цена и второго;

-количество  товаропроизводителей. Чем больше  их, тем больше предлагаемого  блага; 

-количество  покупателей данного блага. Чем больше их, тем больше могут купить этого блага;

-налоги и  субсидии. Увеличение налогов уменьшает  объем выпуска. Субсидии, наоборот, вызывают расширение производства;

-государственная  политика. Например, отказ от квот  и таможенных тарифов на импорт благ ведет к увеличению их предложения;

-особые факторы.  Например, погода оказывает сильное  влияние на сельское хозяйство. 

 

 

1.3. Факторы,  влияющие на спрос и предложение.

Цена является самым важным фактором, определяющим величину спроса, т.е. объем покупаемых товаров. Однако существуют и другие факторы, влияющие на объем покупок, т.е. на спрос. Сюда относятся неценовые факторы, которые оказывают влияние на изменение спроса и этим самым сдвигают кривую спроса вправо (если спрос растет) или влево (если спрос падает).

Важнейшими  неценовыми факторами изменения  спроса (т.е. независимо от изменения  цены) являются:

1.Вкусы и  предпочтения потребителей. Изменение  потребительских вкусов может  быть вызвано рекламой, изменением  моды, появлением новых продуктов  в связи с новыми технологиями и.т.д.

2.Число покупателей.  Увеличение на рынке числа  покупателей обуславливает повышение  спроса и сдвиг кривой спроса  вправо. Уменьшение числа покупателей  сокращает спрос и сдвигает  кривую спроса влево.

3.Рост и снижение  доходов населения. Повышение денежных доходов приводит к тому, что спрос на большинство товаров повышается. И, наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает.

4.Динамика цен  на товары-заменители и сопутствующие  товары. Взаимозаменяемые товары  – это такие пары товаров, для которых рост цен на один товар приводит к росту спроса на другой товар.

5.Ожидания потребителей. Потребительские ожидания относительно  возможного повышения цен или  увеличения доходов могут побудить  потребителей к увеличению покупок и уменьшению ограничений на текущие расходы. И наоборот, возможное понижение цен или уменьшение доходов могут побудить потребителей к уменьшению покупок и увеличению ограничений на текущие расходы. Влияние на величину спроса неценовых факторов

 

Рис. 1.3.Сдвиг кривой спроса.

 

При увеличении спроса под воздействием неценовых  факторов кривая спроса смещается вправо D1D1, а при уменьшении спроса – влево D2D2.

Таким образом, изменение спроса может быть как  результатом изменения цены, так  и результатом неценовых факторов. Изменение спроса в результате изменения цены графически объясняется как движение по кривой спроса. Изменение спроса при неизмененных ценах выглядит как сдвиг самого спроса. Для различения этих ситуаций в первом случае говорят об изменении «величины спроса», а во втором случае – об изменении «спроса».

Величина предложения, как и величина спроса, может изменяться также под влиянием неценовых  факторов. Это можно выразить графически.

 

Рис. 1.4.Сдвиг кривой предложения.

 

Сдвиг кривой предложения – реакция продавцов на изменение неценовых факторов; отражает изменение предложения (характера предложения). Изменение предложения - это изменение того объема благ, которое производители желают и могут продать; изображается сдвигом всей кривой предложения.

На динамику величины предложения кроме цен  могут влиять следующие факторы:

1.Цена на  ресурсы. Существует тесная связь  между издержками производства  товаров и предложением этим  товаров. Снижение цен на ресурсы  снижает и издержки производства. Поэтому при неизменной цене на производимые товары их будет произведено и предложено больше. Это приведет к смещению кривой предложения вправо. И наоборот, если цены на ресурсы повысятся, то предложение товаров сократится, а кривая предложения сдвинется влево.

2.Уровень технологии производства. Совершенствование технологии позволяет снижать издержки. Это оказывает такое же влияние, как и снижение цен на ресурсы.

3.Государственная  политика налогообложения и дотаций.  Повышение налогов увеличивает  издержки производства, а, следовательно, уменьшает предложение. Напротив, дотации государства на производство какого-либо товара ведут к снижению издержек. Следствием этого является увеличение предложения и сдвиг кривой предложения вправо.

4.Изменение  цен на другие виды продукции. Если, например, увеличивается цена на кукурузу, а цена пшеницы, остается прежней, то предложение пшеницы уменьшится, а кукурузы – увеличится. В таком случае часть посевных площадей, на которых прежде возделывалась пшеница, будет засеяна кукурузой.

5.Ожидаемое изменение цены продукции. Здесь возможны различные варианты. Например, при ожидании роста цен фермеры могут задержать вывоз пшеницы текущего урожая на рынок. С другой стороны, ожидание предстоящего повышения цен способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

Информация о работе Спрос и предложение