Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 08:20, курсовая работа

Описание работы

Спрос и предложение – самые важные понятия, которые рассказывают о взаимодействии продавцов и покупателей, с учетом того, что и те, и другие стремятся к наиполному удовлетворению своих потребностей.
Покупатель всегда будет стараться купить нужный ему товар, по более низкой цене, а продавцы, соответственно, имеют стремление к продаже, по более высокой. Цена товара - это важный фактор, как для предложения, так и для спроса, и является их общим фактором. Так же, вместе с ценой, на спрос влияет возможность покупателя заменить данный товар, на аналогичный, т.е. близким по значению и выполняемым функциям, а на предложение - уровень развития, в данной отрасли, технологии.
Так как желания продавцов и покупателей выполняются исключительно за счет друг друга, то их встреча просто неизбежна, в связи с этим образуется рынок. Рынок - это система экономических отношений между поставщиками товара, и его покупателями, вследствие которых они совершают сделки.

Содержание работы

Введение 2-4
1. Спрос и предложение, их законы 5
1.1. Спрос: сущность, виды, закон.
Кривая спроса. 5-10
1.2. Предложение: сущность, виды, закон.
Кривая предложения 10-15
1.3. Факторы, влияющие на спрос и предложение 15-18
Вывод 18
2. Эластичности спроса и предложения 19
2.1. Понятие эластичности 19-21
2.2. Виды эластичности спроса 21-24
2.3. Виды эластичности предложения 24-26
2.4. Практическое применение теории эластичности 26-30
Вывод 30
3. Равновесие на рынке, рыночная цена 31
3.1. Взаимодействие спроса и предложения.
Равновесие на рынке 31-34
3.2. Рыночная цена: общее представление, функции. Механизм формирования цен. 35-48
3.3. Государственное регулирование цен 49-55
Вывод 55
Заключение 56-57
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)

 Итак, когда  изменяются цены на неценовые  факторы - это сдвиг кривой  предложения, т. е. изменение  предложения. Когда происходит  изменение объема предложения  в ответ на изменение цены  данного блага - это движение вдоль кривой предложения.

 

Вывод:

Спрос и предложение  подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители  готовы приобрести по низкой цене большее  количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой. Так же спрос и предложение подчинены различным факторам на них влияющих, такие как ценовые и неценовые факторы. При влиянии на величину спроса и предложение неценовых факторов мы наблюдаем сдвиг их кривых.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Эластичности  спроса и предложения.

 

2.1.Понятие  эластичности.

Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение  другой, связанной с первой величиной.

Понятие "эластичность" ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др.

Способность одной  экономической переменной реагировать  на изменение другой может быть проиллюстрирована  различными методами, исходя из выбранных  единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.

Количественную  меру эластичности можно выразить посредством  коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности - это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

Виды эластичности. Выделяют следующие виды эластичности:

  • эластичность спроса по цене;
  • эластичность спроса по доходу;
  • эластичность предложения по цене;
  • перекрестная эластичность спроса по цене;
  • точечная эластичность спроса;
  • дуговая эластичность спроса;
  • эластичность соотношения цен и заработной платы;
  • эластичность технического замещения;
  • эластичность прямой линии.

 

 

 

 

Свойства эластичности.

  1. Эластичность — это безмерная величина, значение которой не зависит от того, в каких единицах мы измеряем объем, цены или какие-либо другие параметры.
  2. Эластичность взаимно обратных функций — взаимно обратные величины:

  • E— эластичность спроса по цене;
  • E— эластичность цены по спросу;
  • В зависимости от знака при коэффициенте эластичности между рассматриваемыми факторами может иметь место:
  • Прямая зависимость, когда рост одного из них вызывает увеличение другого и наоборот, например эластичность спроса на товары по потребительскому доходу E >0;
  • Обратная зависимость, когда рост одного из факторов предполагает убывание другого, например эластичность спроса по ценам E <0;
  • В зависимости от абсолютной величины коэффициента эластичности различают:
  • E = ∞, или абсолютная эластичность, когда незначительное изменение какого-либо параметра повышает (или понижает) объем на неограниченную величину.
  • |E| > 1, или эластичный спрос (предложение), когда параметр растет более высокими темпами, чем изменяется другой фактор.
  • E = 1, или единичная эластичность, когда рассматриваемый параметр растет теми же темпами, что и воздействующий на него фактор;
  • 0 < E < 1, или неэластичный спрос (предложение), когда темпы роста рассматриваемого параметра меньше темпа изменения другого фактора;
  • E = 0, или абсолютная неэластичность, когда изменение какого-либо параметра рыночной конъюнктуры не влияет на величину рассматриваемого фактора;

 

 

2.2.Виды  эластичности спроса.

Для экономического анализа недостаточно определить направление  изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень  изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса.

Различают эластичность:

    • ценовую,
    • перекрестную,
    • по доходу.

1. Ценовая эластичность  спроса характеризует степень  изменения спроса под влиянием  изменения цены и измеряется  коэффициентом эластичности.

 

, (1)                                                               

 

где ΔP/P - изменение цены (в %);

ΔQd/Qd - изменение  спроса (в %);

Реакция покупателей  на изменение цены (характер эластичности) может быть разная: спрос может  изменяться в большей или меньшей  степени, чем изменилась цена, или  вообще оставаться постоянным.

О характере  ценовой эластичности спроса можно судить по соотношению изменения спроса к изменению цены или по показателю общей выручки от реализации (Р х Q). В зависимости от характера эластичности спроса выручка от реализации при изменении цены может расти, падать, не изменяться.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

 

Виды  ценовой эластичности спроса

Вид эластичности

Соотношение изменения  цены и спроса

Коэффициент эластичности

Изменение выручки  от реализации (PxQ)

Уменьшение  цены

Увеличение  цены

Совершенно  неэластичный спрос

Цена растет (падает) – спрос постоянен

Ed = 0

уменьшается

увеличивается

Неэластичный  спрос

Цена изменяется больше, чем изменяется спрос

Ed < 1

уменьшается

увеличивается

Единичная эластичность спроса

Цена и спрос  изменяются одинаково

Ed = 1

не изменяется

не изменяется

Эластичный  спрос

Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос

Ed > 1

увеличивается

уменьшается

Совершенно  эластичный спрос

Спрос изменяется, цена постоянна

Ed = ∞

уменьшается

увеличивается


 

Степень эластичности спроса варьируется в зависимости  от типа товара:

  • Cпрос на инсулин - совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина;
  • Cпрос на предметы первой необходимости (продукты питания) - неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;
  • Cпрос на предметы роскоши - эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;
  • Cпрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов;
  • Если цена фиксирована, например, установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.

В зависимости  от характера эластичности спроса кривая спроса будет иметь разный наклон (рис. 2.1.).

 

Рис. 2.1. - Кривые спроса с разной ценовой эластичностью

 

Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов:

  • количества заменителей данного товара. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше;
  • удельного веса товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;
  • характера товара - является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен;
  • фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.
  • Перекрестная эластичность спроса - характеризует степень изменения спроса на товар a при изменении цены товара b ( ).

 

,(2)

 

где - изменение спроса на товар a (в %);

- изменение цены на товар b (в %).

Для взаимозаменяемых товаров  > 0; для взаимодополняющих - < 0; для независимых (нейтральных) товаров = 0.

3. Эластичность спроса  по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода ( ).

 

, (3)

 

где - изменение дохода (в %);

- изменение спроса (в %).

Для нормальных товаров  > 0; для товаров низшей категории < 0.

 

2.3.Виды эластичности  предложения.

Степень изменения  объема предложения под влиянием изменения цены характеризует эластичность предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения - Es:

, (4)

 

где ΔQs/Qs - изменение  объема предлагаемой продукции (в %);

ΔP/P - изменение  цены (в %);

Так как зависимость  между ценой и количеством  предлагаемой продукции прямая, то коэффициент эластичности предложения  всегда больше 0.

Предложение может  быть:

    • эластичное (Es > 1);
    • неэластичное (Es < 1);
    • характеризоваться единичной эластичностью (Es =1);
    • совершенно эластичным (Es = );
    • совершенно неэластичным (Es = 0).

Рис. 2.2. Кривые предложения с разной степенью эластичности

 

Характер эластичности предложения зависит от:

способности производства к быстрой переналадке;

  • возможности хранения продукции (предложение скоропортящихся продуктов менее эластично, чем продуктов длительного хранения);
  • фактора времени, т.е. времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены.

Очевидно, чем  больше в распоряжении производителя  времени, чтобы перераспределить ресурсы  в пользу продукта, цена на который  возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

По способности  производителя отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

В краткосрочном  периоде фирма не в состоянии  осуществить какие-либо изменения  в объеме выпускаемой продукции, какая бы ни сложилась рыночная цена. В результате этого предложение может подстраиваться под спрос, изменяя только цену. Кривая предложения занимает в этом случае вертикальное положение. Это означает, что предложение в краткосрочном периоде абсолютно неэластично.

В среднесрочный  период предприятие имеет возможность подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы, повышая объем производства за счет большей загрузки оборудования, интенсификации труда и продажи имеющих запасов. Кривая предложения в этом случае отклонится от строго вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля.

В долгосрочный период производители могут перестроить  производство за счет замены старого  оборудования на новое, более производительное, расширить производственные мощности. В случае повышения цен происходит приток новых фирм в отрасль, производящую данный товар. В долгосрочный период эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях, она достигает максимальной величины.

 

2.4.Практическое  применение теории эластичности.

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Проиллюстрируем  применение этой теории на некоторых  примерах. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращения прибыли за счет потери части потребительского спроса? Чтобы ответить на эти вопросы и првильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и предложения на данный товар. Ниже приведены коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые виды товаров и услуг:

Информация о работе Спрос и предложение