Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 08:20, курсовая работа
Спрос и предложение – самые важные понятия, которые рассказывают о взаимодействии продавцов и покупателей, с учетом того, что и те, и другие стремятся к наиполному удовлетворению своих потребностей.
Покупатель всегда будет стараться купить нужный ему товар, по более низкой цене, а продавцы, соответственно, имеют стремление к продаже, по более высокой. Цена товара - это важный фактор, как для предложения, так и для спроса, и является их общим фактором. Так же, вместе с ценой, на спрос влияет возможность покупателя заменить данный товар, на аналогичный, т.е. близким по значению и выполняемым функциям, а на предложение - уровень развития, в данной отрасли, технологии.
Так как желания продавцов и покупателей выполняются исключительно за счет друг друга, то их встреча просто неизбежна, в связи с этим образуется рынок. Рынок - это система экономических отношений между поставщиками товара, и его покупателями, вследствие которых они совершают сделки.
Введение 2-4
1. Спрос и предложение, их законы 5
1.1. Спрос: сущность, виды, закон.
Кривая спроса. 5-10
1.2. Предложение: сущность, виды, закон.
Кривая предложения 10-15
1.3. Факторы, влияющие на спрос и предложение 15-18
Вывод 18
2. Эластичности спроса и предложения 19
2.1. Понятие эластичности 19-21
2.2. Виды эластичности спроса 21-24
2.3. Виды эластичности предложения 24-26
2.4. Практическое применение теории эластичности 26-30
Вывод 30
3. Равновесие на рынке, рыночная цена 31
3.1. Взаимодействие спроса и предложения.
Равновесие на рынке 31-34
3.2. Рыночная цена: общее представление, функции. Механизм формирования цен. 35-48
3.3. Государственное регулирование цен 49-55
Вывод 55
Заключение 56-57
Список использованной литературы
Распределительная функция цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие социальные задачи общества»6.
С помощью цены осуществляется перераспределение создаваемой стоимости между производителем и потребителем, между отдельными категориями населения. Особенно наглядно эта функция выражается в ценах, которые регулируются государством. При установлении цены на товар выше его стоимости часть ее перераспределяется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавец соответственно получает увеличенные доходы.
Отклонения цены товара от его стоимости носят массовый характер из-за множества торговых сделок. Это свидетельствует о закономерности отклонений цен на конкретные товары от их стоимости. Однако по всей товарной массе в результате купли-продажи цена и стоимость в своей совокупности уравновешиваются, поскольку выигрыш одних должен быть равен проигрышу других. Следовательно, равенство суммы цен всех товаров и их стоимости является такой же закономерностью, как и отклонения цен от стоимости по каждому конкретному товару в отдельности.
В качестве средства перераспределения чаще всего используются регулируемые цены. Однако они — не единственный инструмент распределения и перераспределения. Особую роль здесь играют финансы и кредитная система. Так, при решении задачи повышения жизненного уровня определенной категории населения эффективнее всего использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (заработная плата, пенсии, пособия), или ставки налоговых платежей. Использование цен в данном случае дает меньший эффект, поскольку от снижения цен обычно выигрывает все население.
4. «Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.
Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения и требует принятия необходимых мер по их преодолению. Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия между спросом и предложением. При появлении диспропорций в развитии хозяйства, несоответствии между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением/сокращением производства товаров, либо путем роста/снижения цены, либо и тем, и другим методами одновременно.
Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента, необходимых рынку товаров, пользующихся спросом. В условиях административно-командной системы управления сбалансированность между спросом и предложением регулировалась планами производства и материально-технического снабжения. Спрос лишь частично регулировался установлением относительно более высоких цен на особо модные товары и снижением цен на товары, не пользующиеся спросом, — так называемые сезонные цены (уценки)»7.
В условиях рыночных отношений цена в этой функции как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства: сокращается производство товаров, не пользующихся спросом, а материальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпуска товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом.
Спрос выражает потребность в товаре со стороны покупателя с учетом имеющихся у него возможностей купить товар. Практически это выражается в установлении обратной зависимости между рыночной ценой и количеством приобретаемых товаров. При прочих равных условиях количество приобретаемых товаров зависит от уровня цен на них. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено покупателем, следовательно, объем проданных товаров снизится. Спрос на товары увеличивается с уменьшением цены. При повышении спроса, когда имеет место дефицит товаров, цены на них неизбежно растут. В условиях избытка товаров их продажа возможна лишь при снижении цен.
Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, представленных на рынке. При повышении цен растет объем товаров, предлагаемых к продаже, и наоборот. Таким образом, уравновешивающую функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение предложения при нехватке товаров и понижающая спрос при избытке товаров.
По меpe становления рыночных структур и развития конкуренции, по мере достижения сбалансированности между спросом и предложением повышение цен должно обусловливаться только улучшением качества и расширением ассортимента товаров.
С развитием рыночных отношений, свободного предпринимательства и конкуренции эта функция цены будет все более усиливаться и со временем станет доминирующей при формировании цен на товары в рыночном хозяйстве.
Различают два
подхода в методологии
Однако подход к ценообразованию на основе
трудовой теории стоимости испытывает
значительные трудности в определении
цены товаров и услуг, не имеющих трудового
происхождения (например, цена земли, природных
ресурсов в целом), являющихся естественным
фактором производства.
Полезностный подход к ценообразованию
опирается в целом, на маржинализм. Этот
подход исходит из субъективного желания
потребителя извлечь максимум полезности
из своих ограниченных ресурсов (бюджета).
В конце XIX в. английский экономист А. Маршалл
соединил оба подхода в целостной теории
рынка.
В современной западной экономике большинство
фирм используют для формирования цен
метод "полных затрат" (сумма всех
издержек производства с добавлением
надбавки на прибыль, отнесенные на единицу
продукции). Механизм ценообразования
включает следующие технологические стадии:
изучение допустимого уровня цены и качества
товара на различных рынках; определение
уровня издержек производства и реализации
товара в зависимости от объема производства
и с учетом фактора времени, а также уровня
цен на оборудование, сырье и материалы;
оценка возможной массы прибыли и чистой
прибыли при различных объемах продаж
с учетом выплаты налогов, процентов за
кредит и других обязательных платежей
из прибыли; оценка конкурентоспособности
данного товара; согласование уровня надбавок
и скидок к цене с основными покупателями
товара; постоянное изучение конъюнктуры
рынка и эффективности цены, своевременное
ее снижение для расширения масштабов
спроса. Механизм ценообразования требует
наличия достаточного объема ценовой
информации и компетенции работников.
В командной экономике государство стремилось
принудительно устанавливать цены практически
на всю продукцию с помощью централизованного
способа. Государственное вмешательство
в рыночное ценообразование чаще всего
сводится к принудительному установлению
цены на уровне ниже рыночного равновесия
спроса и предложения. Мотивацией такого
вмешательства выступают, как правило,
социальные проблемы: ограниченный доступ
к ресурсам или потребительским благам;
неравенство в доходах и т.д.
На современном этапе рыночных отношений
еще не сложился приоритетный метод ценообразования.
Рыночные цены осуществляются стихийно,
в процессе конкуренции между различными
товаропроизводителями. Однако, наметившаяся
тенденция роста объема выпуска отечественных
товаров, уменьшения затрат труда на единицу
продукции выступает основным фактором
понижения, действующих на рынке цен (главным
образом на продукты питания). В тоже время
расширение монополизации при частной
собственности на средства производства
в промышленности, добывающих отраслях
побуждает монополии заключать между
собой соглашения о высоких ценах на реализуемый
товар и низкие цены на приобретаемое
сырье. Это в конечном итоге приводит к
скачкам инфляционного роста цен, сдерживает
развитие основных черт совершенной (чистой)
конкуренции предпринимателей.
Совершенная (чистая) конкуренция - это
соперничество многочисленных производителей,
при котором влияние каждого участника
экономического процесса на общую ситуацию
рынка настолько мало, что им можно пренебречь.
В условиях совершенной конкуренции существует
очень большое число фирм, производящих
стандартизированный продукт. Основными
чертами совершенной конкуренции являются:
1) Очень большое число независимо действующих
продавцов, обычно предлагающих свою продукцию
на высоко организованном рынке. Примером
служат фондовая биржа и рынок иностранных
валют;
2) Стандартизированная продукция. Конкурирующие
фирмы производят стандартизированную,
или однородную продукцию. При данной
цене потребителю безразлично, у какого
продавца покупать продукт. На конкурентном
рынке продукты фирм B, C, D и так далее рассматриваются
потребителем как точные аналоги продукта
фирмы А. Вследствие стандартизации продукции
отсутствует основание для неценовой
конкуренции, то есть конкуренции на базе
различий в качестве продукции, рекламе
или стимулирования сбыта;
3) "Соглашающийся с ценой". На чисто
конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют
незначительный контроль над ценой продукции.
Это свойство вытекает из предшествующих
двух. В условиях чистой конкуренции каждая
фирма производит настолько небольшую
часть от общего объема производства,
что увеличение или уменьшение ее выпуска
не будет оказывать ощутимого влияния
на общее предложение, или, следовательно,
цену продукта. Для иллюстрации допустим,
что имеется 10 тыс. конкурирующих фирм,
каждая из которых в настоящее время выпускает
по 100 единиц продукции. Общий объем предложения,
таким образом - 1 млн. единиц. Теперь предположим,
что одна из этих 10 тыс. фирм сокращает
свое производство до 50 единиц. Скажется
ли это на цене? Нет. И причина ясна: сокращение
выпуска одной фирмой оказывает почти
незаметное влияние на общее предложение
- точнее, общее предложенное количество
уменьшается с 1 млн. до 999950 единиц. Это,
очевидно, недостаточное изменение в объеме
предложения, для того чтобы заметно повлиять
на цену продукции. Отдельный, конкурирующий
производитель соглашается с ценой. Он
не может устанавливать новую рыночную
цену, а только приспосабливается к ней,
то есть соглашается с ценой.
Иначе говоря, отдельный конкурирующий
производитель находится во власти рынка;
цена продукта есть данная величина, на
которую производитель не оказывает влияния.
Фирма может получить ту же самую цену
за единицу продукции как при большем,
так и при меньшем объеме производства.
Запрашивать более высокую цену, чем существующая
рыночная цена, было бы бесполезно. Покупатели
не купят ничего у фирмы А по цене 30,5 руб.,
если ее 9999 конкурентов продают идентичный
продукт, или, следовательно, точный заменитель,
по 30 руб. за штуку. Наоборот, вследствие
того что фирма А может продать столько,
сколько она считает необходимым, по 30
руб. за штуку, нет причины для нее назначать
какую-нибудь более низкую цену, например
29,5 руб. В самом деле, поступи она так, и
это вызвало бы уменьшение ее прибылей;
4) Свободное вступление и выход из отрасли.
Новые фирмы могут свободно входить, а
существующие фирмы - свободно покидать
чисто конкурентные отрасли. В частности,
не существует никаких серьезных препятствий
- законодательных, технологических, финансовых
и других, - которые могли бы помешать возникновению
новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных
рынках.
В результате всего этого на таком рынке
ни один из продавцов и покупателей не
способен оказать решающего влияния на
цену и масштабы продаж. Однако такая модель
конкуренции и ценообразования практически
не существует в реальности.
3.3.Государственное регулирование цен.
Государственное регулирование цен – комплекс рычагов прямого и опосредованного влияния государства на механизм ценообразования.
Государственное регулирование цен – объективная необходимость в современных условиях, поскольку:
Государственное
регулирование цен в
Механизм государственного регулирования цен состоит из:
Государственное регулирование цен не исключает свободы выбора потребителей в приобретении необходимых им товаров и услуг. При этом оба элементы механизма ценообразования (рынок и государственное регулирование) ориентируются на достижение таких целей:
Реализации таких целей препятствуют диспропорции распределения доходов, монополизм экономики, колебания уровня безработицы и т.д. Поэтому государство пытается найти оптимальную пропорцию между централизацией и децентрализацией, между двумя формами регулирования цен – экономической (рыночной) и административной (осуществляемой на основании правительственных постановлений).
Различают два
вида административного
Прямое регулирование
– непосредственное установление нижней (цена «пола») и верхней (цена
«потолка») границ цен на важнейшие товары,
которые формируют расходы на производство
других видов товаров, например, на топливо,
сырье, продукцию тяжелой промышленности
и т.д.
Цена «пола» – это установленная государством
минимальная цена, ограничивающая ее снижение.
Примером цены «пола» может служить запрет
антимонопольного законодательства на
реализацию продукции по ценам ниже себестоимости.
В отдельных случаях цены на ряд товаров
(например, пшеницу, кукурузу, мясо птицы
в США) сознательно завышаются государством,
с тем, чтобы предотвратить разорение
отдельных категорий товаропроизводителей
(в данном случае фермеров), сняв, таким
образом, угрозу социальной напряженности.
Образующиеся при таком завышении цен
товарные излишки, американское правительство
скупает у фермеров за счет средств государственного
бюджета для дальнейшего экспорта в другие
страны. Отсюда, кстати, и весьма агрессивная
экономическая политика американского
правительства по вопросам экспорта, например,
куриного мяса в Россию.
Цена «потолка», напротив, ограничивает
повышение цены.
Например, осуществляя социальную политику
государство может устанавливать максимальные
цены на отдельные виды продуктов питания,
лекарственные средства и ряд других товаров
и услуг (например, тарифов на электроэнергию,
жилищно-коммунальные услуги, железнодорожные
перевозки и др.), выше которых продавцы
не вправе назначать свои цены. Нехватка
товаров, возникающая как результат такого
занижения цен по сравнению с уровнем
равновесия, разрешается обычно путем
введения нормированного распределения
товаров и услуг.
Таким образом, административное установление
цены выше или ниже равновесной цены приводит
к экономическим потерям общества
– продается меньше товара, чем хотели
бы продать продавцы, или покупается меньше,
чем хотели бы приобрести покупатели.
Методы прямого воздействия на цены –
их замораживание, блокирование, введение
ценовых режимов, заключение соглашений
о ценах, субсидирование цен, направленное
на развитие отдельных отраслей и производств,
особенно сельского хозяйства. Субсидии8 составляют 7,1% валового внутреннего
продукта отрасли во Франции, 12,7% – в ФРГ,
13,7% – в Австрии, 14,8% – в Ирландии, 17,7% –
в Дании, 27,7% – в Великобритании, 32,4% –
в Норвегии. Без таких субсидий сельское
хозяйство стран Западной Европы пребывало
бы в упадке. В США сложилась практика
ежегодной разработки программ добровольного
ограничения объемов производства сельскохозяйственной
продукции, а также программ закупки ее
у фермеров по гарантированным ценам.
Фермеры получают залоговые ссуды, чтобы
на время низких цен они не выходили продукцией
на рынки. Государство использует и такое
средство прямого вмешательства в ценообразование,
как гарантированные цены, обеспечивающие
фермерам установленный уровень рентабельности.
Непосредственно государство устанавливает
цены на экспортную продукцию. Контроль
за оптовыми ценами на основании расчета
цен по методу полных затрат на производство
также является прямым вмешательством
в ценообразование.
Косвенное государственное
регулирование цен
Налоги выступают
в условиях рыночной экономики, прежде
всего как «цена
Налоги и сборы включаются в цену товара разными методами, при этом уменьшают размеры чистой прибыли, т. е. ограничивают финансовые источники для самофинансирования производства. Более высокая цена всегда ограничивает спрос на товары со стороны домашних хозяйств. Следовательно, вполне можно ожидать и сокращения объема предложения (производства) товаров вслед за наращиванием налогового пресса.
Таким образом,
жесткое налогообложение
Льготное кредитование, уменьшение процентных ставок по банковским ссудам воспринимаются производителями как снижение цены «денежного ресурса», что способствует снижению издержек производства. Все это незамедлительно приводит к оживлению деловой активности. Дело не только в том, что производство продукции становится более прибыльным. Снижение процентной ставки позволяет предпринимателям приступить к реализации тех инвестиционных проектов, выполнение которых до этого откладывалась из-за нерентабельности или просто убыточности.
Субвенции и
субсидии со стороны государства, выступающие
для предприятия как